Публикация доклада на конференции «Национальный вопрос в России. Нерусские русские»
Творец по-гречески – Поэтос. Великие богословы были поэтами. Однако это совсем не означает обратного. В поэзии, как и в любом искусстве, есть форма, а есть содержание. И форма обычно преобладает. А содержанием наполняет искусство православная духовность.
Слово и русский язык объединяет все народы. Источниками формирования общественного мнения являются поэты и писатели. В 19 веке звездой был А.С. Пушкин. Он тоже обладал прекрасной формой, но слабым содержанием.
Митрополит Филарет, вероятнее всего, понимал, что не он, к сожалению, будет в будущем учителем многих поколений, а Пушкин. Тот самый Пушкин, который отлично ставит вопросы, но не может дать на них ответы. И святитель Филарет направил свою миссию к Александру Сергеевичу, чтобы наполнить его прекрасную форму столь же прекрасным духовным содержанием.
Вспомним поэтическую переписку святителя Филарета с Пушкиным. И какая перемена произошла с Александром Сергеевичем после этой великой миссии святителя Филарета. Его произведения и вся жизнь наполнились духовным содержанием. Вот эта переписка.
А.С. Пушкин:
«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Глубоко и столь же поэтически зрело ответил Пушкину святитель Филарет (Дроздов) – митрополит Московский (+1867), уже при жизни названный мудрым, а ныне причисленный Церковью к лику святых.
Нисколько не уступая Пушкину в форме, свт. Филарет превзошел его содержанием. Смыслом. И дал ответы на поставленные открытые вопросы:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забытый мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Ищущую душу поэта глубоко взволновал этот неожиданно обращённый к нему голос знаменитого иерарха. Пушкин пишет митрополиту стихотворное послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
1830 г.
Великий русский гений нашел ответы на свои вопросы. Он понял, почувствовал всей душой бессмыслицу, отчаяние греховной суетной жизни, неминуемо отнимаемой неумолимой смертью. И осознание бесконечной перспективы жизни, наполненной Богом-Любовью. И, как известно, с Его именем на устах он перешел в иной мир.
Эти факты полезно напоминать современным поэтам и писателям.
Возможна ли подобная миссия в наше время?
Крещение знаменитого поэта по примеру святителя Филарета
Казалось бы, невозможно последовать примеру святителя Филарета? Но что невозможно человеку, возможно Богу.
Знаменитый поэт Евгений Огнев. Оказывает влияние на формирование мировоззрения большого количества людей. Его называют новым Есениным. Он пишет также вдохновенно по форме, и также наполняет содержание бесцельностью и бессмысленностью жизни, вопросами без ответов, и тоской.
Овцой послушной в божьем стаде
Мои духовные запросы
Не требуют больших затрат,
Ведь все высокие вопросы
Шутя решит ядрёный мат.
***
Лучшая находка
Для того кто ищет,
Это крышка гроба -
Плод духовной пищи.
***
Крест нательный-признак веры.
Постоянство-будни дней.
Счастья ждать из рук химеры
С каждой искрой всё больней.
Вдета в чистые обои
Комната любви пуста.
Блики солнца в каплях крови
На распятии Христа.
Он ошибся! Мы не стали
Ни роднее, ни добрей...
Наша вера, это доля,
Обездоленных людей...
***
Скрипят колёсики судьбы...
Мы рабством счастливы – рабы.
Ведь от рожденья до седин
Нас учат – Бог для всех един.
***
Во что же верить? И кому...?
Иду от Курской до Таганки,
Плеснув случайному бомжу
Пол стопаря грошовой ханки.
***
Всем правит случай – Божья гениальность!
Любовь... мечты... измена... слёзы... боль....
Смешно, но жизнь – такая же случайность,
Как на пол опрокинутая соль....
***
Ты умирал...? – Да, умирал,
Но никого я там не видел.
-Ты продавал...? – Да, продавал:
Себя, друзей, Москву и Питер....
***
Меж нами тысячи преград.
Кому нужна моя забота?
Ведь жизнь (библейский маскарад)
Всего лишь – грязная работа....
***
Моя странная натура –
Просто вычурная дура...
Эх, твою-то в душу мать!
Переспать и растоптать.
А когда грехов не счесть –
Будет Бог, любовь и месть...
***
Мне всё равно, какой придёт закон,
Иль беззаконье станет гласом свыше.
Какие гимны в будущем споём,
И сколько сказок о себе услышим....
***
Тщетно всё! И толкаясь у края,
У пропитанной страхом черты,
Мы святыней в веках прославляем
Бесконечность своей пустоты....
***
Нам не постичь событий власть –
Всё решено в других чертогах.
Но так не хочется пропасть
На слишком праведных дорогах.
Пс. 50: «Научу беззаконныя путем твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».
Итак, никакие нотации здесь не помогут. Убедить знаменитого поэта можно только на его собственном языке – поэзии. По слову свт. Исаака Сирина и Игнатия Брянчанинова «Совет свой». То есть не из себя. И не из книги, а из достояния души слушающего. С помощью Божией продемонстрировать ему высоту не только поэтической формы, но и смысла.
Посвящаю Евгению эти стихи в двух частях.
Часть Первая. Жизнь Поэта
На стылой паперти страстей.
О том, как пить и веселиться?
Про собутыльников-друзей?
Про то, как жизнь твоя лихая,
Да паровозом под откос,
Чадя, и душу выдыхая
Сквозь смрад дешевых папирос.
Про одиночество святое,
Про настроение - про дрянь,
Про то, как в голове пустое,
Устал, и в сердце только Янь.
Сырую мерзкую погоду,
Про грязь и слякоть серых дней,
Невыносимую природу
Убогой жалости своей.
Да, кстати, что ты там про Бога?
Забыл бродягу? Как же так?
А не забыл ли ты порога?
И дверь, и нищему пятак?
Что? Эх, да ты в Него не веришь...
А Он вот верит, брат, в тебя!
Что ты войдешь однажды в двери,
И скажешь: – Боже, вот и Я!
Чтоб сердце жгучею умылось
Неудержимою слезой.
Дай Бог, чтоб так оно случилось,
Когда б ты был еще живой!
Что песнь твоя приносит людям?
Ответишь что ему, певец?
На опостылевшем на блюде –
Стакан, да с водкой огурец?
А люди - точно же такие,
Как ты, и тоже так живут.
Запутавшись. Пути прямые
Быть может, сами не найдут.
Зато, тебя хоть раз послушав,
Воскликнут: Браво! Гений! Бис!
Как точно понял нашу душу!
Исполнил главный наш каприз –
Ты нашу жизнь вознёс, как сокол!
Мы, значит, правильно живём!
Какой талант! И как высоко
Увековечил нас живьём!
Единомышленник великий,
Ты ожиданья оправдал
Толпы огромной, но безликой.
И лавры славы отобрал.
А если б ты сказал: – О, люди!
Очнитесь! Так не стоит жить!
Искать ли третьего? Не будем!
Давайте, братья, бросим пить!
Оставим поиск оправданья
Для жалкой жизни во глуши.
Воздвигнем подвиг покаянья
Для исправления души!
И в жизни нашей разберёмся,
Где одиночества исток?
И мыслей свежих наберёмся –
И сызнова начнём листок!
Что скажут люди? – Это трудно!
Гораздо легче дальше жить,
Как мы привыкли, безрассудно.
- Ты кто такой, чтоб нас учить?
- Твоя поэзия – другая!
Ты не про нашу пишешь жизнь!
- Зачем нужна строфа такая?
Не будем мы с тобой дружить!
И лавров так тебе не будет!
Один ты станешь одинок.
И на челе твоём пребудет
Багряный терновый венок.
Но… твой талант дарован Богом!
Великим Словом ринься в бой!
Ворвись в умы людей ожогом!
И поведи их за собой!
И ты увидишь, сколько силы,
И сколько праведных идей
Даёт Премудрость Шестикрылым!
А тем, кто без – пустыню дней.
Как поле, жизнь напоят соки!
Заколосится благодать!
Но помни, кто талант высокий
Как дал, так может и забрать.
«В начале было Слово»… Первая строка Евангелия от Иоанна. Эту фразу любят повторять все. Однако забывают про вторую фразу, следующую за первой: «И Слово было у Бога». И вот к каким последствиям это приводит:
Часть Вторая. Смерть поэта
Пока великого поэта
С великой почестью несут,
Уже на небе ждут ответа,
Поэта вызвали на Суд.
- Вы соблазняли и грешили,
За глупость должно наказать!
С какой же стати Вы решили,
Что Вам есть людям что сказать?
- О, Я гигант в Литинституте!
Я знаю много разных слов!
- А Слово Бога?.. Не забудьте!
Вы стали дьявола улов.
- Мой бог – сама Литература!
Мой слог пёт, как соловей!
- Без Бога литера – как ДУРА!
От ветра головы своей.
- Вы не Матфей, и не Лука Вы,
Увы, не Марк, не Иоанн.
Вы – Книжник, хитрый и лукавый,
В устах коварство и обман.
- Я, что хочу, то сразу прямо
Болтаю умной головой…
- Самовлюбленно и упрямо.
Пустой тоскливый голый вой.
- Нет! Как меня ценили люди!
Я смог на пьедестал залезть!!!
- Подайте нам его на блюде.
За ложь, за ханжество, за лесть.
Вскоре Евгений перестал богоборствовать и крестился.
Александр Вячеславович Катков, художественный руководитель Международного Союза поэтов, член жюри ежегодных всероссийских и международных конкурсов, теолог, аналитик Синодального Миссионерского отдела