Операция «Крещение Руси» или Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова
СОДЕРЖАНИЕ
ОПЕРАЦИЯ «КРЕЩЕНИЕ РУСИ»
ИСЛАМ И ЕГО МÓРОКИ ‒ 3
13. Мухаммед в Медине. Значение Хиджры для ислама
Первая победа. Начало мусульманской эры
Новой эре – новый календарь
Мухаммед – теория и практика ислама
14. Аравия становится правоверной
Соблазн – грех больший, чем убиение
«Не вы [о верующие] убили неверных…»
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию…»
О поэзии и юморе
По обстоятельствам военного времени…
13. Мухаммед в Медине. Значение Хиджры для ислама
Первая победа. Начало мусульманской эры
В Медине Мухаммеду сопутствовал успех. Хотя и не сразу.
Первое время после его переселения с последователями в Медину (по-арабски, напомним, – Хиджра) было крайне тяжелым. Тяжелым и для вновь прибывших из Мекки, и для правоверных Медины.
Преследователи пророка в Мекке стали активно искать себе союзников для борьбы с последователями Мухаммеда, подталкивая другие арабские племена на конфликт с мусульманами. Им удалось заручиться поддержкой некоторых жителей Медины, недовольных все возрастающим влиянием пророка и его сподвижников на жизнь города.
Тем не менее, большинство населения Медины уже в 622 году пополнило число правоверных. Это был триумф, поэтому 622-й год, год переселения, стал считаться первым годом новой мусульманской эры. Она получила название по имени «похода» из Мекки в Медину ‒ Хиджры. Именно после Хиджры появились условия для формирования основ мусульманского государства и новых внутрисоциальных отношений.
Мусульмане объединились в умму ‒ общину, в которой были стерты различия по происхождению, социальному статусу или месту рождения. Верующие чувствовали в первую очередь духовное единство.
Новой эре – новый календарь
Значимость Хиджры для последователей ислама обусловила появление впоследствии нового летоисчисления и календаря. В 637 году 2-ой халиф ислама О́мар-ибн аль-Хатта́б объявил год Хиджры ‒ 622 год по юлианскому календарю ‒ началом мусульманского летоисчисления.
Отправной точкой нового летоисчисления послужила не точная дата прибытия Мухаммеда в Медину, а первый день первого месяца (мухаррама) того же года, ‒ 16 июля 622 года по юлианскому календарю.
В отличие от юлианского и григорианского календарей, основывающихся на цикле обращения Земли вокруг Солнца, летоисчисление по Хиджре опирается на лунный календарь. Длина года в исламе равна 354, а иногда 355 дням. Поэтому существуют некоторые сложности при переводе дат по Хиджре на европейский солнечный календарь. Разработаны специальные таблицы соответствий.
Лунный год по Хиджре состоит из 12 месяцев, каждый из которых начинается и заканчивается новолунием. Деление года на 12 месяцев основывается на следующих строках Корана:
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему.
Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе и, объединившись, сражайтесь все с многобожниками, подобно тому как они сражаются с вами все [вместе].
Знайте, что Аллах – на стороне богобоязненных».
(Коран 9:36)
Исламский календарь:
1. Мухаррам* 2. Сафар 3. Раби аль-авваль 4. Раби ас-сани 5. Джумада аль-уля 6. Джумада ас-санийа 7. Раджаб* 8. Шаабан 9. Рамадан 10. Шавваль 11. Зуль-каада* 12. Зуль-хиджа*
*Запретный месяц – месяц, считающийся священным в исламе. В эти месяцы нельзя первым начинать военные действия.
Мухаммед – теория и практика ислама
Год Пророк потратил на то, чтобы пополнить и перегруппировать ряды правоверных. Мухаммед также продолжал проповедовать Коран. Его высказывания в течение более двух десятилетий собирал для потомков его секретарь Зейд ибн Сабит, а после смерти Пророка в 632 году его сподвижники составили первый канонический текст Корана.
Заодно Мухаммед разработал основы мусульманского законодательства – шариата. Как бы ни дополнялся шариат впоследствии, предписания его закреплены, прежде всего, Кораном и Сунной ‒ Преданием Мухаммеда.
В Медине произошло крупное столкновение пророка с иудеями. Дело в том, что в шариат Мухаммед ввел некоторые законы из Торы, которая в Исламе также принадлежит к числу Священных книг, о чем еще будет сказано. Этим, в частности, Мухаммед пытался привлечь на свою сторону мединских иудеев. Но те, в свою очередь, вздумали обратить пророка в иудаизм.
Через год все это кончилось к очередному взаимному неудовольствию. Шибко грамотные ветхозаветники ловили Мухаммеда на незнании Библии и тем более Талмуда. А он, не менее резонно, отвечал, что они и вовсе извратили Священное Писание.
В результате, разочаровавшись окончательно в иудеях, Мухаммед в 623 году сменил направление места поклонения, к которому правоверный должен обращаться лицом при молитве – Кебла по-местному, ‒ с Иерусалима на Каабу. Евреев с тех пор, где мог, брал к ногтю. А остатки потом выгнал из Аравии.
Хотя Коран в принципе благорасположен к людям Книги – иудеям и христианам. В целом в Медине Мухаммед углубил различие ислама с иудаизмом и христианством, окончательно выделив его в самостоятельное вероисповедание.
14. Аравия становится правоверной
Соблазн – грех больший, чем убиение
В ответ на вооруженные провокации мекканцев и союзных им племен, Мухаммед вынужден был предпринять ответные действия, чтобы обеспечить содержание общины, лишившейся имущества, в том числе многих земель.
Аллах ниспослал своему Пророку строки Корана, позволившие сражаться с иноверцами даже в запретные для войны месяцы. Строки, в чем-то актуальные и для нас именно сейчас:
«Они спрашивают тебя, [дозволено ли] сражаться [с мекканскими многобожниками] в запретный месяц.
Отвечай: “Сражаться в запретный месяц – великий грех.
Однако совращать с пути Аллаха, не пускать в Запретную мечеть[1], неверие в Него и изгнание молящихся из нее [из Запретной мечети] – еще больший грех перед Аллахом, ибо соблазн – грех больший, чем убиение.
Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут.
А если кто из вас отвратится от своей веры и умрет неверным, то тщетны деяния таких людей в этой жизни, и в будущей.
Они – обитатели ада и пребудут в нем навеки”»[2].
«Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: “Наш Господь – Аллах”. Если бы Аллах не даровал одним людям возможность защищаться от других, то непременно были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного славят имя Аллаха.
Нет сомнения, Аллах помогает тому, кто помогает Его религии.
Воистину, Аллах – сильный, великий»[3].
По получении Божественных указаний и разъяснений произошли вооруженные столкновения между мусульманами и мекканцами.
Не все они были однозначно удачны для правоверных. Но в январе 624 года последователям ислама удалось захватить караван курейшитов, шедший без охраны. Это стало преддверием дальнейших успехов.
Первое крупное сражение между мекканцами и сторонниками Мухаммада произошло в марте 624 года при Бадра, расположенном на пути из Мекки в Медину. В битве приняли участие 300 правоверных, их противников было, по разным оценкам – от 600 до 1000 человек.
Несмотря на численное превосходство, мекканцы потерпели полное поражение. За пленных курайшитов Мухаммад решил просить выкуп.
После сражения при Бадра Мухаммаду были ниспосланы очередные стихи Корана, вошедшие в восьмую суру под названием «Трофеи».
«Не вы [о верующие] убили неверных…»
Победа при Бадра резко укрепила позиции Мухаммада в Медине, и немало людей, проживающих в городе, начали принимать учение пророка. Укрепился моральный боевой дух самих правоверных, убежденных в том, что их победа – свидетельство милости к ним Аллаха и подтверждение их правоты. «Не вы [о верующие] убили неверных, а Аллах сразил их», – говорится по этому случаю в Коране (8:17).
Вскоре влиянию общины в Медине подчинилась почти вся южная и западная Аравия. Где убеждением, а где и силой правоверные добивались своего.
В результате наиболее дальновидные из мекканских курейшитов стали переходить на сторону пророка. Дни независимой Мекки были сочтены.
В 630 году Мухаммад принял решение двигаться на Мекку. Его десятитысячная армия застала мекканцев врасплох. Мухаммед торжественно вступил в Мекку.
Проявив снисхождение к побежденным, Мухаммед, демонстративно простил своих противников. Большинство мекканцев приняли после этого ислам.
Теперь уже курейшиты не только приняли его, но и склонились перед ним. Приняв ислам, они быстро заняли видные места среди ближайших последователей пророка. А Мекка была официально объявлена священной столицей ислама.
Мухаммед, правда, жить в ней не стал, а возвратился в Медину.
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию…»
В 632 году пророк совершил специальный хадж в Мекку. Мухаммед вошел в Каабу, очищенную от идолов, и совершил поклонение черному камню ‒ Хаджар-ал-Асваду.
Во время хаджа у горы Арафат Мухаммед обратился к умме ‒ общине правоверных ‒ с последней, прощальной проповедью, свидетелями которой стали около 120 тысяч человек.
В своем слове Мухаммед призвал верующих поклоняться только Аллаху, признавать верховенство закона, хорошо относиться к своим женам.
Он отменил кровную месть, ростовщичество и межплеменную вражду, возложил ответственность за деяния только на человека, их совершившего.
Мухаммед засвидетельствовал, что он последний из посланных Аллахом пророков и после него пророков уже не будет.
Вскоре после данной проповеди Мухаммеду были ниспосланы и одни из последних стихов Корана, которые, как считают, завершили формирование шариата:
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией»[4].
Подчеркнем, что все слова Корана считаются прямой речью самого Аллаха.
По окончании хаджа Мухаммед отправился в Медину. В том же 632 году, 8 июня он умер и был в Медине и похоронен. Его преемником ‒ первым халифом был назначен, как мы помним, его ближайший друг и сподвижник Абу-Бакр.
После смерти пророка некоторые кочевые племена в Аравии пытались восстать против новых порядков, но безуспешно. Абу-Бакр и иные преемники пророка быстро и решительно пресекли внутренние смуты и основную свою энергию направили на распространение ислама вширь, на завоевания. Это мы также знаем.
О поэзии и юморе
Критики пророка замечают, что после смерти Хадидже в 619 году Мухаммед, с одной стороны, стал обращать повышенное внимание на женщин, а с другой, почему-то сильно обиделся на поэтов, особенно юмористов. Их, как говорят, он убрал по всей Аравии, куда руки дотянулись. Мол тех, кто спешно с юмора и сатиры на оды, или иную высокую поэзию перешел, пророк щадил. А к тем, кто комические куплеты сочинял, или хотя бы исполнял – был строг, пощады не жди.
В качестве примера приводится, как после битвы при Бадре в 624 году были казнены все попавшие в плен сатирики-юмористы, в частности знаменитый поэт-язычник Ан-Надр ибн аль-Харис, считавший, что персидские сказания о богатырях, куда интереснее сур Корана.
Али отрубает голову ан-Надру в присутствии Мухаммеда и его сподвижников
Ан-Надр пробовал обратиться к человеку из окружения пророка, которого считал своим другом. Тот ответил, что ислам уничтожает все прежние отношения.
Справедливости ради следует добавить, что Ан-Надр был ярым противником Мухаммеда и его первых последователей в Мекке, и принимал непосредственное участие в убийстве правоверных, погибших от рук курейшитов в Мекке. По некоторым данным ан-Надр был среди тех, кто зверски убил пасынка Мухаммеда, Хариса ибн Абу Халя, который считается одним из первых мучеников ислама.
Так что, возможно, не только из-за взглядов на поэзию Надру отрубили голову.
Тогда же пала жертвой Мухаммеда еще одна поэтесса − мединка Эсмá, сочинившая насмешливые стихи против него. Арабский биограф Мухаммеда с наивной гордостью пишет, что все родственники Эсмá немедленно после ее казни обратились в ислам, «так как увидели силу веры».
Через несколько недель, также за сатиру, был зарезан престарелый еврей Абу-Афак. Вскоре погибло еще несколько иудейских поэтов, за свои сатиры ‒ Кааб бин-Ишраф и Сонейна[5].
При взятии Мекки, всем жителям была объявлена амнистия. Даже злейшим политическим врагам пророка. На четверых жителей она не распространилась. Среди казненных была молодая певица, слагавшая стихи в осмеяние Мухаммеда[6]. Иронизировала, понимаешь, над любвеобильностью пророка!
Подумаешь, отобрал жену Зейнебу у своего приемного сына Зейда, так ведь немедленно на этот счет последовало откровение Аллаха. Дочь Абу-Бакра Аишу Мухаммед взял за себя девятилетней. Опять же пришлось лишний раз Аллаха беспокоить, чтобы правоверным разрешил с 10 лет девиц в жены брать. Видно засиделся все же пророк под юбкой Хадидже.
Но может быть тут и о верующих забота, ведь:
«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а супруги его – их матери»[7].
Да, но мы начали о поэзии и юморе. Хотя какая уж тут поэзия, и тем более – юмор. После казни певицы жители Мекки прямо в очередь в ислам выстроились. А куда деваться?
Так что не только Ювеналу с Плавтом, а так же Эзопу с Крыловым и Лафонтеном, но и Мише Задорнову, или, скажем там, Винокуру в Мекке в то время лучше было бы не светиться. И кулинарный техникум Хазанову организовывать не стоило бы.
С другой стороны, посмотришь иной раз на юмор современной эстрады, и начинаешь понимать Мухаммеда.
По обстоятельствам военного времени…
В годы Хиджры стали суроветь характеры и у будущих халифов. Того же Абу-Бакра стали называть страшным, жестоким, непреклонным[8].
Из хороших качеств Омара остались только справедливость и несгибаемость. Доброта и сентиментальность как-то забылись.
И все-таки мужик симпатичный. Что-то в Омаре есть!
Справедливости ради стоит указать, что жесткость характеров у халифов, могла быть вызвана обстоятельствами военного времени.
Ведь как Пророк в 632 году умер, так пол-Аравии сразу из ислама вновь в многобожие пошло. Потому и пришлось Абу-Бакру суровые воспитательные меры применять. Может и понеслись потом правоверные вон из Аравии, византийские и персидские войска пройдя насквозь, как и не заметив, что уж больно свои допекли.
Вопрос, впрочем, философский.
Вот Али до конца остался добрым и доверчивым. Так он и кончил плохо. Хотя самый законный наследник пророка был.
Для лучшего понимания прошедшего и настоящего, о религиозной специфике ислама и о его связи и расхождении с другими авраамическими религиями, нам понадобится отдельный рассказ, выходящий за рамки доклада русских спецслужб Великому князю Владимиру.
[1] Запретная мечеть (Мечеть аль-Харам) – территория, на которой находится Кааба в Мекке.
[2] Коран 2:217. Пер. Османова.
[3] Коран 22:39-40. Пер. Османова.
[4] Коран 5:5. Пер. И.Ю. Крачковского.
[5] Статья «Мухаммед», проф. А.Е. Крымский. //Брокгауз и Эфрон (1890-1907).
[6] Там же.
[7] Коран 33:6. Пер. И.Ю. Крачковского.
[8] Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. С. 110.