50 лет назад, 3 августа 1971 года, в возрасте 56 лет скончался Георгий Николаевич Бабакин – выдающийся учёный и конструктор в области космической техники, крупнейший специалист по автоматическим системам управления и тестирования, без которых немыслима работа космических аппаратов, член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда.
***
Под его руководством были созданы космические системы связи, ряд спутников Земли и межпланетные космические станции «Луна», «Марс», «Венера» (включая зонд, впервые в мире взявший образцы атмосферы Венеры) и первый в мире «Луноход», передавший на Землю фотографии лунной поверхности. Он первым в мире решил проблему мягкой посадки космических аппаратов.
Родился он 30 ноября 1914 года в Москве, рано лишился отца, воспитывался в семье отчима. В 1930 г. окончил специальные радиокурсы, в 1936 г. призван в армию, через год освобождён от военной службы по болезни сердца. Работал монтёром, техником на радиоузле, лаборантом, старшим научным сотрудником в Академии коммунального хозяйства. В 1943-49 годах – заведующий лабораторией, начальник КБ и гл. конструктор НИИ автоматики, где под его руководством был разработан радиоэлектронный комплекс обнаружения и поражения целей для ракеты «112». В 1949 году на защите проекта комплекса присутствовал С.П. Королёв, который после выступления Георгия Николаевича сказал: «Искра божья есть в этом человеке».
В 1951 году С.А.Лавочкин, главный конструктор ОКБ-301, которое занималось зенитными управляемыми ракетами, пригласил к себе Бабакина на должность начальника отдела. Ключевое слово здесь – «управляемые». Мало создать саму ракету с двигателем, нужно создать встроенную в нее аппаратуру, которая принимает радиокоманды управления и наводит ракету на цель. Эту работу и выполнял Георгий Николаевич – авторитетнейший специалист страны в данной области… без диплома о высшем образовании. Диплом он получил уже на пятом десятке лет, окончив Всесоюзный заочный институт связи в 1957 г. В 1960 году он стал заместителем главного конструктора по управляющим системам, а с 1965-го до конца жизни – главным конструктором того же ОКБ.
Сказать, что Георгий Николаевич самоотверженно отдавал работе все свои силы и время, – ничего не сказать. Так работало большинство руководителей ракетно-космических НИИ и КБ в те годы. Но гениальный конструктор оказался ещё и выдающимся организатором – он сумел так перестроить работу ОКБ, что все внутренние вопросы решались быстро, а потому быстро шла и работа. Был он и удивительно тактичным человеком, говорившим одинаково ровным тоном со своими рядовыми сотрудниками и с министерскими начальниками, и, наконец, просто обаятельным человеком, за которого подчинённые готовы были идти «в огонь и в воду».
Умер Георгий Николаевич от болезни сердца, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем названа улица в Химках, где расположено ОКБ-301 (ныне НПО им. Лавочкина), Научно-испытательный центр НПО, кратеры на Луне и на Марсе. Федерацией космонавтики учреждена медаль им. Г.Н.Бабакина.