Соль русской земли

Заметки о паломничестве в Серафимо-Дивеевский монастырь

Проблемы церковной жизни 
0
944
Время на чтение 7 минут
Фото: Панорама Серафимо-Дивеевского монастыря

Я давно (уже в который раз) хотел посетить Серафимо-Дивеевскую обитель, но все никак не удавалось. Тогда я усердно помолился преподобному Серафиму, и вскоре мне открылась «зеленая улица».

Во время пребывания в монастыре я вел краткий дневник; несколько отрывков из него предлагаю вниманию боголюбивого читателя.

 

Х   Х   Х

 

Первое впечатление от обители: очень большое количество паломников; десятки автобусов прибыли сюда со всех концов России; длинная-предлинная цепочка людей выстроилась к Троицкому собору, где покоятся святые и цельбоносные мощи преподобного Серафима - всем хочется в первую очередь поклониться великому угоднику Божию. Вместе с ними и я с большим благоговением и трепетом приложился к дивной святыне.             

Торжественнная служба под праздник Преображения Господня. После полиелея я вышел на улицу и ахнул: западная сторона неба пылала оранжево-малиновым пламенем; на переднем плане высилась красавица-колокольня, а за нею волнами переливались яркие цветущие краски, от которых невозможно было оторвать глаз. Ко мне подошла средних лет паломница.

-Это не что иное, как Фаворский свет! - восторженно воскликнула она.

В этот момент сестринский хор запел светилен Преображения (трансляция богослужения слышна в любой точке монастыря):

 

             Свете неизменный, Слове,

             Света Отца нерожденна,

             В явленнем свете Твоем,

             Днесь на Фаворе Свет видехом Отца,

             Свет и Духа,

             Светом наставляющаго всю тварь.

 

-Я была однажды на Горе Фавор в этот праздник, - продолжала паломница, - своими глазами видела Свет в виде ослепительных молний и ощутила благодатную росу, сходящую с Неба.

Этот Свет нас оживляет, без Него мы все мертвы! - Паломница осенила себя крестным знамением.

Божественная Литургия на следующее утро проходила в Преображенском соборе. Я с большим трудом нашел в переполненном храме местечко, где мог помолиться.

В северном приделе исповедовали пять или шесть священников. К одному из них немолодой крестьянин в простой поношенной рубахе навыпуск подвел своего семилетнего сына, крепко держа его за шею и подталкивая к батюшке.

-Кайся, кайся! - напутствовал он его.

Священник побеседовал с мальчиком и спросил у отца:

-Он ничего не кушал и не пил?

-Нет.

-Можно причащаться.

Еще один папа, наблюдая, как его отрок исповедуется, произнес:

-Вспоминай, вспоминай, много чего еще у тебя.

«Какие молодцы, эти папы, - подумал я, - заботятся о своих детях; привели их не куда-нибудь, а в церковь, чтобы они очистили свои души от грехов».

Исповедавшись, я посмотрел по сторонам, оценивая ситуацию. К Чаше два пути: по центру и здесь, сбоку. В центр не пройти из-за многолюдства, пойду здесь, решил я. Стою, стиснутый со всех сторон; ничего, придется потерпеть; охранник пропускает паломников через узкую дверцу малыми порциями; продвигаемся вперед черепашьими шагами.

-С ребенком пропустите! - раздался крик.

-Пропустите же!

Женщина, держа на руках ребенка, протиснулась к выходу с очень большим трудом.

Но вот охранник открыл дверцу, и паломники прямо-таки рванулись в проход; очень большая порция прошла.

Эти люди рвались не куда-нибудь, а к Чаше! Молодцы! Если бы вся Русь рванулась вот так к Чаше, как эти паломники, как было бы хорошо! Может быть, вскоре и настанет такое время, подумал я, наблюдая, как христиане с радостными сияющими глазами, выстраиваясь в цепочки, подходили к Чашам.

Охранник снова открыл дверцу, и я вместе с другими счастливчиками прошел в центральный придел. Ура! Наконец-то! К какому священнику подойти? Это не имеет значения - Дары везде одни и те же.

Причастился. Слава Богу за такую милость ко мне, грешному!

 

Х   Х   Х

 

Всенощное бдение под воскресный день проходило в Троицком соборе. Он вместил не менее тысячи человек, но все равно это была лишь малая часть верующего народа, прибывшего в монастырь. Большая часть молилась на улице: кто-то стоял близко ко входу, кто-то - дальше, многие, особенно пожилые, сидели на скамейках в аллее, разделяющей яблочный сад на две части.

Приблизилось время елеопомазания; два священника вышли на улицу, чтобы совершить это действо; быстро образовались две густые людские ленты. «Это продлится не менее сорока минут», - подумал я. Один из священников стал помазывать паломников, идя им навстречу, и убежал далеко вперед, паломники после этого медленно подходили к праздничной иконе, а затем к молоденькой девушке-труднице, которая раздавала освященные хлебцы.

Приняв елеопомазание, я зашел в собор, тут уже было довольно свободно. Хор, а вместе с ним и все присутствующие запели «Честнейшую Херувим...» Как хорошо было молиться среди православного верующего народа, прославляя Царицу Небесную, Которая была с нами и молилась о нас!

В девять часов утра началась Божественная Литургия. Попасть в храм нечего было и думать, два охранника стояли в дверях и никого не пускали, так как собор был уже переполнен. Тем лучше - погода солнечная, ясная, безветренная (что называется благорастворение воздухов), молиться на улице, среди православного народа, одно удовольствие; особенно хорошо молиться в тенистой аллее, тут много скамеек, можно и посидеть, если ноги устанут.

Я обратил внимание на одного мужчину, которому было около пятидесяти лет; он стоял на коленях в боковой части аллеи, в тени, рядом лежал небольшой рюкзак; мужчина истово молился и часто клал земной поклон; в течение всего богослужения он ни разу не встал на ноги; видимо, не первый раз приезжает в эту обитель помолиться преподобному Серафиму.

Чудесно вел ектении немолодой диакон, у которого хорошо поставленный, приятного тембра бас, он молился не спеша, отделяя одно слово от другого и как бы подавая его на ладони. Когда он читал воскресное Евангелие, меня затронули слова Христа, обращенные к Его ученикам: «О род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Эти слова относятся к каждому из нас, и в первую очередь ко мне. Мы грешим каждый день и каждый час, а милосердый  Господь терпит нас. А ведь Его долготерпение может в любой момент закончиться. Тогда что же будет с нами? Не лучше ли позаботиться о спасении души, пока не поздно.

Где же мы будем исповедоваться? - подумал я, оглядываясь кругом. Однако преподобный Серафим уже позаботился об этом: из собора вышли три священника, и народ потянулся к ним.

Безсмертных Животворящих и Страшных Христовых Таинств причастились несколько тысяч человек.

 Два густых, плотных человеческих потока: один в собор, к Чаше, другой, такой же многолюдный, от Чаши! И так в течение получаса!

Дивное зрелище!

Где, в какой стране, на каком континенте встретишь еще такое?

Да нигде!

Жива Русь!

Жив русский народ!

Если русские люди, оставив самые неотложные дела, приезжают в монастырь, если они чистосердечно исповедуют свои грехи, если причащаются Святых Христовых Таин, если молятся и призывают на помощь святых угодников Божиих, значит, душа наших соотечественников по-прежнему жива, значит, она тянется к Свету, значит, тяга к Небесному сохранилась в ее тайниках.

Я смотрю и не могу насмотреться на лица людей, прибывших в монастырь. Эти люди в основном из российской глубинки, из далеких сел и деревень, из хуторов и станиц. Это соль Русской Земли! Та соль, которая не дает загнить и зачервиветь всему организму! Та соль, которая хранит в целости его духовный стержень!

P.S. Я много раз прошел по Богородичной Канавке - и утром, и днем, и вечером, и ночью, и мне хочется рассказать о ней. Но это отдельная тема, и, даст Бог, я вернусь к ней немного позже.

P.P.S. А теперь передаю эстафету фотографиям, которые, надеюсь, дополнят то, что я не сказал словами.

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Фото автора

 

 

 Троицкий собор

Поток паломников к раке преподобного

 «Боже, милостив буди мне, грешнику! (верхняя часть раки)

 Преображенский собор

 В обители всегда многолюдно

 Алёна с сыном Денисом из Нижегородской области

 Водосвятная часовня

 Вода, льющаяся из креста, самая лучшая

 Дивеевские сестры

 И старого, и малого – всех без исключения преподобный встречает словами: «Радость моя!»

 Мы приехали к преподобному из Санкт-Петербурга…

 …а мы из Саратова

 Памятник преподобному Серафиму в монастырском саду

 Южный вход в монастырь

 Некрополь монастыря

Икона Божией Матери в священническом корпусе

Памятник Царю-мученику Николаю Второму и его Августейшей семье на территории монастыря

На святом источнике преподобного Серафима

На Богородичной Канавке

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Кокухин
Кишлак
Рассказ
21.11.2024
Сатанизм стучится в церковные двери
Реплика о шоу «Гарри Поттер и философский камень»
16.11.2024
Васнецовы – это прекрасно!
Рассказ о трех богатырях русского изобразительного искусства
13.11.2024
Бесславный конец аравийских пальм
К 210-летию со дня рождения М. Лермонтова
17.10.2024
Ученица Апостола Павла
Память 7 октября
07.10.2024
Все статьи Николай Петрович Кокухин
Проблемы церковной жизни
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский Иван
02.12.2024 22:12
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Константин В.
02.12.2024 21:39
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Наталья Сидорина
02.12.2024 21:22
Патриарх Кирилл – от имени и во имя Русского народа
Новый комментарий от Константин В.
02.12.2024 21:17
Готовится предательство Православия
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
02.12.2024 18:32
«Наше воскрешение – пасхальное»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2024 18:17