14 ноября в адрес редакции поступило официальное письмо от пресс-службы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (исх. N66 от 14.11.2006) следующего содержания:
"Главному редактору ИА "Русская линия" А.Д.Степанову
Уважаемый Анатолий Дмитриевич!
Большое сожаление вызвала публикация вашим Информационным агентством материала "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь" 9 ноября 2006г. По неизвестным причинам столь уважаемое СМИ разместило столь явно провокационную статью. Тем более странным этот факт кажется в связи с тем, что материал вышел в день заседания Круглого стола "Церковь и дети: поиск новых путей церковной работы с подрастающим поколением в современных условиях" в Даниловом монастыре. К участию в круглом столе приглашались и авторы этой провокационной статьи. Но полноценного участия в нем не приняли, вместо этого сделав попытку дискредитировать наш Центр.
Прошу Вас опубликовать Заявление пресс-службы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи от 14 ноября 2006 года для сохранения добрых и рабочих отношений между нашими организациями.
Полагаю, что Информационное агентство "Русская линия" будет придерживаться принципов объективности и свободы. Поэтому мы готовы в семидневный срок предоставить собственный материал по данной проблематике. Надеюсь получить Ваш ответ в течение [нрзб] дней.
С уважением, руководитель пресс-службы А.С.Козлов".
Одновременно с полученным по факсу письмом на электронный адрес редакции поступило заявление пресс-службы. Воспроизводим его полностью:
ЗАЯВЛЕНИЕ
9 ноября 2006 года ИА "Русская линия" на своем официальном интернет-сайте разместило материал автора Андрея Голубкова "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь".
Материал посвящен критике широко известной в мире программы реабилитации "12 шагов" и сотрудничеству Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы и Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи с группами "Анонимных алкоголиков", которые применяют эту программу реабилитации.
Странным образом, автор материала присвоил заместителю руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумену Петру (Мещеринову) слова, никогда и нигде им не произносившиеся. Более того, обвинил отца Петра в согласии "на компромисс с людьми, сеющими зло на нашей земле".
Следует отметить, что ни Андрей Голубков, ни представители ИА "Русская линия" никогда не обращались в пресс-службу Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи или непосредственно к представителям Центра и Данилова монастыря, чьи слова цитируются и пересказываются в статье "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь". Иных же источников информации автор не указал.
Публикация подобной непроверенной информации по острому вопросу современной церковной и общественной жизни расценивается нами исключительно как провокация, направленная на дискредитацию имени Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи и Московского Данилова монастыря, которые сотрудничают с программой "12 шагов" и Фондом "Нет алкоголизму и наркомании", а использование выражения "ученики Иуды" относительно героев материала является ни чем иным, как оскорблением.
Кроме этого, в вышеуказанном материале автор утверждает, что "Патриарх был введен в заблуждение, также как и многие священнослужители, и таким образом, дал разрешение на открытие при московских храмах групп самопомощи".
Пресс-служба Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи призывает Православное информационное агентство "Русская линия" в будущем воздерживаться от публикации явно провокационных материалов, направленных на разжигание конфликтов и дискредитацию в глазах общественности проектов, имеющих благословение Священноначалия Русской Православной Церкви.
14 ноября 2006 года
В своем ответе Юрию Сергеевичу Белановскому на форуме РЛ я уже высказывался как об обстоятельствах появления этого материала в редакции РЛ, так и о нашей позиции относительно самой сути проблемы. Для тех читателей, кто не заглядывает на наш форум, приведу полностью свой ответ г-н Белановскому, обвинившего автора статьи и редакцию в клевете.
"Уважаемый Юрий Сергеевич! Статью Андрея Голубкова "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь" нам в редакцию с просьбой опубликовать прислали известные в православной среде авторы статей нравственной проблематики Татьяна Львовна Шишова и Ирина Яковлевна Медведева. Их рекомендация, несомненно, повлияла на наше решение опубликовать эту статью.
Насколько я могу судить, поднятая в письме проблема неоднозначно оценивается как специалистами в этой области, так и православной общественностью, и по сути своей является дискуссионной. Автор приводит суждения людей, например, такого авторитетного человека как о. Анатолий Берестов, которые выступают категорическими противниками внедрения программы "12 шагов".
Конечно, авторитет и духовный опыт насельников Данилова монастыря, недавно активизировавшихся в этом служении, не может вызывать сомнений. Но ведь не они одни занимаются борьбой с пьянством, есть и другие православные христиане, занимающиеся этим нелегким служением, причем значительно дольше. Есть среди них те, кто за свою подвижническую деятельность на этом поприще получили не только благословение, но и церковные награды от Святейшего Патриарха Алексия II. И они используют в своей деятельности исключительно православные методики (возникшие в православной среде).
В коллективе Русской линии, слава Богу, нет бывших алкоголиков и наркоманов, поэтому знания наши в этой области носят исключительно теоретический характер. Но нам известно, к примеру, мнение о реабилитационной программе "12 шагов" руководителя Отдела Санкт-Петербургской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерея Сергия Белькова, более десяти лет успешно (около 80 процентов стойкой ремиссии) занимающегося реабилитацией наркозависимых людей. О.Сергий говорит: "Я знаком с этой программой и изучал ее не с целью поиска в ней плохого, а, наоборот, с точки зрения пользы. Безусловно, там есть положительные стороны, есть (правда, упрощенное) переложение Евангелия, как и во всех протестантских толках. Но вынужден четко определить, что с точки зрения Православия эта система является духовным сектантством, она имеем все признаки секты, если считать "сектой (сектор) - часть". Все, что берут идеологи этой программы, есть в Православии, но они берут лишь часть, а у нас есть полнота. И поэтому, когда реабилитацией по 12-шаговой программе занимается светский человек, я отнесусь к этому терпимо (правда, замечу в скобках, что у нас эта программа почти не работает, хотя сейчас она несколько адаптирована к нашим условиям), поскольку первоначальное представление о Боге человек в ней получает. Но когда этим начинает заниматься православный священнослужитель, это вызывает у меня по крайней мере недоумение".
Мы знаем об отрицательном отношении к программе "12 шагов" и других православных священнослужителей и мирян (в частности, психологов). Словом, многие специалисты очень подозрительно относятся к программе "12 шагов".
Иными словами, проблема существует, у многих православных есть сомнения, а значит эта проблема может и должна стать предметом дискуссии.
Поэтому, правильнее не призывать нас убрать статью с сайта [к чему призвал нас г-н Белановский - А.С.], а рассеять сомнения, аргументировано ответив автору статьи на его критику программы, указав на ошибки, передержки и, если надо, обличив, неправду.
Что касается точности цитирования каких-то слов и высказываний, упоминаемых в статье персонажей, то это полностью остается на совести автора. Редакция не имеет возможности проверить правильность цитирования, особенно устной речи.
Не могу согласиться с тем, что в статье содержится клевета на Данилов монастырь. Насколько я понимаю, автор критикует позицию отдельных насельников монастыря, такая критика не равнозначна критике монастыря или Русской Православной Церкви.
Что касается деятельности Олега Зыкова, то мне не понятна Ваша формулировка: "Лично мне не известны факты выступления Зыкова за распространение наркотиков (ни устные ни письменные). Это очередная ложь автора, никак не подтвержденная фактами". Но ведь автор статьи говорит о другом, что НЭСПАВ, в котором г-н Зыков состоит заместителем председателя, инициировал пересмотр статьи о средних разовых дозах наркотиков, что привело, по мнению А.Голубкова, к росту наркомании (может быть г-н Зыков был против, но тогда Вы должны были бы привести его высказывания на сей счет); что фонд НАН выступает за легализацию метадона (может быть, это ложь, но тогда это тоже нужно опровергнуть конкретно); может быть, г-н Зыков не лоббирует законопроект о ювенальной юстиции, вызывающий также неоднозначную реакцию православной общественности (нужно об этом конкретно сказать). А Вы просто отмахиваетесь, мол, все ложь. Согласитесь, что трудно стать на Вашу сторону.
Уверен, что нам не нужно уходить от обсуждения острых проблем. Но обсуждать их надо, разумеется, в благожелательном тоне, избегая неточных цитат и формулировок.
Главный редактор Русской линии Анатолий Дмитриевич Степанов".
Не могу не обратить внимания на недопустимый тон некоторых реплик на нашем форуме. Так мне лично неизвестный Александр Боженов (видимо сотрудник центра духовного развития детей и молодежи) в своем первом посте обвиняет нас едва ли не в целенаправленной борьбе против Данилова монастыря: "Русская линия уже не впервые публикует материалы клеветнического характера в адрес насельников Данилова монастыря и сотрудников Патриаршего Центра". Это - совершенно вздорные обвинения, и в таком тоне вести полемику просто недопустимо, тем более среди православных. Весьма огорчил своей репликой и игумен Петр (Мещеринов). Конечно, это - не первый случай, когда РЛ критикует некоторые идеи и высказывания отца игумена, но мы, миряне, вправе ожидать от духовного лица примера для подражания в такой ситуации, когда ты подвергаешься критике или даже в твой адрес звучит клевета.
Правда, второе послание г-на Боженова более корректно, и в нем содержатся здравые мысли. Нельзя не согласиться с тем, что приписывание какому-то человеку слов, которых он не говорил, абсолютно недопустимо. Мы на это смотрим также как и г-н Боженов. В ответе Ю.С.Белановскому я уже указывал, что за точность цитат несет ответственность прежде всего автор материала. Поскольку автора я лично не знаю, то намерен обратиться к уважаемым Т.Л.Шишовой и И.Я.Медведевой, рекомендовавших этот материал РЛ для публикации, с просьбой, чтобы автор публично ответил на страницах РЛ на обвинения в клевете. Однако я как главный редактор не снимаю с себя ответственности за любой опубликованный на РЛ материал. И если автор материала не сможет или не захочет опровергнуть обвинения в клевете и подтвердить точность цитат, я готов публично извиниться перед теми людьми, которые посчитали себя оклеветанными публикацией этой статьи.
Вместе с тем, надо признать, что проблема приемлемости для православных программы "12 шагов" существует. Об этом свидетельствуют хотя бы реплики на нашем форуме Владимира Цыганкова и Анны Журавлевой. Владимир Анатольевич является весьма авторитетным человеком в этом вопросе, и неоднократно выступал на страницах РЛ по проблемам православного подхода к врачеванию алкоголизма и наркомании. Очень вовремя напомнила о своем прекрасном материале, опубликованном на сайте "Нет - наркотикам" Анна Журавлева. Мы перепечатали этот материал на страницах РЛ. Этот текст убедительно свидетельствует, что против внедрения программы "12 шагов" выступают многие авторитетные священнослужители и специалисты, занимающиеся на практике лечением самого страшного недуга нынешней России. От их мнения нельзя так запросто отмахнуться или обвинить их в клевете.
Между тем, мы готовы публиковать на нашем сайте и материалы сторонников программы "12 шагов". Разумеется, мы опубликуем материал пресс-службы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, который они нам обещают прислать в ближайшие дни.
Проблема, действительно, чрезвычайно остра и важна, ее нельзя замалчивать. И мы должны ее серьезно и обстоятельно обсудить, приводя взвешенные аргументы, а не прикрываясь авторитетом Святейшего Патриарха, архиереев нашей Церкви или уважаемого монастыря. Но и не подозревая изначально друг друга во вредительской деятельности.