Русский характер — главное оружие России

Рецензия новой рукописи В.А.Иванова-Таганского «Мы там нужны»

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
118
Время на чтение 12 минут

 

На сайте «Русская народная линия» тема специальной военной операции России звучит постоянно. Мы публикуем публицистические статьи об этой, ставшей глобальной, гибридной и ожесточённой, войне объединённого Запада против Русской Цивилизации. Стихии и очерки, посвящённые нашим воинам-героям, философские и геополитические размышления о новых исторических реалиях и смене курса Российской Федерации на национальное достоинство, патриотизм и доминанту традиционных духовно-нравственных ценностей.

Предлагаем вашему вниманию, уважаемый читатель, рецензию на одно из первых художественных произведений о специальной военной операции на Украине — киноповесть московского писателя В.А.Иванова-Таганского «Мы там нужны».

Эту рецензию создал постоянный автор Русской народной линии, председатель Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, философ и публицист из Твери Владимир Осипов.

***

Киноповесть посвящена событиям в зоне боевых действий специальной военной операции России на Украине, точнее в Луганской народной республике.

Представьте себе круглосуточную канонаду орудий и залпов реактивных «Градов»; кровь и смерть в окопах и в жилых кварталах городов, тысячи обезображенных трупов; бессонную и яростную борьбу умов, сил, спецсредств стратегической, тактической, военной разведки и контрразведки; кошачью поступь диверсионно-разведывательных групп — этих современных всадников Апокалипсиса. А над разорванным взрывами пространством смертельной опасности для всего живого — бесстрастное, механически фиксирующее человеческую и природную событийность око беспилотных летательных аппаратов и разведывательных спутников. Жуткое и одновременно величественное зрелище, как извержение Везувия. Не хватает только над всем этим человеческим хаосом всевидящих глаз Всевышнего и его отрезвляющего гласа с небес, как это представлено на фресках знаменитых старинных мастеров...

Что фантазировать? Похожие картинки мы видим в ежедневных телепередачах, так же как слышим бесконечные теледебаты экспертов, журналистов и отставных генералов. Правда, фрагментарно. Нужно только напрячь аналитические способности, синергетическую мощь разума и творческого воображения, чтобы собрать всё воедино — в видеопанораму реальных событий и обобщённую идеологизированную картину современного мира. Примерно так, как это делает яростный публицист Проханов в статьях, зовущих своей былинной поэзией борьбы и созидания к возрождению России. Как делает вдумчивый евразиец, философ Дугин в своих выступлениях, наполненных убедительной логикой теоретических умопостроений и чарующей интонацией убеждённости.

Последнее время по горячим следам событий специальной военной операции пошли и патриотически настроенные писатели — человековеды и созидатели художественной картины мира. Пример тому, секретарь Союза писателей России, заслуженный артист Российской Федерации, Первый вице-президент Петровской академии наук и искусств и председатель её Московского регионального отделения Валерий Александрович Иванов-Таганский со своей новой повестью «Мы там нужны».

Своё внимание он акцентирует на том, что в этой зоне столкновения тектонических плит планетарного социума творится не только разрушение, но и созидание. Я имею в виду рождение нового качества душ у участников специальной военной операции, да, пожалуй, и нового преображения российской государственности в этой, не похожей на предыдущие, но близкой по своей сути к Третьей мировой войне. Некого символического разогрева в пламени сражения стального стержня русского духа и закалки стали в пузырящейся крови уязвлённого человеческого тела. Однако, не только это метафизическое обстоятельство характеризует созидательный характер столкновения двух противоположных цивилизационных укладов — православно-российского и безбожного антироссийского. Да, Новороссию безжалостно разрушают укранацисты, но её же одновременно возрождают и напрямую обустраивают российские власти, строители из городов и весей бескрайней России и добровольцы с их гуманитарной помощью.

Повесть как раз и начинается с производственного совещания ремонтного цеха московской организации «ГБУ Гормост», где формируется небольшая бригада ремонтников-добровольцев для сопровождения техники строителей, которые должны «срочно, к сентябрю отремонтировать в городе Луганске общежитие университета и библиотеку». Бригадиром назначен сорока однолетний автомеханик Николай Фатеев, который и становится главным героем этого повествования и объектом авторского изучения поведения и мотивации настоящего русского человека на современной войне.

Главный герой сразу принял предложение ехать в Луганск, ибо «душа откликнулась и была готова к испытаниям». Не поколебала его и резонная аргументация «против» каширского приятеля Анатолия: «Куда тебя понесло? Учишься на втором курсе института – хорошо, построил новый дом – еще лучше, Мишка у тебя прелестный парень – отлично. Плюс ко всему жена беременна, дополнительный прирост намечается... Зачем так рисковать? Там ведь в Луганске такие «подарки» прилетают, что мало не покажется. Все знают, что война там повсюду. Включишь телевизор, первое, это сообщение о Донбассе и Луганске, сколько туда прилетело ракет и что они там разрушили. Уничтожить стреляющую артиллерию «нациков», наши пока не могут, так что приготовься, что ты не на стройке будешь, а на войне».

Вот на этом фоне затем и разворачиваются события созидательного труда бригады в самом Луганске с неожиданным участием её в контр террористической деятельности народной милиции ЛНР. Заключительная же кульминация повести — в сценах непосредственной вовлечённости главного героя в боевые действия на фронте в районе Лисичанска. Там он берётся починить подбитый новейший российский танк «Т-90М»—«Прорыв» и вывести его с нейтральной полосы в расположение армии Луганской республики. И делает это, несмотря на ранение, совершая тем самым не только гражданский, но и воинский подвиг!

Возникает вопрос: что движет Николаем и тысячами других добровольцев из России, которые выходят на линию огня против ставшего враждебным и опасным сопредельного государства, доставляют бойцам Вооружённых сил Российской Федерации недостающее снаряжение, а жителям освобождённых районов необходимую помощь, строят и восстанавливают на многострадальной земле новых субъектов страны дома и сооружения, взамен разрушенных тяжёлыми орудиями безумного киевского режима?

Ну, устоявшаяся позиция старшего поколения понятна: оно было воспитано, патриотично и нравственно, семьёй и советским строем, читало правильные книги, воевало на Синайском полуострове и в Афганистане, знало в лицо глобальный империализм. А нынешние сорокалетние? Они же не дети Великой Отечественной войны, они — дети 90-х годов «новой России», проклятых жителями страны. Они воспитывались в иных, якобы не идеологизированных социальных условиях, другой школой, больше похожей на домашнюю болонку, виляющую хвостом перед своим сюзереном из старинного итальянского города Болонья. И всё же, всё же, всё же...

Как же крепок должен быть душой русский человек и его российские собратья других национальностей, если после почти векового безбожия, нравственного одичания во времена контрреволюционного переворота и возврата к капитализму, постоянного обмана со стороны чиновничества и олигархата, он способен не только помнить свои традиционные духовно-нравственные ценности и продолжать любить Родину, в меньшей степени, государство, но и без принуждения пойти в самое пекло, чтобы безвозмездно защищать то, что ему дорого, ценой самого дорогого, что дано ему от рождения!

Как же крепка и жизнеустойчива наша Родина, если после 30 лет государственной безыдейности, внешнего унижения, повального разграбления, она способна подняться с колен и дать отпор всему объединённому Западу!

Всё, чем душевно богата и привлекательна Россия, всё, чем сильны и симпатичны её люди, находит своё воплощение в образах бригадира Николая Фатеева и его друзей-товарищей: водителя сибиряка Александра Кривых, молодого слесаря татарина Рината Рахматуллина и моториста Сергея Солодкова.

Ими движет сострадание к своим униженным и убиваемым киевским режимом соотечественникам в Донецкой и Луганской республиках. Традиционный для народной России коллективизм в общинном выживании и отпоре иноземным захватчикам. Неравнодушие ко всему и личная ответственность за всё, что происходит вокруг тебя. Мужественное мужское стремление к участию в «большом деле». А может быть, и неизбывная русская тяга к перемене мест.

Для Николая Фатеева чрезвычайно важна и дорога его семья. Жена Татьяна, с которой у него «доверительные, на равных, отношения». Сын Миша, полный решимости сам тут же ехать с отцом отстаивать и отстраивать Луганск, чтобы «порадовать его жителей». Тёща Нина Семёновна, которая посвятила «свою жизнь семье дочери и имела в доме основательный вес», но поначалу поднялась «на дыбы» от «самодеятельности зятя». Вот именно их- то и готов Фатеев в первую очередь идти и защищать от предавшей наше общее прошлое, ставшей анти-русской и нацистско-бандеровской Украины рядом с Западом, во главе с коварными англосаксами. Уже, решившись на это, Николай совершает свой негромкий душевный подвиг. Но ещё больший подвиг, по моему разумению, совершает вся его семья, когда, преодолевая боль и тревогу, отпускает его добровольцем на фронт.

Согласитесь, православная любо-человечность, изначальная красота русской души, просто положительные примеры на фоне сегодняшнего вселенского бедлама нужны миру как никогда. Поэтому в повести и привлекает поначалу раскрытие новой человековедческой темы — благородного феномена добровольчества как личностно-психологического и социально-политического явления.

Общая же духовная задача, поставленная автором перед самим собою, — это постараться раскрыть своими художественными средствами, а также эмоционально обаять читателя положительными чертами отзывчивого, деятельного и самоотверженного русского характера, наиболее ярко проявленного в труде и в бою. И с этой задачей, на мой взгляд, он справился. Именно главный герой, автомеханик Николай Фатеев из Подмосковья и олицетворяет лучшие черты этого характера. Он как былинный русский богатырь — красив ликом, могуч телом, благороден и добр душой, славен своими делами!

Не мудрено, что противостоящий ему антигерой в лице сотрудника Службы безопасности Украины, снайпера и диверсанта Веры Кравчук вдруг мягчеет сердцем и по-бабьи влюбляется в русского парня.

Повесть читается легче, чем предыдущие произведения писателя В.А.Иванова-Таганского, ибо написана чётким, простым, общедоступным языком, в отличие от прочитанного мною до этого — насыщенного философскими и историческими реминисценциями. Оно и понятно, здесь на первом месте — действие, и в меньшей степени — его психологическая и событийная мотивировка. Раскрыть последнюю — задача аналитической литературной критики.

Замечу, что Валерий Александрович, помимо удачно скомпонованного и держащего в напряжении сюжета, оснастил повесть мощной и убедительной атрибутикой в виде реальной географии, профессиональной терминологии, социально-политической фактологии. Правда, для того, чтобы всё необходимое сначала вобрать в себя, а затем передать художественному тексту, пришлось на несколько дней съездить вместе с прототипом своего героя в Луганск, где он запасся необходимыми впечатлениями и многое узнал о героях-строителях в прифронтовой полосе.

Наиболее драматична концовка повести, где рассказано о боевой работе уже непосредственно на фронте бывшего армейского сержанта и ремонтника Николая Фатеева. Он, понимая свою нужность именно здесь, не внял предложению полковника Ляхова из Министерства внутренних дел ЛРН вернуться в Подмосковье пока не будет ликвидирована разведгруппа СБУ, которой он перешёл дорогу в Луганске. И попросил перевести его в армейское ремонтное подразделение, дислоцированное «во втором эшелоне» в Лисичанске.

И вот здесь ему пришлось вновь делать выбор, продиктованный собственным характером и волей обстоятельств, который поставил на карту не только его самоотверженный труд строителя, здоровье, нужные самому и близким, но и саму жизнь,

Николай Фатеев, несмотря на смертельную опасность, пробирается на «нейтралку» к повреждённому танку, вновь попадает на прицел Веры Кравчук (по фальшивым документам — Елизаветы Петрицы), которая из террористического подполья перебралась в окопы подразделений Вооружённых сил Украины. И в этот раз она, уже отчаянно и психологически оправдано, жмёт на курок снайперской винтовки, из которой потом кончает самоубийством и свою никчёмную жизнь.

Трагическая кульминация сюжета: «Фатеев снял с плеч рюкзак, двумя руками вскинул его вверх и медленно опустил в люк. Улыбка осветила его лицо, когда он огляделся и, подтянувшись, просунул обе ноги в люк. Лиза быстро навела мушку на его голову, ниже каски и прицелилась. Зная, что на солнце и на смерть нельзя смотреть, она закрыла глаза и выстрелила. Фатеев, как подкошенный свалился вниз».

...Но, видимо, в последнюю секунду у стрелка рука дрогнула и пуля разорвала Колину шею не до смерти. Он сумел себя перевязать, наладить электропитание и вывести «Т-90М» из-под огня вражеской артиллерии. Честь и слава герою!

Здесь невольно вспоминается пронзительный рассказ Алексея Толстого «Русский характер». И тут, и там — война, и тут, и там — герой-танкист, и тут, и там — широкая русская душа. Разве только, время новое и поколение другое, но вызовы-то и России, и человеку те же.

В моём восприятии киноповесть В.А.Иванова-Таганского «Мы там нужны» — это продолжение классической традиции отечественной литературы по раскрытию и описанию русского характера в грозных условиях Отечественной войны. Здесь чувствуется преемственность писательского взгляда в понимании любви к Родине, психологии подвига, солдатской верности Отчизне, своей семье, воинам-предкам. И в этом смысле автор — внимательный ученик и даже, в какой-то степени, добросовестный последователь гениев русской литературы.

Почитаешь вновь, не без слёз на глазах, такие шедевры как роман Льва Толстого, рассказы Михаила Шолохова и Алексея Толстого о русском человеке на войне, и приходит на ум одна простая мысль: не атомный арсенал, не высокоточные ракеты, не полководческие таланты военачальников, либо численность войск определяют и будут определять многотрудные победы России. Главная опора её в прошлом, настоящем и будущем — это непобедимый и неистребимый русский дух. Так и сказано о красоте и величии человеческой души в концовке замечательного рассказа Алексея Толстого: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота».

Не даром и наш автор — знаток афоризмов, пословиц и народной мудрости начинает своё сочинение эпиграфом: «Если по-русски скроен, и один в поле воин».

Ещё одно наблюдение: новая работа Иванова-Таганского «Мы там нужны» настолько динамична, зрелищна и актуальна, что так и просится на кинематографической экран. Видимо, в силу этого в последней редакции автор сам назвал её киноповестью.

И хотя военно-патриотическая и детективная тематика для Валерия Александровича нова, здесь она также духоподъёмна, как и его предыдущие сочинения. Сделаем вывод: повесть эта — ценный и нужный гуманитарный подарок нашим воинам специальной военной операции, военным и гражданским строителям, которые возрождают многострадальную землю Малороссии, жителям новых регионов России, да и всем читателям, чья душа ещё не остыла.

Вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Тверского регионального отделения, профессор и академик ПАНИ, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидат философских наук Владимир Глебович Осипов.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Глебович Осипов
Диалектика жизненного пути
Владимир Осипов – честно о себе
25.08.2024
Вечные ценности семейной жизни и вечная Россия
Выступление на XI «Калязинских чтениях» МОО «Русское Собрание» — Международной научно-практической конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
01.06.2024
О тверском Спасо-Преображенском соборе
И мощах св. блгв.кн. Михаила Ярославича Тверского
20.02.2024
Все статьи Владимир Глебович Осипов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Эндшпиль
Конец войне близок. Но какой?
08.11.2024
По горячим следам американских выборов
Нельзя упустить благоприятное время, политическая погода изменчива
07.11.2024
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Дональд Трамп – победивший кандидат консолидированного глубинного государства
07.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
07.11.2024 23:36
Искушение Императора
Новый комментарий от Noitizm
07.11.2024 21:58
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Наталья Сидорина
07.11.2024 21:57
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Рабочий
07.11.2024 21:41
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.11.2024 21:36
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Туляк
07.11.2024 21:28
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
07.11.2024 20:39