«Таких почти не осталось…»

На кончину архимандрита Паисия (Столярова)

Вечная память 
0
1627
Время на чтение 6 минут
Фото: ВК "ЧП Дмитров"

От РНЛ. 28 сентября на 98-м году ушёл из жизни архимандрит Паисий (Столяров). Он отслужил во Введенской церкви села Очево целых 34 года.


Батюшка — был добрый и отзывчивый человек, с хорошим чувством юмора. Он обладал внушительным жизненным и пастырским опытом, прозорливостью, позволяющие ему тонко чувствовать душу другого человека, найти к ней верный подход. У старца было множество духовных чад и это особенно чувствуется на воскресных и праздничных службах, когда весь храм полон народа.


Люди приезжали к старцу Паисию со всех уголков России и даже зарубежья, прежде всего как к сильному молитвеннику, помогающему в самых разных тяжелых жизненных ситуациях. Известно много случаев, когда по молитвам отца Паисия разрешались семейные конфликты, улаживались всевозможные противоречия.

ЧП Дмитров

***

28 сентября 2023 г. умер архимандрит Паисий (Столяров), служивший в храме Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Очево, на погосте Черная Грязь.

Таких длинных названий в нашей обиходной жизни почти не осталось. И таких священнослужителей тоже. К нему люди ездили автобусами. Где он родился, и где он служил - можно найти информацию в интернете. Хочу предложить читателям мои заметки о знакомстве с этим ЧЕЛОВЕКОМ и БАТЮШКОЙ. При последнем свидании он мне сказал просто, как все, что он говорил: «Напиши обо мне». Меня это не смутило, потому что это было не от самовлюбленности, а просто – так надо. Вот что у меня получилось:

«Однажды, в 2000-е, меня уволили с работы. Когда это случилось, я была полна негодования. Как, меня, такую умную, добрую, креативную, позитивную, демокративную, и вообще… не оценили? А оказалось, что это просто - ход. Сверху взяли и переставили пешку (которая про себя думала, что она, по крайней мере – слон) на другой квадратик доски. Той доски, по которой мы будем ходить всю жизнь, пока не свалимся, или та же Рука, может, нас вознесёт?..

И в результате перестановки меня, нищую пенсионерку, одна добрая женщина, Клавдия, ныне покойная, взяла к себе на лето на пустующую дачу – «сторожить», т.е. жить бесплатно. «Сторожила» я оригинально, не одна, а с племянником, которому было около10 лет. Его привезли с Крайнего Севера, и он был рад-радешенек теплу, огородику, рыбке в пруде. А я «сторожила» в соответствии со своими интересами – опять же огородик, прогулка в магазинчик и, конечно, храм!

Храма было два. Один поблизости, расписанный аж Васнецовым, или его учениками. И второй, на холме, который чудесно был указан Свыше перенесением иконы Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Теперь это - храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Очево, на погосте Черная Грязь. Интересно, что эти храмы располагались недалеко друг от друга, на одном шоссе, и они не закрывались в советское время. При этом в 13 районах Московской области не было ни одного действующего храма. В чём причина?

Причину назвал мой духовник, когда я поделилась с ним своими мыслями. Он сказал: «Значит, был молитвенник». От моей доброй хозяйки Клавдии я слышала, что в этих местах жил то ли старец, то ли юродивый, и умер в 70-е годы ХХ столетия. Вот это и была причина посещения погоста или привычнее, кладбища. Мы с племянником ходили туда искать место упокоения этого молитвенника.

Эти прогулки были после посещения храма на горе, куда по воскресениям стекался народ, в основном, женского пола. Подъем был крутой, слава Богу, что асфальтовый, и наши упорные тетеньки ползли туда муравьиной струйкой. Если смотреть сверху.

А потом все стояли и молились. Батюшка был простой-препростой, о.Паисий. Он, для желающих причаститься, проводил общую исповедь, которую народ внимательно слушал, а потом подходил «под епитрахиль» и кто-то иногда что-то кратко говорил, а кто-то просто склонял голову. Я, которая твердо знала – как надо, немножко чувствовала неприятие. Но, как всегда, выручала мысль, что я не могу в данном случае ничего изменить. Батюшка был добрый и приветливый, и приветствовал многих ну просто как дорогих гостей. Он нам был рад!

А на службе был строгим. Проповеди его были простые и интересные.

Однажды на службе, как всегда, когда батюшка кадил, народ поворачивался к алтарю задом вслед за идущим батюшкой. А я, которая «все знаю», в мыслях осуждала такое неблагоговейное поведение и вставала вполоборота к алтарю.

И вдруг проходящий мимо батюшка мне говорит: «Стой как хочешь!». Это прозвучало так: «И никого не осуждай!».

Я подивилась, но не придала значения такому прочтению мыслей.

После службы я однажды спросила батюшку, знает ли он что-нибудь о том праведнике, о котором я слышала. Оказалось, что знает. Он вынес мне несколько листочков, написанных какой-то Рабой Божией Софией. Так и подписано было - Раба Божия София.

Но главное, что было написано про жизнь того праведника, которого я искала – схииеродиакона Александра, фамилию, правда, Р.Б. София перепутала, написала «Желехов», а он был Жемков. Батюшка даже дал провожатого и он меня довел до скромных могил, как оказалось позже, двух праведников – Александра Ильича Жемкова (схииеродиакона Александра (Жемкова) выходца из Пешношского монастыря, и его келейницы, Татьяны Платоновны Калининой (схимонахини Иоанны (Калининой).

Так началась эта история, длиною в мою жизнь: собирание материалов, оформление, писание, переписывание. И никак не кончится – никак не издам книгу про последнего Пешношского старца. Дело это интересное, и, надеюсь, что нужное. Потому что речь идет о настоящем старце, праведнике, поддерживавшем в годы гонений затухающий огонек веры в народе.

И началось это – с благословения архимандрита Паисия (Столярова).

Второй удивительный случай был, когда мы с друзьями приехали в храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Очево. Приехали, как в необыкновенное место. Молитва в храме, как признались потом мои знакомые, произвела на всех впечатление. И обстановка вокруг храма была какая-то, с одной стороны - очень простая: бродили козы, бегали собаки. А с другой стороны – веяло чем-то исконным и трудно выразимым. После службы, гуляя по территории, мы увидели батюшку о.Паисия, и подошли группой к нему под благословение. Я привычно склонилась к руке - и вдруг! Он меня как шарахнет палкой по спине! Весьма чувствительно. Немая сцена – перепуганные лица моих знакомых и сопровождавших батюшку лиц. На меня, удивительно, событие особенного значения не произвело. Вернее, произвело, но позже, когда мы спустились с церковной горки на кладбище – на могилу схииеродиакона Александра, и только тут я почувствовала, что я уже долго хожу – а спина-то и не болит! Могу стоять прямо и петь! Тут я вспомнила похожий случай из жития прп Амвросия. Поудивлялась про себя.

Вот ведь, тут настоящие чудеса, а я – как будто так и надо.

И вообще все эти события сложились как пазлы в моей голове гораздо позже.

Да, еще надо сказать, что у него всегда были какие-то рядом работящие мужички, которые что-то приколачивали, лазили по крыше, носили доски – делали необходимое для нормального функционирования домиков рядом с храмом. В один из приездов я увидела, что вырос еще один домик, куда не нахальные приезжающие не совались. Надо сказать, что в комнатках домика проживали люди, которые нуждались в уходе, или которым негде было жить. И это не афишировалось.

Да, еще однажды я увидела несколько бутылок, валяющихся на склоне холма, из-под напитков, которые так любят русские мужички.

При встрече батюшка мне сказал: «Пьют, заразы!» И опять – это был ответ не на мои слова, а на мои мысли. Осуждающие, конечно. И опять я ничего не поняла.

Не поняла, что для того, чтобы отвечать на мысли и поправлять спину ударом палки – нужно быть причастным к дарам Духа Святого…

Расскажу про последний приезд. У моего хорошего знакомого, Дениса, сломалась машина – вдруг образовался автомобиль – дала сестра поездить.

И мы махнули в Пешношский монастырь на службу. А после службы, спасибо Денису – поспешили к о.Паисию.

По приезде нас пригласили попить чаю.

Да, кстати, вы видали, что вы приезжаете поприставать к пожилому человеку (о.Паисию было уже 96!) – а вас зовут чаю попить? В наши неуютные времена это удивительно по-доброму.

У меня было два животрепещущих вопроса, и из них один тяжелый. Вот они: чем кончится война (СВО) и пойдет ли моя сестра наконец-то в храм? И я получила ответы…. прямо за чаепитием, пока ждали приема у о.Паисия. Чай мне подали в кружке, на которой было написано: «С Днем Победы! 60 лет». Я, мне кажется, уловила такой смысл: что Победа будет, ну, а 60 лет – это просто по этому поводу выпущена кружка.

Поскольку мы сидели долго, то нам еще раз налили чай в кружки, теперь на моей кружке было написано: «Храм мцц. Татианы и Софии». Вот, дорогие воцерковленные люди, Вы когда-нибудь встречали храм с таким сочетанием имен мучениц? Я – нет. Фокус в том, что мою сестру зовут Софья, а я – Татьяна.

Слов нет.

Мы с Дионисием долго ждали, пока нас примут. И, наконец, дождались – старенький о.Паисий нашел силы и время с нами поговорить. Получилось скомкано, потому что пришлось говорить в присутствии других людей, но и тут батюшка удивил. Начет моих писаний батюшка сказал: «У тебя получается». Вот – откуда он об этом узнал? Я не думаю, что о.Паисий «сидит» в интернете, и даже думаю, что моей фамилии он не знает. И потом, я все-таки очень редко печатаюсь. Хотелось бы чаще…

Такой удивительный человек – архимандрит Паисий (Столяров).

Кстати сказать: люди, видимо, понимают, с кем имеют дело, потому что к нему ездят и ездят. По старинной поговорке – к пустому колодцу за водой не ходят.

Как хорошо, что есть к кому поехать и вообще – пусть он там живет, а мы просто будем знать, что есть отец Паисий, и от этого факта уже как-то легче жить».

Сегодня я узнала, что 28.09.2023 г. скончался архимандрит Паисий (Столяров) на 98-м году жизни.

Как хорошо, что был такой человек! Надеюсь, что его молитвы останутся с нами.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Ананьева
На что еще не влияют санкции
О военной поэзии
06.12.2022
Жизнь и смерть Саши Кубанцá
Об одном герое Донбасса
25.10.2022
«Служить идеже прилучится»
О создании мобильного храма для окормления воинов СВО
22.08.2022
Все статьи Татьяна Ананьева
Вечная память
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Почему важно найти рукописи покойного Виктора Лихоносова?
Виктор Иванович Лихоносов — классик русской литературы
22.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05