О приоритетах в деле сохранения русской идентичности

Русская школа  Русофобия 
0
827
Время на чтение 8 минут

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие»

(Лк.12:1)

В последние несколько лет мы слышали много заявлений по актуальным вопросам сохранения русского самосознания у латвийской русской общины. На передний край защиты русских интересов вышли молодые и несомненно талантливые люди, которые нередко «зажигали» своими выступлениями аудиторию. Сложилось впечатление, что до перехода от слов к делу остается совсем немного времени и уже в ближайшей перспективе мы станем свидетелями реализации проектов в деле защиты русских интересов. Однако время идет, а дел все не видно. Прошла предвыборная кампания в самоуправления, много красивых слов было сказано и опять тишина. Данная статья – субъективные размышления и пожелания, которые могут быть полезны для тех, кто все-таки решит, что пора и делами заняться. Поэтому критика приветствуется.

В ряде публикаций в социальных сетях по проблематике жизни латвийской русской общины высказывались призывы к объединению, активному участию в акциях против принудительной латышизации русских детских садов и школ, защите русского языка в общественной коммуникации. Ни один из этих призывов не привел к объединению, запуску нового общественно значимого проекта, организации нового дискурса по обсуждению программ перспективных действий.

Можно только догадываться о причинах подобной пассивности русской общины, хотя активность многих в социальных сетях позволяет утверждать, что есть люди, которым не все равно, что происходит в латвийском обществе в целом и в русской общине в частности. Но эти люди не спешат объединяться и тому есть несколько причин, о которых нужно говорить.

Вначале хочется поблагодарить общественных активистов, которые по совместительству были кандидатами в депутаты за серии прекрасных фотографий и видео, которые вы разместили в социальных сетях, мы увидели ваши светлые лица, дорогие и модные костюмы и платья, познакомились с вашими мнениями о текущих событиях и интересными репортажами из разных мест.

Особенно сильное впечатление произвели ваши предвыборные обещания! Жаль только, что ни одно из них не сопровождалось хотя бы кратким пояснением о методах его воплощения. Вы наверное знаете, что доверие к личности рождается на основе двух факторов – наличие реальных проектов и их многолетняя успешная реализация, помните, что сказано нам: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16).

К сожалению, ни многие наши активисты, особенно молодые, не могут представить нашему вниманию такие проекты. И это первое, что сильно смущает – красивые слова упираются в отсутствие дел. Нет не только дел и намерений по и реализации, которые рождаются в дискуссиях, на семинарах и круглых столах.

Серьезный общественник и политик тот, о котором говорят его дела, точнее люди - бенефициары его дел. Вся энергия многих активистов уходит на пиар самих себя и совершенно не верится, что тот, кто до депутатства занимался своим личным благополучием, став депутатом начнет заниматься делами избирателей. Практика показала, что, например, в елгавской думе прорусские оппозиционные депутаты, которые до выборов давали такие же прекрасные обещания, в прошедшие четыре года решали свои личные дела и благополучно забыли о том, что они обещали избирателям.

Вернемся к призывам к объединению. Некоторые авторы подобных призывов поспешили обвинить русскую общину в нежелании защищать свои права. Такие обвинения свидетельствуют только о том, что их авторы находятся в плену собственного тщеславия. И здесь необходимо сделать пояснение для обвинителей.

Прекрасно, что время от времени вы выступаете с призывами к активным действиям, вот только необходимость и содержание этих действий являются вашим личным мнением, значимость которого вы явно преувеличиваете.

Ваше мнение является лишь одним из возможных мнений и чтобы приблизиться к истине необходимо столкновение альтернативных мнений и поиск компромиссов. Компромисс должен сочетать в себе не только критику решений власти и протест против откровенной дискриминации, но и что важнее – конструктивное проектирование для изменения проблемной зоны. Неужели вы и впрямь не понимаете, что за акциями протеста против принудительной латышизации садиков и школ нет никакого конструктива, а лишь политическая манипуляция ради проведения своих депутатов на очередных выборах? Даже самые убежденные защитники русских школ уже в открытую говорят, что в период между выборами русские школы никому не нужны, о школах защитники вспоминают за год до выборов. К вашему стыду они правы.

Теперь о более серьезных вещах. Наши активисты периодически демонстрируют свое методологическое невежество, которое проявляется в первую очередь в непонимании силы коллективного разума. Коллективный разум необходимо организовать и постоянно поддерживать. Для этого есть хорошие возможности в социальных сетях. Но до сих пор нет ни одной дискуссионной площадки, в рамках которой шел бы поиск новых идей и обсуждение новых проектов по сохранению русского самосознания.

Эффективность коллективного разума обеспечивается не просто столкновением альтернативных мнений, а сравнительным анализом научных концепций и практик. Сравнительный анализ могут выполнить эксперты, имеющие соответствующие знания и опыт такой работы, но в дискуссионных группах нет обсуждения концепций и практик. Общественный дискурс организованный как обсуждение личных мнений, который мы сегодня наблюдаем в социальных сетях – это зря потраченное время. Там, где нет поиска концептуальных решений, там господствует субъективизм в угоду политической ангажированности. Поэтому не нужно обижаться на недоверие аудитории – вы не пророки, чтобы вам верить, даже несмотря по потуги некоторых из вас ими стать.

Во вторую очередь методологическое невежество наших активистов проявляется в том, что они не понимают или не желают понимать, что искать потерянное нужно не там, где удобно, а там, где произошла потеря – в проблемном поле. Проблемное поле сохранения русской культурной идентичности и русского языка не на рижских улицах, а в детских садах и школах. И первое, что требуется – это выяснение реальной ситуации с сохранением русской культурной идентичности в условиях резкого ограничения использования русского языка, как средства преподавания. Выяснить реальную ситуацию можно разными способами, но это нужно обязательно сделать, иначе получается, что боремся за то, сами не знаем, что. Для оценки уровней формирования русской культурной идентичности в школах можно использовать экспертную систему.

Также требуется выяснить возможности школ в плане квалификации педагогов, наличие методических и учебных пособий для формирования русской культурной идентичности и определить необходимую помощь.

Что касается методической помощи, то для этого подготовлен учебно-методический комплект «Для воспитания русской души», включающий в себя электронную выставку «Духовный мир русского человека» из 11 плакатов, каталог текстов, аудио и видеозаписей для сопровождения плакатов, сборник конспектов «Классные часы в школе русской культуры» и книгу для воспитателя «Письма о воспитании русской души». Все материалы комплекта размещены на портале «Матрица русского самосознания».

Скачать выставку можно здесь, каталог текстов, аудио и видеозаписей для электронной выставки здесь, сборник «Классные часы в школе русской культуры» здесь, книгу для воспитателя «Письма о воспитании русской души» можно скачать здесь, аудиозаписи писем здесь, книгу «Превыше всякого ума…» и аудиозаписи здесь.

В третьих, методологическое невежество наших активистов проявляется в непонимании значения личного культурно-творческого роста согласно правилу - век живи, век учись. Если в настоящее время мы не можем найти эффективные решения для актуальных проблем, то наряду с дискурсом по актуальным вопросам этой темы, необходима организация курсов культурно-исторического и организационно-творческого содержания. Такие курсы – средства для повышения компетентности самих активистов. Одного желания решать сложные проблемы маловато будет, необходима еще соответствующая компетенция.

В идеале необходимо создание культурно-просветительного центра, который может работать на базе общественной или политической организации. Еще одним направлением для деятельности такого центра может стать организация специальных курсов для родителей и педагогов по содержанию и методикам воспитания русской культурной идентичности у детей. Для обеспечения качественной работы центра необходимо сотрудничество с российскими педагогическими центрами.

В четвертых, наше понимание общественной работы мало или никак не связано с необходимостью просвещения целевой аудитории. Это понимание рождается в том случае, если активисты осознают необходимость поиска новых людей для сотрудничества. Вспомним знаменитую фразу Достоевского «Были бы братья, будет и братство», в которой конкретно выражена суть объединения единомышленников на основе единых духовных ценностей.

Культурно-историческое просвещение целевой аудитории помогает найти людей – братьев по духу, которые могут объединиться на принципах православной соборности. Видимо поэтому призывы к объединению остаются неуслышанными, люди не видят в призывах духовных смыслов для объединения. Люди видят лицемерие, ведь за призывами никаких реальных дел, направленных на преображение проблемного поля нет.

Любая активность, под самыми прекрасными лозунгами, направленная параллельно проблемному полю – это политически ангажированная имитация, которая обречена на неудачу. Что может родить фарисейство, кроме лицемерия, а лицемерие кроме имитации? Вспомним простое правило – кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Может кто-то из активистов привести хоть одно ясное изложение программы защиты русского самосознания?

В пятых. Для человека с приоритетом рационального миропонимания библейский сюжет о ките, который проглотил пророка Иону, кажется просто невозможным, чего не скажешь о человеке, мировоззрение которого обладает духовной цельностью. Вспомним, что ответил святитель Филарет митрополит Московский (Дроздов) на вопрос – как он, высокообразованный человек, может верить в «фантастические» Библейские сюжеты, например о ките и Ионе? Ответ был таким - если бы в Библии было написано прямо противоположное – Иона проглотил кита, он все равно бы поверил.

Вера в успех в любом деле играют решающую роль. Вера – основа долгосрочной работы и генератор воли, которая преодолевает любые трудности. Но вера без дел мертва есть. Защитить и сохранить русское самосознание в условиях принудительной ассимиляции требует чуда и оно возможно. Вот только нужно помнить, что чудо рождается от веры в Божественный Промысл, который творит чудо тогда, когда наши усилия исчерпаны.

Валерий Бухвалов, Dr.paed.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская школа
Народное почитание – это и есть самое настоящее свидетельство о святости человека
Подведены итоги Всероссийской суворовской конференции: «Имя победы – Суворов»
15.04.2024
Поехали, Казань!
Мысли в День космонавтики
12.04.2024
Суворов в Новороссии
Доклад на 4-й Всероссийской конференции «Имя победы – Суворов»
12.04.2024
Все статьи темы
Русофобия
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 11:38
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от РОНОЛ
16.04.2024 10:41
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 09:12
Как всё начиналось
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 08:09