Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова
СОДЕРЖАНИЕ
ОПЕРАЦИЯ «КРЕЩЕНИЕ РУСИ»
II-2. ГНОСТИЦИЗМ ‒ ОН КТО?
ГНОСТИЦИЗМ ‒ ОН КТО?
Маркион и его доказания
Сказ о том, как богословские “мнения”
чуть Империю раньше срока не погубили…
ОПЕРАЦИЯ «КРЕЩЕНИЕ РУСИ»
II. ГНОСТИЦИЗМ ‒ ОН КТО?
II.
Напомню читателю, что, несмотря на решительные действия царя Сабура Бахрама I, учение мудреца и поэта Мани распространилось со скоростью степного пожара от Китая до Тулузы, производя в местах внедрения эффекты, сходные по последствиям с хорошими стихийными бедствиями типа тайфунов, землетрясений, потопов, эпидемий чумы и прочих радостей земных.
Потому что красивое было и для чайников убедительное. Многим нравилось. Соблазняло, то есть прельщало, и было лестно, резко выделяя «верных» из среды окружающих.
Жестокие гонения, которым оно подвергалось со стороны всех нормальных людей и на Востоке и на Западе, не помешало его развитию; оно доказало свою жизненность создав вместе с маркионитством такие разветвления как павликианство и богумильство, и в особенности западное перерождение последнего – ересь катаров или альбигойцев.
Маркион и его доказания
Классические гностики, так мало уважали людей, что не удосужились сделать свои учения достоянием широкой публики, и они – учения – гасли вместе с их носителями.
Однако во второй половине II века некий Маркион Синопский (тоже вот на «М»!), именующий себя христианским мыслителем, смог развить гностическую концепцию до такой степени, что она наконец-то дошла до христианских масс.
Маркион Синопский
Дело-то было вроде безобидное. Сколотив состояние на торговле, скромный судовладелец из Синопа засел за умные книги и в два счета, опираясь на речь апостола Павла к афинянам «О Неведомом Боге» (Деян., 17:23), доказал, что Бог Нового и Бог Ветхого Заветов − разные Боги, противостоящие друг другу, как Добро и Зло. И имел с этого доказательства большой успех.
Ветхий Завет и его антропоморфизмы, Маркион толковал буквально. Он утверждал, что Творец материального бытия, ‒ Демиург по-гречески, ‒ действовавший в ветхозаветной истории, был Богом справедливости, лишенным всякого милосердия.
Но над Творцом-Демиургом стоит иное, верховное Божество, «чуждое миру» и царству материи, неведомое Демиургу. Этот Бог сжалился над людьми и послал к ним Своего Сына Иисуса, Который, облеченного в призрачную плоть.
Таким образом, Маркион, следуя, кстати, сирийскому гностику Кердону, напрочь отрицал Богочеловечность Христа и Его Воплощение. Он учил, что Иисус Христос не был рожден, но явился прямо с небес в 15-й год императора Тиберия «в образе человека», по латыни ‒ in hominis forma. Иначе ‒ «под видом человеческой природы» ‒ per imaginem substantiae humanae. Его тело, которого в действительности он не имел, было только видимостью, так сказать ‒ phantasma carnis. Он вообще не имел в Себе ничего человеческого, и уж тем более не был связан с историей народа Завета.
По Маркиону Иисус Христос на самом деле не страдал, не умирал, не был погребен и не воскрес. А все это происходило только в видении [по латыни ‒ putative, по древне-гречески ‒ τω δοκείν или δοκήσει (отсюда – докетизм)]. Сейчас бы сказали – компьютерный симулякр.
Естественным следствием этих положений было непризнание грядущего телесного воскресения мертвых и особое учение о евхаристии: слова Христа «сие есть тело Мое» (Мф 26:26) Маркион понимал как «сие есть образ Моего тела» ‒ figura corporis mei по римски, и совершал евхаристию на хлебе и воде. Хотя, честно говоря, непонятно кому и зачем вообще нужна такая «евхаристия».
Любопытно, что именно Маркион создал первый новозаветный канон, в который включил две книги: «Евангелие» и «Апостол» (название, позднее закрепленное в церковной практике), тем самым, вольно или невольно, стимулировав Церковь на создание Канона истинного.
«Евангелие от Маркиона» было написано на основе Луки, поскольку тот был учеником апостола Павла – единственного апостола, которого признавал Маркион. Но и тут, чтобы привести текст Луки в соответствие со своими воззрениями, ересиарх выбросил из него все, связанное с рождением и отрочеством Христа и все ссылки на Ветхий Завет.
«Апостол» Маркиона состоял из 10 Павловых посланий, также сильно урезанных. Подобно позднейшим критикам, Маркион оспаривал подлинность Послания к Евреям и пастырских посланий и объявил интерполяцией все, что не соответствовало его доктрине.
К канону Маркиона примыкал его труд «Антитезы», в котором он сопоставлял тексты из обоих Заветов с целью показать их несовместимость. Но разрыв Маркиона с Ветхим Заветом означал и разрыв с реальным Христом истории, принесшим «исполнение» Закона и Пророков. Мало того, Маркион объявил «иудейской фальшивкой» Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна, и в корне исказил учение апостола Павла, считавшего Закон «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24).
Однако выглядело все это очень интеллектуально и многих на первых порах привлекло. Почти на 100 лет Христова Церковь разделилась на два лагеря – интеллектуалов-дуалистов маркионитов и простых немудрящих православных монистов.
В III веке Церковь, собравшись с Духом Святым, Маркиона низвергла, объявив его последователем сатаны, а книги подвергла осторожному замалчиванию. Не тронь мол, легче дышаться будет. Но душок-то остался. До сих пор тенденция маркионизма нередко замечается у представителей либерально-протестантской школы экзегезы. А ведь протестантские учебники и толкования весьма распространены.
Сказ о том, как богословские «мнения» чуть
Империю раньше срока не погубили…
Так что полностью учение Маркиона не исчезло, а в IX веке и вовсе возродилось в слегка модифицированном виде под именем павликианства (от имени апостола Павла) на Востоке Византии.
Поклонники его, именуемые обычно павликианами (сами себя они называли, впрочем, христианами, а противников, наоборот – нехристями), не разбирая средств, вступили немедленно в борьбу с ромейским Православием и Ромейской Империей в целом: Церковью и властью, прихожанами и подданными.
Для этой цели хорош был даже союз с мусульманами, а основным богословским аргументом в борьбе был захват в плен во время банд-нападений христианской молодежи обоих полов, с последующей продажей в рабство арабам.
Право, − знакомый почерк! А что? Хоть и павликиане, а все ж тоже «знающие». А что зверствовали много, так на все воля Божья.
В остальном же, по части теории, отличие павликианства от Православия заключалось, к примеру, в том, что павликиане называли крест символом проклятия, отвергали таинства крещения и причастия. Ну и, как все порядочные гностики, все материальное почитали злом.
Однако собственное государство на Востоке Империи − на всякий случай создали. В Западной Армении. [В Восточной Армении аналогом павликиан были тондракийцы. Предположительно гностиками, возможно тондракийцами, были зодчие грандиозного храма Звартноц ‒ «Храма бдящих ангелов» (640-650 н.э.), руины которого сохранились близ Еревана и Эчмиадзина. Архитектор Торос Тораманян, изучивший в 1904 году развалины Звартноца и составивший план его реконструкции, нашел в руинах петроглифы гностиков, и нечто «гностическое» в самом образе храма.
Круглые здания, подобные Звартноцу, в древности воздвигались для культового служения ‒ мистерий ‒ и посвящения. Купель в центре храма символизировала материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Круглый зал называли эпоптейя, а прошедшего посвящение ‒ эпопт, высший посвященный. Звартноц изначально не был популярен в церковной среде ‒ отцы церкви догадывались об истинном назначении храма. Но как архитектурное произведение он был хорош! Даже развалины впечатляют].
Останки храма Звартноц на фоне горы Арарат
Основателем государства павликиан и его столицы Тефрики (ныне ‒ турецкий город Дивриги) в верховьях Евфрата в Западной Армении был некий Карбей или Карвеас, в прошлом старший офицер штаба стратега Теодота Мелиссена, военного губернатора Анатолии.
Помощь в основании княжества, его столицы Карбей получил от эмира Мелитении Умара аль-Акты. В состав княжества также вошли недавно основанные города Амара и Аргаус.
В 859 году вместе с Умаром Карбей добился крупного успеха в отражении нападения ромеев, возглавляемого императором Михаилом III (842-867) и его дядей Бардасом лично, на Самосату, захватив много пленных, некоторых из которых ему удалось убедить присоединиться к нему.
По словам патриарха Фотия, хотя Карбей был способен и одарен убедительной речью, он был совершенно лишен моральных устоев и сражался не столько за свою веру, сколько за славу.
Хрисохейр или Хрисохир, в переводе с греческого – «золотая рука», его племянник и наследник, также служил в молодости в ромейской армии. Как князь Тефрики он прошел по всей Малой Азии, разграбил Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес. В Эфесе Хрисохейр осквернил церковь Св. апостола Иоанна Богослова, обратив ее в конюшню.
В связи с тяжелым военным положением Ромеи император Василий I Македонянин, предложил мир Хрисохейру, но тот в ответ потребовал, чтобы Империя вообще ушла из всей восточной Малой Азии. Вам это ничего из современности не напоминает?
И ведь в прошлой жизни и дядя, и племянник приличными людьми были. Военными ‒ опора престол-отечества. Отечество с Престолом в тот раз все же во время собрались да очухались, что следует считать большой удачей Ромейской Империи. Оттого и прожила еще почти 600 лет, которых так не хватило Империи Российской.
У главнокомандующего имперской армией Христофора сохранились верные, неразложенные и незараженные вражеской пропагандой воинские части, в отличие от февраля 1917 года. И очередные борцы с мировым злом ощутили на личном опыте и собственной шкуре, что такое железная поступь гвардейских царских полков, да еще сформированных в тот год на их несчастье, в большинстве своем из варангов – северных варваров, которые по-гречески разумели только: «Руби, коли, окружай!».
Интеллектуалы ихние варангские еще что-то по генерально-штабному разумели, но все на те же скучные темы. Ну, еще какие-то идиомы, необходимые солдату для общения и отдыха среди местного населения, после заслуженной победы. А уж, по-армянски, простите – вообще ни слова!
В битве при Батис-Риаксе в 872 году павликиане потерпели сокрушительное поражение, а Хрисохейр был убит простым солдатом по имени Пуллад.
Отрубленная голова Хрисохейра была отправлена в Константинополь.