Елена Владимировна Мкртчян и Алексей Валерьевич Артемьев
/images/Благотворительность/СоД10.jpg
Лина Мкртчян – выдающаяся певица, лауреат Пушкинской премии. Её редкий голос контральто звучал в лучших залах европейских столиц – исполнение от русской духовной музыки и лауд (итальянских духовных песен XIII века) до величайших музыкальных шедевров XIX и XX вв. на стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Блока, А.К. Толстого, Марии Петровых, Есенина и Рубцова…
А Цикл вечеров «Возвращение на Родину» автора и ведущей Лины Мкртчян, которому она посвятила два десятилетия жизни, соразмерный её великому таланту, – это попытка сохранить великую русскую культуру для будущего всего мира.
Мы начинаем цикл бесед с Еленой Владимировной Мкртчян о глубинных процессах отечественной истории и культуры.
***
– Первое. Для меня большая честь разговаривать с Ириной Ушаковой и, быть может, стать на мгновение полезной ей.
Второе. Я рада, мне весело на душе от того, что наша встреча происходит в канун праздника Божией Матери «Неопалимая купина», и именно в этот день некоторые русские люди будут вспоминать замечательного человека – графа Сергея Семёновича Уварова, который был просветителем общественным деятелем. Многие, к сожалению, помнят его только по знаменитой триаде «Православие. Самодержавие. Народность». И если Вы захотите спустить на мгновение наши «алые паруса», то на слове «самодержавие» мы остановимся, и я скажу, что это значит в моём понимании.
– Благодарю Вас за тёплые слова. Раз уж мы начали с темы самодержавия, спрошу Вас, Елена Владимировна, что для Вас значит имперская культура (определение мыслителя конца XX века Эдуарда Володина), которая не прерывалась от царской России до советской, и далее, до сегодняшней России?
– Отчасти я написала об этом в книге «Три жизни Артемьева», потому что, описывая отрочество Алексея Валерьевича (он поступил в Строгановское училище, когда ему было 14 лет, в 1948 году), я подробно и с наслаждением писала о том (разумеется, с его слов), как в годы студенчества, в течение нескольких часов одного учебного дня перед ними происходил лучезарный, светоносный калейдоскоп преподавателей. Сначала входил рафинированный, слегка грассирующий человек, в отглаженной белоснежной рубашке, с красивыми манжетами, в которых были старинные запонки, с бабочкой, ёжиком постриженный, седой, высокий, стройный, как струна. Он говорил о немыслимых, заоблачных, совершенно непостижимых мирах. Этот человек начинал преподавать ещё при государе. А следом за ним входил смуглый, красивый, молодой преподаватель, в гимнастёрке, от которой пахло ещё кожаной портупеей, ветром войны, песнями войны, он был весь пронизан величайшей советской любовью, Великой Победой, которая родила гениальную культуру.
Александра Сергеевич Пушкина, как поэта, родила победа в войне 1812 года. А поколение гениальных русских мальчиков – Валерия Гаврилина, Николая Рубцова (это всё детдомовцы) родила победа в Великой Отечественной войне. Представляете, какое было общество, какой был народ «безбожный», если из детских домов выходили такие русские гении, такие глыбы, такие колоссы. А Татьяна Глушкова, Александр Вампилов, Никита Сергеевич Михалков!!!
Георгий Васильевич Свиридов, как подлинный гений, любил Гаврилина, он плакал над его произведениями, писал ему: «Я никогда не смогу написать так, как ты». Он имел в виду, конечно, «Русскую тетрадь», потому что он не был в этих экспедициях, в которых был Гаврилин, не записывал все свадебные и поминальные плачи.
Ответ на Ваш вопрос лежит в судьбе самого художника Алексея Валерьевича Артемьева. Потому что через судьбу этого человека проявляется судьба страны, как в лучших советских фильмах о войне (а лучше наших фильмов о войне нет ничего в мировом кинематографе, совсем нет). Это эталон величайшей культуры, воспитавшей очень многих подлинных режиссёров. Я говорю о тех фильмах, которые мы «видим», стоит только прикрыть глаза: «Отец солдата», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «На семи ветрах», «Альпийская баллада», «Пани Мария» с Бурковым и Крючковой, «Случай с Полыниным» – какой шедевр, какая там великая песня звучит!.. Гениальный фильм «На войне как на войне».
– А какой фильм – «Двадцать дней без войны»!
– Это одна из вершин и Юрия Владимировича Никулина, и Людмилы Марковны Гурченко. Это два великих трагических русских актёра. Чтобы это понять и так рискнуть, так головой в бездну окунуться, надо от многого отречься. Потому что то, что претерпел Герман и даже сам Симонов, который ногой открывал дверь во все кабинеты, чтобы отстоять «клоуна» на роль Лопахина, и Гурченко с её «Мэри, Мэри»… Все ведь считали, что она просто вторая Орлова, но она неизмеримо выше Орловой. Любовь Петровна никогда не была трагической актрисой, и потом она всегда была в руках Г.В. Александрова, своего супруга, режиссёра, она снималась только у него и участвовала только в мизансценах, которые он ставил. Она была красивой, обаятельной женщиной из дворянской семьи, а Людмила Марковна была только советской. В ней было то трагикомическое начало, которое заложено в нашем любимом с Алёшей литературном герое. Кто это? Конечно, это Илья Ильич Обломов. Он из почвенной, корневой, великой русской культуры.
– Это и мой любимый литературный герой. Поразительно, мы сотрудничали и дружили с выдающимся славистом Ильёй Числовым, человеком острого ума и железной воли, который очень много понимал о судьбах славян. Однажды мы заговорили о литературе. И он сказал: «А Вы знаете, что мой отец назвал меня в честь Ильи Обломова? Для меня нет более глубокого героя в русской литературе, и для меня нет ничего ближе мира русской деревни, в которой только и могла воспитаться эта душа». А ведь мы – три совершенно разные поколения: Алексей Валерьевич, Вы с Ильёй Числовым и я.
– Вы знаете, что нас всех связывает? Цикл «Возвращение на Родину»…
Здесь же упомяну и весь круг абсолютно гениальных фильмов Никиты Сергеевича Михалкова, даже не в связи с Обломовым, поскольку Обломов – это эпизод его жизни. А «Пять вечеров» разве это не Чехов? Кто сегодня так поставит Чехова, как Михалков поставил «Пять вечеров»? А кто снимет советского фронтовика Володина? Уже никто и никогда! Все его фильмы трагикомичны. Потому что такова русская культура. Она связана пуповиной с традицией русского юродства. Это то, что свойственно традиции русской святости, блаженные и юродивые были всегда ТОЛЬКО в России. И всё самое главное в русской культуре – юродивое. Я очень быстро могу это доказать. Даже символ России – храм, построенный величайшим русским государем Иваном Васильевичем Грозным, храм Покрова, который все называют Храмом Василия Блаженного, совершенно юродивый храм. Это может доказать студент архитектурного института, там ни одна главка не соответствует другой. А внешне это красота неизреченная. Это и есть символ России. А юродство – это всегда красота, все юродивые и блаженные были гениями.
И ещё одно о самодержавии, с моей точки зрения, очень важное. Мы живём в эпоху смерти реальности. В эпоху мифов, не мифологии, потому что мифология – это неотъемлемая часть великой русской культуры. Без мифологии культура вообще не может существовать, и никакое искусство не может существовать. В противном случае это «утка» – обманка, фальшивка, то, что Алёша называл «копия». Он говорил: «Вот этот человек – “подлинник”, а этот – ”копия”».
Кто подвергается самой большой клевете, самому большому осквернению? Кто более всех оболган, оплёван, унижен, и, казалось бы, намертво погребён?
– Гении, святые.
– Совершено верно. Прежде всего, это русские гении и русские цари, среди которых, да простит меня милосердный Господь, двух я не люблю и считаю их врагами русской истории и русского народа. Это прежде всего Алексей Михайлович «Тишайший», который первый привёз на Москву иностранцев со всей их мерзостью, а его сын Петруша только продолжил традицию отца, и, как гениальный человек, естественно, превзошёл его.
А второй человек, который нанёс непоправимый удар по русской истории и русскому самостоянию, это Александр II. Потому что сначала он предал свою святую супругу, уже с 1857 года он ей изменял с гулящей Долгорукой, которую он сделал светлейшей княгиней Юрьевской, и которой отвёл покои рядом со своей супругой, и там она ему рожала… И это было на глазах всего мира.
А святая и гениальная Мария Александровна основала в России «Красный крест» и громадное количество благотворительных учреждений, которые до сих пор называют Мариинскими. И она ему не только ничего не выговаривала, но ждала, когда он опомнится ради России, ради чести Дома Романовых, потому что она прекрасно понимала, что эту краплёную козырную карту из рукава вытащит каждый либерал, каждый сванидзе, каждый быков, и скажет: «Вот видите, какие были Романовы». И те, кто ненавидит Романовых, будут им показывать вот эту козырную карту. Это страшное предательство. Предав венчанную благоверную супругу императрицу Марию Александровну, Александр II предал и детей, среди которых был будущий государь Александр III, убитый не без помощи любовницы своего отца, потому что Александр II абсолютно все акции железных дорог отдал трём представителям Дома Ротшильдов, с которыми она была связана напрямую и получала за это дивиденды. У неё были миллионные состояния, по нашим деньгам миллиардные. В частности, и акции той самой железной дороги, где на станции Борки, произошло известное крушение поезда. Отец великого русского государя был не только отравлен, будучи таким молодым и таким богатырём, его здоровье ещё было подорвано этим происшествием. Долгорукая была пуповиной связана с домом Ротшильдов, и все акционеры были поставлены от Ротшильдов.
Если бы не трагедия 1861 года, которой был посвящён один из вечеров моего цикла «Возвращение на Родину», революция произошла бы неизмеримо позже. Она была неизбежна, в том числе и благодаря Александру II, потому что весь капитал и все СМИ были в руках Запада. Всё дворянское общество было масонским. К тому времени, когда возлюбленный наш государь Николай Александрович сел на трон, ситуация была такова: буквально через несколько дней Александра Фёдоровна могла в каждой газете видеть утром «очерки» о том, что она немецкая шпионка, или картинку, где раввин держит в руках петуха, а голова у петуха – голова государя Николая Александровича.
Русский народ тысячелетиями жил на земле (крестьяне – это христиане), их дети воспитывались с детьми дворян. Они пели одни и те же песни, водили одни и те же хороводы.
– Барчука приучали к крестьянскому труду, чтобы он знал, как управлять хозяйством. У меня есть фото, где внук Л.Н. Толстого и К.А. Рачинского с крестьянским мальчиком в окрестностях усадьбы Татево стогуют сено.
– Это всё была единая симфония абсолютно неделимого царства. И когда этих людей, живущих на земле, стали сгонять на фабрики и заводы, с 1861 года, благодаря Александру II и его чудовищной реформе, часть этих людей стала неизбежно спиваться, а часть просто сходить с ума, тут же появлялись бронштейны-троцкие со своими прокламациями.
Ещё, говоря о наших государях, вспомню фильм Николая Бурляева «Лермонтов». Конечно, нужно учитывать время съёмок этого замечательного фильма. Быть может, этот фактор оказался довлеющим на восприятие личности величайшего воина, государя Николая I Павловича, роль которого играл гениальный русский человек, которого я знала лично, и который внёс громадный вклад в мировую культуру. (И детей его я знаю, люблю и глубоко почитаю, они принимали участие в одной из моих пушкинских монографий). Речь идёт о великой семье Лиепа. С большой печалью повторю, и здесь, увы, Николая I мы видим едва ли не как убийцу Лермонтова, а, значит, и Пушкина. Это катастрофа для восприятия человека, сердцем русского. Фильм был целиком, дважды, без купюр показан в моём цикле. Зачем же я его показывала? Затем, что фильм замечательный, и Бурляева я люблю и почитаю, но эта ложка чёрного горького дёгтя оказалась роковой. Это всё та же краплёная карта из рукава – против Романовых, как и правда о всех чудовищных деяниях Александра II.
Последнее, что я хочу сказать о моём понимании самодержавия.
В книге «Три жизни Артемьева», надеюсь, мне удалось через его судьбу показать судьбу русской культуры. Для меня период с 1939 по 1953 годы – это самое имперское время, какое только может быть, самое духоносное. И Алексей Валерьевич, и я воспитывались в Церкви именно в это время. А чем отличалась Церковь советского периода от теперешнего времени?
– Тогда нужно было многим пожертвовать, чтобы быть в Церкви.
– Мать Алексея Валерьевича, красавица с непостижимым голосом, Марья Михайловна Вилламова (они сами пятигорские, но их род идёт из-под Полтавы, шведский род) была всю жизнь солисткой Всесоюзного радио. А как можно было быть солисткой Всесоюзного радио и каждые субботу, воскресенье и праздники петь в церкви?
– Во все времена всё зависело от людей на местах. В одном райкоме понимающие люди были и прикрывали верующих, а в другом злостные, корыстные, осатанелые.
– А это, казалось бы, самые страшные годы «сталинских репрессий». На самом деле самые страшные годы – это раскол XVII века при Алексее Михайловиче, чудовищный, который до сих пор не уврачёван. Это время Александра II. И это Хрущёв – такого антихриста не знала Россия.
Моя бабушка всю войну служила донором, а дедушка чуть ли не после дня Победы был посажен по навету, за то, что просто искал своего друга. Он вышел из лагеря совершенно точно зная, что если кто-то когда-то плохо скажет об Иосифе Виссарионовиче, то дедушке не жить, он просто умрёт за Сталина. Это после лагеря, где он только укрепился в своём понимании его роли.
Потому что в лагере сидели люди, посаженые предателями, подонками Берией, Ягодой, Ежовым... Самый страшный творческий союз, где больше всего было «посадок» из-за стукачества – Союз писателей СССР. Сталину удалось спасти Шолохова и Булгакова, он лично их «пас». Но за всеми он усмотреть не мог, хотя во время войны спал два часа в сутки. А потом ему нужно было за четыре года восстановить гигантскую страну. Разве он мог это сделать без Божьей помощи? Никогда в жизни.
– И архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину».
– Когда Чавчавадзе прочитал стихи Иосифа Джугашвилли, то решил сам к нему прийти. Когда он пришёл к его матушке Екатерине (мать Иосифа Сталина считают в Грузии святой, это может подтвердить любой грузин) Иосиф прочитал свои стихи. Чавчавадзе спросил его: «Ты, наверное, хочешь стать настоящим поэтом?». Тот ответил: «Нет». «А кем же ты хочешь стать?» Иосиф показал на портрет государя. Кстати, Чавчавадзе способствовал, чтобы стихи Иосифа Джугашвили изучались в церковно-приходских школах и семинариях. А когда к юбилею Сталина решили издать его стихи и привлекли Арсения Тарковского для перевода с грузинского, Сталин запретил издавать.
– Великая личность. Но будем объективны, Сталин в пору своей юности боролся с самодержавием. А в разговоре с американским послом А. Гарриманом в самый разгар Великой Отечественной войны он сказал: «Они воюют не за нас, а за свою матушку Россию»… То есть для него «они» – русские люди и «мы» – коммунисты – это было разное. Получается, в какой-то момент Сталин что-то переосмыслил…
– Коммунисты – это в том числе и те, кто закрывал своими телами амбразуры. Тело Александра Матросова, которое покоится в городе Великие Луки, – нетленно. Это мистический акт русской истории, который из нашего «сегодня» не видим.
Недаром Иван Бунин, уж какой антисоветчик (!), писал, живя во Франции в 1943 году: «Сталин летит в Тегеран на конференцию, а я волнуюсь, как бы с ним чего по дороге не случилось»…
Остановимся на печально известных и роковых (а для Пушкина всё роковое, как и для Лермонтова) строках «И на обломках самовластья // Напишут наши имена». Нам всё время внушали, что речь идёт о монархии. Так что же такое самовластие?..
Беседу вела Ирина Ушакова
Продолжение следует