«Владыка постоянно был в молитвенном общении с Господом, и через него Господь посещал людей»

Беседа об архиепископе Амвросии (Щурове)

Алексей Федотов  Игумен Агафангел (Гагуа) 
0
15.11.2021 557
Фото: О.Агафангел (Гагуа), архиепископАмвросий, о.Никандр (Шамов).2001г

Отец Агафангел, что больше всего запомнилось из общения с Владыкой Амвросием?

Мы познакомились почти тридцать лет назад. В то время я учился в Ивановском государственном медицинском институте. Наши встречи с Владыкой Амвросием с тех пор не прерывались. Практически каждую неделю мы встречались, а если обстоятельства того требовали, то и каждый день. Память навсегда запечатлела нашу первую встречу. Владыка в тот день служил в Преображенском кафедральном соборе, и я подошел просто взять благословение у архиерея. До этого мне не приходилось встречаться с епископами, поэтому был определенный душевный трепет, который, видимо, не скрылся от взгляда Владыки. Он посмотрел на меня и сказал: «Молодой человек, Вы будете сначала монахом, а потом священником». В моей жизни был тогда вполне светский период; мне подумалось, что вот епископ какую-то странную вещь сказал, наверное, с кем-то меня перепутал... Но по прошествии определенного времени его пророчество сбылось.

Когда я начинал ходить в Церковь, то первое время приходил на богослужения в Свято-Введенский храм, он находился недалеко от моего дома, и вокруг него в 1991 году был создан женский монастырь. Но хотелось посетить и собор, чтобы вновь увидеть архиерея. И когда я все-таки пришел туда на службу, то Владыка почему-то меня выделил из всех молящихся, и сказал мне: «После окончания Успенского поста я буду совершать богослужение в женском монастыре в селе Дунилово; было бы хорошо, если бы Вы тоже туда приехали». Как не поехать после такого прямого благословения? И вот во время богослужения в храме Свято-Успенского монастыря, произошло событие, которое мной тогда было воспринято как чудо: из алтаря вышел помощник Владыки иеродиакон отец Николай (Яковлев) и позвал меня в алтарь, где архиепископ сам меня причастил у престола.

После этого дня я стал духовным чадом Владыки Амвросия, и наши встречи стали очень частыми. Архиерей во время бесед раскрывал сокровищницу православной веры, своего личного духовного опыта, опыта молитвы, Богообщения, пути в Церкви. Высота его личности впечатляла; чувствовалось, что многие знания в прямом смысле получены им свыше.

Через какое время после того, как Вы стали регулярно у него исповедаться, Владыка предложил Вам монашеский постриг?

Четыре года прошло. Он абсолютно не торопил и не неволил. Владыка прекрасно понимал, что светскому человеку для того, чтобы почувствовать, что такое духовная жизнь, жизнь Церкви, нужно время. И в то же время архиепископ Амвросий стал давать мне послушания, совершенно понятные мне, уже врачу, связанные с моим профессиональным выбором. Он стал присылать пациентов, которые являлись священнослужителями, монашествующими, просто прихожанами храмов города Иваново. А через общение с ними и, разумеется, с самим Владыкой, я стал все больше задумываться о своем жизненном пути.

По просьбе Владыки Вы много не только медицинской, но и социальной поддержки оказывали разным людям, в том числе престарелым монахиням…

Архиепископ Амвросий обладал удивительным талантом знакомить людей, которые могли бы друг друга поддержать. Помню, как еще до моего монашеского пострига Владыка познакомил меня с иеромонахом Афанасием, впоследствии игуменом, служившем настоятелем в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Фурманове. Этот священнослужитель нуждался в серьезном лечении. Несколько раз его оперировали, делали ему резекцию желудка, затем ререзекцию желудка. Затем был очень проблемный послеоперационный период. После того, как Владыка направил его ко мне, удалось лечение построить таким образом, что больше осложнений не наблюдалось.

Также архиерей направил ко мне монахиню Поликсению, которую многие в Ивановской епархии знали как обладательницу непростого характера, многие поражались, что мне удается находить с ней общий язык. В отношении ее можно сказать, что больше десяти лет она была под моей не только медицинской, но и в определенной мере социальной опекой. На протяжении долгого времени эта престарелая монахиня была духовным чадом Владыки, который, видимо, чувствовал, кто сможет ее поддержать на закате ее жизни, когда она стала нуждаться в реальной помощи. И каких-то сложностей в общении с ней действительно не чувствовалось.

Помню игумена отца Паисия, которого, как и монахини Поликсении, сегодня уже нет в живых. Очень много было обращений; свыше ста человек, которым я по просьбе Владыки Амвросия оказывал медицинскую помощь. Причем не только ивановцам, но и москвичам, владимирцам. Одна очень пожилая пациентка до сих пор мне звонит, чтобы еще раз сказать слова благодарности... Я все это не записываю себе в заслугу: думаю, что именно по молитвам нашего дорогого Владыки все так удачно получалось.

И для меня было полезно знакомство и общение с этими людьми, в том числе воспитывавшее терпение, сострадание, дававшее лучшее понимание особенностей церковной жизни.

Он изначально предлагал Вам постриг и рукоположение, как то, что не противопоставлено Вашей медицинской практике, но дополнит ее?

Именно так; Владыка считал, что мне хватит сил и на одно, и на другое. Он сказал: «Ты молодой человек, полон сил. Сейчас время, когда священников не хватает, а возвращается много храмов, восстанавливаются поруганные святыни. Почему бы тебе не послужить, не оставляя и медицинскую практику? Это было бы полезно». Причем архиепископ Амвросий прямо благословил, чтобы я никогда не бросал медицинскую деятельность.

Он ведь и вообще очень хорошо относился к врачам?

Я бы сказал – относился с любовью. Особенным уважением его пользовались хирурги. Часто вспоминал случай, когда он, будучи молодым иеромонахом, служил в храме в селе Толпыгино, любил «модничать», носить узкую обувь, в результате чего возникли проблемы с нагноением ногтевого ложа. Пришлось обратиться за оперативной помощью к местному хирургу. Вот этот личный опыт перехода от страдания к выздоровлению, общение с другими больными привели его уже тогда к пониманию, с какими сложностями именно хирурги сталкиваются в повседневной жизни, когда от их «обычной» работы порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. И как важно для больного слово утешения, которое исходит от врача.

На протяжении семи лет Вы служили вместе с Владыкой Амвросием в Преображенском кафедральном соборе как священник. Что запомнилось из этого периода Вашего общения?

Самое главное – это ощущение необычайной легкости от богослужения. Мы всегда ждали архиерейскую службу как радостное событие, соприкосновение с Божественной благодатью. Помню, как один священник говорил, что когда-то ему приходилось служить с другим епископом, и у него «кровь в жилах стыла». А во время богослужения, которое совершал Владыка Амвросий, и он был преисполнен этой радостью и легкостью.

Архиепископ Амвросий очень внимательно относился к ставленникам. Тем из них, кто победнее, на свои деньги покупал священнические кресты, и, что запомнилось, сам настраивал им цепочки к этим крестам, чтобы они им подходили по размеру.

Владыка был прекрасный проповедник, но он обычно уступал право проповедовать игумену Августину (Анисимову), ныне епископу Городецкому и Ветлужскому, зная как для того значимо именно проповедническое служение.

Такое отеческое отношение архиерея к духовенству создавало ощущение, что мы все в епархии одна большая православная семья, объединенная вокруг любящего отца.

Владыка Амвросий ведь сам был монахом, который никогда не жил в монастыре; благословляя Вас на монашеское служение в миру, он давал какие-то особые наставления?

Естественно; без его наставлений, молитвенной поддержки невозможно было бы сочетать церковное служение с работой сначала в больнице, затем в Ивановской государственной медицинской академии. Разумеется, монашеские обеты намного легче выполнять в монастыре, чем в миру; там больше духовный контроль, старшие братья всегда подскажут, если человек ошибается. А монах, живущий в миру, должен быть постоянно начеку, потому что ответственность за следование избранному пути, в первую очередь, на нем самом. Он должен не только со своим духовником, но и со своей совестью постоянно сверять правильно ли строится его жизнь.

А вот Ваше занятие наукой Владыка его поддерживал?

Да, я брал у него благословение на каждое серьезное научное изыскание. Особенно на работу над кандидатской, а затем докторской диссертацией. Хотя Владыка и был очень далек от практической медицины, он считал все это очень значимым. Его благословение имело очень большую силу: то, что я предпринимал, заручившись им, всегда воплощалось в жизнь, а то, в чем рассчитывал только на собственные силы нередко не получалось. Когда так получилось много раз, мне стало понятно, что Владыка Амвросий через свое благословение передает волю Божию.

Помимо медицинской научной работы Вы на протяжении 14 лет возглавляли кафедру древних и новых языков Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии. Владыка Вас в этом поддерживал?

Естественно. И это мое церковное послушание было по его просьбе и благословению, также выполнялось мною с отдачей всех своих сил в этом новом для меня деле, потому что от филологических проблем я был в то время далек. И со временем кафедра была признана одной из лучших подобных семинарских кафедр в России, учебное пособие «Латинский язык христианского мира», вышедшее при поддержке Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца уже при преемнике архиепископа Амвросия митрополите Иосифе, разработано было при Владыке Амвросии и по его благословению. Сейчас по этому учебнику преподают в семи семинариях Русской Православной Церкви, в том числе Сретенской духовной семинарии. Он получил большой положительный отклик от Грузинской Православной Церкви. Святейший Патриарх Католикос Илия Второй, которому некоторое количество этих пособий было передано в дар, лично дарил их многим со своим благословением.

Архиепископ Амвросий поддержал Ваше стремление построить храм в городе Иванове?

Это несомненно. Сначала хотели строить храм у парка Степанова, но там была непростая история, связанная с противостоянием определенных сил. Владыка был непосредственно включен в этот процесс. Участок в том месте не был выделен, но благодаря тем событиям стало возможным выделение места под строительство храма в самом центре города Иваново, на площади Победы, месте духовно очень непростом, связанном с именем известного террориста Нечаева, и одновременно исключительно духовно важном, как место памяти о военных подвигах наших земляков, которые на протяжении десятилетий были увековечены лишь временным памятником, который в народе прозвали «печкой». Проект, закладка храма, работа с благотворителями, формирование попечительского совета по строительству — все это стало предметом самого пристального участия архиепископа Амвросия. Более того: до ухода на покой он был председателем попечительского совета по строительству данного храма, а уходя на покой позаботился о том, чтобы его сменил человек, также пользующийся большим заслуженным авторитетом – руководитель Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца отец Михаил (Чепель).

Чисто физически для архиепископа Амвросия тяжело было принимать участие в заседаниях попечительских советов по строительству храма на площади Победы, духовной семинарии?

Физически было непросто, но он никогда об этом не говорил, наоборот радовался возможности принять непосредственное деятельное участие в развитии конкретных церковных проектов. Нужно помнить, что при этом под его руководством как управляющего епархией были 12 монастырей и почти 190 приходов и монастырских подворий, в которых служили примерно 400 священников и 100 диаконов. И ни для кого он не жалел времени, которое удивительным образом на всех находилось. Но согласие возглавить эти попечительские советы — безусловно, свидетельство особого доверия и расположения Владыки. Многие из входивших в них благотворителей приезжали именно для того, чтобы встретиться с ним, для них это было праздником; ни у кого не было мысли, что можно не исполнить данное архиепископу обещание. Особое избранничество Божие, почивающее на нем, было несомненно, оно и определяло то, что по его благословению столь многое созидалось. Трудно ли ему самому все это давалось? Безусловно, трудно, но Владыка все сложности мужественно преодолевал, всего себя отдавая избранному им от юности служению, которому он всегда был верен.

Какие самые яркие личные воспоминания остались от общения с Владыкой?

О двух я уже рассказал. Никогда не забуду, когда брал у него в первый раз благословение, как он причастил меня у престола в храме Дуниловского монастыря. И самое яркое воспоминание, которое пронесу до конца моей жизни, — его слова, сказанные перед моей диаконской хиротонией: «Будь послушен гласу епископата, преданным престолу Московских Патриархов, благосклонно относись к духовным запросам нашего православного народа». Вот эти слова я несу в своем сердце, надеюсь, что сумею следовать им до конца жизни. Они всегда со мной.

Он ведь обращался к Вам и как врачу?

Владыка, как правило, все свои недуги (а у него было много серьезных заболеваний – и сахарный диабет, и венозная недостаточность) смиренно по-монашески переносил. Не любил обращаться со своими проблемами к докторам, делая это только в крайнем случае, когда боли становились нестерпимыми. Поскольку у нас сложились очень доверительные отношения, многие проблемы, связанные со здоровьем, Владыка мог доверить именно мне. За три недели до его кончины мы провели интенсивную терапию, которая помогла остановить развивающуюся гангрену, создающую реальную угрозу ампутации ноги. Считаю, что его последнее обращение ко мне за медицинской помощью было своевременным, оно позволило остановить развивающийся процесс гангрены и сохранить ногу. Но в большинстве случаев Владыка старался переносить свои болезни молча, в молитвенном воздыхании ко Господу.

Многие из тех, с кем я говорил, заострили внимание на том, что архиепископ Амвросий был Владыкой «для всех» в межконфессиональных, межнациональных вопросах он очень мудро себя вел...

Еще как мудро, но что удивительно: он ведь еще разбирался во многих тонкостях, присущих представителям той или иной нации, и это притом, что сам всю жизнь прожил в России. Владыка мог поддерживать взаимно интересный разговор с представителями Ивановской грузинской национальной автономии «Ивериа», с православными сирийцами, которых много проживает в Иваново. У него без труда получалось находить точки соприкосновения с иудеями. Когда здесь возглавлял еврейскую общину Эрвин Берахович Кирштейн, у них было очень доброе общение. Это дар архипастыря, пользовавшегося заслуженным авторитетом не только у православных, но вообще у всех жителей нашего региона.

Интересно: Владыка ведь не имел никакого систематического образования, кроме семинарии, но одновременно это был не только мудрый, но и очень эрудированный человек, прекрасно разбирающийся во многих самых разных вопросах...

Многие после общения с архиепископом Амвросием поражались, откуда у него такие энциклопедические знания. По сути, он разбирался практически во всем. Мы не будем здесь касаться непосредственной сферы его деятельности, как управляющего епархией. Но если мы возьмем, экономические, политические, медицинские вопросы, сферу культуры, воспитания молодежи – он мог общаться с профессионалами так, что им было интересно. Очень хорошо разбирался в музыке, любил ее. Руководитель хоровой капеллы юношей и мальчиков, известный деятель культуры А.М. Жуковский был поражен познаниями Владыки в этой сфере.

Я очень рад, что архиепископ Амвросий встретился мне на жизненном пути. Он являлся моим духовным отцом, но слово «являлся» мне не нравится в этом контексте; хочется сказать «является и будет являться», потому что у меня нет ощущения того, что наша духовная связь прервалась. Владыка предстательствует сейчас у Престола Божия о нас грешных его духовных чадах.

Даже интересно стало: в отношении медицинских вопросов – в чем, например, Владыка хорошо разбирался, чтобы привлечь внимание профессионалов?

Он умел обратить внимание на духовные основы болезни, о которых большинство врачей обычно не задумываются. Кроме того, архиерей был очень начитан; имел определенное представление о средневековой медицине, о восточной медицине. Его необычный взгляд будил мысль, заставлял невольно сравнивать, а как это соотносится с привычной для нас практикой.

У Вас ведь очень обширный и общественный и церковный круг общения; получилось так, что многих людей Вы знакомили с Владыкой, что они потом говорили?

С какой бы проблемой к нему человек не обращался, даже если это было мимолетное общение — каких-то несколько минут, практически всегда он потом просил меня, чтобы ему была дана возможность еще раз встретиться с Владыкой. Такие просьбы, их можно даже назвать «мольбы» звучали непрестанно. Когда Владыка уже плохо себя чувствовал, прием пришлось ограничить, и у многих до сих пор осталось сожаление, что они не смогли еще раз встретиться с ним. И такая народная любовь в наше время – это чудо. Почему так происходило? Потому что люди чувствовали, что общение с архиепископом Амвросием несет им радость; их жизнь наполняется новым смыслом, уходят тревожность, печаль. Они становятся какими-то окрыленными, у них все получается в жизни. А так происходило потому, что Владыка постоянно был в молитвенном общении с Господом, и через него Господь посещал этих людей.

Владыка ведь всегда молился, разговаривая с человеком. И многие говорили, что он какие-то вроде бы особо не значимые слова говорил, но людям становилось «само собой» понятно как им поступить, как жить дальше...

Действительно. Помню, как один человек, который и к Церкви отношения не имел, пошел за советом к Владыке. И он потом рассказывал, что не успел задать вопросы: Владыка их предугадал, начал сам говорить, «по полочкам» разложил все дальнейшие его действия. Вот что значит молитва праведника! У нас есть наглядный пример того, что значит молитва праведного человека. Было много сугубо светских людей, которые к вере так и не пришли, но Владыку Амвросия они очень любили. Был интересный случай, когда один видный государственный деятель, придерживавшийся атеистических взглядов, после общения с Владыкой сказал ему: «Удивительно: оказывается и в Церкви есть порядочные люди». Вот эта немного забавная оценка показывает, что архиепископу Амвросию действительно удалось стать по слову апостола Павла «всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых».

Игумен Агафангел (Гагуа), доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела по науке и образованию ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА» Москвы, советник Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца

Вручение священнического креста

(Архиепископ Амвросий рукополагал о. Агафангела в сан священника в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново в День Святой Троицы 30 мая 1999 года)

Архиепископ Амвросий с игуменом Агафангелом (Гагуа) в беседке во дворе архиерейского дома

Беседовал А. А. Федотов

Из книги: «Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова)». М., 2017

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Федотов
«Рассказы о Внутриландии». Беседа с
автором книги врачом-педиатром Анастасией Кривошеевой
21.12.2021
«Я это делаю для себя» - гость программы
председатель правления ИООО «Колыбель» Светлана Шишкина
06.12.2021
Все статьи Алексей Федотов
Игумен Агафангел (Гагуа)
Все статьи Игумен Агафангел (Гагуа)
Последние комментарии
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15
Догматическое единство и раскол Церкви
Новый комментарий от р.Б.Алексий
22.01.2022 21:30
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Сант
22.01.2022 21:28
«Они понимают только язык закона и силы»
Новый комментарий от prot
22.01.2022 18:28