Собор Каменских праведников

О семье Горюновых

0
136
Время на чтение 13 минут
Фото: предоставлено автором

       Малолетний  Сашка в далеких 50-ых годах  увидел, что его дядя по имени Коля копает что-то грандиозное.

 - Что ты копаешь? - спросил  Сашка.

- Бомбоубежище, - ответил тот.

 - А зачем?

 - Ну как же, война будет, и мы там прятаться будем от бомб.

Слова родного дяди, да еще и учителя,  произвели на Сашку большое впечатление, тем более, что война ох как прошлась по его деревне. Почти в каждом доме кто-то не пришел с войны.

Деловой Сашка перешел к животрепещещему вопросу: «А что мы есть будем?»

 «Червей!», - сказал дядя, и достал из земли жирного червяка.

 «На, пробуй!», - сказал дядя.

«Сначала ты», - ответил умный Сашка.

 Дядя, как потом понял Сашка, сделал вид, что слопал червяка.

Бедному Сашке пришлось съесть червяка по-настоящему.

 И это, может быть,  определило вектор его жизни.

Во–первых, раз будет война, то, что нужно делать?

 - Надо стать разведчиком.

А для этого что нужно?

 - Знание иностранного языка.

И Сашка настойчиво овладевал иностранными языками.

Во-вторых, на каждом семейном застолье многие годы  обязательно всплывала история про червяка. Хохотали все.  (Как выясняется сейчас, в 2024 году -  зря хохотали. Опять на нашу землю пришла война. И нам «сверху» впиливают поедание всяких червяков под презентабельным названием «личинки  чёрных львинок». У дяди Коли, возможно, был пророческий дар. Прим. автора).

Вернемся в 50-е.

  Такой небольшой позор перед родными  был полезен способному и целеустремленному Сашке, а то бы вознесся.

Он и вознесся, но гораздо позже. Стал, как дядя – учителем, да еще и французского языка, с посещением Парижа и  переводом на французский стихотворений Рубцова. Но червяк, может быть,  не дал Сашке, а теперь Александру Борисычу,  превратиться в либеральную «бабочку», которая порхание по заграницам ценит больше Родины.  Ныне  Александр Борисович Сурков – настоящий патриот нашей Родины.

 Да,  «может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

 Так что спасибо дяде Коле,  Коломенским просторам и червяку.  И еще – друзьям дяди Коли, к которым он ходил чуть не каждый день – Горюновым из Каменки.

 Теперь спросим у читателей. Дорогие читатели, а Вы знаете, кто такие Горюновы?

 

Горюны вы мои, Горюны,


Выразители русской печали.


Не вернулись с той жуткой войны


Даже те, кто на ней не бывали.

 



Кто изнашивал сердце в труху


Над бессоньем металла и мысли.


И летят, всё летят по врагу


Ваши русские души и жизни.

 

Это стихотворение о Горюновых написал Вадим Квашнин, тоже из клана Горюновых, ныне покойный. Поэт  высокого полёта.

Как-то странно, «кольт», «смит и виссон» - это у нас, у русских на слуху.  

 А своего «кулибина»,  изобретателя пулемета СГ-43, Горюнова Петра Максимовича, мы не знаем. А ведь его СГ-43, начиная с 1942 года, был взят на вооружение советской армии, а потом еще 16 зарубежными армиями.

 На вопрос Сталина: «Чей пулемёт лучше?»  знаменитый Дегтярев сказал: «Горюнова».

Горюновых было два: Петр Максимович и его племянник Михаил. Петр был простым слесарем в КБ Дегтярева, пока не сделал свое детище – СГ-43. Дорабатывали его втроем – Пётр, его племянник Михаил Горюновы  и Воронков.  Это были не только гениальные изобретатели, но и трудоголики.

 

Петр Максимович и Михаил Михайлович Горюновы

 

                               Да,  «может собственных Платонов

                                И быстрых разумом Невтонов

                                 Российская земля рождать».

Петр Максимович умер от непосильной нагрузки на 41–м году жизни.

После смерти Пётр Горюнов был награжден Сталинской премией, а Михаил Горюнов так и работал до пенсии над вооружением.

Вот с кем дружил дядя Александра Борисовича.   

Семья Горюновых жила в своем доме в Каменке.   Семья была большая, десять детей. 7 сыновей и трое дочерей. Старшие три сына с началом войны ушли воевать. Скоро семейство получило похоронку на сына Ивана. А потом утонул самый младший, Алексей. Мать семейства, Евгения Андреевна,  думала, что по её недосмотру. От горя у Евгении Андреевны отнялись ноги. Но она не сдавалась, а лечилась ...муравьями.

   Сначала почти ползла, потом ковыляла в лес, к большому муравейнику возле березы и опускала ноги в муравейник. И молилась, конечно. И знаете – помогало!

         Но как у неё болела душа, кто это может сказать…

 Мы не поймём, а вот Божия Матерь её утешила чудесным образом, явившись ей в образе иконы Казанской Божией Матери на берёзе возле муравейника. Ноги Евгении Андреевны выздоровели.

 А потом и сын, которого считали погибшим, вернулся.

 Недаром есть такие строчки в акафисте Казанской Божией Матери: «Ра́дуйся, явле́нием ико́ны Твоея́ тьму́ лю́тых обстоя́ний отгоня́ющая!»

 И вот мы, через примерно через 80 лет после этих событий, едем нашей командой на это освященное место. Команда наша состоит из внучки Евгении Андреевны Горюновой – Тамары Ивановны, её дочки Светы, Александра Борисыча Суркова и меня, автора этих строк.

 Александр Борисыч, как всегда, в пути исполняет песню «Три танкиста» ...на монгольском языке. Этой песне его тоже научил дядя Коля, служивший в Монголии.

 Проезжаем деревню Каменку, где было родовое гнездо Горюновых. На дом Горюновых больно смотреть.

 

             Дом Горюновых в деревне Каменка Коломенского района

 

Интересно, что дом находится под государственной охраной, согласно Постановлению Администрации Коломенского района М.О. № 157 от 27.02.1993 г.

Правда, здорово охраняют?

         И вот я здесь, права была молва,

       Что умер дом. Какое запустенье!

И сразу безнадёжные слова

Слагаются в одно стихотворенье.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Одна только дверь не закрытая,

Холодная печка не топлена,

Пустынна, как жизнь позабытая…

 ( Автор - Вадим Квашнин. )

 

Но мы едем дальше. До начала леса.

   Вот она, берёза, а перед ней муравейник. Муравейнику, местные говорят, примерно  200 лет.

 

       

    

              

            Внучка Евгении Андреевны – Тамара Ивановна у берёзы

 

           К сожалению, никто из живых родственников, потомков Михаила Максимовича и Евгении Андреевны Горюновых, ничего не знает о дальнейшей судьбе  иконы, явившейся на берёзе.

 Бабушка Евгения Андреевна только перед своей смертью рассказала Тамаре о явлении иконы.  Времена были безбожные, и этим всё объясняется. Рассказала только, что это была Казанская икона Божией Матери.

     Потом Тамара высчитала, что явление иконы было в июле 1943 года. А после, зимой, Евгении Андреевне  пришел «треугольник», в котором было написано, что сын её, Иван Михайлович (ставший потом отцом Тамары), остался в живых. Он,  тяжело раненый, чуть не замёрз в полях под Сталинградом, и был спасён …лисой, которая его, уже засыпавшего смертным сном,  стала лизать в лицо. Он очнулся, зашевелился, его нашли  санитары на огромном снежном поле под Сталинградом и дотащили до санчасти.

       Евгения Андреевна поехала в Сталинград, к воюющим сыновьям, повезла курочек….

 Как её пропустили в места боёв? «Нашу мать не пустишь, как же», - говорили сыновья.

Тем более, что она была матерью Михаила Горюнова, который вместе с дядей Петром дорабатывал пулемёт СГ-43, к тому времени самый лучший.

        До смерти Евгения Андреевна ходила в чёрном.

 

             

                       Евгения Андреевна Горюнова  с родственниками

 

 Рассказывает Тамара (в девичестве Горюнова):

«Семья Горюновых была богомольная. Прабабушка (Тамары) пешком ходила в Иерусалим. Дед Тамары, Михаил Максимович,  собирался восстанавливать разрушенный в соседней деревне храм, и к нему со всей округи приносили иконы.

      

               Михаил Максимович Горюнов (сидит, слева стоит Тамара)

 

         Храм не удалось восстановить, потому что после войны начался голод.  Горюновы кормили голодных. К ним приезжали на лошадях и приходили за едой люди из всей округи. Где брали пропитание? А на них исполнялись слова Евангелия: «Не оскудеет рука дающего».

 Приведём слова  из акафиста Казанской иконы Божией Матери:» Ра́дуйся, все́м моля́щимся сокруше́нным се́рдцем пред пречи́стым Твои́м о́бразом поле́зная да́рующая!»

        (Интересно, как мы познакомились с Тамарой. Я из Москвы в трудные девяностые, когда негде было работать и, буквально, нечего было есть, уехала из Москвы в Коломну к себе на дачу, которая мне неожиданно досталась по наследству, надеясь просто на «авось».  В Коломне я пошла в действующий храм на службу. В храме вдруг ко мне подходит служащая в храме женщина и говорит: «Есть хочешь?»

 «Ещё и как!», -  был ответ. И пока  как-то не утряслось дело с работой, она меня подкармливала каждый день  в храме, да еще и с собой давала.  Это и была Тамара.)

Бабушка, Евгения Андреевна,  была молчаливая. Из рук Псалтирь не выпускала. Псалтирь у неё была от руки переписанная, крупными буквами. Никогда ни на кого не ругалась.

       В критических ситуациях говорила: «Отец!». 

       И отец, дед Тамары, брал в свои руки ситуацию. Иногда он в руки брал ложку – когда кто-то пытался болтать за столом и ловко давал по лбу. А иногда и что-нибудь покруче. «Покруче»  он взял, когда родители узнали, что один из сыновей блудит.  Сын сбежал и проживал какое-то время в лесу, пока не покаялся. В наше блудное время об этом даже странно читать.

        А так и сыновья, и дочери были хорошие, трудились с малолетства. Старших любили и  уважали. Деда уважали и  боялись.

Петр Максимович и его племянник Михаил были с детства изобретатели. В юном возрасте ещё изобрели  «парашют», на котором «летали» с деревьев, пока взрослые не прекратили эти эксперименты.

        Евгения Андреевна трудилась и молилась. Уже в возрасте ходила из Каменки в Коломну, а это километров 30, продавать масло, сделанное собственными руками. Все для семьи.

       Эта крестьянка любила рисовать, писала стихи, играла на музыкальных инструментах. Из деревни к ней ходили посоветоваться.

       Семья была не богатая, обеднела после «раскулачивания», но не бедная. В 70-е их дом ограбили воры, унесли часть икон. А потом Тамара иконы отнесла во вновь открытый храм, в Коломне, в который она пошла работать. Так никто и не знает судьбу явившейся иконы.

     Это  краткое и фрагментарное изложение истории простой русской семьи из деревни Каменка. Которую почтила явлением своей иконы Сама Матерь Божия. И из которой вышли значимые для всей страны изобретатели Горюновы и пронзительный поэт и, одновременно,  агроном -  Вадим Квашнин.

       Да, еще,  со слов Тамары – Вадим Квашнин  был внуком Петра Максимовича и Евгении Андреевны не только по крови, но и по духу. Он  изгнал из Лукерьино, где проживал, сектантов. Что и как было – никто не знает, но родственникам известен  факт: сектанты сбежали, даже бросив дом.

 Крепкая горюновская закваска. Крепкая русская православная закваска.

            В эти нелегкие для всей страны и русского народа хочется не только вспоминать чудесные и ободряющие нас страницы прошлого, но и думать, что не утратила закваска силу. Об этом - словами Вадима Квашнина:

 

 В лицо смотри - утратил ты

Твой гордый взор Великоросса

И полно прятаться в ночи

Среди объедков и отбросов.

Но пусть набатом прозвучит

 В души и зов, и голос предков:

Под вечным зовом не скули.

В который раз начни сначала!

 И навсегда себе верни

Страну, узнавшую начала.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Ефимовна Ананьева
«Таких почти не осталось…»
На кончину архимандрита Паисия (Столярова)
29.09.2023
На что еще не влияют санкции
О военной поэзии
06.12.2022
Жизнь и смерть Саши Кубанцá
Об одном герое Донбасса
25.10.2022
Все статьи Татьяна Ефимовна Ананьева
Последние комментарии
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Русский танкист
13.12.2024 10:17
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.12.2024 10:02
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:50
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 09:50
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Сергей из НН
13.12.2024 09:49
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
13.12.2024 09:33
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:33