Я давно (уже в который раз) хотел посетить Серафимо-Дивеевскую обитель, но все никак не удавалось. Тогда я усердно помолился преподобному Серафиму, и вскоре мне открылась «зеленая улица».
Во время пребывания в монастыре я вел краткий дневник; несколько отрывков из него предлагаю вниманию боголюбивого читателя.
Х Х Х
Первое впечатление от обители: очень большое количество паломников; десятки автобусов прибыли сюда со всех концов России; длинная-предлинная цепочка людей выстроилась к Троицкому собору, где покоятся святые и цельбоносные мощи преподобного Серафима - всем хочется в первую очередь поклониться великому угоднику Божию. Вместе с ними и я с большим благоговением и трепетом приложился к дивной святыне.
Торжественнная служба под праздник Преображения Господня. После полиелея я вышел на улицу и ахнул: западная сторона неба пылала оранжево-малиновым пламенем; на переднем плане высилась красавица-колокольня, а за нею волнами переливались яркие цветущие краски, от которых невозможно было оторвать глаз. Ко мне подошла средних лет паломница.
-Это не что иное, как Фаворский свет! - восторженно воскликнула она.
В этот момент сестринский хор запел светилен Преображения (трансляция богослужения слышна в любой точке монастыря):
Свете неизменный, Слове,
Света Отца нерожденна,
В явленнем свете Твоем,
Днесь на Фаворе Свет видехом Отца,
Свет и Духа,
Светом наставляющаго всю тварь.
-Я была однажды на Горе Фавор в этот праздник, - продолжала паломница, - своими глазами видела Свет в виде ослепительных молний и ощутила благодатную росу, сходящую с Неба.
Этот Свет нас оживляет, без Него мы все мертвы! - Паломница осенила себя крестным знамением.
Божественная Литургия на следующее утро проходила в Преображенском соборе. Я с большим трудом нашел в переполненном храме местечко, где мог помолиться.
В северном приделе исповедовали пять или шесть священников. К одному из них немолодой крестьянин в простой поношенной рубахе навыпуск подвел своего семилетнего сына, крепко держа его за шею и подталкивая к батюшке.
-Кайся, кайся! - напутствовал он его.
Священник побеседовал с мальчиком и спросил у отца:
-Он ничего не кушал и не пил?
-Нет.
-Можно причащаться.
Еще один папа, наблюдая, как его отрок исповедуется, произнес:
-Вспоминай, вспоминай, много чего еще у тебя.
«Какие молодцы, эти папы, - подумал я, - заботятся о своих детях; привели их не куда-нибудь, а в церковь, чтобы они очистили свои души от грехов».
Исповедавшись, я посмотрел по сторонам, оценивая ситуацию. К Чаше два пути: по центру и здесь, сбоку. В центр не пройти из-за многолюдства, пойду здесь, решил я. Стою, стиснутый со всех сторон; ничего, придется потерпеть; охранник пропускает паломников через узкую дверцу малыми порциями; продвигаемся вперед черепашьими шагами.
-С ребенком пропустите! - раздался крик.
-Пропустите же!
Женщина, держа на руках ребенка, протиснулась к выходу с очень большим трудом.
Но вот охранник открыл дверцу, и паломники прямо-таки рванулись в проход; очень большая порция прошла.
Эти люди рвались не куда-нибудь, а к Чаше! Молодцы! Если бы вся Русь рванулась вот так к Чаше, как эти паломники, как было бы хорошо! Может быть, вскоре и настанет такое время, подумал я, наблюдая, как христиане с радостными сияющими глазами, выстраиваясь в цепочки, подходили к Чашам.
Охранник снова открыл дверцу, и я вместе с другими счастливчиками прошел в центральный придел. Ура! Наконец-то! К какому священнику подойти? Это не имеет значения - Дары везде одни и те же.
Причастился. Слава Богу за такую милость ко мне, грешному!
Х Х Х
Всенощное бдение под воскресный день проходило в Троицком соборе. Он вместил не менее тысячи человек, но все равно это была лишь малая часть верующего народа, прибывшего в монастырь. Большая часть молилась на улице: кто-то стоял близко ко входу, кто-то - дальше, многие, особенно пожилые, сидели на скамейках в аллее, разделяющей яблочный сад на две части.
Приблизилось время елеопомазания; два священника вышли на улицу, чтобы совершить это действо; быстро образовались две густые людские ленты. «Это продлится не менее сорока минут», - подумал я. Один из священников стал помазывать паломников, идя им навстречу, и убежал далеко вперед, паломники после этого медленно подходили к праздничной иконе, а затем к молоденькой девушке-труднице, которая раздавала освященные хлебцы.
Приняв елеопомазание, я зашел в собор, тут уже было довольно свободно. Хор, а вместе с ним и все присутствующие запели «Честнейшую Херувим...» Как хорошо было молиться среди православного верующего народа, прославляя Царицу Небесную, Которая была с нами и молилась о нас!
В девять часов утра началась Божественная Литургия. Попасть в храм нечего было и думать, два охранника стояли в дверях и никого не пускали, так как собор был уже переполнен. Тем лучше - погода солнечная, ясная, безветренная (что называется благорастворение воздухов), молиться на улице, среди православного народа, одно удовольствие; особенно хорошо молиться в тенистой аллее, тут много скамеек, можно и посидеть, если ноги устанут.
Я обратил внимание на одного мужчину, которому было около пятидесяти лет; он стоял на коленях в боковой части аллеи, в тени, рядом лежал небольшой рюкзак; мужчина истово молился и часто клал земной поклон; в течение всего богослужения он ни разу не встал на ноги; видимо, не первый раз приезжает в эту обитель помолиться преподобному Серафиму.
Чудесно вел ектении немолодой диакон, у которого хорошо поставленный, приятного тембра бас, он молился не спеша, отделяя одно слово от другого и как бы подавая его на ладони. Когда он читал воскресное Евангелие, меня затронули слова Христа, обращенные к Его ученикам: «О род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Эти слова относятся к каждому из нас, и в первую очередь ко мне. Мы грешим каждый день и каждый час, а милосердый Господь терпит нас. А ведь Его долготерпение может в любой момент закончиться. Тогда что же будет с нами? Не лучше ли позаботиться о спасении души, пока не поздно.
Где же мы будем исповедоваться? - подумал я, оглядываясь кругом. Однако преподобный Серафим уже позаботился об этом: из собора вышли три священника, и народ потянулся к ним.
Безсмертных Животворящих и Страшных Христовых Таинств причастились несколько тысяч человек.
Два густых, плотных человеческих потока: один в собор, к Чаше, другой, такой же многолюдный, от Чаши! И так в течение получаса!
Дивное зрелище!
Где, в какой стране, на каком континенте встретишь еще такое?
Да нигде!
Жива Русь!
Жив русский народ!
Если русские люди, оставив самые неотложные дела, приезжают в монастырь, если они чистосердечно исповедуют свои грехи, если причащаются Святых Христовых Таин, если молятся и призывают на помощь святых угодников Божиих, значит, душа наших соотечественников по-прежнему жива, значит, она тянется к Свету, значит, тяга к Небесному сохранилась в ее тайниках.
Я смотрю и не могу насмотреться на лица людей, прибывших в монастырь. Эти люди в основном из российской глубинки, из далеких сел и деревень, из хуторов и станиц. Это соль Русской Земли! Та соль, которая не дает загнить и зачервиветь всему организму! Та соль, которая хранит в целости его духовный стержень!
P.S. Я много раз прошел по Богородичной Канавке - и утром, и днем, и вечером, и ночью, и мне хочется рассказать о ней. Но это отдельная тема, и, даст Бог, я вернусь к ней немного позже.
P.P.S. А теперь передаю эстафету фотографиям, которые, надеюсь, дополнят то, что я не сказал словами.
Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора
Троицкий собор
Поток паломников к раке преподобного
«Боже, милостив буди мне, грешнику! (верхняя часть раки)
Преображенский собор
В обители всегда многолюдно
Алёна с сыном Денисом из Нижегородской области
Водосвятная часовня
Вода, льющаяся из креста, самая лучшая
Дивеевские сестры
И старого, и малого – всех без исключения преподобный встречает словами: «Радость моя!»
Мы приехали к преподобному из Санкт-Петербурга…
…а мы из Саратова
Памятник преподобному Серафиму в монастырском саду
Южный вход в монастырь
Некрополь монастыря
Икона Божией Матери в священническом корпусе
Памятник Царю-мученику Николаю Второму и его Августейшей семье на территории монастыря
На святом источнике преподобного Серафима
На Богородичной Канавке