itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сохранение исторической памяти как основа русского единства

Ситуация в Белоруссии

Бывший СССР  Александр Лукашенко  Белорусский национализм  Русская цивилизация 
1 Александр А.Б. 
1146
Время на чтение 6 минут

Сохранение или, точнее даже, восстановление подлинной и глубокой исторической памяти в русских государствах и народе является одним из краеугольных камней не только духовного возрождения, но и самого существования триединого русского народа. Как обстоит дело с этим в Беларуси, революционный штурм 2020-го которой был во многом обусловлен именно забвением руководством государства этой истины? Тяжело, но не безнадежно. Уж точно лучше, чем на Украине, и, возможно, даже перспективнее, нежели в Российской Федерации.

В целом обстановку можно трезво оценить как продолжение традиционного для всей Руси стратегического противостояния русофильства и западничества. В Белоруссии оно осуществляется в форме противостояния западноруссизма, к которому частично примыкает неосоветизм, и литвинства (также под маской «белорусского» национализма и скрывающего в себе полонифильство), к которому почти полностью примыкает либерализм.

За западноруссизмом стоит неоспоримая правда. За литвинством стоят лукавые ухищрения, большие ресурсы, тяжелое умственное и политическое советское наследие, а также духовное состояние народа. Ухищрения литвинизма проводятся широким спектром действующих лиц: от западных стратегов-кураторов до прозападной гуманитарной интеллигенции. Идейная палитра данных ухищрений также многообразна: от идеи того, что белорусы – подлинные славяне, до того, что белорусы – вообще никакие не славяне; от идеи того, что белорусы – многоконфессиональная религиозно толерантная нация, до того, что белорусская национальная религия – униатство.

За западноруссизмом, очевидно, стоит Православие и церковный взгляд на всю белорусскую историю с соответствующим пониманием исторических событий, лиц, практик. За литвинизмом стоит католицизм, к которому присоединяются неоуниатство, «внутрицерковный» автокефализм, протестантизм, иудаизм, либеральный агностицизм.

Взглянем немного на ретроспективу. До революции 1917 года имело место доминирование западноруссизма. И далеко не столько по причине справедливого государственного благоволения и покровительства, сколько по причине правдивости, а также здравомыслия и религиозности большинства простого белорусского народа. Литвинство в то время было маргинальным и представлено разными версиями хлопоманства (заигрывания польских и ополяченных католических выходцев из шляхты с простым православным народом) и кресовства или краёвства (попытки представить Белоруссию некой особой частью исторической великой Польши). При этом литвинству едва ли удавалось произвести самоотличение от польского национализма и в целом pax latina, романо-германской цивилизации. За ним слишком явно просматривались старые привычные козни масонов и иезуитов. Если кто этого и не понимал, так это «просвещенная» светская интеллигенция.

После революции стала сильно сказываться антирусская политика большевиков-революционеров, затеявших в русле своей лютой русофобии под видом «борьбы с наследием старого режима и великоросского шовинизма» коренизацию в виде беларусизации, за которой фактически стояла массовая принудительная литвинизация белорусов. При Сталине произошел некоторый разворот в сторону русского неоимперского патриотизма, правда, со значительными оговорками. А при Хрущеве и впоследствии произошло уже полное смешение всего со всем, из которого далее выплыло уже самое неприглядное. К концу и особенно после развала СССР на несколько лет наступило уже полное господство литвинизма и его политческой формы – бело-красно-белого национализма, доходящего до полонофильства.

При Александре Лукашенко, во многом под действием самой жизни и народного духа, которые ранее привели и к сталинскому «ревизионизму», вновь произошел русофильский разворот, но с сохранением множества советских мифов и установок, носящих латентно литвинистский характер. Особенно таковые преобладали в сфере исторической науки и исторического образования в ВУЗах. Наконец, огромный вклад в литвинизацию народно-исторической памяти и самосознания белорусов (особенно у молодежи) вносила достаточно свободно себя чувствовавшая прозападная националистическая «оппозиционная» интеллигенция (с католическо-протестантским ядром), давление со стороны власти на которую с избытком компенсировалось финансовой и дипломатической поддержкой Запада, а во многом даже работало на доверие в массах к оппозиционной интеллигенции и их медиа-рупорам.

Помимо прочего, в Беларуси происходили периодические сближения и заигрывания с Западом, самое мощное из которых пришлось как раз на посткрымский период 2014-2020 гг. с особо острой фазой в 2015-2017 гг. В рамках мировоззрения Александра Лукашенко жертва гуманитарной сферой, включая историческую память и самосознание народа и их качество, ради собственных и общих (как он их понимал) политических и экономических целей всегда была оправданной. В последнюю пятилетку эта жертва вылилась в системную дерусизацию белорусской исторической памяти как стратегию государственной политики. До какой степени глубины дошла санкционированная государственной властью «борьба против православно-русского самосознания в Белоруссии» было подробно рассмотрено и показано в соответствующем аналитическом цикле из 20 статей.

Идеологическая ревизия добралась даже до Великой Отечественной войны, которая стала преподноситься не как война за освобождение единой советско-русской родины, сколько за независимую Беларусь (которую тогда проповедовали как раз нацистские коллаборационисты), да еще под знаменами вышиванки (государственный день которой установили прямо в канун Дня независимости и освобождения Минска от фашистских захватчиков). Символы подлинного смысла той войны и Победы в ней – свято-георгиевские ленты и народное шествие «Бессмертный полк» – были заменены на казенные: причем выбранная яблочная бутоньерка до боли напоминала восточноевропейскую политику в превращение Дня Победы в праздник весны и скорби о «бессмысленных» жертвах.

В целом в этот период Русский мир и связанные с ним основные понятия и исторические толкования, особенно указывающие на русско-православное самодержавие и Империю, были доведены в официальном дискурсе почти что до статуса ругательных и подцензурных. Данная политика литвинизации, укажем сугубо, сделало огромный вклад в политические потрясения 2020 года и в приближение страны к пропасти.

На данный момент в плане политики исторической памяти Белоруссия находится на большой развилке. После произошедшего на поверхностном уровне государственная идеологическая политика вроде как повела наступление на комплекс исторического повествования западничества и его символику. Есть и все основания считать, что приближающиеся конституционные преобразования закрепят данное наступление. Однако на глубинном уровне ситуация гораздо более тревожная. За последнее десятилетие сформировано много литвинско-националистических теоретических догматов, вплетенных в более общий контекст государственной идеологии «независимости и многовекторности». За еще более длительный период, уходящий еще в позднюю советскую эпоху, сформирована широкая и глубокая сеть научно-образовательных, журналистских, культурных и даже административных кадров, сознательно работающих на русофобскую и антиправославную версию исторической «памяти» и самосознания белорусов. Ныне многие из них вновь перешли в режим политических спящих и продолжают свою пропагандистскую работу уже в тихих кабинетах и аудиториях.

Более того, от многих идеологических исторических штампов и мифов даже доселе не готово отказаться и высшее руководство страны, ее идеологической и гуманитарной сферы. В целом историческое просвещение и историко-идеологическая работа стали еще больше концентрироваться сугубо на кратком периоде и событиях Великой Отечественной войны, заметая под ковер все остальные эпохи, события и лица белорусской истории, без поднятия, правдивого раскрытия и целостного связывания которых, разумеется, никаких серьезных просветительских, патриотическо-воспитательных и политико-профилактических задач решить невозможно.

И здесь перед русским патриотическим сообществом России и Белоруссии встает вопрос об основных необходимых и возможных мерах воздействия на складывающуюся ситуацию. Православным и примыкающим к ним светским белорусским патриотам необходимо стараться – каждый в своей сфере и совместными усилиями – на всех уровнях поднимать историческую проблематику и освещать ее в православном западнорусском ключе, продвигая соответствующие смыслы и символы. Очень многое могло бы сделать российское патриотическое сообщество (начиная с профессиональных историков и далее вплоть до профильных чиновников). Помимо общего усиления сотрудничества с белорусами на почве возрождения и воспитания единой святорусской исторической памяти, оно могло бы как можно интенсивнее заниматься мягкой постановкой острых исторических вопросов перед белорусским государством, научным и идеологическим сообществом, помогая выявляться в них «спящим» и пробуждаться нерадивым.

Наконец, ведущим лицом на данной стезе, как и веками, является Православная Церковь. При новом митрополите Вениамине, слава Богу, происходит общецерковное оживление, захватывающее и область исторического просвещения. Впервые создана особая Синодальная историческая комиссия – как раз для проведения историко-патриотического просвещения народа и особенно молодежи. Общий набросок целостной церковной стратегии представлен в статье «Святорусское историческое просвещение учащейся молодежи и всего народа» программно-аналитического цикла «Призвание Церкви в государстве Белой Руси».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Прекрасная статья!

Пожалуй, впервые вижу столь целостный взгляд на феномен нынешнего Белорусского государства, находящегося на распутье между духовной связью с Триединой Русью, бесславно канувшим в лету ВКЛ, подогретой реваншизмом былой Речи Посполитой, и Западом как таковым. Пробивной слоган "мы - Европа" (мы не СССР, и подавно Россия) фактически стал национальным вектором стремлений. "Спасибо" Западу с его неуклюжими и откровенно антирусскими и антибелорусскими санкциями - серые ушки выскочили из под шкурки.


Роль нынешней России, его высокомерной правящей верхушки, крайне негативна. Вспомните бывшего Президента ДАМ, брезгливо цедившего через губу: "да не нужны нам ваши блины со сметаной, деньги гони!" Иначе Союз Белой и Великой Руси состоялся бы давно. И не было бы никаких майданов. А майдан разбудил немало "спящих", они намутят ещё немало и расхлёбывать это будет непросто...


Я бывал в прекрасной стране Белоруссия раз шесть, путешествовал, видел много городов, посёлков, людей - до чего же там здорово и прекрасно! По моему мнению, Белоруссия - это то, чем должна была бы быть Россия сегодня. Это социальная справедливость; практически полное отсутствие олигархии; реальная забота о людях; государство твёрдо держит руку на пульсе экономики - гос-во это 70%, 30% частников; помощь селу и фермерству; минимальная разница в ценах на всё по всей стране; прекрасное здравоохранение.. Замечательные, добросердечные люди! Здесь находишься как у себя дома.


И вместе с тем, государственная политика ополячивания и литвинизации собственной истории - по всей стране возрождается культ поляков Сапегов, устроивших Руси Великую смуту, Радзивиллов, русофоба Костюшки - восстанавливаются рыцарские поляцкие замки, в музеях целые экспозиции грубо искажают историю; учебник истории для ВУЗов 2004 г. преподносит историю взаимоотношений Великой и Белой Руси лишь как цепь драк, войн и набегов, в которых пострадавшая сторона ясно кто.


Что же делать? Всячески развивать все взаимодействия по всем фронтам - экономика и культура! Особое внимание надо уделять подлинной истории и устраивать семинары, фестивали, всё, что можно, мягко и тактично преподавая подлинную историю Белоруссии как части Триединой Руси. Надо разбирать критически важные моменты истории и показывать где есть неправда.


Не так давно, как раз накануне белорусской новой смуты, я закончил небольшое историческое исследование "Беларусь - Белая Русь. Фотоальбом 2018. Историческое исследование". В основном я сосредоточился на истории ВКЛ, показав её бесславный конец. Конечно, это далеко не исчерпанная история, она, пожалуй, бездонна - и столько много здесь интересного и замечательного! Так что милости прошу: https://ksanytch.ru/Belarus2018.shtml Был бы рад диалогу, замечаниям, комментариям, дополнениям.


Большое спасибо, Дмитрий Куницкий! Постараюсь прочитать материал по ссылкам.
Александр А.Б. / 06.07.2021, 13:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Куницкий
Итог белорусских выборов: консервативное обновление государства
Отказ Белоруссии от либеральной демократии
28.02.2024
Рык польско-католического Костёла в Беларуси раздается всё сильнее
Межконфессиональный мир в интерпретации белорусских латинствующих
05.02.2024
Нашим польским друзьям необходимо задуматься и переоценить всю свою долгую историю
Каких исторических личностей готовы поднять на хоругви?
31.01.2024
Шабаш у Ивлеевой
Время промежуточных итогов
26.01.2024
Костёл в Беларуси поднял на знамёна изувера Кунцевича
Конец межконфессионального спектакля
11.01.2024
Все статьи Дмитрий Куницкий
Бывший СССР
«Год семьи должен перерасти в десятилетия»
В Послании Президента Федеральному Собранию много конкретики
02.03.2024
День памяти Государя Императора Николая I
Сегодня мы также вспоминаем писателя И.И.Панаева, государственного деятеля Д.Н.Блудова
02.03.2024
День памяти священномученика Патриарха Гермогена
Также сегодня мы вспоминаем летчика Д.Б.Глинку и поэта Михаила Алексеевича Кузмина
01.03.2024
«План Юнга» как вторая фаза подготовки Германии к мировой войне
О социально-экономической ситуации в Европе и мире в 1930-х гг.
29.02.2024
Все статьи темы
Александр Лукашенко
Лукашенко спас Белоруссию
Если бы политика в стиле Шушкевича или других реформаторов не была остановлена белорусским лидером, то от Белоруссии не осталось бы ничего
27.02.2024
«Подходы наших стран к актуальным проблемам совпадают или близки»
По словам Владимира Путина, Россия и Белоруссия в условиях беспрецедентного внешнего давления плотно взаимодействуют на мировой арене, оказывают друг другу подлинно союзническую взаимную поддержку
30.01.2024
Наши союзнические связи упрочились
По словам Владимира Путина, совместная деятельность в рамках ОДКБ способствует сплочению наших государств и народов
24.11.2023
«ВСУ попытаются спровоцировать Белоруссию»
Вашингтону выгодно варить ситуацию, как лягушку в кипятке, постепенно увеличивая эскалацию, но не провоцируя Россию на радикальные меры
02.11.2023
Война идёт до последнего русского!
И до последнего белоруса, разумеется, – тоже
28.10.2023
Все статьи темы
Белорусский национализм
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2024 11:24
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Русский танкист
02.03.2024 10:41
Кадровая революция Путина
Новый комментарий от Человек
02.03.2024 10:20
«Речь идёт о бессудном похищении человека за его убеждения»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.03.2024 09:30