itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православная традиция и практика сохранения русского самосознания

Русская школа 
0
255
Время на чтение 11 минут

 

«В искусстве и жизни ищите глубинные национальные смыслы, и вы поймёте их подлинную сущность».

В.В. Кожинов

 

            Использование духовных идеалов православной традиции для генерации культурно-исторических смыслов в практике общественной работы обеспечивает успешность в деле сохранения русского самосознания. Чтобы активизировать духовные идеалы в мировоззрении целевой аудитории, вначале необходимо активизировать духовные идеалы в тех исторических свершениях и культурных достижениях, которые составляют основу общественной работы. Подобное вызывает подобное. Духовные идеалы любви к Богу, братолюбия, милосердия, миролюбия, справедливости, трудолюбия являются основами исторических свершений и достижений Русской цивилизации. Именно духовные идеалы являются национальными смыслами, которые определяют сущность исторического процесса. Но какие условия обеспечивают использование духовных идеалов в социокультурной практике?   

Изучение опыта русской самоорганизации в разные исторические периоды, позволило уточнить определить эти условия (1-5).  В статье представлены лишь некоторые из них.    

Первое условие – воцерковленность активистов общественной работы. Если в сознании активиста нет православных духовных идеалов, то не следует ожидать их использования в социокультурной практике.

Русское самосознание есть комплекс духовных идеалов, культурно-исторических ценностей и социокультурных моделей самоорганизации, которые позволили русскому народу создать и сохранить Русскую цивилизацию. Формирование этого комплекса в процессе семейного и школьного образования в качестве эталонов мировоззрения и поведения представляет собой сущность процесса сохранения русского самосознания. Более того, формирование русского самосознания исторически является главной функцией русской школы и отличает ее от школ других цивилизаций. Для примера главная функция в школах западной цивилизации – развитие рационального мышления.

Важно также понимать, что новые идеи приходят из духовного мира в результате взаимодействия духовных идеалов мировоззрения и вечности, поэтому воцерковленность для активистов общественной работы является обязательным условием успеха. Взаимодействие духовных идеалов мировоззрения с духовными идеалами вечности в максимальной степени обеспечивается верой в Бога и духовной жизнью. Без воцерковленнсти не может быть полноценной духовной жизни (1-5).

Второе условие – интенсивность духовной жизни человека определяет потенциал его творческой деятельности.

Часто организаторы и активисты культурно-образовательной работы даже не задумываются над тем, что духовное состояние человека оказывает решающее влияние на качество его работы. В повседневной практике считается, что любой желающий способен заниматься общественной работой, успешность которой зависит от внешних факторов – материальных, финансовых, организационных, но почти никак не зависит от духовного состояния активистов. И это понимание в корне неверно.

Согласно православному учению, духовность представляет собой – стремление человека к соблюдению евангельских заповедей в поступках и поведении, совокупность которых формирует комплекс православных идеалов в мировоззрении. Чем выше степень духовности личности, чем больше поведение человека соответствует евангельским заповедям, тем мощнее духовное поле его влияния на других и тем выше его творческий потенциал. Высокодуховные люди способны даже в недолгой беседе изменить мировоззрение человека и найти оригинальные идеи для решения сложных проблем (6-8).

Активная духовная жизнь способствует не только постепенному избавлению от греховных страстей, но и преображению внешних форм, в которых человек осуществляет свою деятельность. Согласно закону духовной жизни, Промысл Божий посылает нам такие формы бытия, пребывание в которых в максимальной степени способствуют нашему духовному возрастанию. Важно это осознать и определить проблемные зоны, работа над преображением которых помогает нам духовно возрастать.

И если мы недовольны условиями, в которых мы находимся и желаем их изменить, то нужно работать над изменениями не только внешних форм, но в первую и главную очередь – развитием нашего духовного состояния. Если у нас сегодня что-то не получается, это не значит, что этого невозможно достичь, скорее всего нам не хватает духовных сил и знаний для достижения поставленных целей.

Идеал духовной нищеты направляет человека на поиск необходимой информации для решения актуальных в данный момент проблем. Век живи, век учись – правило духовно воспитанной личности. Но часто вместо того, чтобы учиться новому, мы начинаем роптать, пустословить или занимаемся имитацией деятельности. Все это – признаки малодушия, низкого духовного потенциала личности. Сегодня малодушие стало характерным признаком многих латвийских русских активистов – вместо поиска и реализации новых идей для создания культурной автономии, идет нескончаемое самолюбование, бесплодная критика решений власти, демонстрация протестов в социальных сетях, которые никаких проблем не решают.

Третье условие – создание и реализация проектов, мероприятий и программ с опорой на культурные традиции. Культурные традиции – это конденсаторы Божественных энергий, которые, согласно православному учению, пронизывают мироздание. Реализуя духовные ценности традиции в своих свершениях, нация приобщается к Божественным энергиям – укрепляет духовные начала национального мировоззрения и воплощает их в социокультурных формах в процессе строительства, инноваций и модернизаций культуры и общества. Говоря светским языком, традиция – это духовные ценности и опыт их реализации в различных исторических условиях бытия нации (9-13). Традиция живет, пока модернизированные традиционные формы обеспечивают развитие общественных интересов.

В практике общественной работы основное содержание русских традиций должно транслироваться в культурно-образовательных программах, реализация которых будет создавать информационное поле русского самосознания. Это поле активизирует усилия людей на сохранение русской культурной идентичности. Оптимальным механизмом поддержания информационного поля является культурно-образовательная автономия – комплекс детских садов, школ и общественных организаций, реализующих общие программы национально-культурного образования.     

            Четвертое условие – запуск механизма поиска новых идей для сохранения русского самосознания.

В последние годы в социальных сетях все больше становится критики принудительной ассимиляции русской диаспоры, проводимой властями Латвии. Это говорит о том, что давление ассимиляции нарастает и все большее количество людей, до этого политически нейтральных и не имеющих отношения к политическим партиям высказывают свое негативное отношение к проводимой властями политике в отношении русской общины и других нацменьшинств.

Лишенная научных оснований, не имеющая методического обеспечения и каких-либо стимулов, принудительная латышизация русских детских садов и школ уже вызывает негодование у всех, кто против политических экспериментов на детях. Однако, кроме негодования, не предлагается никакой конструктивной программы, нет ее и у политиков из прорусских партий. Похоже на то, что создать такую программу они просто не в состоянии.

Причина проста – почти все прорусские политики не опираются в своей деятельности на исторический опыт русской самоорганизации, а пытаются противодействовать ассимиляции либерально-правозащитными методами – митингами, пикетами, обращениями в суды. В условиях агрессивной русофобии латышской правящей элиты эти методы просто не работают, нужны другие механизмы сохранения русского самосознания. Но беда в том, что поиск этих механизмов прорусскими политиками даже не актуализируется.

Первое, что требуется сделать, провести серию собраний русской интеллигенции с целью определения путей сохранения русского самосознания. Эти пути будут результативны, если целью работы станет создание культурной автономии, а содержание работы будет направлено на сохранение русских традиций в семьях, детских садах и школах. В программы образования детей необходимо вернуть духовные идеалы православной традиции в двух возможных формах – как идеалы православной культуры и как идеалы православной веры. Православная культура для детей из атеистических семей, православная вера для детей из верующих семей.

Либеральное мировоззрение прорусских политиков препятствует их обращению к православию и является тормозом для создания конструктивной программы сохранения русского самосознания в Латвии. Все эти годы прорусские политики пытались решать проблемы сохранения русского самосознания на основе правозащитной концепции, но результаты этой работы ничтожны и главных проблем не решили. Более того, навязывание русской общине либеральных ценностей и правозащитных идей привело к вымыванию традиционных смыслов русского миропонимания.

У многих латвийских русских нет национального самосознания, остался только русский язык и один-два памятных дня, им безразличны судьба русской общины и даже русские корни у собственных детей. Нам следует осознать, что либеральные ценности несовместимы с русским консерватизмом и не могут быть мировоззренческой основой русского самосознания. Следовательно, прорусская либерально-правозащитная политика – это тупиковый путь для русской общины.

Исследования славянофилов показали, что новые культурные смыслы вырастают только на духовном начале. И сами культурные традиции становятся каркасом самосознания человека только в том случае, если они укоренены в духовных идеалах. Поэтому новые идеи рождаются при условии взаимодействия духовных идеалов в мировоззрении ребенка, родителя, педагога, активиста общественной работы с духовными идеалами в культурно исторической информации, которую он изучает. Новая идея – это новые смыслы, которые воплощаются в новых организационных формах и создают новые направления социокультурной практики.

Четвертое условие – необходимость духовного руководства культурно-образовательными проектами для сохранения русского самосознания.

На протяжении более чем тридцати лет в работе по сохранению русского самосознания использовались преимущественно рациональные методы. Создавались новые организации, воплощались проекты и мероприятия, проводились конференции и семинары. Была проделана большая, важная, полезная работа, однако концепции сохранения русского самосознания так и не было создано, нет и программы сотрудничества между учебными заведениями и общественными организациями, нет и конструктивного дискурса по актуальным вопросам этой темы. Говоря армейским языком, у полководцев нет понимания стратегии, тактических планов ее осуществления, армия ведет боевые действия на второстепенных направлениях, главные направления остаются без внимания. Да и сами полководцы в своих выступлениях не акцентируют внимание на главных направлениях, ограничиваясь критической риторикой дискриминационных решений властей (4-5).

Все перечисленное наглядно свидетельствует об остром дефиците духовности в среде лидеров и активистов латвийских русских организаций. Исторический опыт русской самоорганизации в России и эмиграции свидетельствует, что создание концепций сохранения русского самосознания и организация сотрудничества возможны при наличии высокой духовности у лидеров и активистов культурно-образовательной работы. Достижение высокой духовности происходит в процессе духовной жизни и под руководством духовных наставников. Также и обсуждение основных вопросов практики сохранения русской культурной идентичности требуют участия духовных наставников, способных знакомить активистов со святоотеческим опытом, актуальным для планируемых проектов (12-13).  

В свое время И.В. Киреевский писал своему другу А.И. Кошелеву: «Существеннее всяких книг и всякого мышления, найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты бы мог сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых Отцов» (9).

Иван Васильевич прекрасно понимал, что рациональное мышление, лишенное духовной основы, может привести к однобоким подходам и крайним позициям. Именно это мы и видим в латвийской общественно-культурной практике – преобладают проекты и мероприятия, которые не оказывают существенного влияния на сохранение русского самосознания (4-5).

            B заключении напомним, что главное условие и механизм русской самоорганизации был предложен идеологом славянофильства Алексеем Степановичем Хомяковым – единство в свободе по закону духовной любви. Опора на православную традицию позволяет достигнуть духовного единства, которое создает организационные формы для сохранения русского самосознания. Именно в этом сущность сказанного Ф.М. Достоевским  о русском человеке, как носителе православного духа.

Валерий Бухвалов, Dr.paed.

 

Источники:

1. Бухвалов В.А. Дерзания русского духа\ http://nl.libava.ru/derzaniya-russkogo-duha/

2. Бухвалов В.А. Невидимая крепость русской общественной самоорганизации\ http://nl.libava.ru/nevidimaya-krepost-russkoj-obshhestvennoj-samoorganizacii1.html

3. Бухвалов В.А. Славянофильство и советское сознание. Издание 2-ое, переработанное и дополненое\ https://ruskline.ru/analitika/2020/12/27/russkii_socialnyi_ideal_v_sssr

4. Бухвалов В.А. Точки роста культурной автономии латвийского русского мира\ https://ruskline.ru/news_rl/2019/10/11/posobie_dlya_stroitelei_russkoi_kulturnoi_avtonomii

5. Бухвалов В.А. Перспективы сохранения русского самосознания в латвийской диаспоре. Электронная книга\ http://matricarus.lv/ru/publication?id=2295

6.Котельников В. А. Православные подвижники. М.: Прогресс-Плеяда, 2002.

7. Осипов А.И. Носители духа\ https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/nositeli-dukha/

8. Перевезенцев С. В. Тайны русской веры. Вече, 2001.

9. Киреевский И.В. Разум на пути к истине\ https://www.libfox.ru/358037-ivan-kireevskiy-razum-na-puti-k-istine.html

10. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины\ https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/119/veritas.pdf

11. Архиепископ Аверкий (Таушев) Современность в свете Слова Божия. Слова и речи\ https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/sovremennost-v-svete-slova-bozhija-slova-i-rechi/

12. Неплюев Н.Н. Избавиться от безблагодатности рутины жизни\ https://psmb.ru/a/izbavit-sia-ot-biezblaghodatnosti-rutiny-zhizni.html

13. Московский старец отец Алексей Мечёв\

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/moskovskij-starets-otets-aleksej-mechev/

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская школа
«Восстановление невозможно без строительства»
Идеологам нового молодёжного движения нужно использовать библейские заповеди
01.07.2022
Болонская система: выходя, остаёмся?
О перспективах развития российского образования
01.07.2022
I. Россия и европейское образование
4. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
28.06.2022
I. Россия и европейское образование
3. Модели образования эпохи модерна
24.06.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
За что мы воюем?
Новый комментарий от Евгений Х.
01.07.2022 14:15
Зачем покинули остров Змеиный?
Новый комментарий от ОСт
01.07.2022 12:27
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.07.2022 11:51
Ситуация провоцирует утечки капитала
Новый комментарий от Александр А.Б.
01.07.2022 11:02
Остров и обмен – Украина играет на опережение
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.07.2022 07:01
Все ли наши несчастья от личных грехов
Новый комментарий от Normolog
01.07.2022 03:19