Художник-график – это призвание, определяющееся характером и мировоззрением человека. Для исполнения графических работ от мастера требуется высочайшая работоспособность, упорство, внимательность к деталям бытия, к очертаниям материальных предметов, ощущение звучания пространства, умение слышать музыку сфер. А главное, любовь к жизни и вера в ее неизбывность. Эти и многие другие качества присущи личности и творчеству молодого петербургского, по рождению – курганского, графика Екатерины Носовец. Хотя, зная послужной список мастера, ее всероссийскую популярность, количество выставок, где представлено творчество Екатерины Носовец, исследования искусствоведов, посвященные ее творчеству, с сомнением относишься к определению «молодой график». Не по возрасту художника, а по его мастерству определяется уровень таланта и значимость в пространстве мирового искусства.
Высокий профессионализм работ Екатерины Носовец в разных жанрах – книжно-оформительская графика, экслибрисы, циклы офортов – свидетельствует о состоявшемся в профессии человеке, имеющем узнаваемый художественный почерк, индивидуальную тематику, отмеченном многими наградами, в том числе, зарубежными. И, конечно, то, что Екатерина Носовец, родившаяся в г. Кургане, принята в содружество петербургских мастеров, став членом Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. Екатерина Носовец окончила с красным дипломом живописно-педагогическое отделение Екатеринбургского художественного училища им. И.Д. Шадра. С 2004 по 2011 обучалась на факультете графики в ГАИЖСА им. И.Е. Репина. На первом курсе училась в мастерской В.Г. Старова, на втором — в мастерской Раздрогина, после второго курса выбрала мастерскую книжной графики под руководством А. Пахомова, и специализацию — офорт (руководитель — Клим Ли), т. к. изначально проявилась склонность и способность именно к этой печатной технике. Окончила институт с красным дипломом и похвалой научного совета, руководителем диплома был А. Пахомов. Награждена золотой медалью за успехи в учёбе. После института осталась жить и работать в Санкт-Петербурге.
Здесь Екатериной Носовец были созданы произведения, способствовавшие популярности ее творчества, о котором так говорит известный искусствовед О. Кошкина: «Имя Екатерины Носовец знакомо читателям “Невского библиофила”: уже несколько лет, с выпуска в 2016 г., альманах украшает обложка, придуманная и разработанная художницей. Изящный рисунок на обложке – периметральный орнамент, вплетающий в узор достопримечательности Невского проспекта – Гостиный двор, здание Городской думы, Казанский собор и церковь святых Петра и Павла, дом К.Б. Котомнина с кондитерской “Вольфа и Беранже”, дом Голландской церкви (ныне – центр искусства и музыки библиотеки им. Маяковского) и др. Большинство исторических зданий и графического архитектурного арабеска имеет отношение к книгоиздательству и книгопечатанию, библиофильству и книжному делу»[1], которому Екатерина Носовец посвятила свое творчество. «То, с какой легкостью и откровенной свободой выполнены иллюстрации Е. Носовец, говорит о важном: одномоментном совпадении пространства и времени в жизни художницы. Лишь ослепительная молодость может быть такой безрассудной и откровенной, не стыдящейся своей телесности, когда могут совпадать желание, умение, жажда нового…»[2]
Свидетельством высокого мастерства Екатерины Носовец, актуальности ее творчества является интерес к нему руководителя благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича Елфимова, признанного художника-фотографа, почетного члена Российской академии художеств, книгоиздателя, известного знатока и коллекционера традиционного современного искусства, пропагандиста молодых талантов, просветителя земляков-тоболяков и всех россиян. В сентябре 2022 года в выставочном зале павильона «Вольница» ТК "Ермак" была открыта выставка художника-графика Екатерины Носовец. Это престижная выставка, так как Зал, расположенный в современном торговом центре, уже имеет славную историю, являясь популярным тобольским выставочным пространством, в котором, почитая за честь, выставляли свои произведения многие известные российские художники.
Многие работы Екатерины Носовец, можно назвать блистательными в их трепетной реалистичности и романтичности, в них дышит жизнь, пульсирует любовь. Сопряжение разных стихий, сложность консонансных и диссонансных настроений, противоречивых состояний, резкая смена скоростей бытия, наблюдаемые в работах Екатерины Носовец, наверное, есть следствие ее духовной принадлежности к двум разным природам: родовой – курганской – южно-сибирской земли, равнинной, исполненной высокого неба и вольного ветра, засеянной древними камнями, похожими на корни минувших веков, напоминающими об истории позднего палеолита и мезолита, и о человеческих подвигах поздних эпох. Другой мир – зыбкая и зябкая природа северо-западной России, приморские пространства, низкие небеса, темные, бурчащие воды Невы, и город – архитектурный шедевр и помощник в творческом поиске.
Его в архитектурных образах и легендах изобразила Екатерина Носовец в оформительском цикле из одиннадцати гравюр (перо, тушь), предназначенных для книги ручной работы, посвященной повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Книга решена как стандартная колода из 54 игральных карт, что создает новую интригу у читателя-зрителя, знающего поучительное содержание повести. В своей части работы художник выражает сюжетные коллизии варьированием освещенности и глубины художественного пространства. Кажется плоской, беспросветной композиция иллюстрации «Граф Сен-Жермен нашептывает графине Анне Федотовне три заветные карты». На первый взгляд эта сцена инфернальна, в полной беспросветности находятся ее герои, поправшие нравственные законы мироздания. В сложном пластическом взаимодействии они расположены на фоне черного декорационного задника. Но при подведении за печатный оттиск источника света, на этом фоне проявляется невидимый прежде рисунок, высвечиваются роковые «три карты». Иллюстрация, выполненная в сложной графической технике, с применением водяных знаков, обретает движение, сюжетное развитие.
Гравюра «Герман на Эрмитажном мосту», наоборот, имеет глубокое, вовлекающее в рассмотрение пространство, архитектурная композиция сложная, зрительное восприятие непредвиденное: пронзительно сужающаяся перспектива, как будто упирающаяся в стену здания Зимняя канавка, небо застят роковые карты, увеличенные в больном представлении Германа до размеров, сопоставимых с окружающими, зловеще нависшими над ним зданиями. Обострено взаимодействие деталей гравюры, их потенциальное напряжение находится в контрасте с мертвенно неподвижным Германом, всматривающимся с моста в воду канавки, как в реку судьбы. Эта работа художника заставляет задуматься о жизни и смерти, о чести и обмане. Безысходность, конечность – итог любого преступления, гибельно отступление от законов совести.
В гравюре «Явление призрака графини Герману» перспектива открытая, пространство комнаты получает расширение в ночное петербургское небо, едва озаряемое ледяным светом луны. Но силен в своем противостоянии любым призракам, – даже отраженный – свет куполов и крестов храма-стража. Художнику удается так символично и убедительно выстроить пространство художественного произведения, в котором разворачивается действие, что нет сомнения в реальности происходящего; так поставить моральный вопрос, что невозможно от него отстранится.
Екатерину Носовец интересуют проблемы общечеловеческие, нравственные, поэтому, наверное, она обращается к классическим, проверенным веками литературным произведениям. Ее вдохновила история любви Амура и Психеи из «Метаморфоз» Апулея, ею выполнена обложка к «Путешествиям Гулливера» Дж. Свифта, к нескольким современным поэтическим сборникам. Музыка Л. Бетховена воодушевила художника на оформление биографической книги о великом композиторе. Это ли ни свидетельство страстности натуры мастера, стремящегося к темам высоким, к чувствам пламенным, передающимся зрителю.
Визуальное отражение древнегреческой истории роковой любви Орфея и Эвридики в версии Екатерины Носовец – и убедительно, и оригинально, и актуально. Очевидна творческая смелость художника, взявшегося за сюжет, несчетное количество раз отраженный и в живописи, и в скульптуре, и в музыке. Что же хочет поведать нам мастер XXI века? Ответ на этот вопрос многогранен, как сложна, многопланова система смысло-образов цикла. Главный из которых – превосходство над временем и пространством великого чувства человеческой любви. Изображая ее в телесных, чувственных проявлениях, художник путем графического рассказа о событиях древности показывает надмирные, недосягаемые для темных сил источники любви, непреходящее ее значение во все времена, и в наш, измученный адскими провокациями век.
Первая гравюра цикла «Эрос» - образ счастья влюбленных, они молоды, прекрасны их полуобнаженные тела, романтичны надежды, о которых самозабвенно поет Орфей. Это чувственная картина исполнена движения: трепещет на ветру туника Эвридики, легка в унисонном стремлении пара лошадей, символизирующая согласие любящих сердец. Настороженный заяц, расположенный на первом плане, обычно служащий символом плодовитости и сладострастия, здесь, в своей природной пугливости, пространственной изменчивости, скорее, предвещает скорое изменение любовной идиллии. Об этой любовной сцене, обладающей роденовской пластикой, можно сказать словами искусствоведа Гюстава Жеффруа: «Это сплетение тел, в котором сплавлены воедино желание и целомудрие»[3].
Трагична, достоверна картина смерти героини от укуса змеи. Здесь графический рисунок кажется тяжеловесным, почти нет свободного пространства, тела мертвой Эвридики и приникшего к возлюбленной Орфея составляют недвижную скульптурную целостность. Но так просто любовь не сдается, и уже на следующей странице, названной «Борьба», мы видим, что влюбленные, разделенные смертью, которую художник изображает в традиционном средневековом образе – призрака с косой, начинают ей сопротивляться. Создавая контрапункт через диссонансное звучание света и тьмы, изображая белоснежно прекрасное обнаженное тело Эвридики, обвитое золотыми локонами волос, на фоне черной, зловещей фигуры неумолимой Смерти, намертво вцепившейся в прекрасную деву, художник вызывает у зрителя понимание неимоверного труда борьбы за жизнь и любовь, подвига преодоления.
«Разделение», «Боль», «Клятва», «Смерть» - названия следующих сюжетов цикла, повествующих об успехах и ошибках Орфея, не сдержавшего клятву и навсегда потерявшего возлюбленную. Интуицией, объективным видением мира, приобретенным навыком и отточенным мастерством Екатерине Носовец удается выразить сокровенные человеческие чувства и противоборства мировых сил. Прямыми и искривленными линями графического рисунка, сопоставлением оттенков, усилением звучания красок жизни красками небытия – гравюры одухотворяются, их энергетика, идеи проявляются и композиционным решением, выбором точки зрения, отбором изображаемых деталей, выражающих мироощущение автора.
Гравюры Екатерины Носовец, содержащие ряд архаичных образов, обладают живым, реалистичным развитием. Обращает на себя внимание характер жестов героев произведений, отсылающий к античной традиции. Имея рифмованную лаконичностью, жест особенно показателен, поэтичен, человечен в изображении переживаний Орфея. Второстепенные персонажи, детали второго и третьего рядов композиций, архитектурные элементы, движения героев – способствуют звучанию произведения, создают его ритм, который, как известно, есть выразитель красоты. Художественные средства для Екатерины Носовец являются нотами, которыми она пишет симфонию любви.
И в своих прославленных, получивших высокие оценки экслибрисах Екатерина Носовец показывает себя мастером, умеющим глубоко и самостоятельно мыслить, продолжает тему художественного осознания антитезы бытия-небытия-инобытия. Показателен экслибрис, посвященный Марине Цветаевой, созданный в технике раскрашенного офорта. Изображая поэтессу узнаваемой, но отстраненной от жизни реальной, бесстрастно попирающей ее трагедии, символизируемые колючей проволокой, черным бараком, летящим под откос поездом, Екатерина Носовец, атрибутируя образ поэтессы кроваво-красной кистью рябины, венчает ее путь в вечности нетленной, высокой мелодией ее стиха.
Поэтичность, одухотворенность, развитие художественной традиции – главные особенности творчества Екатерины Носовец, ставящей перед собой задачи не только художественного отражения мира, но исследования его моральных законов, нравственных обретений и потерь человечества в XXI веке. Талантливый художник решает эти задачи в своем сложном творческом пространстве, где вечны совесть, честь, любовь и жизнь.