Русский характер — главное оружие России

Рецензия новой рукописи В.А.Иванова-Таганского «Мы там нужны»

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
120
Время на чтение 12 минут

 

На сайте «Русская народная линия» тема специальной военной операции России звучит постоянно. Мы публикуем публицистические статьи об этой, ставшей глобальной, гибридной и ожесточённой, войне объединённого Запада против Русской Цивилизации. Стихии и очерки, посвящённые нашим воинам-героям, философские и геополитические размышления о новых исторических реалиях и смене курса Российской Федерации на национальное достоинство, патриотизм и доминанту традиционных духовно-нравственных ценностей.

Предлагаем вашему вниманию, уважаемый читатель, рецензию на одно из первых художественных произведений о специальной военной операции на Украине — киноповесть московского писателя В.А.Иванова-Таганского «Мы там нужны».

Эту рецензию создал постоянный автор Русской народной линии, председатель Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, философ и публицист из Твери Владимир Осипов.

***

Киноповесть посвящена событиям в зоне боевых действий специальной военной операции России на Украине, точнее в Луганской народной республике.

Представьте себе круглосуточную канонаду орудий и залпов реактивных «Градов»; кровь и смерть в окопах и в жилых кварталах городов, тысячи обезображенных трупов; бессонную и яростную борьбу умов, сил, спецсредств стратегической, тактической, военной разведки и контрразведки; кошачью поступь диверсионно-разведывательных групп — этих современных всадников Апокалипсиса. А над разорванным взрывами пространством смертельной опасности для всего живого — бесстрастное, механически фиксирующее человеческую и природную событийность око беспилотных летательных аппаратов и разведывательных спутников. Жуткое и одновременно величественное зрелище, как извержение Везувия. Не хватает только над всем этим человеческим хаосом всевидящих глаз Всевышнего и его отрезвляющего гласа с небес, как это представлено на фресках знаменитых старинных мастеров...

Что фантазировать? Похожие картинки мы видим в ежедневных телепередачах, так же как слышим бесконечные теледебаты экспертов, журналистов и отставных генералов. Правда, фрагментарно. Нужно только напрячь аналитические способности, синергетическую мощь разума и творческого воображения, чтобы собрать всё воедино — в видеопанораму реальных событий и обобщённую идеологизированную картину современного мира. Примерно так, как это делает яростный публицист Проханов в статьях, зовущих своей былинной поэзией борьбы и созидания к возрождению России. Как делает вдумчивый евразиец, философ Дугин в своих выступлениях, наполненных убедительной логикой теоретических умопостроений и чарующей интонацией убеждённости.

Последнее время по горячим следам событий специальной военной операции пошли и патриотически настроенные писатели — человековеды и созидатели художественной картины мира. Пример тому, секретарь Союза писателей России, заслуженный артист Российской Федерации, Первый вице-президент Петровской академии наук и искусств и председатель её Московского регионального отделения Валерий Александрович Иванов-Таганский со своей новой повестью «Мы там нужны».

Своё внимание он акцентирует на том, что в этой зоне столкновения тектонических плит планетарного социума творится не только разрушение, но и созидание. Я имею в виду рождение нового качества душ у участников специальной военной операции, да, пожалуй, и нового преображения российской государственности в этой, не похожей на предыдущие, но близкой по своей сути к Третьей мировой войне. Некого символического разогрева в пламени сражения стального стержня русского духа и закалки стали в пузырящейся крови уязвлённого человеческого тела. Однако, не только это метафизическое обстоятельство характеризует созидательный характер столкновения двух противоположных цивилизационных укладов — православно-российского и безбожного антироссийского. Да, Новороссию безжалостно разрушают укранацисты, но её же одновременно возрождают и напрямую обустраивают российские власти, строители из городов и весей бескрайней России и добровольцы с их гуманитарной помощью.

Повесть как раз и начинается с производственного совещания ремонтного цеха московской организации «ГБУ Гормост», где формируется небольшая бригада ремонтников-добровольцев для сопровождения техники строителей, которые должны «срочно, к сентябрю отремонтировать в городе Луганске общежитие университета и библиотеку». Бригадиром назначен сорока однолетний автомеханик Николай Фатеев, который и становится главным героем этого повествования и объектом авторского изучения поведения и мотивации настоящего русского человека на современной войне.

Главный герой сразу принял предложение ехать в Луганск, ибо «душа откликнулась и была готова к испытаниям». Не поколебала его и резонная аргументация «против» каширского приятеля Анатолия: «Куда тебя понесло? Учишься на втором курсе института – хорошо, построил новый дом – еще лучше, Мишка у тебя прелестный парень – отлично. Плюс ко всему жена беременна, дополнительный прирост намечается... Зачем так рисковать? Там ведь в Луганске такие «подарки» прилетают, что мало не покажется. Все знают, что война там повсюду. Включишь телевизор, первое, это сообщение о Донбассе и Луганске, сколько туда прилетело ракет и что они там разрушили. Уничтожить стреляющую артиллерию «нациков», наши пока не могут, так что приготовься, что ты не на стройке будешь, а на войне».

Вот на этом фоне затем и разворачиваются события созидательного труда бригады в самом Луганске с неожиданным участием её в контр террористической деятельности народной милиции ЛНР. Заключительная же кульминация повести — в сценах непосредственной вовлечённости главного героя в боевые действия на фронте в районе Лисичанска. Там он берётся починить подбитый новейший российский танк «Т-90М»—«Прорыв» и вывести его с нейтральной полосы в расположение армии Луганской республики. И делает это, несмотря на ранение, совершая тем самым не только гражданский, но и воинский подвиг!

Возникает вопрос: что движет Николаем и тысячами других добровольцев из России, которые выходят на линию огня против ставшего враждебным и опасным сопредельного государства, доставляют бойцам Вооружённых сил Российской Федерации недостающее снаряжение, а жителям освобождённых районов необходимую помощь, строят и восстанавливают на многострадальной земле новых субъектов страны дома и сооружения, взамен разрушенных тяжёлыми орудиями безумного киевского режима?

Ну, устоявшаяся позиция старшего поколения понятна: оно было воспитано, патриотично и нравственно, семьёй и советским строем, читало правильные книги, воевало на Синайском полуострове и в Афганистане, знало в лицо глобальный империализм. А нынешние сорокалетние? Они же не дети Великой Отечественной войны, они — дети 90-х годов «новой России», проклятых жителями страны. Они воспитывались в иных, якобы не идеологизированных социальных условиях, другой школой, больше похожей на домашнюю болонку, виляющую хвостом перед своим сюзереном из старинного итальянского города Болонья. И всё же, всё же, всё же...

Как же крепок должен быть душой русский человек и его российские собратья других национальностей, если после почти векового безбожия, нравственного одичания во времена контрреволюционного переворота и возврата к капитализму, постоянного обмана со стороны чиновничества и олигархата, он способен не только помнить свои традиционные духовно-нравственные ценности и продолжать любить Родину, в меньшей степени, государство, но и без принуждения пойти в самое пекло, чтобы безвозмездно защищать то, что ему дорого, ценой самого дорогого, что дано ему от рождения!

Как же крепка и жизнеустойчива наша Родина, если после 30 лет государственной безыдейности, внешнего унижения, повального разграбления, она способна подняться с колен и дать отпор всему объединённому Западу!

Всё, чем душевно богата и привлекательна Россия, всё, чем сильны и симпатичны её люди, находит своё воплощение в образах бригадира Николая Фатеева и его друзей-товарищей: водителя сибиряка Александра Кривых, молодого слесаря татарина Рината Рахматуллина и моториста Сергея Солодкова.

Ими движет сострадание к своим униженным и убиваемым киевским режимом соотечественникам в Донецкой и Луганской республиках. Традиционный для народной России коллективизм в общинном выживании и отпоре иноземным захватчикам. Неравнодушие ко всему и личная ответственность за всё, что происходит вокруг тебя. Мужественное мужское стремление к участию в «большом деле». А может быть, и неизбывная русская тяга к перемене мест.

Для Николая Фатеева чрезвычайно важна и дорога его семья. Жена Татьяна, с которой у него «доверительные, на равных, отношения». Сын Миша, полный решимости сам тут же ехать с отцом отстаивать и отстраивать Луганск, чтобы «порадовать его жителей». Тёща Нина Семёновна, которая посвятила «свою жизнь семье дочери и имела в доме основательный вес», но поначалу поднялась «на дыбы» от «самодеятельности зятя». Вот именно их- то и готов Фатеев в первую очередь идти и защищать от предавшей наше общее прошлое, ставшей анти-русской и нацистско-бандеровской Украины рядом с Западом, во главе с коварными англосаксами. Уже, решившись на это, Николай совершает свой негромкий душевный подвиг. Но ещё больший подвиг, по моему разумению, совершает вся его семья, когда, преодолевая боль и тревогу, отпускает его добровольцем на фронт.

Согласитесь, православная любо-человечность, изначальная красота русской души, просто положительные примеры на фоне сегодняшнего вселенского бедлама нужны миру как никогда. Поэтому в повести и привлекает поначалу раскрытие новой человековедческой темы — благородного феномена добровольчества как личностно-психологического и социально-политического явления.

Общая же духовная задача, поставленная автором перед самим собою, — это постараться раскрыть своими художественными средствами, а также эмоционально обаять читателя положительными чертами отзывчивого, деятельного и самоотверженного русского характера, наиболее ярко проявленного в труде и в бою. И с этой задачей, на мой взгляд, он справился. Именно главный герой, автомеханик Николай Фатеев из Подмосковья и олицетворяет лучшие черты этого характера. Он как былинный русский богатырь — красив ликом, могуч телом, благороден и добр душой, славен своими делами!

Не мудрено, что противостоящий ему антигерой в лице сотрудника Службы безопасности Украины, снайпера и диверсанта Веры Кравчук вдруг мягчеет сердцем и по-бабьи влюбляется в русского парня.

Повесть читается легче, чем предыдущие произведения писателя В.А.Иванова-Таганского, ибо написана чётким, простым, общедоступным языком, в отличие от прочитанного мною до этого — насыщенного философскими и историческими реминисценциями. Оно и понятно, здесь на первом месте — действие, и в меньшей степени — его психологическая и событийная мотивировка. Раскрыть последнюю — задача аналитической литературной критики.

Замечу, что Валерий Александрович, помимо удачно скомпонованного и держащего в напряжении сюжета, оснастил повесть мощной и убедительной атрибутикой в виде реальной географии, профессиональной терминологии, социально-политической фактологии. Правда, для того, чтобы всё необходимое сначала вобрать в себя, а затем передать художественному тексту, пришлось на несколько дней съездить вместе с прототипом своего героя в Луганск, где он запасся необходимыми впечатлениями и многое узнал о героях-строителях в прифронтовой полосе.

Наиболее драматична концовка повести, где рассказано о боевой работе уже непосредственно на фронте бывшего армейского сержанта и ремонтника Николая Фатеева. Он, понимая свою нужность именно здесь, не внял предложению полковника Ляхова из Министерства внутренних дел ЛРН вернуться в Подмосковье пока не будет ликвидирована разведгруппа СБУ, которой он перешёл дорогу в Луганске. И попросил перевести его в армейское ремонтное подразделение, дислоцированное «во втором эшелоне» в Лисичанске.

И вот здесь ему пришлось вновь делать выбор, продиктованный собственным характером и волей обстоятельств, который поставил на карту не только его самоотверженный труд строителя, здоровье, нужные самому и близким, но и саму жизнь,

Николай Фатеев, несмотря на смертельную опасность, пробирается на «нейтралку» к повреждённому танку, вновь попадает на прицел Веры Кравчук (по фальшивым документам — Елизаветы Петрицы), которая из террористического подполья перебралась в окопы подразделений Вооружённых сил Украины. И в этот раз она, уже отчаянно и психологически оправдано, жмёт на курок снайперской винтовки, из которой потом кончает самоубийством и свою никчёмную жизнь.

Трагическая кульминация сюжета: «Фатеев снял с плеч рюкзак, двумя руками вскинул его вверх и медленно опустил в люк. Улыбка осветила его лицо, когда он огляделся и, подтянувшись, просунул обе ноги в люк. Лиза быстро навела мушку на его голову, ниже каски и прицелилась. Зная, что на солнце и на смерть нельзя смотреть, она закрыла глаза и выстрелила. Фатеев, как подкошенный свалился вниз».

...Но, видимо, в последнюю секунду у стрелка рука дрогнула и пуля разорвала Колину шею не до смерти. Он сумел себя перевязать, наладить электропитание и вывести «Т-90М» из-под огня вражеской артиллерии. Честь и слава герою!

Здесь невольно вспоминается пронзительный рассказ Алексея Толстого «Русский характер». И тут, и там — война, и тут, и там — герой-танкист, и тут, и там — широкая русская душа. Разве только, время новое и поколение другое, но вызовы-то и России, и человеку те же.

В моём восприятии киноповесть В.А.Иванова-Таганского «Мы там нужны» — это продолжение классической традиции отечественной литературы по раскрытию и описанию русского характера в грозных условиях Отечественной войны. Здесь чувствуется преемственность писательского взгляда в понимании любви к Родине, психологии подвига, солдатской верности Отчизне, своей семье, воинам-предкам. И в этом смысле автор — внимательный ученик и даже, в какой-то степени, добросовестный последователь гениев русской литературы.

Почитаешь вновь, не без слёз на глазах, такие шедевры как роман Льва Толстого, рассказы Михаила Шолохова и Алексея Толстого о русском человеке на войне, и приходит на ум одна простая мысль: не атомный арсенал, не высокоточные ракеты, не полководческие таланты военачальников, либо численность войск определяют и будут определять многотрудные победы России. Главная опора её в прошлом, настоящем и будущем — это непобедимый и неистребимый русский дух. Так и сказано о красоте и величии человеческой души в концовке замечательного рассказа Алексея Толстого: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота».

Не даром и наш автор — знаток афоризмов, пословиц и народной мудрости начинает своё сочинение эпиграфом: «Если по-русски скроен, и один в поле воин».

Ещё одно наблюдение: новая работа Иванова-Таганского «Мы там нужны» настолько динамична, зрелищна и актуальна, что так и просится на кинематографической экран. Видимо, в силу этого в последней редакции автор сам назвал её киноповестью.

И хотя военно-патриотическая и детективная тематика для Валерия Александровича нова, здесь она также духоподъёмна, как и его предыдущие сочинения. Сделаем вывод: повесть эта — ценный и нужный гуманитарный подарок нашим воинам специальной военной операции, военным и гражданским строителям, которые возрождают многострадальную землю Малороссии, жителям новых регионов России, да и всем читателям, чья душа ещё не остыла.

Вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Тверского регионального отделения, профессор и академик ПАНИ, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидат философских наук Владимир Глебович Осипов.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Глебович Осипов
Диалектика жизненного пути
Владимир Осипов – честно о себе
25.08.2024
Вечные ценности семейной жизни и вечная Россия
Выступление на XI «Калязинских чтениях» МОО «Русское Собрание» — Международной научно-практической конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
01.06.2024
О тверском Спасо-Преображенском соборе
И мощах св. блгв.кн. Михаила Ярославича Тверского
20.02.2024
Все статьи Владимир Глебович Осипов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
У них всё возможно
Что происходит в Америке?
21.12.2024
С падением Сирии наступают последние времена?
Судьбы мира решаются на Украине или на Ближнем Востоке?
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30