От РНЛ. 28 сентября на 98-м году ушёл из жизни архимандрит Паисий (Столяров). Он отслужил во Введенской церкви села Очево целых 34 года.
Батюшка — был добрый и отзывчивый человек, с хорошим чувством юмора. Он обладал внушительным жизненным и пастырским опытом, прозорливостью, позволяющие ему тонко чувствовать душу другого человека, найти к ней верный подход. У старца было множество духовных чад и это особенно чувствуется на воскресных и праздничных службах, когда весь храм полон народа.
Люди приезжали к старцу Паисию со всех уголков России и даже зарубежья, прежде всего как к сильному молитвеннику, помогающему в самых разных тяжелых жизненных ситуациях. Известно много случаев, когда по молитвам отца Паисия разрешались семейные конфликты, улаживались всевозможные противоречия.
***
28 сентября 2023 г. умер архимандрит Паисий (Столяров), служивший в храме Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Очево, на погосте Черная Грязь.
Таких длинных названий в нашей обиходной жизни почти не осталось. И таких священнослужителей тоже. К нему люди ездили автобусами. Где он родился, и где он служил - можно найти информацию в интернете. Хочу предложить читателям мои заметки о знакомстве с этим ЧЕЛОВЕКОМ и БАТЮШКОЙ. При последнем свидании он мне сказал просто, как все, что он говорил: «Напиши обо мне». Меня это не смутило, потому что это было не от самовлюбленности, а просто – так надо. Вот что у меня получилось:
«Однажды, в 2000-е, меня уволили с работы. Когда это случилось, я была полна негодования. Как, меня, такую умную, добрую, креативную, позитивную, демокративную, и вообще… не оценили? А оказалось, что это просто - ход. Сверху взяли и переставили пешку (которая про себя думала, что она, по крайней мере – слон) на другой квадратик доски. Той доски, по которой мы будем ходить всю жизнь, пока не свалимся, или та же Рука, может, нас вознесёт?..
И в результате перестановки меня, нищую пенсионерку, одна добрая женщина, Клавдия, ныне покойная, взяла к себе на лето на пустующую дачу – «сторожить», т.е. жить бесплатно. «Сторожила» я оригинально, не одна, а с племянником, которому было около10 лет. Его привезли с Крайнего Севера, и он был рад-радешенек теплу, огородику, рыбке в пруде. А я «сторожила» в соответствии со своими интересами – опять же огородик, прогулка в магазинчик и, конечно, храм!
Храма было два. Один поблизости, расписанный аж Васнецовым, или его учениками. И второй, на холме, который чудесно был указан Свыше перенесением иконы Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Теперь это - храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Очево, на погосте Черная Грязь. Интересно, что эти храмы располагались недалеко друг от друга, на одном шоссе, и они не закрывались в советское время. При этом в 13 районах Московской области не было ни одного действующего храма. В чём причина?
Причину назвал мой духовник, когда я поделилась с ним своими мыслями. Он сказал: «Значит, был молитвенник». От моей доброй хозяйки Клавдии я слышала, что в этих местах жил то ли старец, то ли юродивый, и умер в 70-е годы ХХ столетия. Вот это и была причина посещения погоста или привычнее, кладбища. Мы с племянником ходили туда искать место упокоения этого молитвенника.
Эти прогулки были после посещения храма на горе, куда по воскресениям стекался народ, в основном, женского пола. Подъем был крутой, слава Богу, что асфальтовый, и наши упорные тетеньки ползли туда муравьиной струйкой. Если смотреть сверху.
А потом все стояли и молились. Батюшка был простой-препростой, о.Паисий. Он, для желающих причаститься, проводил общую исповедь, которую народ внимательно слушал, а потом подходил «под епитрахиль» и кто-то иногда что-то кратко говорил, а кто-то просто склонял голову. Я, которая твердо знала – как надо, немножко чувствовала неприятие. Но, как всегда, выручала мысль, что я не могу в данном случае ничего изменить. Батюшка был добрый и приветливый, и приветствовал многих ну просто как дорогих гостей. Он нам был рад!
А на службе был строгим. Проповеди его были простые и интересные.
Однажды на службе, как всегда, когда батюшка кадил, народ поворачивался к алтарю задом вслед за идущим батюшкой. А я, которая «все знаю», в мыслях осуждала такое неблагоговейное поведение и вставала вполоборота к алтарю.
И вдруг проходящий мимо батюшка мне говорит: «Стой как хочешь!». Это прозвучало так: «И никого не осуждай!».
Я подивилась, но не придала значения такому прочтению мыслей.
После службы я однажды спросила батюшку, знает ли он что-нибудь о том праведнике, о котором я слышала. Оказалось, что знает. Он вынес мне несколько листочков, написанных какой-то Рабой Божией Софией. Так и подписано было - Раба Божия София.
Но главное, что было написано про жизнь того праведника, которого я искала – схииеродиакона Александра, фамилию, правда, Р.Б. София перепутала, написала «Желехов», а он был Жемков. Батюшка даже дал провожатого и он меня довел до скромных могил, как оказалось позже, двух праведников – Александра Ильича Жемкова (схииеродиакона Александра (Жемкова) выходца из Пешношского монастыря, и его келейницы, Татьяны Платоновны Калининой (схимонахини Иоанны (Калининой).
Так началась эта история, длиною в мою жизнь: собирание материалов, оформление, писание, переписывание. И никак не кончится – никак не издам книгу про последнего Пешношского старца. Дело это интересное, и, надеюсь, что нужное. Потому что речь идет о настоящем старце, праведнике, поддерживавшем в годы гонений затухающий огонек веры в народе.
И началось это – с благословения архимандрита Паисия (Столярова).
Второй удивительный случай был, когда мы с друзьями приехали в храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Очево. Приехали, как в необыкновенное место. Молитва в храме, как признались потом мои знакомые, произвела на всех впечатление. И обстановка вокруг храма была какая-то, с одной стороны - очень простая: бродили козы, бегали собаки. А с другой стороны – веяло чем-то исконным и трудно выразимым. После службы, гуляя по территории, мы увидели батюшку о.Паисия, и подошли группой к нему под благословение. Я привычно склонилась к руке - и вдруг! Он меня как шарахнет палкой по спине! Весьма чувствительно. Немая сцена – перепуганные лица моих знакомых и сопровождавших батюшку лиц. На меня, удивительно, событие особенного значения не произвело. Вернее, произвело, но позже, когда мы спустились с церковной горки на кладбище – на могилу схииеродиакона Александра, и только тут я почувствовала, что я уже долго хожу – а спина-то и не болит! Могу стоять прямо и петь! Тут я вспомнила похожий случай из жития прп Амвросия. Поудивлялась про себя.
Вот ведь, тут настоящие чудеса, а я – как будто так и надо.
И вообще все эти события сложились как пазлы в моей голове гораздо позже.
Да, еще надо сказать, что у него всегда были какие-то рядом работящие мужички, которые что-то приколачивали, лазили по крыше, носили доски – делали необходимое для нормального функционирования домиков рядом с храмом. В один из приездов я увидела, что вырос еще один домик, куда не нахальные приезжающие не совались. Надо сказать, что в комнатках домика проживали люди, которые нуждались в уходе, или которым негде было жить. И это не афишировалось.
Да, еще однажды я увидела несколько бутылок, валяющихся на склоне холма, из-под напитков, которые так любят русские мужички.
При встрече батюшка мне сказал: «Пьют, заразы!» И опять – это был ответ не на мои слова, а на мои мысли. Осуждающие, конечно. И опять я ничего не поняла.
Не поняла, что для того, чтобы отвечать на мысли и поправлять спину ударом палки – нужно быть причастным к дарам Духа Святого…
Расскажу про последний приезд. У моего хорошего знакомого, Дениса, сломалась машина – вдруг образовался автомобиль – дала сестра поездить.
И мы махнули в Пешношский монастырь на службу. А после службы, спасибо Денису – поспешили к о.Паисию.
По приезде нас пригласили попить чаю.
Да, кстати, вы видали, что вы приезжаете поприставать к пожилому человеку (о.Паисию было уже 96!) – а вас зовут чаю попить? В наши неуютные времена это удивительно по-доброму.
У меня было два животрепещущих вопроса, и из них один тяжелый. Вот они: чем кончится война (СВО) и пойдет ли моя сестра наконец-то в храм? И я получила ответы…. прямо за чаепитием, пока ждали приема у о.Паисия. Чай мне подали в кружке, на которой было написано: «С Днем Победы! 60 лет». Я, мне кажется, уловила такой смысл: что Победа будет, ну, а 60 лет – это просто по этому поводу выпущена кружка.
Поскольку мы сидели долго, то нам еще раз налили чай в кружки, теперь на моей кружке было написано: «Храм мцц. Татианы и Софии». Вот, дорогие воцерковленные люди, Вы когда-нибудь встречали храм с таким сочетанием имен мучениц? Я – нет. Фокус в том, что мою сестру зовут Софья, а я – Татьяна.
Слов нет.
Мы с Дионисием долго ждали, пока нас примут. И, наконец, дождались – старенький о.Паисий нашел силы и время с нами поговорить. Получилось скомкано, потому что пришлось говорить в присутствии других людей, но и тут батюшка удивил. Начет моих писаний батюшка сказал: «У тебя получается». Вот – откуда он об этом узнал? Я не думаю, что о.Паисий «сидит» в интернете, и даже думаю, что моей фамилии он не знает. И потом, я все-таки очень редко печатаюсь. Хотелось бы чаще…
Такой удивительный человек – архимандрит Паисий (Столяров).
Кстати сказать: люди, видимо, понимают, с кем имеют дело, потому что к нему ездят и ездят. По старинной поговорке – к пустому колодцу за водой не ходят.
Как хорошо, что есть к кому поехать и вообще – пусть он там живет, а мы просто будем знать, что есть отец Паисий, и от этого факта уже как-то легче жить».
Сегодня я узнала, что 28.09.2023 г. скончался архимандрит Паисий (Столяров) на 98-м году жизни.
Как хорошо, что был такой человек! Надеюсь, что его молитвы останутся с нами.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!