«Марфинская шарашка», или «Утоли моя печали»

0
362
Время на чтение 6 минут
Фото: Здание приюта с храмом иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали»

 

 

Есть такой на Северо-Востоке столицы район - Марфино. Почему Марфино? Скорее всего, предполагают историки, по имени жены первого владельца этого села – Марии. Вельяминов Василий Васильевич и его жена, Мария, в 1373 году приняли монашество. Мария стала Марфой. Она и передала это село во владение московского Богоявленского монастыря (есть мнение, что это могли сделать ее дети). Надо сказать, что село называлось сначала Вельяминово, затем Владыкино, а Марфино – часть этого владения.

Позже, в 1885 году, Богоявленский монастырь, владевший сначала всем селом Марфино, а потом частью его, построил в этом селе приют, который стал именоваться Александро-Мариинским. Почему Александро-Мариинским? Александр - это имя Императора Российского Александра III, а Мариинский – по имени императрицы Марии Федоровны, жены императора, которая продолжила традиционную благотворительную деятельность русских императриц.

В России много было Александро-Мариинских заведений – и приютов, и больниц, и учебных заведений.

Всем этим благотворительным организациям и Александро-Мариинскому приюту «для детей-сирот из семей духовного звания» финансово помогала императорская семья. В Марфино дети-сироты, числом около сорока, обрели место, где их кормили, о них заботились, их учили – и столярному делу, и пению, и даже игре на скрипке. Но тогда в России никакое воспитание не могло быть отдельно от веры, от церкви. И в здании приюта выстроили храм с двумя приделами. Верхний – в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и нижний – вмч. Пантелеимона (на фото – полукруглый выступ).

 

 

 

 

 

 

Во время Первой мировой войны в этом приюте содержались и дети погибших солдат. Обслуживать детей помогали сестры Марфо-Мариинской обители. Сюда, в Марфино, приезжала святая – прпмч. великая княгиня Елисавета Федоровна.

Революция уничтожила и монастырь, и приют. Некоторое время там был детский сад, а потом, уже в 1948 году, была образована «Марфинская шарашка» - под таким именем и в историю нашей страны и в литературу вошло «оборонное предприятие «Лаборатория №8», где работали заключенные – специалисты: инженеры, переводчики, в т.ч. и пленные немецкие специалисты. В числе заключенных был Александр Солженицын, поведавший миру в книге «В круге первом» об этой «Марфинской шарашке» и его коллега по работе, а потом литературовед, переводчик и писатель Лев Копелев. Среди специалистов, работавших в разные годы на предприятии - авторы первых шифровальных машин (Петерсон А.П., Калачев К.Ф., Нейман И.С.); разработчики средств спецсвязи - академики Котельников В.А. и Минц А.Л. За все время существования предприятия 38 сотрудников института были награждены Ленинскими и Государственными премиями.

Из закрытой научной лаборатории в 1952 году выросло передовое предприятие, где были выполнены важнейшие в тот момент «холодной войны» между СССР и США разработки: средства связи (и в том числе правительственные «вертушки»), спутниковая и космическая связь, средства связи подводных лодок и военных истребителей и системы управления ядерным потенциалом страны - известные всему миру «ядерные чемоданы» (их сейчас три на службе России). И это - отдаленные плоды работы марфинских специалистов, гулявших после рабочего дня по «проспекту утраченных надежд» - так называлось место, где вечерами прогуливались заключенные-специалисты. Об этом мы узнали из книги Льва Залмановича Копелева под названием «Утоли моя печали». А вот как описывает писатель помещение бывшего храма: «На сводчатом потолке еще шелушились бледные краски: небесная синева, лики и ризы ангелов, обрывки славянской вязи. Под ними громоздились дощатые стеллажи с ящиками и тюками…»

Под фресками разоренного храма упорно трудились заключенные, трудились на благо страны, безжалостно лишившей их свободы, семьи и гражданских прав. Оставившей только обязанности.

Лев Копелев пишет: «В истории Марфинской шарашки, зародившейся под куполом оскверненной церкви «Утоли моя печали», можно увидеть слепок, «действующую модель» некоторых существенных особенностей всей тогдашней жизни в нашей стране…. Почти все работали не просто добросовестно, а еще и увлеченно, страстно, иногда самозабвенно…. Туполев и Королев тоже работали на шарашках.

Работали с таким же рвением, с каким Иван Денисович Шухов (персонаж книги А.С.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Прим. автора) укладывал кирпичи. Сохраняя «привычку к труду благородную», они так же, как мои марфинские друзья и товарищи, были еще и одержимы своими идеями, замыслами, своим призванием. И так же неразрывно связаны с нашей страной, с ее прошлым и настоящим».

Но фундамент этой «самозабвенности» открылся Льву Копелеву только в конце жизни. Фундамент – это вера. Об этом он пишет в конце своей книги: «Совсем по-иному, чем раньше, открылись мне и они — любимые с детства, — и те беспредельные миры Евангелия, Пушкина, Гете, Достоевского, которые в молодости я воспринимал плоско, обеднено».

Как это перекликается с состоянием души А.И.Солженицына, описанном в его стихотворении 1952 года «Акафист»:

Да когда ж я так до́пуста, до́чиста

Всё развеял из зёрен благи́х?

Ведь провёл же и я отро́чество

В светлом пении храмов Твоих!

Но пройдя между бы́ти и не́быти,

Упада́в и держась на краю,

Я смотрю в благодарственном трепете

На прожи́тую жизнь мою.

Не рассудком моим, не желанием

Освещён её каждый излом —

Смысла Высшего ровным сиянием,

Объяснившимся мне лишь потом.

И теперь, возвращённою мерою

Надчерпну́вши воды живой, —

Бог Вселенной! Я снова верую!

И с отре́кшимся был Ты со мной…

 

В «марфинской шарашке» в декабре 2021 года открыли Музей криптографии. Кто не знает, криптография – наука о методах шифрования. Да, музей. Да, интересно. В музее есть стенды, посвященные истории здания, в т.ч. сиротскому приюту с храмом «Утоли моя печали».

Интересно, что об этом месте собрали информацию еще в 2017 году

учащиеся 8 «Л» класса школы № 1494 СВАО г. Москвы и обнародовали в рамках «Историко-краеведческого проекта «Затерянная церковь». Их имена: Аккуратова Дарья, Амосова Вероника, Капустин Максим; куратор проекта - учительница истории Колобова Алиса Евгеньевна.

Хочется публично их поблагодарить и выразить, надеемся, общее мнение, что эти люди - настоящие граждане нашей страны. Выводы настоящих граждан такие: «С этого момента марфинцы стали посещать приютскую церковь. (С момента открытия. Прим автора)… Историческую значимость данного здания трудно переоценить – это и первая школа-приют в Марфино, это первый и единственный храм, и первое районообразующее предприятие в послевоенные годы, в котором работал А.И. Солженицын….Удалось выяснить, что жители Марфино почти ничего не знают о довоенной истории Марфинской шарашки и хотели бы узнать больше об этом уникальном здании».

Музей криптографии с интеллектуальной функцией знакомства с историей здания и историей криптографии в нашей стране справился просто блестяще.

Но в человеческой жизни есть еще одно измерение - духовное.

И для этого необходим храм в Марфино, на старом месте, где веет риза Ангела – Хранителя утраченного храма. .

Чтобы с храма начиналась жизнь маленьких москвичей, и продолжалась жизнь взрослых и старых. Чтобы был фундамент жизни человека, жизни русского человека. А его нет без храма, без молитвы. И это еще раз подтверждено жизнью А.И.Солженицына и Л.З.Копелева и еще многих и многих. В конце концов, восстановить храм, там, где он был, это, по меньшей мере, просто справедливо.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Ефимовна Ананьева
Собор Каменских праведников
О семье Горюновых
03.10.2024
«Таких почти не осталось…»
На кончину архимандрита Паисия (Столярова)
29.09.2023
На что еще не влияют санкции
О военной поэзии
06.12.2022
Жизнь и смерть Саши Кубанцá
Об одном герое Донбасса
25.10.2022
Все статьи Татьяна Ефимовна Ананьева
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20