Вышний Волочек сквозь туман

Хорошие новости из Русской Венеции

Роман Илющенко 
0
05.11.2021 481

Воспользовавшись дополнительными «ковидными» выходными, приплюсованными к ноябрьским праздникам, я на пару дней съездил к родне, в славный город Вышний Волочёк, расположенный на самой известной дороге: из Петербурга в Москву. Хочу кратко поделиться своими «путевыми заметками» и некоторыми наблюдениями глазами москвича, побывавшего на малой Родине.

Сколько себя помню, почему то стеснялся её. Сначала по малолетству из-за странного и трудно-запоминаемого, на мой взгляд, названия; потом, пожив несколько лет в Германии, из-за какой-то запущенности и захолустности городка. Да и признаться, ни мама, родившаяся здесь же, ни кто-то из друзей приятелей, появившихся, когда я оканчивал в городе в 80-е годы 8-й и 9-й классы, никогда не хвалили Волочёк, тем более не восхищались им, хотя и признавали, что он дал стране немало известных людей. К ним, с какой-то скрытой гордостью относили жившего здесь в детстве Муслима Магомаева (о чём извещает мемориальная доска на здании детской музыкальной школы), известную ткачиху – передовичку, Героя соцтруда Валентину Гаганову, супругу легендарного вратаря Владислава Третьяка или министра культуры СССР Екатерину Фурцеву. Гордятся ли мои земляки сегодня уроженцами города - членом Правительства России Юрием Борисовым или бывшим при Александре Третьем министром финансов Иваном Вышеградским, я выяснить не успел, но сам с годами стал популяризатором и ревнителем своей малой Родины.

Гордиться Вышнему Волочку, безусловно, и было, и есть чем, о чём сегодня всем желающим и исправно посещающим город туристам, расскажут гиды-экскурсоводы. Это и уникальная сеть гидротехнических сооружений, вплетённых в городской ландшафт усилиями сподвижника Петра Первого – Михаила Сердюкова, что позволяет претендовать городу на звание «Русской Венеции»; и замечательный женский Казанский монастырь с уникальными соборами и своей историей; и много-много чего другого, недооцененного мной ранее, где по незнанию, где по глупости или лени. Расскажу лишь об одном объекте, открывшем для меня родной город с новой стороны.

В этот раз город встретил меня туманом, что придало флёр неожиданности и таинственности вроде бы знакомым с детства пейзажам и ландшафту. Пройдя по фактически заново отстроенного в этом году путепроводу - мосту над оживлённой железнодорожной магистралью, связывающей две столицы, я буквально застыл от увиденной картины. Это был парящий над скрытой туманом землей, белоснежный храм – чего я никак не ожидал увидеть на этом месте. Такой предстала передо мной буквально вынырнувшая из забвения и поругания Преображенская церковь, постройки середины XVIII века на старом Пятницком кладбище. Посещая его в детстве, где с 1947 года покоилась моя прабабушка Домна Трофимовна Цветкова, я невольно содрогался от руинированных остатков красного кирпича храма, густо поросших берёзками, крапивой и лебедой. Уныло и пугающе мрачно выглядели его некогда мощные стены, облюбованные местными алкашами и бродячими собаками – вообщем то хорошо знакомая многим с советских времён «мерзость запустения».

Ныне это был парящий, словно оторвавшийся от грешной земли благодаря туману, белый храм с колокольней, увенчанный позолоченными крестами. Приятно удивил и вход на кладбище, со временем превращенный в помойку: разрушенную, щербатую кирпичную стену обнесли металлическим профилем, перед входной аркой с воротами, расчищенными от мусора, установили информационный стенд по истории кладбища и храма, упокоившихся здесь известных вышневолочанах: купцах, докторах, писателях, священниках. Расчищены от мусора и упавших деревьев оказались и большинство тропинок – дорожек, главная из которых и ведёт к ожившему храму.

Оказалось, что именно сегодня на колокольне будут устанавливать благовест – главный колокол всего ансамбля, который притихший лежал на земле в ожидании этого события. В самом храме уже несколько лет проводятся богослужения, сложилась крепкая и дружная община, которой по плечу все передряги. Из того, что было здесь до его поругания в 30-е годы ХХ века, сохранились лишь две настенные фрески на северной и южной стенах – патриарх Авраам и неопознанный святой с изуродованной головой, напротив друг друга. Интереса судьба стоящей на подставочке отдельно Казанской иконы Божьей Матери, которую принесла семья проживающих в городе с давних времен мусульман – вероятно, она когда-то находилась в этом храме. На втором этаже, куда можно подняться по лесенке, расположен скромный импровизированный музей истории церкви, где среди экспонатов: остаток языка прежнего благовеста или дореволюционный кирпич с клеймами местного завода. Самое приятное впечатление осталось от настоятеля храма – о.Владимира, руководившего работами по поднятию колокола, жизнерадостных свечниц и уборщиц, сторожа - разнорабочего и неслучайно оказавшегося именно здесь - одного из пионеров возрождениях из забвения городских святынь – краеведа Дениса Ивлева, заочно знакомого мне по вышневолоцкому форуму.

Подав «на Казанскую» записочки о здравии и упокоении, внеся пожертвования на реставрацию храма, ухожу в благодушно-приподнятом настроении, которое сформировалось… на кладбище. Странное конечно ощущение, но если задуматься в этом и есть весь смысл христианства, ведь именно через смерть телесную, через кладбище, через печаль, плач, разлуку и слезы и происходит рождение в жизнь вечную, где уже «несть болезнь и печаль». Раньше, молодым и полным сил я этого не понимал, воспринимая кладбище, как и полагалось атеисту-пионеру-комсомольцу, как некрополь: место скорби и унылой безнадёги, которое хотелось скорее покинуть. Теперь я не просто вырос и постарел, но пришел, слава Богу, к… Богу и только тогда открылось мне то, что было давно и очевидно моим лежащим здесь предкам. Но скольким поколениям земляков, да и вообще сограждан не суждено было сделать этого важнейшего в их жизни открытия, и в итоге пройти мимо Бога, потеряв в итоге это чувство радости неизбежного воскресения!

Вспомнилась, почему и лежащая вероятно где-то здесь под могильной плитой «учительница первая моя», спокойно и уверенно говорившая нам – наивным первоклашкам, что «бога просто нет»; как крестили меня с сестрой не в единственном в период моего детства действующем Богоявленском соборе города, а тайно, на дому у священника, потому что отец – член партии не хотел проблем по службе; как, уже став верующим, в жарком споре с сослуживцем, тоже крещённым, услышал от него – боевого офицера, что в рай он вовсе не стремится, мол, ему и на земле дел хватает, а что там – на том свете будет – неважно… Всё это плоды того страшного по-настоящему времени, когда рушили и уничтожали не только храмы и памятники, но веру и души людей. Идя к выходу с кладбища, всматриваясь в фотографии на сохранившихся памятниках, молясь за имя каждого лежащего здесь земляка, осознаёшь значение тех страшных событий и еще раз благодаришь Бога за то, что Он открыл мне Себя.

Прогулявшись по городу детства и юности, на волне полученного заряда, я увидел много нового и доброго, сделанного в городе для горожан и его гостей. Не буду перечислять утомительные подробности, но отмечу лишь, что, прежде всего, оживился самый центр города, где рядом с историческим зданием действующего драм - театра со статусом областного, с недавних пор установили памятник основательнице города – Екатерине Великой, вернувшей название и одной из его улиц. На своём месте по-прежнему стоит и живописец Алексей Веницианов, воспевавший родную природу и крестьянский труд, проживая в родовом имении в окрестностях вышневолоцкого уезда, чьим именем сегодня назван и центральный сквер. Отрадно, что городские власти приняли смелое и страшное для многих других решение о переименовании и возвращении пока некоторым улицам и площадям города исторических наименований. Теперь вместо бесконечных улиц Ленина, город украшают Казанский проспект и Большая Садовая улицы, улицы и линии, названные в честь известных исторических личностей, сделавших для города немало, как например, губернатора Якова Сиверса и почётного гражданина города, трижды избиравшегося городским главой купца первой гильдии М.В. Ванчакова.

Кто-то из местных жителей вероятно со мной не согласится, в том числе и потому что я увидел только позитивные моменты, аккуратно обойдя стороной негатив: закрывшиеся предприятия, дававшие работу местным жителям, стоявшие вдоль улиц разрушенные и сгоревшие дома, несанкционированные свалки мусора вдоль не приведенных в порядок дорог и многое другое. Только ведь об этом писали и не раз до меня, напишут и после, но я целенаправленно ушёл от этих «язв общества», потому что для меня куда важнее возраждающаяся на старом кладбище новая церковь, как символ души пришедшего в себя после страшного безбожного и пост-безбожного морока вышневолочанина! Ведь абсолютное большинство ткацких предприятий строились ещё до революции людьми верующими, да и сгоревшие и рассыпающиеся в прах дома построены, чаще всего, в тот же период. И за чистотой улиц тогда следили сами же жители, прекрасно осознавая, что бросать, где попало или выносить мусор на дорогу – грех!

Поэтому, повторю, для меня куда важнее то, что я увидел сквозь густой туман: движение душ земляков, направленных на возрождение самого главного, с чего всегда начиналось возрождение России!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Роман Илющенко
Революция в Казахстане. Взгляд справа
В интересах нашей национальной безопасности необходимо учитывать неоленинский революционный потенциал, готовый в любой момент выступить единым фронтом против России
17.01.2022
С чего начинается Родина: проблемы патриотов
О разоблачении псевдопатриотов из «левого» лагеря
06.01.2022
Что делает нас слабее
В противовес эгоизму торжество самопожертвования, освященное светом Креста Христова, - наше тайное и главное оружие
14.12.2021
Самый лучший антистресс
Утреннее молитвенное правило как благоуханный букет, собранный с лучших цветов из райского сада
01.12.2021
Незамеченная трагедия миллионов
Кто и почему с таким азартом продвигает в нашей вымирающей стране детоубийственные методики
18.11.2021
Все статьи Роман Илющенко
Последние комментарии
Хотят ли русские войны?
Новый комментарий от Кирилл Д.
25.01.2022 00:22
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
25.01.2022 00:10
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.01.2022 23:27
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Русский Иван
24.01.2022 20:38
Русские не хотят войны
Новый комментарий от Ладога
24.01.2022 20:14
Паралич политической воли в образовании
Новый комментарий от учитель
24.01.2022 17:57