Угрозы государственной и общественной безопасности могут быть разными. Они могут быть казуальными, фрагментарными и тотальными, могут быть устранимыми и фатальными.
Игнорировать их нельзя, их акторы не останавливаются никогда и не приемлют никаких компромиссов, увещеваний, просьб о снисхождении. Толерантность общества и государства ко многим из них – это толерантность в прямом изначальном медицинском смысле – как толерантность человеческого организма к вирусной инфекции, гарантированно убивающая человеческий организм (в данном случае – общество, народ, государство).
Приведём пример. Пропаганда смены пола среди несовершеннолетних давно переросла уровень сообщений (информирования), сегодня это именно крайне агрессивное психологическое давление, навязывание в интеллектуальных формах развратных действий с малолетними, в формах обманного провоцирования к поступкам, крайне опасным для детского здоровья, непоправимым в последующем.
Причём не просто с выраженным грубейшим игнорированием прав детей, но и прав их родителей, и даже с открытым третированием и преследованием родителей за их несогласие с произвольно и противоправно нафантазированными и навязанными какими-то третьими лицами (психопатами / социопатами) их ребёнку ложным решением о будто бы наличии половой само-дисфории и будто бы основанной на этом необходимости смены ребёнком пола[1].
И не надо думать, что это не у нас, а где-то за океаном только. Формы могут быть различными, а суть одна.
Сегодня российским детям доступны для покупки (а через определённые закрытые паблики (группы, сообщества) в соцсетях (например, Reddit, Tumblr, TikTok), а также через спам активно рекламируются) фармацевтические препараты гормональной терапии (для и под приготовление и обеспечение «смены пола», например, женские гормоны мальчикам с мнимой или имеющейся половой дисфорией, чтобы они могли стать «транссексуалами»), которые становятся определенными «ловушками» для детей, причиняя непоправимые вредные последствия их здоровью и их психике.
К числу таких производителей относится, например компания Otokonoko Pharmaceuticals[2] с её продукцией, на сайте которой сказано: «Привет, меня зовут Лилиан, я трансдевушка из Бразилии. У меня было много проблем с моей терапией, и я увидела, что у многих других трансдевушек такие же проблемы с доступом к высококачественной ЗГТ, особенно из-за высокой цены в большинстве стран. Итак, я решила сделать гормоны доступными, чтобы помочь тем, кто борется с дисфорией в повседневной жизни. Мы принимаем все меры безопасности, чтобы поддерживать безопасный и эффективный продукт, оставаясь доступным для всех».
Рис. 1. Цитата изображения заставки с указанного сайта.
Причём детям внушается, навязывается, что ни в коем случае они не должны и не могут обсуждать начало, содержание и процесс такой «терапии» со своими родителями.
Рис. 2. Надпись на коробке упаковки препарата «держать подальше от родителей» («keep out of reach of parents»)[3]
Эти преступники не готовы остановиться и не собираются останавливаться.
И идеология трансгуманизма, о чём мы будем говорить, – это вот как раз об этом, равно как и о многом другом, схожем с этим.
Нередко угрозы имеют единый, общий идеологический исток. И тогда залог успеха в редуцировании рисков, устранении или хотя бы демпфировании угроз нужно искать в установлении и определении этих самых идеологических (а нередко – религиозно-идеологических) истоков, проистекающих из них парадигм, императивов и интенций.
Одной из крайне разрушительных идеологий современности является как раз идеология трансгуманизма, онтологически представляющая собой огромный пласт феноменов.
Чтобы уяснить и понять угрозы и риски, продуцируемые или провоцируемые феноменом, прежде всего, следует разобраться с этим феноменом, осмыслить его[4], понять, что он из себя представляет.
По идеологии трансгуманизма сегодня написано множество материалов, которые отражают конкретный факт: это неинституцированное идеологическое (частично – секулярно-квазирелигиозное, частично – оккультно-религиозное) движение (течение), представляющее собой крайне неоднородный конгломерат акторов-идеологов – «трансгуманитов» (с самыми разными построениями идеологем[5]) и сообществ (разной степени консолидированности и институированности).
Если сосредоточиться на разборе учений конкретных авторов литературы, пропагандирующей трансгуманизм, то есть риск парирования оппонентами посредством указания на то, что разбираемый автор к ним отношения не имеет и «мало ли что за бред какой-то тип написал, причём здесь мы»[6]). И в этом смысле с ними чрезвычайно затруднительно спорить: выстраиваемые идеологами «трансгума» контр-позиции могут основываться на мигрировании с акцентированных фантазий одних идеологов на фантазии иных, весьма радикально с первыми различных.
В России носители идеологии трансгуманизма вполне угадываются в движении «гуманитов» – сторонников т.н. «Гуманистического манифеста 2000 “Призыв к новому планетарному гуманизму”», ни к какому гуманизму (в устоявшемся его понимании) отношения не имевшего, зато имевшего очевидно субверсивный (подрывной – в негативном значении) в отношении традиционных нравственных ценностей характер, а также угадываются в движении «ноосферитов» – идеологов ноосферизма. Обе эти идеологии нами подробно критически ранее разбирались[7].
Или же следует сосредоточиться на выявлении общего субстрата, обнаруживаемого во всех (или в существенном большинстве) опубликованных работ, в распространённых прокламациях и в публичных вживую выступлениях наиболее активных акторов-идеологов «трансгума». И мы выбрали этот, второй, методологический подход. Результат исследования множества публикаций по «трансгуму» позволило сделать следующие выводы.
Претендующий на статус академической научной дисциплины трансгуманизм никакого отношения к науке не имеет, кроме того, что лишь риторически прикрывается наукой и активно паразитирует на ней (типа отношения оккультно-религиозного учения астрологии к науке астрономии). В частности, такая паразитация трансгуманитов имеет место в отношении разработок в сферах генетического спортивного допинга, био-киберфизических систем, экзоскелетов, протезирования, трансплантологии, искусственного интеллекта, цифровых технологий в медицине и др.
Одновременно претендующий на статус некой формы культуры трансгуманизм никакого отношения к культуре так же не имеет, кроме того, что это политический проект, затрагивающий и культуру.
Трансгуманизм («трансгум») – идеология ультралиберального и секулярно-квазирелигиозного характера,
1) основными аттрактивными[8] базисными идеологемами которой являются:
– идеологема о принципиальном отказе от гуманизма (в устоявшемся и отражённом в международном праве его классическом понимании как этической системы и как человечности) под риторическим прикрытием заявлений о его, якобы, архаичности и изжитости (при этом эти «архаичность» и «изжитость» никогда не обосновываются, это просто такое субъективное «видение», частное неосновательное мнение, манипулятивно выдаваемое за факт), о необходимости радикального «преодоления» гуманизма по причине некоего идеологически-мотивированно артикулируемого «несовершенства» человека (в уникальном именно для этой идеологии, соответственным образом идеологически мотивированном понимании и толковании такого «несовершенства»);
– идеологема «трансчеловека»[9] (или в вариации Рэймонда Курцвейла – «постчеловека»), именно в значении сверхчеловека – будто бы с интеллектуальными, физическими, чувственными сверхспособностями, с «трансформированным полом» и т.д., уровень чего, согласно идеологии «трансгума», достигается религиозными (восточно-мистическими и прочими оккультно-религиозными) психотехниками, экспериментами и иными манипуляциями с человеческой генетикой, экспериментами с элементами человеческого организма и киберфизическими устройствами;
– идеологема о принципиальном отказе почти полностью от каких бы то ни было биоэтических (биоэтика как система нормативных установлений[10]) и иных нравственно-этических ограничений, сдержек, пределов, в том числе в самых эпатирующих, выраженно-евгенических экспериментах над человеческими генами[11], клеточными линиями, эмбрионами;
– основанная на отрицании человеческой природы идеологема о долженствовании появления новых притязаний, которые государству и обществу надлежит признавать новыми «естественными правами» человека, включая, в числе прочих, мнимое «право» на третий (и т.д.) или неопределённый пол/гендер (вымышленная, псевдонаучная и при этом крайне агрессивная идеологема[12]);
– идеологема о заместительном характере «трансгума» в отношении религий[13] (а это составляет один из существенных признаков секулярных квазирелигий[14]);
2) основными характерными признаками которой являются:
– основные постулаты, утверждения о «достижениях» и предиктивные экспектации «трансгума» практически никогда не находят внятных и адекватных (и уж тем более реальных) подтверждений в действительности, не имеют никаких реально действующих хотя бы прототипов, это всегда, говоря словами А.М. Буровского, «фиктивно-демонстрационный продукт, который можно только демонстрировать и говорить, что у тебя “это” есть, а использовать нельзя»[15];
– исключительная квазирелигиозная самореферентность «трансгума» с выраженной паразитацией на реальных или мнимых научных достижениях и/или перспективных разработках третьих лиц – научная неподтверждаемость основных теоретических посылок и утверждений «трансгума», а равно наличие в этой идеологии множества очевидно лженаучных, научно-невежественных постулатов и предиктивных экспектаций;
– принципиальная тотальная контраверсивность «трансгума» по отношению к христианству (несмотря на надуманные заверения Доминика де Грамона[16] и т.п. в обратном)[17];
– субверсивность и нетерпимость «трансгума» по отношению к традиционным нравственным ценностям (к институту семьи, к нравственным устоям и укладам человеческого общества), сопряжённость с пропагандой сексуальных извращений[18] и пропагандой тотального разрушения института брака и семьи[19];
– выраженные научно-практическая некомпетентность и невежественность «трансгуманитов» (при всех всячески ими выказываемых высокомерии и собственном, якобы, превосходстве) в тех научных достижениях или перспективах, на которых они паразитируют: идеологи «трансгума» (преимущественно философы или представители иных каких-то сторонних профессий), не являясь врачами, генетиками, биоинженерами, специалистами по искусственному интеллекту и киберфизическим системам и т.д., – просто не в состоянии понять, каким невежественным абсурдом в действительности являются пропагандируемые ими средства достижения уровня (или состояния) «трансчеловека»; произвольно-надуманно собирая и складывая «по кусочкам» рекламные ролики и футурологические суждения, они не способны оценить (да и не желают оценивать) их реалистичность, отражают или пересказывают их самым профанным, примитивизирующим образом, надуманно достраивая преимущественно оккультно-религиозной лексикой (их даже фантастами назвать не представляется возможным); даже если среди «трансгуманитов» встречаются представители профильных для референтных вопросов специальностей (даже с учёными степенями), всё равно вся риторика лежит не в сфере науки и прикладной аналитики, а в модальностях, типа «мы так видим и нам так кажется», и в тональностях некритических восхищений;
– высшая степень нетерпимости к иным точкам зрения, тем более подвергающим сомнениям и критике «трансгум».
Анализ идеологии трансгуманизма выявляет в ней (по крайней мере по работам и выступлениям целого ряда акторов-идеологов) признаки экстремистской, человеконенавистнической идеологии.
Публикация подготовлена на основе доклада прочитанного на Научно-богословской конференции «Трансгуманизм и вопросы биоэтики: философские и религиозные аспекты научного поиска» (Санкт-Петербург, 22–23.04.2021) / Русская христианская гуманитарная академия; Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви; бумажная версия опубликована в сборнике «Демография: пути выхода из кризиса / Координационное заседание Родительской Палаты (29.09.2021, г. Москва)» (М., 2021, с. 30–33).
Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
[1] См.: Канадца арестовали после жалобы собственного ребенка, который сменил пол // <https://www.vesti.ru/article/2539163>. – 20.03.2021.
[2] <https://otokonokopharma.com>.
[3] How hormones are sold to children // <https://whyevolutionistrue.com/2021/03/15/how-hormones-are-sold-to-children/>. – 15.03.2021.
[4] Методология изложена в: Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 2-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2021. – 567 с. <http://www.state-religion.ru/index.php?p=post&id=70>.
[5] «Трансгуманизм не является фиксированным набором догм. Это развивающееся мировоззрение или, скорее, семейство развивающихся мировоззрений, поскольку трансгуманисты расходятся во мнениях по многим вопросам» (Transhumanist FAQ // <https://humanityplus.org/transhumanism/transhumanist-faq/>).
[6] Как например. в случае в выраженной пропагандой религиозного сатанизма в прокламациях одного из идеологов трансгуманизма Макса Мора, см.: More М. In praise of the Devil / Libertarian Aliance, Atheist Notes, № 3, 1991 // <http://www.libertarian.co.uk/lapubs/athen/athen003.pdf>. Вместе с тем, надо понимать, что Макс Мор позиционируется среди идеологов «трансгума» как авторитетный классик и одних их родоначальников идеологии, а его учение об «экстропии» позиционируется как самостоятельное, но полноправное течение «трансгуманизма» (см., например: Transhumanist FAQ // <https://humanityplus.org/transhumanism/transhumanist-faq/>.)
[7] См. детальный критический разбор: Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой анализ. – М.: УНЦ ДО, 2005. – 216 с. – С. 143–213. <http://www.state-religion.ru/files/discus.pdf>.
[8] Аттрактор – это «точка» или «область» схождения (сходимости), притяжения и сопряжения, стремления (в фазовом пространстве динамической системы).
[9] «Трансгуманизм – это образ мышления о будущем, основанный на предпосылке, что человеческий вид в его нынешней форме представляет собой не конец нашего развития, а, скорее, сравнительно раннюю фазу… Иногда полезно говорить о возможных будущих существах, чьи базовые способности настолько радикально превышают возможности нынешних людей, что уже не являются однозначно людьми по нашим нынешним стандартам. Стандартное слово для таких существ – “постчеловек”… В его современном использовании термин “трансчеловек” относится к промежуточному переходу между человеком и возможным будущим человеком (Human 2.0) или постчеловеком… Постчеловеки могут быть полностью синтетическим искусственным интеллектом, или они могут быть расширенными загрузками. Или они могут быть результатом выполнения множества меньших, но в совокупности глубоких дополнений к биологическому человеку… Изменения, необходимые для того, чтобы сделать нас постчеловеческими, слишком глубоки, чтобы их можно было достичь, просто изменив какой-то аспект психологической теории или то, как мы думаем о себе. Необходимы радикальные технологические изменения нашего мозга и тела» (Transhumanist FAQ // <https://humanityplus.org/transhumanism/transhumanist-faq/>).
[10] См.: Понкин И.В., Понкина А.А. Понятие, природа и онтология lex biomedica // Акушерство, гинекология и репродукция. – 2020. – Т. 14. – № 4. – С. 515–522. Понкин И.В., Баранов В.М., Понкина А.А. Регулятивное значение биоэтики (культурно-психологические и технико-юридические проблемы) // Актуальные проблемы управления здоровьем населения: Сб. науч. трудов Третьей Всерос. науч.-практич. конф. «Медицина и право в современных условиях» (Нижний Новгород, 11.02.2020). Вып. XIII. Т. I / Под общ. ред. И.А. Переслегиной, В.М. Леванова. – Нижний Новгород: Изд-во Приволжского исследовательского медицинского университета, 2020. – 285 с. – С. 238–243. Понкин И.В., Понкина А.А. Биоэтика как наука и как lex biomedica // Право и образование. – 2014. – № 7. – С. 80–93.
[11] См. подробнее: Понкин И.В., Понкина А.А. Технологии производства ребёнка из генетического материала трёх «родителей»: юридический и биоэтический аспекты // Нравственные императивы в праве. – 2015. – № 2. – С. 4–13.
[12] См.: Понкин И.В. Правовые основания и условия защиты малолетних детей от совершения с ними интеллектуальных форм развратных действий в форме пропаганды и признания «третьего или неопределённого» пола // Система функций прокуратуры Российской Федерации (Сухаревские чтения): Сб. матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 09.10.2020) / Под общ. ред. О.С. Капинус; под науч. ред. А.Ю. Винокурова; Университет прокуратуры РФ. – М., 2021. – 438 с. – С. 313–322.
[13] «Хотя трансгуманизм не является религией, он может выполнять некоторые из тех же функций, которые люди традиционно стремились к религии» (Transhumanist FAQ // <https://humanityplus.org/transhumanism/transhumanist-faq/>).
[14] См. объяснения: Понкин И.В. Секулярные религии в светском государстве. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2003. – 81 с.
[15] Буровский А.М. Чиновничья грация в «апробации новации» // Сибирская семейная газета. – 1999. – Спец. выпуск.
[16] Gramont, de D. Le Christianisme est un transhumanisme. – Paris: CERF, 2017. – 368 p.
[17] См. о многих референтных инцидентах: Защита человеческого достоинства верующих: Экспертизы и материалы по делам об оскорблении религиозных чувств и унижении человеческого достоинства верующих христиан / Сост.: И.В. Понкин / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. – М.: Буки Веди, 2017. – 300 с. <http://www.state-religion.ru/index.php?p=post&id=59>.
[18] См.: Понкин И.В., Михалева Н.А., Кузнецов М.Н. Правовые основы защиты общества от агрессивного давления субверсивной идеологии аморализма / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. – М.: Буки Веди, 2016. – 232 с. <http://moral-law.ru/index.php?p=post&id=188>.
[19] См., например: Понкин И.В. Заключение от 07.11.2019 на проект федерального закона «Об основах системы профилактики домашнего насилия в Российской Федерации» в редакции на 09.10.2019 // <http://moral-law.ru/index.php?p=post&id=197>.
Напомним также экстремистское публичное высказывание представительницы гомосексуальной идеологии М. Гессен с требованием полного уничтожения института семьи: «…мы лжём, заявляя, что институт брака останется неизменным. Ведь это – враньё. Институт брака ожидают перемены, и он должен измениться. И повторюсь ещё раз, я считаю, что он не должен существовать» (аудио-запись выступления (07:02 – 07:14): <https://abcmedia.akamaized.net/rn/podcast/2012/06/lms_20120611_0905.mp3>;
<https://www.abc.net.au/radionational/programs/lifematters/why-get-married/4058506>).