8.11.2021 года исполняется 5 лет со дня кончины архиепископа Амвросия - управляющего Ивановской епархией в 1977-2006 гг. Публикуем одно из интервью о нем, вышедшее в 2007 году в книге «Я возжелал заповедей Твоих».
***
Отец Михаил, помните ли Вы первую встречу с Владыкой Амвросием?
Да, помню достаточно хорошо. Это было во время, когда у нас создавался Фонд Святителя Николая Чудотворца. Сначала был создан итало-российский Фонд, но после ряда благотворительных акций, паломнических поездок, мы поняли, что нам нужна деятельность в России. И когда мы создали Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца уже в России, возник вопрос: с чего начинать? С кем начинать работать? И вот тогда, милостью Божией, пришла идея начинать с Иваново. Именно этот город многие ассоциируют с началом гибельных революционных событий в России ХХ века, поэтому было решено отсюда начать возрождать духовность примером добрых дел. Естественно, мы не могли обойтись без управляющего епархией, которым тогда был архиепископ Амвросий. Пришли на прием к Владыке, изложили ему свою концепцию. Он очень внимательно нас слушал, высказывал свои хорошие пожелания, предложения. Сразу включился в работу и в определенной степени направил нас на ряд проектов, которые мы начали реализовывать в Фонде. Одна из первых наших идей была, чтобы Иваново перестало ассоциироваться с «родиной первого совета», о возвращении городу имени Иваново-Вознесенск. Революционное прошлое резко диссонировало с Православием. И Владыка очень в этом плане нам помог своей духовной поддержкой; сказал, что идея хорошая, это нужно начинать потихонечку делать. Со временем надписи, рекламирующие революционный бренд города, как-то сами собой во многих местах были сняты.
Воздействие Владыки на меня было необычайно. Думаю, что промыслительно Господь направил наши стопы именно к нему. В нем я увидел человека святой жизни. Мы как-то стесняемся об этом говорить, но это был действительно человек святой жизни. И он так благодатно воздействовал на меня и председателя правления Фонда Андрея Юрьевича Быкова, что у нас не было никаких сомнений в правильности выбранного пути. И мы действительно осуществили достаточно много проектов в Ивановской епархии.
То, что Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца реализовал столько проектов на территории Ивановского региона, было связано с личностью Владыки?
Да практически вообще все было связано. Для меня радостью было с ним общаться. По поводу или без повода стремился попасть к нему, услышать пару слов, просто посмотреть на него. Он меня как-то окрылял. А иногда, после продолжительного уже сотрудничества, были случаи, что я внутренне сопротивлялся какому-то проекту. Иду к Владыке. Самое интересное — он никогда ни в чем не убеждал. Но в разговоре просто излагал, как ему это видится; а я чувствовал, что во мне зарождается неописуемое чувство легкости и полета, и не мог не согласиться с мыслями Владыки. Это не был гипноз или психотерапия, это был разговор грешника со святым. И у меня действительно появлялись крылья, просто летел, чтобы совершить дело совместно решенное, которое было по благословению Владыки.
Какие главные успешные проекты Фонда в Ивановской области Вы бы отметили?
На эту тему даже трудно говорить, потому что какова может быть моя земная оценка успешности проекта? Внешне он может быть абсолютно маленький и ничтожный, но при этом иметь высочайшее духовное значение. Может быть, это как раз это то «горчичное зерно», о котором говорил Христос Спаситель. Если подходить формально, то условно «успешными» можно назвать дела восстановления храмов. Храмам мы помогали много. Это доброе дело, его неправильно определять в категориях успешности; просто хорошее православное искренне дело. И люди пошли в храмы.
У нас было интенсивное сотрудничество в селе Михайловском, много помогали в реставрации храма, восстановлении росписей. Помню, когда вначале входили в эту церковь, в притворе все было просто черным. И когда мы обратились к художнику Евгению Корнееву, он предложил очень красивый вариант росписи, который очень нам понравился, и эта роспись была сделана. Это место особо значимо тем, что там пребывают святые мощи преподобного Леонтия Михайловского, служившего в этом храме. Тогда я почувствовал, что важно более часто благоговейно прикладываться к мощам, другим святыням; почувствовал глубокую духовную связь, покровительство преподобного Леонтия. И здесь важно отметить, что архиепископ Амвросий находился в духовном общении с этим угодником Божиим, хорошо знал его при жизни. Во время встреч много спрашивал у Владыки о преподобном Леонтии, он рассказывал все, что знал, при этом чувствовалась духовная связь между ними, в которую невольно вошел и наш Фонд.
Помню, как чуть не произошел трагический случай, когда «пополз» обрыв около поля, где находится источник преподобного Леонтия. Тогда мы оперативно созвонились с Владыкой, попросили у него благословения, и быстро остановили сползание земли, и источник и сейчас функционирует. С того времени прошло уже лет пятнадцать. Сколько людей смогли получить благодатное духовное воздействие через этот источник за это время! Не все смогли сделать в Михайловском, что планировали, потому что настоятель, который служил там в то время, был немного пассивным. Он не хотел внешней миссии, а мы в Фонде стремимся, чтобы благодать Божия коснулась как можно большего числа людей. И ведь восстановление источника, к которому приезжают очень многие, было направлено именно на это. Но у настоятеля мы как-то не находили понимания в наших миссионерских устремлениях; зато находили его у архиепископа, и в этом плане нам было легко.
Некоторые в свое время говорили про архиепископа Амвросия, что у него плохо получается решение административных вопросов. Но если судить по плодам – когда в 1977 году епископ Амвросий был назначен на Ивановскую кафедру, в епархии было только 44 прихода. На момент, когда в 2006 году архиепископ Амвросий ушел на покой, в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии были Духовная семинария, 12 монастырей, 188 приходов и монастырских подворий, 4 общеобразовательные православные школы, 3 монастырских детских приюта, один православный детский сад. Издавалась церковная литература церковно-исторической и духовно-просветительской тематики. Как бы Вы это прокомментировали?
Вы знаете: такие изречения сами по себе вообще пустые. Вот если бы хотя бы один человек из этих «изрекавших» построил хотя бы один храм, организовал его строительство, затем устройство, организацию и течение приходской жизни, то и тогда его слова не имели бы никакого значения, но сам этот человек не стал бы их произносить, по крайней мере, в духовно трезвом состоянии. Абсолютно неважно, сколько человек создал: он создал столько, сколько Господь ему дал. Я уже отметил, что видел Владыку Амвросия, как человека святой жизни. Люди святой жизни порой бывают абсолютно «никакие» как организаторы. Но этого и не требуется; их задача передать другим ту милость Божию, которой они соприкоснулись. Сколько раз замечал: когда есть благословение Владыки — дело идет. Но то, как исполнялось благословение, зависело ведь не от Владыки, а от тех людей, которые за ним обращались. В Ивановской области было, думаю, что и сейчас есть, немало людей достаточно богатых, которые вполне способны помогать восстановлению и строительству церквей, но они не хотят. И это их выбор. Всегда привожу такой очень утрированный пример, когда мне говорят про духовных людей, что они что-то «умеют» или «не умеют». Говорю: «Ну, вот представьте: приходит к вам преподобный Серафим Саровский и говорит: «Хочу у вас работать». «А что ты умеешь?» «Да ничего не умею». «А зачем ты мне нужен?» Логично? Разумеется, преподобный Серафим многое и умел, выживая один в лесу в тяжелейших условиях, это просто образный пример, что ведь нужно понимать, кто такой преподобный Серафим Саровский, и силу его молитвы, и любовь к нему Господа, Пресвятой Богородицы. Эта аналогия позволяет понять, что когда святому человеку говорят «Ты не умеешь управлять» — это смешно.
Тот же преподобный Леонтий Михайловский — его сейчас уже почитают в разных странах, его икона есть в Таиланде. Лично мне он помог, убрав опухоль с моей ноги. Хирурги предлагали оперировать, а я обратился к святому Леонтию, и все прошло, до сих пор у меня абсолютно ничего... Тогда даже показывал, как у меня нога трое суток «горела», и эта опухоль разошлась таким благодатным жаром. А разве он был администратор?
Поэтому говорить об организационных способностях Владыки — это не та мерка, с которой можно подходить к человеку благодатной духовной жизни. Даже больше предположу: у человека с административными задатками бывает хуже духовный аспект. Да, он может волей, силой, властью придавить. Но это подавление свободы выбора человека. Святые так не поступают. Они просто благословляют: «Хочешь иди — хочешь не иди, но я тебя благословляю Именем Господа». А человек, получивший благословение от Господа либо начинает творить волю Божию, либо этого не делает. И задача Владыки была укрепить каждого приходящего к нему человека в стремлении его души к Богу. И то, что столько было сделано — огромная честь архиепископу Амвросию.
Вы знаете, чем характеризовалась Ивановская область? Мы много ездили по стране, но такого «мертвого» народа, как в этом регионе, честно сказать, не встречал. Вроде бы люди и живые, но в то же время ощущение, что нет у них духа, души. Но постепенно за последние лет двадцать народ преображается, а вместе с ним и само Иваново преображается.
Владыка очень много нам помогал, духовно окормляя хоровую капеллу юношей и мальчиков под руководством А.М. Жуковского. Владыка сам прекрасно пел, любил пение. Это было очень важное направление. Во-первых, мы поддерживали коллектив, который находился в очень сложных условиях работы. Владыка тогда обратил внимание, что ребята очень талантливые, у них очень тщательно прорабатывается духовная линия песнопений. В силу того, что Ивановская область в духовном плане оставалась прокоммунистической зоной, поддержки в силу этого капелла видела мало. Архиепископ Амвросий благословил с ними сотрудничать, и мы очень много работали с этим коллективом, поддерживали его в рамках благотворительных проектов.
Вы встречались с Владыкой и на официальных мероприятиях и в неформальной обстановке; и когда он был управляющим епархией и когда пребывал на покое. Какие моменты общения Вам запомнились?
Его какая-то необычная форма человечности. Понятие «гуманизм» к Богу особого отношения не имеет. А у Владыки была какая-то Духом Святым одухотворенная человечность. Он в каждом человеке видел образ Божий. Когда мы оставались вдвоем, и было время, мы немного говорили на философские темы. Я в свое время закончил философский факультет МГУ, и ему было интересно со мной разговаривать. Мы говорили о разных вещах, в том числе о понятии «время». Понимал, что это для него не пустое слово. Вы знаете, что у него в кабинете было очень много часов. Он любил часы. Владыка понимал время, как то богатство, которое Господь нам дает. В наших разговорах с ним тогда мы сформулировали, что время — большое богатство, которое дается человеку в дни его земной жизни, как инструмент. А от человека зависит, как он им распорядится. Но каждая секунда, посвященная Господу, это возможность очищения, покаяния, помощь в прохождении воздушных мытарств. Очень жалко смотреть на людей, которые бездарно проводят время, фактически его убивают. Мне порой приходилось видеть, как люди умирают. Многие в этот момент просят продлить их жизнь. Это значит — продлить время, потому что по исходе души из тела, она вступает в реальность, где нет времени. И вот это продление жизни имеет смысл, если оно используется для покаяния, для Богообщения, ведь в аду человек теряет возможность общения с Богом, теряет возможность сам изменить свою судьбу, что может сделать в дни своей земной жизни, пока у него есть для этого время, даже если его немного, как у разбойника на кресте. Такие вот мысли рождались в ходе наших бесед с Владыкой Амвросием.
Поэтому очень любил к Владыченьке ездить. Он был удивительно прост в общении. Плавная речь с какими-то необычными переливами — это действовало на меня очень сильно. В это время рождались хорошие благодатные мысли, и с этим духовным багажом возвращался от Владыки на работу в Фонд.
Вы наградили архиепископа Амвросия высшей наградой Фонда – Крестом Ордена Святителя Николая Чудотворца, когда он был уже на покое. Это был знак поддержки или признание, что и, отойдя от управления епархией, Владыка также продолжает свой молитвенный подвиг?
Что касается вообще наград Фонда. Нам их посоветовали создать старцы Афона. Даже вот эти маленькие беленькие значки с иконой Святителя Николая Чудотворца — мы им все показали, и они благословили. Если говорить не о Владыке, а о концепции — иногда эти награды даются людям, казалось бы, их не заслуживающим. Маленьких значков мы раздали порядка пятидесяти тысяч, они по России широко разошлись, и сейчас иногда вижу на аэровокзалах, в аэропортах, в поездах, в самых неожиданных местах людей, которые носят эти значки. А это ведь икона, которая всегда с тобой. И я понял, какое глубокое промыслительное предложение сделали нам афонские старцы. Был случай, когда я награждал человека, против которого было возбуждено уголовное дело. Через два-три дня его должны были арестовать. Об этом было точно известно. Он работал главой района, якобы там какое-то большое нецелевое использование средств было... Когда нужно убрать человека, найдут что угодно, а это очень удобный предлог. И вот вручаю ему орден Святителя Николая Чудотворца и шепчу: «Это Ваш щит». Через два дня уголовное дело закрыли. А его забрал губернатор своим заместителем. Вот такие чудеса.
Что касается креста, то честно сказать сейчас даже и не помню, почему именно Крестом ордена мы награждали Владыку: ведь архиереи носят панагии. Но каждый архиерей, служение которого совершается как образ Христа Спасителя, несет свой крест — скорби, беды, испытания. Мой личный взгляд, что Владыка Амвросий нес свой крест очень достойно, он жил уже в режиме святости. Поэтому возможно, что этим крестом его наградил сам Святитель Николай Чудотворец. У нас Фонд называется Святителя Николая Чудотворца. Не его имени, а его. И он сам участвует в делах Фонда, незримо, через людей, как действуют все святые.
А Вы сами чувствовали молитвенную поддержку Владыки Амвросия?
Постоянно. Почему к нему и мчался-то: знал, что если у меня идут какие-то сомнения, проблемы, то нужно встретиться с ним, его молитвенное предстояние перед Богом поможет все проблемы разрешить. У нас были сложности во взаимоотношениях между секретарем епархиального управления и Фондом, но когда в дело вмешивался Владыка, все они разрешались чудным образом. По его благословению мы открывали и новые для нас направления благотворительной деятельности. В Иваново были сложности с организацией питания семинаристов. Говорю: «Владыка, помолитесь, хочется помочь, но я никогда не занимался семинариями, нет мысли как бы помочь, чтобы это было действительно на пользу». Он говорит: «Благословляю. Господь управит». И пришло понимание, что нужно организовать питание. И мы тогда сделали очень хорошую кухню, убрали оттуда семинаристов, которые до этого широко привлекались для кухонной работы, наняли двух поваров, двух посудомоек. Было организовано правильное питание, что благотворно сказалось и на здоровье семинаристов. Сделали так, чтобы всегда были чеснок и мед на столе. И вот это все произошло по благословению Владыки.
В чем, на Ваш взгляд, архиепископ Амвросий может быть примером для современных священнослужителей?
Если брать внешнюю сторону его служения, то практически во всем. Какой бы человек не вышел от него, может он и раздражил Владыку, жизнь есть жизнь, но когда Вы входили после него к Владыке, то видели его радостное лицо, приветствие. Было ощущение как будто из его уст звучит приветствие преподобного Серафима: «Радость моя! Христос Воскресе!» Он всегда был благодушным, человеколюбивым. Ему было безразлично грешник ты или нет — он видел в тебе, прежде всего, человека, которого Христос пришел спасти. Почему все время говорю, что он святой жизни был? Архиепископ Амвросий был образцом отношения к людям. Это же можно сказать и о его отношении к богослужению. Любовь к людям просто пронизывала все его существо, то чего сейчас не хватает многим молодым епископам.
Архиепископ Амвросий написал предисловие к Вашей книге «С точностью наоборот», получившей международную известность. Для Вас было значимо это напутствие и благословение находящегося на покое архипастыря?
Вы знаете, очень боялся, когда писалось это предисловие, потому что всегда боюсь ошибок в духовных вопросах. Ошибки можно делать в художественной литературе, там можно сочинять все, что угодно. Но в книге «С точностью наоборот», над которой я работал много лет, затрагивались очень важные и сложные темы, в которых сочинительство человеческого разума недопустимо. Мне не хотелось, чтобы Владыка был опечален мною по моим греховным мыслям. Потому что я все-таки земной человек, имеющий земной человеческий разум, не имеющий такого духовного опыта как у Владыки. Поэтому для меня его предисловие было большим жизненным духовным экзаменом. Очень важно было иметь мнение о книге такого иерарха Русской Православной Церкви, как архиепископ Амвросий. И, вероятно, благодаря этому книга расходится хорошо. Думаю, что это было благословение Господне через Владыку, и поэтому книга живет, вышло уже четвертое ее издание.
Что лично для Вас значило общение с Владыкой Амвросием?
Вопрос, на который сложно ответить. Что может значить общение со святым для человека? Практически все. Всегда находил у него и духовную поддержку, и ответы на духовные, философско-религиозные вопросы. Для меня любое общение с ним было ступенькой в Царство Небесное, потому что это правильно направленные мои стопы в сторону восхождения к Господу.
Слева направо: генеральный директор Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца М.И. Чепель, архиепископ Евлогий, архиепископ Амвросий, председатель правления Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца А.Ю. Быков
Иеромонах Михаил (Чепель), директор Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца
Беседовал А. А. Федотов