«Таких почти не осталось…»

На кончину архимандрита Паисия (Столярова)

Вечная память 
0
1763
Время на чтение 6 минут
Фото: ВК "ЧП Дмитров"

 

 

От РНЛ. 28 сентября на 98-м году ушёл из жизни архимандрит Паисий (Столяров). Он отслужил во Введенской церкви села Очево целых 34 года.


Батюшка — был добрый и отзывчивый человек, с хорошим чувством юмора. Он обладал внушительным жизненным и пастырским опытом, прозорливостью, позволяющие ему тонко чувствовать душу другого человека, найти к ней верный подход. У старца было множество духовных чад и это особенно чувствуется на воскресных и праздничных службах, когда весь храм полон народа.


Люди приезжали к старцу Паисию со всех уголков России и даже зарубежья, прежде всего как к сильному молитвеннику, помогающему в самых разных тяжелых жизненных ситуациях. Известно много случаев, когда по молитвам отца Паисия разрешались семейные конфликты, улаживались всевозможные противоречия.

ЧП Дмитров

***

28 сентября 2023 г. умер архимандрит Паисий (Столяров), служивший в храме Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Очево, на погосте Черная Грязь.

 

 

Таких длинных названий в нашей обиходной жизни почти не осталось. И таких священнослужителей тоже. К нему люди ездили автобусами. Где он родился, и где он служил - можно найти информацию в интернете. Хочу предложить читателям мои заметки о знакомстве с этим ЧЕЛОВЕКОМ и БАТЮШКОЙ. При последнем свидании он мне сказал просто, как все, что он говорил: «Напиши обо мне». Меня это не смутило, потому что это было не от самовлюбленности, а просто – так надо. Вот что у меня получилось:

«Однажды, в 2000-е, меня уволили с работы. Когда это случилось, я была полна негодования. Как, меня, такую умную, добрую, креативную, позитивную, демокративную, и вообще… не оценили? А оказалось, что это просто - ход. Сверху взяли и переставили пешку (которая про себя думала, что она, по крайней мере – слон) на другой квадратик доски. Той доски, по которой мы будем ходить всю жизнь, пока не свалимся, или та же Рука, может, нас вознесёт?..

И в результате перестановки меня, нищую пенсионерку, одна добрая женщина, Клавдия, ныне покойная, взяла к себе на лето на пустующую дачу – «сторожить», т.е. жить бесплатно. «Сторожила» я оригинально, не одна, а с племянником, которому было около10 лет. Его привезли с Крайнего Севера, и он был рад-радешенек теплу, огородику, рыбке в пруде. А я «сторожила» в соответствии со своими интересами – опять же огородик, прогулка в магазинчик и, конечно, храм!

Храма было два. Один поблизости, расписанный аж Васнецовым, или его учениками. И второй, на холме, который чудесно был указан Свыше перенесением иконы Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Теперь это - храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Очево, на погосте Черная Грязь. Интересно, что эти храмы располагались недалеко друг от друга, на одном шоссе, и они не закрывались в советское время. При этом в 13 районах Московской области не было ни одного действующего храма. В чём причина?

Причину назвал мой духовник, когда я поделилась с ним своими мыслями. Он сказал: «Значит, был молитвенник». От моей доброй хозяйки Клавдии я слышала, что в этих местах жил то ли старец, то ли юродивый, и умер в 70-е годы ХХ столетия. Вот это и была причина посещения погоста или привычнее, кладбища. Мы с племянником ходили туда искать место упокоения этого молитвенника.

Эти прогулки были после посещения храма на горе, куда по воскресениям стекался народ, в основном, женского пола. Подъем был крутой, слава Богу, что асфальтовый, и наши упорные тетеньки ползли туда муравьиной струйкой. Если смотреть сверху.

А потом все стояли и молились. Батюшка был простой-препростой, о.Паисий. Он, для желающих причаститься, проводил общую исповедь, которую народ внимательно слушал, а потом подходил «под епитрахиль» и кто-то иногда что-то кратко говорил, а кто-то просто склонял голову. Я, которая твердо знала – как надо, немножко чувствовала неприятие. Но, как всегда, выручала мысль, что я не могу в данном случае ничего изменить. Батюшка был добрый и приветливый, и приветствовал многих ну просто как дорогих гостей. Он нам был рад!

А на службе был строгим. Проповеди его были простые и интересные.

Однажды на службе, как всегда, когда батюшка кадил, народ поворачивался к алтарю задом вслед за идущим батюшкой. А я, которая «все знаю», в мыслях осуждала такое неблагоговейное поведение и вставала вполоборота к алтарю.

И вдруг проходящий мимо батюшка мне говорит: «Стой как хочешь!». Это прозвучало так: «И никого не осуждай!».

Я подивилась, но не придала значения такому прочтению мыслей.

После службы я однажды спросила батюшку, знает ли он что-нибудь о том праведнике, о котором я слышала. Оказалось, что знает. Он вынес мне несколько листочков, написанных какой-то Рабой Божией Софией. Так и подписано было - Раба Божия София.

Но главное, что было написано про жизнь того праведника, которого я искала – схииеродиакона Александра, фамилию, правда, Р.Б. София перепутала, написала «Желехов», а он был Жемков. Батюшка даже дал провожатого и он меня довел до скромных могил, как оказалось позже, двух праведников – Александра Ильича Жемкова (схииеродиакона Александра (Жемкова) выходца из Пешношского монастыря, и его келейницы, Татьяны Платоновны Калининой (схимонахини Иоанны (Калининой).

Так началась эта история, длиною в мою жизнь: собирание материалов, оформление, писание, переписывание. И никак не кончится – никак не издам книгу про последнего Пешношского старца. Дело это интересное, и, надеюсь, что нужное. Потому что речь идет о настоящем старце, праведнике, поддерживавшем в годы гонений затухающий огонек веры в народе.

И началось это – с благословения архимандрита Паисия (Столярова).

Второй удивительный случай был, когда мы с друзьями приехали в храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Очево. Приехали, как в необыкновенное место. Молитва в храме, как признались потом мои знакомые, произвела на всех впечатление. И обстановка вокруг храма была какая-то, с одной стороны - очень простая: бродили козы, бегали собаки. А с другой стороны – веяло чем-то исконным и трудно выразимым. После службы, гуляя по территории, мы увидели батюшку о.Паисия, и подошли группой к нему под благословение. Я привычно склонилась к руке - и вдруг! Он меня как шарахнет палкой по спине! Весьма чувствительно. Немая сцена – перепуганные лица моих знакомых и сопровождавших батюшку лиц. На меня, удивительно, событие особенного значения не произвело. Вернее, произвело, но позже, когда мы спустились с церковной горки на кладбище – на могилу схииеродиакона Александра, и только тут я почувствовала, что я уже долго хожу – а спина-то и не болит! Могу стоять прямо и петь! Тут я вспомнила похожий случай из жития прп Амвросия. Поудивлялась про себя.

Вот ведь, тут настоящие чудеса, а я – как будто так и надо.

И вообще все эти события сложились как пазлы в моей голове гораздо позже.

Да, еще надо сказать, что у него всегда были какие-то рядом работящие мужички, которые что-то приколачивали, лазили по крыше, носили доски – делали необходимое для нормального функционирования домиков рядом с храмом. В один из приездов я увидела, что вырос еще один домик, куда не нахальные приезжающие не совались. Надо сказать, что в комнатках домика проживали люди, которые нуждались в уходе, или которым негде было жить. И это не афишировалось.

Да, еще однажды я увидела несколько бутылок, валяющихся на склоне холма, из-под напитков, которые так любят русские мужички.

При встрече батюшка мне сказал: «Пьют, заразы!» И опять – это был ответ не на мои слова, а на мои мысли. Осуждающие, конечно. И опять я ничего не поняла.

Не поняла, что для того, чтобы отвечать на мысли и поправлять спину ударом палки – нужно быть причастным к дарам Духа Святого…

Расскажу про последний приезд. У моего хорошего знакомого, Дениса, сломалась машина – вдруг образовался автомобиль – дала сестра поездить.

И мы махнули в Пешношский монастырь на службу. А после службы, спасибо Денису – поспешили к о.Паисию.

По приезде нас пригласили попить чаю.

Да, кстати, вы видали, что вы приезжаете поприставать к пожилому человеку (о.Паисию было уже 96!) – а вас зовут чаю попить? В наши неуютные времена это удивительно по-доброму.

У меня было два животрепещущих вопроса, и из них один тяжелый. Вот они: чем кончится война (СВО) и пойдет ли моя сестра наконец-то в храм? И я получила ответы…. прямо за чаепитием, пока ждали приема у о.Паисия. Чай мне подали в кружке, на которой было написано: «С Днем Победы! 60 лет». Я, мне кажется, уловила такой смысл: что Победа будет, ну, а 60 лет – это просто по этому поводу выпущена кружка.

Поскольку мы сидели долго, то нам еще раз налили чай в кружки, теперь на моей кружке было написано: «Храм мцц. Татианы и Софии». Вот, дорогие воцерковленные люди, Вы когда-нибудь встречали храм с таким сочетанием имен мучениц? Я – нет. Фокус в том, что мою сестру зовут Софья, а я – Татьяна.

Слов нет.

Мы с Дионисием долго ждали, пока нас примут. И, наконец, дождались – старенький о.Паисий нашел силы и время с нами поговорить. Получилось скомкано, потому что пришлось говорить в присутствии других людей, но и тут батюшка удивил. Начет моих писаний батюшка сказал: «У тебя получается». Вот – откуда он об этом узнал? Я не думаю, что о.Паисий «сидит» в интернете, и даже думаю, что моей фамилии он не знает. И потом, я все-таки очень редко печатаюсь. Хотелось бы чаще…

Такой удивительный человек – архимандрит Паисий (Столяров).

Кстати сказать: люди, видимо, понимают, с кем имеют дело, потому что к нему ездят и ездят. По старинной поговорке – к пустому колодцу за водой не ходят.

Как хорошо, что есть к кому поехать и вообще – пусть он там живет, а мы просто будем знать, что есть отец Паисий, и от этого факта уже как-то легче жить».

 

Сегодня я узнала, что 28.09.2023 г. скончался архимандрит Паисий (Столяров) на 98-м году жизни.

Как хорошо, что был такой человек! Надеюсь, что его молитвы останутся с нами.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Ефимовна Ананьева
Все статьи Татьяна Ефимовна Ананьева
Вечная память
Добрый юмор и сердечность
Памяти Н.К.Старшинова (6.12.1924 – 5.02.1998). К столетию
10.12.2024
На смерть Николая Коновского
(22.11.1955 - 8.12.2024)
10.12.2024
У него был не простой путь в искусстве
Прощание с Виктором Ивановичем Пуриховым
29.11.2024
Утрата
На кончину А.А. Строкина
27.11.2024
Богословие в его детстве
К 9-му дню кончины писателя Николая Дорошенко
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.12.2024 20:29
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 19:39
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 19:33
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от ipopov
12.12.2024 19:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.12.2024 19:22
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 19:07
На Дону казаки присмотрят за цыганами
Новый комментарий от Русский Иван
12.12.2024 19:00