…Великая дата – 225-летие! Верю, надеюсь, что молодые (и – не очень…) будут в лучшие времена светло и радостно отмечать 250-летие Александра Сергеевича Пушкина! Вспомнят его строки:
…Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
И чье-нибудь он сердце тронет;
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной…
Возможно, и нас помянут «незлим тихим словом» (Т. Шевченко, Заповіт)? Нас, верных добру и свету, любви и Памяти граждан Одессы.
Сегодня, в 75-й публикации в СМИ Одессы, Украины, России, Казахстана, США своих пушкинских материалов (статей, заметок, эссе, стихов; открытых писем, выступлений в радио- и телепрограммах и пр.), хочу, оправдывая название, вспомнить о памятнике А.С. Пушкину на Приморском бульваре в Одессе и – о нашем служении любви, его Светлейшей Памяти.
«Две вечности, каким не надо слов»
…16 апреля 1889 года – 135 лет тому назад – в 12-м часу дня в Одессе, на Приморском бульваре (тогда – Николаевском), состоялось торжественное открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину.
Всматриваюсь в фотографию и – думаю: «Что бы все они – граждане Одессы – сказали сегодня желающим демонтировать памятник, переименовать улицу его Имени? Тем, кто сотворил и защищает презренную «Тень», кто позволяет себе надругательство над памятниками, памятными досками? Да не просто – сказали, а – как бы поступили?!»
…Да, нелегким был путь Памятника к нам, как и само пребывание Поэта в Одессе…
О последнем – немало работ, в том числе и моих. А о пути Памятника можно прочесть в Википедии, она же ссылается на работу Ю. Парамонова «Куда глядит бронзовый Пушкин» (http://obodesse.at.ua/publ/3-1-0-16 ). Там автор пишет:
«В 1880 году, в день рождения Пушкина, состоялось торжественное открытие монументального памятника поэту в Москве работы А.М. Опекушина. В торжестве принимала участие делегация Одессы – города не только неразрывно связанного с биографией и творчеством поэта, но и университетского. Поэтому и здесь синхронно проходили памятные пушкинские дни. Накануне на заседании в Императорском Новороссийском университете была озвучена инициатива Славянского благотворительного общества имени Кирилла и Мефодия, Одесского городского общественного управления и университета увековечить память Пушкина в Одессе.
В тот же день установили мемориальную мраморную доску на доме Сикара по Итальянской улице, связанном с пребыванием поэта. 25 июня последовало постановление Думы относительно отвода места на Николаевском бульваре, против здания Биржи, для сооружения фонтана с бюстом по частной подписке».
Сформирован особый Комитет «по сооружению памятника, в состав которого вошли представители университета (профессора Н.П. Кондаков, А.А. Кочубинский), Городской управы (Н.В. Велькоборский), Общества изящных искусств (Д.Е. Мазиров, Ф.О. Моранди, В.А. Красовский, впоследствии Л.Л. Влодек), Славянского общества (И.И. Бобарыкин, председатель Комиссии, и Р.И. Мрачек)». Это были «люди не только известные, но и высокопрофессиональные. Комиссия открыла свои действия 29 мая 1881 года».
Из одесских газет 1881 года:
* * *
Граждане! Поспешите своими пожертвованиями осуществить дело увековечения памяти Пушкина в Одессе. Принесите вашу дань в честь искусства, засвидетельствуйте перед грядущими поколениями свою благодарность за чудные строки, которыми поэт запечатлел былое степей Бессарабии, скал Тавриды и нашего города – этой столицы Юга; заплатите ваш долг за восхитительные картины нашего многошумящего моря!
* * *
Говорят, по множеству памятников можно судить об умственном развитии страны. В справедливости этого трудно сомневаться; можем только прибавить, что счастлив народ, имеющий великих сынов, но счастливее тот, который сумеет оценить достоинства их…
* * *
Наш край – южная окраина русской земли – к великому поэту имеет свои, особые отношения. Наша окраина – Кавказ, Таврида, Бессарабия и Одесса – теснейше связаны с творчеством русского гения: многие и не последние его произведения навеяны ею. Естественно было потому желание – эти наши местные отношения к поэту увековечить в монументальном памятнике. Когда остановились мы на этой мысли, мы были далеки от стремления конкурировать с памятником поэту в Москве, и не взыщут с нас, если скромные размеры нашего памятника не будут в гармонии с размерами чествуемого гения, не скажут, что мы оскорбляем ими. Мы остановились на фонтане с бюстом Пушкина в Одессе – на бульваре, против Биржевого здания, где начинается улица имени поэта… Комиссия не ищет многого – она помнит русскую поговорку «копейка к копейке – рубль»; пусть только каждый, кто хоть в школе познакомился с Пушкиным, принесёт свою лепту, в копейку, и искомая сумма налицо.
Да, - «Вклады одесситов в сооружение памятника были самые разнообразные: от 9 копеек до 100 рублей» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник Пушкину (Одесса) )
Ю. Парамонов: «Хочется непременно перечислить хотя бы некоторых из тех, кто бросил свою лепту в копилку сооружения памятника Пушкину. Замечательно то, что мы находим в этом обширном реестре представителей разных социальных, профессиональных, культурных, этнических групп – всю многокрасочную палитру городского гражданства, весь цвет старой Одессы».
И он перечисляет многих и многих (предлагаю познакомиться со статьей). Мы благодарны им.
Ю. Парамонов замечает: «Сотни одесситов – русских, украинцев, евреев, греков, немцев, поляков, французов, армян, караимов, молдаван, болгар, итальянцев, от градоначальника и городского головы до провизора и акушерки, – внесли разные посильные суммы».
Важно и то, что – «Частные лица и предприятия предложили пожертвования строительными и прочими материалами. Так, еврейское общество "Труд" уведомляло, к примеру, что готово безвозмездно исполнить для памятника все работы из чугуна. Известные зодчие Ф.О. Моранди и Ю.М. Дмитренко обязались бесплатно руководить работами по сооружению. Сотрудник Товарищества разработки залежей Городищенского лабрадора Н.И. Баринов исходатайствовал согласие этой структуры на поставку лабрадора без оплаты. Вслед за ним пришло заявление арендатора Гниванских гранитных ломок о пожертвовании гранита. Все эти и многие последующие мероприятия и инициативы осуществлялись при самоотверженном участии руководителей и активистов Славянского благотворительного общества М.В. Шимановского, Л.П. Долинского и К.О. Рандича, без которых позитивный результат едва ли был бы достигнут».
Упоминает автор и вклад других, обеспечивших возведение памятника строительными материалами, безвозмездно выполнявших «разнообразные скульптурные, каллиграфические, водопроводные, асфальтовые и другие работы».
Наконец, – «5 декабря 1888 года Славянское благотворительное общество Кирилла и Мефодия получило отпущенные из городского бюджета 9.000 рублей, то есть половину всех средств, необходимых на устройство памятника Пушкину!»
2 февраля 1887 года произошла торжественная закладка памятника при участии высших властей города, представителей муниципалитета и многочисленной публики.
Архитектор Памятника Х.К. Васильев предполагал на постаменте «со всех четырех сторон высечь цитаты из пушкинских произведений, относящиеся к Одессе и Югу. Однако кураторы строительства нашли, «что самое лучшее и более всего соответствующее обстоятельствам, как сооружался памятник и на чьи средства», сделать лаконичную надпись на его лицевой стороне: «А.С. Пушкину граждане Одессы», а с противоположной – «Сооружен в 1888 году»…
* * *
Давно пора сказать об авторах Памятника.
Строителем его определяют русского скульптора, академика и действительного члена Императорской Академии художеств Матвея Афанасьевича Чижова (22 ноября 1838 - 10 июня 1916). Для московского Храма Спасителя он изготовил горельеф «Сошествие Христа в ад», и кроме того, для двух других московских церквей, горельефы «Успение Пресвятой Богородицы» и «Святой Николай Чудотворец». Для памятника тысячелетию России в Санкт- Петербурге исполнил горельефы «Герои» и «Просветители» и треть горельефа «Государственные люди» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Чижов Матвей Афанасьевич png ).
Автор бюста Поэта – Жозефина Антоновна Полонская, урожденная Рюльманн, – скульптор-портретист (1843-1920). Она – супруга поэта Якова Петровича Полонского (1819-1898).
Полонский бывал в Одессе, проживал в ней постоянно с осени 1844-го по июнь 1846-го, издал здесь свой второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года». Был дружен со Львом Сергеевичем Пушкиным, который «радушно принял» молодого поэта. Брат Александра Сергеевича «…"повел к себе обедать и заставил пить шампанское". От Лёвушки Пушкина Полонский узнавал подробности трагических обстоятельств жизненного пути его брата, которые в те годы не были еще широко известны. "Лев Пушкин не раз пророчил мне славу на поэтическом поприще – даже подарил мне портфель своего покойного брата", – записал Полонский в своем дневнике в августе 1866 года».
И впоследствии Яков Полонский «часто приезжал в Одессу. Впечатления одесской жизни поэта легли в основу автобиографического романа "Дешевый город". В жизни Полонского Одесса стала связующим звеном между прошлым и настоящим, между "золотым веком" русской поэзии и переходной эпохой сороковых годов. Хроника-роман в трех частях "Дешевый город" впервые опубликован в журнале "Вестник Европым" за 1879 год» (https://odessa-memory.info/ru/index.php?id=365 ).
Пишут: «В годы замужества Жозефина Антоновна открыла в себе дарование скульптора, начала учиться ваянию и достигла больших успехов. Полонский оказался Пигмалионом по отношению к своей жене, сделав все возможное, чтобы ее прирожденный талант развился» (https://odessa-memory.info/ru/index.php?id=366 ).
Архитектор памятника – Хрисанф Константинович Васильев (1851 - XX в.) Он – архитектор железнодорожного вокзала, Театра Тагиева, летнего здания Общественного собрания в Баку. «В 1883 году, через 2 года после смерти Ф.М. Достоевского, на его могиле был установлен памятник по проекту архитектора Хрисанфа Васильева и скульптора Н. Лаверецкого». «В 1899 году он был архитектором памятника Александру Пушкину, установленного в саду Александровского лицея. В начале XX века он построил храмы в Алупке, Перекопе, Гурзуфе и Янчокраке» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев, Хрисанф Константинович).
Закончить эту главку своей юбилейной статьи позвольте стихами уважаемого украинского поэта и гражданина, нашего современника Бориса Ильича Олейника (укр. Борис Ілліч Олійник; 22 октября 1935 - 30 апреля 2017, Киев), советского и украинского поэта, общественного и государственного деятеля, Действительного члена НАНУ, председателя Украинского фонда культуры. Депутата ВС СССР, заместителя председателя Совета Национальностей ВС СССР; народного депутата Верховной Рады Украины с 1992 по 2006 годы; главы парламентской делегации Верховной Рады Украины в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Лауреата Государственной премии СССР (1975). Героя Украины (2005).
Надеюсь, и без перевода стихи – понятны.
Борис Олійник
Пушкін в Одесі
Коли південна ніч, як Парфенон,
повстане.
Опершись на плече подоланих століть.
Буденно сходить він із східців п’єдесталу.
Немов із ґанку, де присів спочить.
І звикла до вітрів
бентежна пелерина
Злітає над плечем, як демона крило.
І сходить тихо на його чоло
Високий знак парнаської богині.
На березі стає.
І море віщим оком
Вдивляється в його непрохололий слід.
І так мовчать вони – високо і глибоко –
Дві вічності, яким не треба слів.
На парапет віків схилилася Одеса...
Так викінчено все, що дріб’язкові – зась:
І не було інтриг, і не було Дантеса,
І не було кінця – є тільки море й час.
Якісь уривки фраз придворної мазурки,
Значущі погляди давно доспілих дів –
Таке минуще все,
як юний камер-юнкер...
Але було і є просте:
– Я вас любив...
Ах, суєта суєт амбіцій і погорди –
Минулося, як вицвілий мотив.
Але були і є закохані народи
В старе, як грішний світ:
– Я вас любив...
Дві вічності лицем одна до’дної стали.
Спинився поряд час
на відстані руки.
І мовчки ждуть його
пороги п’єдесталів,
Щоб він присів спочить з дороги
у віки.
И.Айвазовский. Прощание Пушкина с морем
... «Две вечности, каким не надо слов» – море и Пушкин. И – как море, так и Пушкин, – навечно – в Одессе! Не пресловутой, позорной «Тенью», а – в сердцах истинных граждан Одессы, и – в достойных памятниках! А «суета сует амбиций и гордыни» – обречена на презрение. Носители этих свойств, творящие вечную «суету сует», вплоть до кровавой бойни, – на неминуемую позорную смерть и брезгливое забвение.
* * *
А «Пушкин есть пророчество и указание»; «…не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. Это только у Пушкина, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо... ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески», как и «готовность и наклонность» русского человека «ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода».
«Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только … стать братом всех людей, всечеловеком...»
Возможность его «изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону». Пушкин воплотил «эту именно идею в художественной силе своей». «В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание». (Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине; курсив мой – Л.В.)
Прошу: читайте, прочувствуйте Речь Достоевского!
Неоспоримо: «А Пушкин – наше всё: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный…» (Ап. А. Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. https://www.livelib.ru/quote/1241352-apologiya-pochvennichestva-apollon-grigore ).
И – несомненно прав одесский поэт Василий Иванович Туманский, написав А.С. Пушкину в своем письме (http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_1827_perepiska_s_tumanskim.shtml ) о публикации 20 апреля 1827 в газете «Одесский вестник» под названием «Одесса. Из седьмой главы "Евгения Онегина"» (понятно: строфы из Путешествия Онегина «Я жил тогда в Одессе пыльной…»): «…твое описание Одессы, оно принадлежит нам по праву, ибо в нем заключается грамота на бессмертие для нашего города» (курсив автора – Л.В.)
И город будет жить, пока живет в нем Пушкин!
15 апреля, 30 мая 2024, Одесса.
Продолжение следует.