Ты знаешь в чём секрет успеха?
Да нет, никто не может знать.
Успех напоминает эхо,
Ты бросил кличь и вскоре вспять
Откуда-то необъяснимо
Он возвращается толпой,
Намного больше побратима
Отправленного в мир тобой.
Это отрывок из стихотворения Михаила Попова, чья большая поэтическая подборка вот уже во втором номере подряд выходит в «Вертикали. ХХI век». Известный в России прозаик, проживающий в столице, и чьи произведения экранизировались, переводились на иностранные языки, вновь кроме написания романов и рассказов вернулся к поэтическому творчеству, с которого, кажется, и начинал свой творческий путь.
Но приведён отрывок, конечно, с умыслом. Приятно отметить всё возрастающий интерес к журналу, который проявляют достойные авторы из разных уголков страны и из-за рубежа – поэты, прозаики, литературоведы, критики и публицисты. Так представляя рассказ «Капитал» писателя из города Электросталь Московской области Василия Килякова, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Татьяна Окулова пишет, обращаясь к главному редактору: «В это тяжёлое время ещё раз благодарю Вас за публикацию прекрасной статьи «Предстояние» о Михаиле Петровиче Лобанове, написанной его учеником Василием Киляковым… Посылаю сегодня Вам, дорогой Валерий Викторович, в ваш прекрасный журнал на земле Минина и Пожарского рассказ вышеупомянутого талантливого писателя (по просьбе самого автора) – рассказ, который Михаил Петрович читал своим студентам на семинаре в Литинституте как классический образец современной русской прозы…»
Тут не лишне будет вспомнить, что М.П. Лобанов в своё время на всесоюзном семинаре молодых писателей, который проходил в Москве в стенах опять же Литературного института в феврале 1994 года, высоко оценил повесть «Сезон» самого Валерия Сдобнякова, рекомендовал её к публикации, а автора для приёма в Союз писателей России. Вот так удивительно соединяются судьбы в русской литературе.
Новый для журнала автор – поэт Лариса Желенис из Ярославля. Восемь стихотворений пронизаны особым чувством-воспоминанием о матери («Мама учит нести коромысло/Зачерпнув из реки облака…»), отце («Мне в детстве вместо колыбельных песен/военные о Родине он пел…»), ушедшем детстве («Мне не вспомнить теперь,/как плывут облака на Донбассе…»).
Андрей Альпидовский публикует поэму из «прошлого». В окончании «Безутешного звонаря» хоть и стоит дата 1980 год, но в печати произведение появляется впервые. Стиль его можно почувствовать уже по первым строкам:
В топлых снегах и в местах тёплых,
В старом, промёрзшем до крыши автобусе –
Холод, холод! В глазах стекла –
Дыши, не дыши, – не оттают вовсе.
Особую рубрику «Поэтическое краеведение» продолжает Лариса Егоршина из города Дзержинска Нижегородской области. На этот раз автор рассказывает об истории и достопримечательностях Нижнего Новгорода, 800-летию которого и посвящено большое стихотворение.
Обратимся к прозаическим произведениям. Рассказ В. Килякова мы уже представили. Рассказы москвича Александра Савельева ранее дважды появлялись на страницах «Вертикали». На этот раз три новых произведения («Денёчки под Клином», «Студиозусы», «Брызги далёкого моря») рассказывают о трёх этапах жизни героя – детстве, студенческих годах, заграничном путешествии в зрелом возрасте. А вот дебютант журнала Владимир Романов из Арзамаса посвятил свой рассказ «вечной теме» – первой юношеской любви. И назвал его поэтично – «Мелодия жаркого лета».
Основными произведениями этой рубрики в журнале, безусловно, являются повесть «Гауптвахта» и рассказ «Шелехов» Валерия Сдобнякова. Повесть одновременно вышла в столичном журнале «Москва», для рассказа – это премьерное появление к читателям.
Как публицист впервые выступает на страницах «Вертикали. ХХI век» известный нам по многим прозаическим произведениям писатель Игорь Соловьев. Его статьи «Пробирка», «Третья беда России», «Латышско-эстонские картонные игры» остро полемичны и (особенно, если говорить о последней) насыщены историческими фактами, которые автор осмысливает в свете «горячих» международных событий.
Стало доброй традицией, что по мере написания своей новой книги, священник Евгений Юшков её содержание сначала публикует в журнале «Вертикали. ХХI век». Не стал исключением и обозреваемый номер. В нём батюшка завершает рукопись очередной книги перед тем, как она отправится в типографию и обретёт новое название – «Что слёзы Женькины? Вода…» К тому времени, когда наш обзор выйдет в печати, книгу, наверняка, получат в подарок многие читатели, кому дорого творчество отца Евгения.
Статья публициста и общественного деятеля из Санкт-Петербурга Анатолия Степанова названа «Информационная мистификация» и рассказывает об одном мало исследованном факте, связанном с отречением от престола русского императора Николая II.
«Когда я проезжаю мимо небольшого городка Ленинградской области Любань, то невольно вспоминаю о том, что именно здесь произошли события, ставшие предвестником гибели Российской Империи. Конечно, основные события трагедии отречения Государя от престола происходили на станции Дно, но псковской западне для Государя в штабе Северного фронта предшествовали события в Любани».
Валерий Сдобняков в разделе «Вспомним» возвращается к своим очеркам 2004 и 2005 годов («Мы должны быть вместе», «Украина помнит подвиг Святослава»), в которых рассказывается о событиях русского единения на Украине – Славянском соборе и открытии памятника Святославу, что проходили в городе Запорожье при деятельном участии главы ОАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева. В свете нынешних событий эта информация кажется крайне важной для оценки «майданного» переворота и последующего уничтожения Донбасса.
В литературно-критической статье «Меня постигла редкая удача» Сдобняков, основываясь на стихах из сборника Бориса Шумилова «Жажда», размышляет о сложной и даже трагической судьбе этого поэта, которая первоначально многое обещала, но так по-настоящему и не состоялась. С оценками Валерия Викторовича можно не соглашаться, но автор, на наш взгляд, в них многое точно определил в самой сути творчества.
Наталья Павлова публикует статью, посвящённую пятилетней деятельности блога журнала («Электронному ресурсу «Вертикали» – пять лет») и обзор предыдущего 78-го номера «Вертикали. ХХI век» («Целый мир нам кажется прекрасным»).
Второй раз на обложке появляются репродукции картин народного художника России В.П. Полотнова. Удивительное видение мира Валерием Павловичем, как праздника жизни, думается, не оставит равнодушными никого из тех, кто возьмёт в руки 79-й выпуск журнала, ставящего перед собой, а значит и перед читателями, значимые художественно-общественные вопросы.
Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва), «Городской курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век» и сайта «Русская народная линия». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.