Птица в клетке. И клетка не из золота

Косовские сербы о родине и чужбине

Новости Косово 
0
541
Время на чтение 6 минут

«Довлеет дневи злоба его» - наблюдения косовских сербов о разнице жизни на родине и сытой чужбине

 

«Часто приходится ездить по работе в столицу, в Белград. Но сама мысль о полном переезде туда мне претит: предки жили в Косово и Метохии, я там родился и живу – с какой стати мне покидать родную землю? Тяжело жить в Косово? – Да, бесспорно. Но лучше здесь, на родине, с тяжестью, чем где-то там – с воздушными замками и фальшивой деловитостью», – говорит Йован Зафирович, автор песен, афоризмов, сербский журналист.

Йован Зафирович

Йован Зафирович

Многие молодые сербы Косово и Метохии пытаются примирить голос, с одной стороны, сердца, с другой – разума. Сердце призывает: «Останься, живи здесь»; холодный разум твердит: «Уезжай». Раньше такой разноголосицы не было, но изгнание православных сербов из своих городов, экономическая катастрофа, разорение военного времени сделали свое дело: те, кто раньше и в страшном сне не мог представить себе, что придется оставить родные места, воспринимал саму эту мысль как нонсенс, покидают Косово. Остаются самые крепкие, самые упрямые, самые безнадежные оптимисты.

– Что гонит меня с родной земли? Отсутствие элементарных условий для худо-бедно достойной жизни, это у большинства так, я думаю. Что еще? Неизвестность. Нет: даже неведение. Оно какое-то злое, пропитанное страхом, это неведение. Когда ты просто чего-то не знаешь, ты трудишься, пытаешься разобраться, внести ясность – а когда годами видишь безуспешность твоих попыток разобраться, обреченность твоих трудов, начинаешь испытывать чувство, близкое к темной, беспросветной печали, – говорит Йован.

Рассказы о том, что раньше люди в Косово и Метохии жили лучше и без войны, а то и в достатке, для молодого поколения – какая-то сказка, легенда. Сербы могли спокойно ездить по Косово, жить в городах, работать на заводах, ходить или ездить к друзьям на другой конец края? Нет, правда: у них была работа?! Дома? В них никто не плевал? – Сказки какие-то.

Мария Васич

Мария Васич

Сейчас для жителя оставшихся сербских сел или деревень выбраться в город, например, Гнилане – целое приключение, и не самое приятное, надо признать. То есть это не обычная поездка сельского человека «в город» со всеми сборами и приятными волнениями, нет: чего-чего, а этого не будет. Ты едешь или идешь в свой бывший дом и пытаешься при этом делать вид, что «всё в порядке». В твоем доме живут новые хозяева, чьи дети смотрят на тебя как на инопланетянина, а подрастающие внуки смеются. Походить по родному городу ты, конечно, можешь: тебя особенно никто задирать не будет, особенно в супермаркете на окраине (ты ж деньги оставляешь), но посидеть с другом в кафе, скажем, обсудить с приятелями жизнь и прочие новости, да еще на сербском – это у себя в деревне, пожалуйста. А так у нас никакого насилия нет: у нас «всё нормально». Интересная какая норма: деньги оставил – по физиономии не получил – давай, до свидания – и не говори, что в Косово (когда-то твоем) всякие этнические меньшинства живут плохо, да и вообще – скажи спасибо, этническое меньшинство, тоже мне.

Кстати, о меньшинстве. В СМИ – что местных, «независимых», что международных – ни слова не говорится о том, что сербы на юге Косово, в Поморавье, до сих пор составляют треть от общего количества сербов всего края. Это «меньшинство» всё еще, несмотря ни на что, живет в общинах Косовская Каменица, Гнилане, Ново Брдо, Витина.

Но, увы, многие покидают родную землю. Дом, построенный прадедом, где жили дед и отец, покинут сыном – он с семьей где-то на чужбине. Таких заброшенных домов, откуда веет печалью, горем, безысходностью, много в нашем крае. Часто видишь и сожженные дома – они стоят как символ несбывшихся надежд, унижения, горя целых поколений.

Всё это и привело к тому, что сербы Косово и Метохии живут, постоянно мучаясь вопросом: покинуть ли родину, и если да, то куда ехать. Мой собеседник Йован, будучи ребенком послевоенного времени, полагает, что ответ ему известен:

«Я родился перед самой войной, и о жизни в Метохии, в наших селах, могу говорить только на основе воспоминаний старших. Из этих рассказов узнаю, что здесь царило веселье, жизнь на месте не стояла, люди были друг за друга, поддерживали, помогали, радовались и горевали вместе. Какое-то время так оставалось и после бомбардировок, но сейчас положение в корне изменилось: нас разъединяют, отсекают друг от друга. Старшее поколение уходит, а те, кто помоложе, покидает Косово по разным причинам. Оставшиеся живут в атмосфере недоверия, безнадежности. Но те, кто остается осознанно, из принципа, так сказать, полагают свою надежду только на Бога, вверяют Ему свою жизнь. «Только Христос не предаст никогда», – вот что они говорят и в чем убеждаются».

Недоверие сербов к албанским властям «независимого Косова» и поддерживающим эти власти западным силам понятно и имеет под собой основания. С доброй грустью вспоминают сейчас жители Поморавья русских и греческих солдат, чья база находилась недалеко от Гнилане и Витины. Большинство считает, что присутствие русской армии было главной причиной того, что сербы остались тогда в своих селах. Да и относились к российским солдатам не как к иностранцам, а как к своим. Сейчас, после ухода русских, отношение к «обеспечивающим безопасность» иностранным силам, скажу мягко, другое.

Русские в Косово

Русские в Косово

Как и отношения с дорогими соседями. «Ты где живешь, а?! Ты на каком языке со мной разговариваешь?! Выучи сначала албанский, а потом приходи за своими справками!» – думаете, это какой-то единичный случай? Перестаньте: такие диалоги, точнее, монологи ведутся сейчас почти ежедневно в учреждениях «очень независимого Косова», куда «нахалы-сербы» смеют обратиться, например, за справкой, пособием, с просьбой о защите своих прав – имущественных или других. Ограбили их, видите ли. Побили, понимаешь. Церковь осквернили – мало ли. Учи албанский, меньшинство!

Доставка помощи

Доставка помощи

Ограбили их, видите ли. Побили, понимаешь. Церковь осквернили – мало ли. Учи албанский, меньшинство!

Многие из этого «меньшинства», живущие в окрестностях когда-то сербских Каменицы, Гнилане, Приштины, предоставлены самим себе. В селах, где живут сербы, часто нет хорошей дороги, канализации, связи. Очень часто понимаем, когда едем с гуманитарной помощью в такие села, что приехали на место, когда дорога из асфальтированной (это для «титульной нации») превращается в то ли тропинку, то ли направление. Нищета, покинутость, безнадега. Для таких семей наши приезды, собранная нами (часто при поддержке читателей «Православие.Ru») помощь – свет в окне. Конечно, благодарят. Разумеется, молятся. Часто плачут. Впрочем, мы тоже слезы иногда не сдерживаем.

«Как живете?» – «Нормально». «Норма» – это унизительно низкое пособие, ниже всякого прожиточного минимума, которое никто никогда не перерасчитывал и не повышал, разумеется. Вот и учи на него своих детей, покупай продукты и что там еще. «Всё нормально».

В сербском анклаве

В сербском анклаве

С желаниями и планами сербы Косово и Метохии осторожны, научились не увлекаться фантазиями и мечтами. «Довлеет дневи злоба его» – вот, наверное, главное правило.

Очень сложно сравнить жизнь людей Косово и Метохии с другими местами Сербии. Иногда такое сравнение просто раздражает – особенно тех, чье сердце осталось дома, в родном Косово:

«Белград – как птица в небе, а Косово – птица в клетке, и уж совсем не золотой. Разница огромна. В сытом Белграде люди могут строить планы и мечтать; в Косово же главная задача – проснувшись, увидеть, что дом и церковь целы, скот не увели, не украли трактор. Свободно дышать – вот наш приоритет. Нас часто не понимают, к сожалению. За построением планов и мечтаний не слышат зов трубы с Косово и Метохии», – говорит Йован Зафирович.

Мне кажется, что настоящая жизнь все-таки идет здесь, в Косово. Тяжелая, без воздушных замков и мечтаний, фальшивой деловитости. Но – с непостижимой часто верой, несломленным духом и терпением. Вопреки всему.

Йован Зафирович родился и живет в Косово и Метохии. Журналист, автор сборников песен, посвященных родному краю. Премию, которую получил за победу в конкурсе газеты «Политика» на лучшие афоризмы, передал детскому саду в Косовском Поморавье. Главной задачей своей работы считает объективный рассказ о жизни косовских сербов, их бедах и радостях, страданиях и вере народа, который одним своим присутствием так мешает официальной версии «достойного выбора западных ценностей независимого Косова».

 

Мария Васич,
Косово и Метохия
Подготовил Степан Игнашев

 

P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747, Петр Михайлович Д.;

через PayPal: www.paypal.me/kosovskopomoravlje

Обязательна пометка: «Помощь Косово».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Степан Игнашев
Все статьи Степан Игнашев
Новости Косово
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28