Принимающие эстафету
Промыслительно то, что для сохранения Русских Православных святынь, они были в годы вавилонского большевистского пленения в юрисдикции Зарубежной Церкви. И всегда надо с благодарностью говорить об этом: зарубежные иерархи, при всех разногласиях с Московским Патриархатом, заботились о Святой Земле. А сколько литературы с пометой: «Издано в Джорданвилле» различными путями проникало в СССР и спасительно утоляло голод на духовное чтение.
А разногласия, слава Богу, закончены. Мы едины сердцами и душами. Русская Православная Церковь – наше спасение. Мы – её чада, овцы стада Христова, и выше этого счастья нет ничего.
Конечно, трудно было после матушки Тамары брать в руки игуменский посох, но следующая игумения Феодосия (Баранова) из Канады своей верностью монастырю, неусыпными трудами и какой-то особенной хозяйственной жилкой была очень уважаема и насельницами монастыря и всеми его посещающими. Произошел при ней совершенно необходимый капитальный ремонт Спасо-Вознесенского храма, реставрация купола, облагораживание территории монастыря.
Её деловые качества очень ценились, и руководство Миссии перевело матушку Феодосию в Гефсиманскую обитель, в 1984 году. В ней она, именно в дни празднования Тысячелетия Крещения Руси (1988 г.), мирно опочила.
С 1984 года по 1989-й обителью управляла игумения Параскева (Зильберкрейн). Она, что называется, коренная «елеонка». При ней с подобающей торжественностью было отмечено столетие со дня освящения Спасо-Вознесенского храма. Налаживала отношения с соседями, которые всегда были не прочь отхватить кусочек территории у монастыря. Как? Стены стареют, рушатся, а соседи могут и помочь им разрушаться и отодвигают на новое место.
Начальник Русской Духовной Миссии в 80-е годы был архимандрит Алексей (Розентул). До Святой Земли он подвизался в Австралии и понятно, что следующей игуменией монастыря стала также «австралийка» Варвара (Эпова). Пробыв на посту игумении четыре года, в 1993 году возвратилась в Австралию. Всегда тянулась в Россию, и в 2001-м году смогла побывать в Дивеево.
И, наконец, настоятельницей стала уроженка Вифлеема, пришедшая в монастырь совсем младенцем, матушка Иулиания (Зарзар), ученица Вифанской школы, потом побывавшая директрисой миссионерской школы в Чили, освящённой в память святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Она была совершенно русской, знала церковно-славянский язык и особенно была верна памяти святых царственных страстотерпцев.
Годы игуменства 1993-1997-й.
Сейчас у руля в капитанской рубке монашеского корабля на Елеоне стоит матушка Моисея (Бубнова). Посвящённая в иночество в Зарубежной Русской Церкви, она также, как и многие елеонские сестры, прошла Гефсиманскую обитель. Её возведение в игуменский сан состоялось в день Иверской иконы Божией Матери.
Сколько же ей досталось скорбей, переживаний, трудностей. Однажды даже ночью к ней ворвались вооруженные грабители, но по Божию Промыслу в это время сестры возвращались с ночной службы у Гроба Господня.
Постоянно с нею главная радость – жива обитель, увеличивается приток паломников. И очень многое делается добрых дел в монастыре. С каждым приездом сюда замечаешь и новые построения и реставрацию прежних. В монастырской лавке расширяется ассортимент продаваемых православных предметов – дело рук монахинь. И, важно добавить, послушниц. Сюда они стремятся со всего света.
Елеон всегда в памяти видевших его. Вот как описала инокиня Нектария вид Елеонской горы от стен старого города, вид, запечатленный на миллионах снимков и разлетевшийся по планете:
Горят на склоне главки золотые –
Светильник дивный, устремлённый ввысь.
Его огонь исходит из России,
В нём тысячи молитв в одну слились…
Это, конечно, о золоте глав храма Марии Магдалины. И дальше:
Вот пламя дотянулось до вершины
И разгорелась «Русская свеча»,
Небесного с земным Иерусалимом
Союз любви победно увенчав.
Наследницы многострадальных Иова и Филарета Милостивого
Промыслительно то, что второй по величине храм монастыря освящён во имя святого Филарета Милостивого. Назовём его Новозаветным Иовом Многострадальным. Богатый, знатный, уважаемый он дошёл до последней степени нищеты, раздавая всё своё состояние и имущество тем, кто в нём нуждался. Дошло до того, что жена Феозва даже и к столу его не звала, что
прежние знакомые от него отвернулись. Но он продолжал служить Богу и людям. И был вознаграждён, как и Иов. Дочка Филарета стала женой византийского императора, вернулось к нему богатство, но он продолжал жить, как жил, помогая бедным и повторяя: «Суд без милости не оказавшим милости».
Разве монахини Елеона не отдавали последнее своё пропитание голодным, и разве когда они жаловались на тяготы жизни, разве уходили из монастыря, хотя и могли. Более того, говорили: «Милостив Господь, награждает скорбями».
И сохранили и веру Православную и свои души, и верность далёкой России, в которой не бывали.
ЕЛЕОНСКИЕ МОЛИТВЫ
Тропарь, глас 4-й
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником
обетованием Святаго Духа,
Извещенным им бывшим благословением,
Яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6-й
Еже о нас исполнив смотрение
и яже на земли соединив небесным,
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
никакоже отлучаяся,
но пребывай неотступный
и вопия любящим Тя:
Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса
С пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение.
Стихиры, глас 6-й
Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру;
Небеса уготоваша престол Его, облацы восхождние Его.
Ангели дивятся, человека зряще превыше себе,
Отец ждет, Его же в недрах имать соприсносущна,
Дух же Святый велит всем ангелом Его:
Возмите врата, князи ваша, вси языцы восплещите руками,
Яко взыде Христос, идеже бе первее.
На горах святых щряще Твое вознесение, Христе,
Сияние славы Отчи воспеваем Твой светообразный лица зрак,
Кланяемся страстем Твоим, почитаем Воскресение,
Славное Вознеснение славяще; помилуй нас.
Стихира, глас 2-й
Родился еси, яко Сам восхотел еси, явился еси, яко Сам изволил еси.
Пострадал еси плотию, Боже наш,
Из мертвых воскресл еси, поправ смерть.
Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй,
И послал еси нам Духа Божественного,
Еже воспевати и славити Твое Божество.
МЕСТО ОБРЕТЕНИЯ ЧЕСТНОЙ ГЛАВЫ СВЯТАГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Тропарь, глас 4-й
От земли возсиявши, Предтечева глава
Лучи испущает нетления верным исцелений,
Свыше собирает множество Ангел,
Доле же созывает человеческий род
Единогласную возсылати славу Богу.
Кондак, глас 2-й
Пророче Божий и Предтече благодати,
Главу твою, яко шипок священнейший от земли обретшее,
Исцеления всегда приемлем,
Ибо паки, якоже прежде,
В мире проповедуеши покаяние.
Величание
Величаем Тя, Крестителю Спасов Иоанне,
И почитаем вси честныя Твоея главы обретение.
Главная вершина Иерусалима – Крест над Елеоном. Он и освящает и освещает живущих здесь православных монахов, монахинь и паломников, И свет Его и святость достигают русских пределов.
Слава Тебе, Господи, мы - православные!
Использованные источники:
Православная энциклопедия, т.18.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. Факсимильное издание. М.1992
Пророческие книги. М.1998г. Сретенский монастырь.
Святая Земля. Исторический путеводитель. М.2000 г.
Святая Земля в её прошлом и настоящем. Сибирская благозвонница. 2003 г.
Паломничество во Святую Землю. 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. М. Эком-пресс. 1997 г.
Святая Земля. Историко-культурный альманах. К 165-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. М. Аркаим. 2012 г.
Монастырь на Елеоне. Храм, люди, судьбы. Концепция, текст Галины Майерталь. Иерусалим, 2006 г.
Соловьёв М.П. Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество. М. 2012 г.
Святая Земля в русской поэзии. Псалтирь в русской поэзии. Обе: М. Новый ключ, Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2001 г.
Гоголь Н.В. Собр. соч. М.1952г. т.14.
Жуковский В.А. Собр. соч. Л. 1960, т. 4.
Великий князь Константин Николаевич (К столетию основания Русской Палестины). М.2012 г. Г.
Дмитриевский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе. Предисловие Н.Н. Лисового. Изд-во «Индрик», 2006 г.
Православный Палестинский сборник. Выпуск 105. М. 2007 г.
Православный Палестинский сборник. Выпуск 31 (94-й). М. 1992 г.
Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество. М. Индрик.2012 г.
В.Н. Хитрово. К Животворящему Гробу Господню. М. 2003 г.
Сборник песнопений паломника на Святых местах Палестины и Синая. М.
Даниловский благовестник. 1997 г.
История Русской словесности. Казань, 1879 г.
Странствия Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока. М. 2004 г. Т.1.
Муравьёв А.Н. Письма с востока, часть 2-я. М.2005 г.
Русский архив. Исторический журнал. М.1990 г.