Возрождение старинной Водлозерской деревни Варишпельда в северной глубинке на востоке Карелии стало делом всей нашей жизни. Здесь в наибольшей полноте смог раскрыться замысел, положенный нами в основу Водлозерского национального парка, о жизни человека на земле в гармонии с Творцом и природой. Именно Варишпельда стала центром собирания нашего сельского прихода, объединив общину молодых людей, мыслящих себя хранителями заповедной земли Водлозерья.
Оставив должность руководителя национального парка «Водлозерский», а я был его создателем и первым директором с 1991 года, мы с матушкой Натальей переселились в Варишпельду на постоянное жительство в 2002 году, решив для себя жить в деревне и никогда больше «не сходить на асфальт». Так мы прожили во многих трудах безысходно среди заповедных лесов Водлозерья 20 долгих лет, собирая церковный приход, возрождая память и святыни Водлозерского края. Но никогда не говори себе «никогда». Началась война на Украине, и мне пришлось нарушить свой обет. Осенью 2022 года я отправился на Донбасс в качестве военного священника-добровольца и провел в постоянных поездках на фронт больше года. Главным же своим делом на фронте я считал служение Божественной литургии и причащение воинов Святых Христовых Тайн.
Причащение бойцов Карельского батальона святых Христовых Тайн
В своих поездках на фронт я старался служить литургию ежедневно при всех мыслимых и немыслимых обстоятельствах – в блиндажах, в окопах на огневых позициях под обстрелами, в тощих лесополосах на пронизывающем ветру посреди степи, в разрушенных цехах посреди развалин, словом, всюду, где была нужда в присутствии Живого Бога посреди ужаса войны.
Тайная вечеря в батальоне «Восток»
Так пришла весна 2024 года. В пятницу Крестопоклонной недели Великого поста у нас случилась беда: «горящий уголек» с пожара Донбасской войны был занесен в наш заповедный уголок – загорелся и сгорел дотла наш дом в Варишпельде. Я построил его своими руками четверть века назад. Мы с матушкой взялись тогда за невозможное, решив возродить из небытия старинную водлозерскую деревню, покинутую жителями полвека назад. Нам было важно показать еще оставшимся жителям Водлозерья саму возможность такого небывалого дела. Мы пришли буквально на пустое место, бывшие пашни и сенокосы заросли лесом и малинником, ни дорог, ни троп, вокруг необозримые водные пространства и нетронутые леса... Мало чем мы отличались тогда от новгородцев, обживавших эти дикие места в XV веке и основавших нашу деревню «в два двора».
Поля мы расчистили и распахали, завели крестьянское подворье, построили храм Спаса Нерукотворного, а дом из звенящих от смолы сосновых бревен построили по старинке, с помощью топора и тесла, с тесовыми кровлями, резьбой, шеломами, потоками и сороками на кровле. Это был традиционный северный дом-комплекс, в котором были хозяйственные и жилые помещения для хозяев и гостей, художественная мастерская и общественное помещение для проведения конференций, лекций, творческих встреч. Благодаря большой специализированной библиотеке, архивам и собранию местных реликвий наш дом на острове стал домом приходским – местом собирания Водлозерской общины.
С началом богослужений на древнем Ильинском погосте, одновременно со строительством деревни Варишпельда происходило и восстановление церковно-приходской жизни на Водлозерье. Однако Ильинский храм, расположенный на острове вдали от поселений был малодоступен для верующих. Поэтому после завершения работ по реставрации этого выдающегося памятника древнерусской архитектуры, мы, по благословению правящего архиерея, передали его собравшейся на острове монашеской братии. Так в 2006 году появилась Свято-Ильинская Водлозерская пустынь.
Деревня Варишпельда осенью.
Деревня Куганаволок – главный и единственный населенный пункт «при дороге», где проживает большая часть жителей Водлозерья. Здесь мы построили новый храм в честь прп. Диодора Юрьегорского чудотворца и с конца 2006 года стали совершать регулярные воскресные богослужения. В деревне же Варишпельда «за озером» в храме Спаса Нерукотворного Образа установили суточный круг вседневных богослужений.
Крещальная литургия в Спасском храме на Варишпельде
Община верующих в д. Куганаволок состоит из немногих местных жителей, сестер милосердия и их подопечных – воспитанников Ладвинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей, объединившихся в Сестричество милосердия, созданного при нашем приходе несколько лет назад. Однако своим ядром приходская деятельность на Водлозерье имеет деревню Варишпельда. Для опустевшего за годы советского безбожия Водлозерья Варишпельда стала примером возрождения старинной деревни на традиционных началах.
Основа жизни деревни – ежедневное уставное богослужение, сельскохозяйственный труд и разнообразные работы по строительству храмов, часовен, сооружению крестов и т.п. Воцерковление местных жителей-водлозеров происходит через участие проводимых в Варишпельде детских программах, праздниках, строительстве храмов и часовен и др.
Строительство сруба храма Рождества Богородицы на Варишпельде 2018 год
За 20 лет нам удалось завершить реставрацию и строительство трех исторических Водлозерских погостов (Ильинского, Пречистенского и Троицкого), нескольких храмов, 20-ти часовен, поклонных крестов и монументальных скульптур так, что к сегодняшнему дню все историческое сакральное пространство Водлозерья силами нашей общины и друзей восстановлено полностью.
В летнее время наша деревня наполняется жителями – здесь проходят студенческие практики, творческие пленэры, детско-молодёжные экспедиции и лагеря. Студенты и преподаватели Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Штиглица с 2013 года не только приезжают к нам на творческие практики, но и помогают в храмовых росписях. Так художественная мастерская в нашем доме стала местом, где создавались росписи тябел иконостасов и внутреннего убранства всех водлозерских храмов и часовен.
Вот уже 20 лет в Варишпельде проходят «Водлозерские каникулы» ансамбля народной музыки «Тойве» Петрозаводского университета. В эти дни наша деревня, да и все Водлозерье оживает, наполняясь живой музыкой и колокольными звонами. Звонница при Спасском храме в нашей деревне стала местом, где учатся и совершенствуют свое мастерство звонари Карелии.
Заслуженные художники России Ирина и Юрий Грецкие (Петербург) на открытии персональной выставки «Водлоозеро - древняя земля» в музее ИЗО Карелии. Эти работы писались в Варишпельде
Христианская вера должна свидетельствоваться жизнью во Христе. Поэтому мы стремимся не столько рассказывать о Православии, сколько наглядно показывать его в традиционном укладе и образе жизни нашего прихода. Каждый ищущий человек может приехать в нашу деревню. Для многих такой приезд на Водлозерье становится началом пути в Церковь. Эти связи, как правило, уже не прерываются. Так собирается внешний круг наших друзей и помощников и это, в конечном счете, и дает возможность поддерживать все формы церковно-приходской жизни в Водлозерье и в самой д. Куганаволок. Именно из этого внешнего круга вырастает и кристаллизируется то явление, которое мы называем водлозерской общиной.
Возрожденная четверть века назад из небытия старинная деревня Варишпельда не может остаться без хозяев, как и хозяева не могут жить без дома. Вот почему восстановление уничтоженного пожаром дома становится сегодня главной заботой Водлозерской общины. Дом же будет восстанавливаться как приходской в традиционной архитектурной форме крестьянского дома-комплекса с художественной (иконописной) мастерской, музейной экспозицией и жилыми и гостевыми помещениями.
***
От редакции РНЛ. Напоминаем боголюбивым читателям, что 12 апреля в деревне Варишпельда, расположенной в самом сердце Водлозерского парка в Пудожском районе Карелии сгорел дом семьи священника Олега Червякова, настоятеля храма прп. Диодора Юрьегорского. Отец Олег – основатель и первый директор Национального парка «Водлозерский» – вместе с супругой матушкой Натальей на протяжении многих лет возрождает духовное наследие Водлозерья, восстанавливает храмы и часовни. Подробнее о подвижнической деятельности священника Олега Червякова можно прочитать на сайте Петрозаводской епархии в материале по этой ссылке.
В день пожара батюшка находился в командировке в зоне боевых действий. «Русская народная линия» публикует его фронтовые заметки.
Отец Олег не хотел обращаться с просьбой о помощи. Только настойчивость Ю.Ю. Рассулина позволила узнать номер телефона к которому привязана банковская карта о. Олега: +7-911-426-41-02 (Олег Васильевич Ч.)