«Православие — Самодержавие — Народность» и лозунги Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Часть Первая

Леонид Болотин 
Русская цивилизация  Русское Собрание 
0
22.06.2021 629

Данный обзорный очерк представляет собой свод нескольких моих выступлений в разных аудиториях в 2018–2021 годах. Большая часть текста была прочитана в качестве доклада научному семинару «Традиции исторической мысли»[1] на кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ и опубликована в семинарском научном сборнике[2]. Другие фрагменты читались мной в Калязинских или Иринарховских чтениях.

Император Николай Первый в австрийском мундире — хранитель Священного Союза Европейских держав. Неизвестный художник. Конец 1840-х годов

Уваровская триада

По моим наблюдениям, интерес к истории становления отечественной духовно-державной, патриотической идеологии в мiровой науке и в общественно-политической жизни России за минувшие четверть века значительно возрастает. Наглядно о том свидетельствует серия публикаций и монографий, посвященных державно-политическому литературному наследию и деятельности графа Сергея Семеновича Уварова (25 Августа 1786 года — †4 Сентября 1855 года) на посту Министра Народного Просвещения, а также неоднократные недавние переиздания его трудов[3]. Исследовательская и политологическая интуиция мне подсказывает, что в ближайшие лет десять-пятнадцать такой пристальный интерес не пойдет на спад.

В нынешнем — 2021 году исполняется 188 лет со времени появлением в Ноябре 1833 года в деловой переписке с Государем Императором Николаем I Павловичем (25 Июня 1796 года — †18 февраля 1855 года) чеканной формулы С.С. Уварова «Православие — Самодержавие — Народность». Первоначально данная идеологема вроде бы относилась «только» к проблемам собственно народного просвещения:

«По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным, местом, лозунгом моего управления, следующие выражения: “Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности”. Вместе с сим, считаю себя обязанным представить Вашему Величеству краткий, но чистосердечный отчет в моих понятиях о важном начале, мною принимаемом в руководство»[4].

Сергей Семенович Уваров. Портрет работы А.П. Брюллова. 1820-е годы

Но в дальнейшем изложении доклада С.С. Уваров свидетельствует, что названная триада в его понимании не только лозунг для деятельности подчиненного ему Имперского Министерства, а нечто более общее для самого сакрального существования нашего Отечества:

«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность. Без любви к Вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле. Довольно одной народной гордости, чтобы почувствовать негодование при такой мысли. Человек, преданный Государю и Отечеству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей Церкви, сколько и на похищение одного перла из Венца Мономаха.

Самодержавие представляет главное условие политического существования России в настоящем ее виде[5]. Пусть мечтатели обманывают себя самих и видят в туманных выражениях какой-то порядок вещей, соответствующий их теориям, их предрассудкам; можно их уверить, что они не знают России, не знают ее положения, ее нужд, ее желаний…

Народность. Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее. Вопрос о Народности не имеет того единства, какое представляет вопрос о Самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице Истории Русского Народа. Относительно Народности, все затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий; но Народность не состоит в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях… Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Безумно было бы противиться сему периодическому ходу вещей; довольно того, если мы не будем добровольно скрывать лицо под искусственной и нам не сродной личиной; если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий…»

С.С. Уваров трезво смотрел на состояние Российского образованного общества, подверженного влиянию западных буржуазных идей, революционного лозунга «великой» Французской революции «Свобода, Равенство, Братство», а также антихристианства масонской идеологии. Министр Народного Просвещения прекрасно понимал, что потребуется труд нескольких поколений для укрепления в России охранительной системной триады «Православие — Самодержавие — Народность»:

«Конечно, принятие такой системы требовало бы более, нежели жизнь и силы одного или нескольких человек. Не тому, кто посеет сии семена, определено Промыслом пожинать плоды оных; но что значит жизнь и силы одного, когда дело идет о благе всех? Два или три поколения быстро исчезают с лица земли, но Государства долговечны, пока в них сохраняется священная искра Веры, Любви и Надежды. Дано ли нам посреди бури, волнующей Европу, посреди быстрого падения всех подпор Гражданского общества, посреди печальных явлений, окружающих нас со всех сторон, укрепить слабыми руками любезное Отечество на верном якоре, на твердых основаниях спасительного начала? Разум, испуганный при виде общих бедствий народов, при виде обломков прошедшего, падающих вокруг нас, и не прозревая будущего сквозь мрачную завесу событий, невольно предается унынию и колеблется в своих заключениях. Но если Отечеству нашему — как нам Русским и сомневаться в том нельзя — охраняемому Промыслом, даровавшим нам в лице великодушного, просвещенного, истинно Русского Монарха, залог невредимой силы Государства, должно устоять против порывов бури ежеминутно нам грозящей, то образование настоящего и будущих поколений в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности составляет безсомненно одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени и вместе одно из труднейших поручений, коим доверенность Монарха могла бы почтить верноподданного, постигающего и важность оного, и цену каждого мгновения и несоразмерность своих сил, и ответственность свою перед Богом, Государем и Отечеством»[6].

Важно отметить, что, предлагая в качестве сугубо русского духовного девиза формулу «Православие — Самодержавие — Народность», С.С. Уваров в каждом из выбранных понятий и в их совокупности опирался на глубоко укоренившуюся традицию.

За Веру, Царя и Отечество!

Ещё 16 Июня 1811 года из-за тяжелой болезни Высокопреосвященнейшего Платона (Левшина; 29 Июня 1737 года — †11 Ноября 1812 года), Митрополита Московского и Коломенского, управляющим Московской епархией был назначен викарный Епископ Дмитровский Августин (Виноградский; 6 Марта 1766 года — †3 Марта 1819 года). Именно на его в плечи легло духовное окормление Московского ополчения, создание которого было провозглашено Императорским Манифестом 18 Июля 1812 года.

Архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский)

Духовный пастырь отряды народного воинства впервые в России вооружил знаменитым воинским кличем «За Веру, Царя и Отечество!», который, наряду с холодным и огнестрельным вооружением ополченцев и воинов Императорской Армии, стал действенным и результативным священным оружием в информационно-психологической борьбе с врагом. Как свидетельствовал сам Наполеон Бонапарт: «Во всяком военном предприятии успех на три четверти зависит от данных морального (духовного) порядка и только на одну четверть от материальных сил»[7]. В проповеди на первую годовщину Бородинского сражения Владыка Августин вдохновенно вспоминал:

«Смерть есть общій всѣхъ человѣковъ жребій. Но умереть за Вѣру, за Царя, за Отечество, есть подвигъ, исполненный безсмертія и славы. Герой, вооружающійся для защищенія святыни, имъ почитаемой, ради спасенія соплеменныхъ своихъ, любезенъ и великъ предъ очами Божіими и человѣческими, — и память его во благословеніихъ (Сир. 45, 1). Какая брань можетъ сравниться съ тою ужасною бранію, которая въ сей день Россійскихъ воиновъ покрыла славою на поляхъ Бородинскихъ?... И такъ много потеряло Отечество на брани сей; но можно ли оцѣнить то, что пріобрѣло? Сею жестокою битвою спасена цѣлость Государства, сохранено величіе и слава Народа, возвращена безопасность и тишина, и гордый Фараонъ позналъ, что Россіяне суть языкъ избранный, людіе Божіи, и Россія есть страна, покровительствуемая Небомъ»[8].

Позже священный клич «За Веру, Царя и Отечество!» стал не только постоянным лозунгом всего Российского ополчения вплоть до Марта 1917 года, но и наградным девизом солдатского Георгиевского Креста.

Ополченский Крест времен Императора Александра III

Однако и Преосвященный Августин (Виноградский) не был новатором в изобретении данной формулы, он опирался на духовно-воинский призыв Императора Петра I Великого перед самой Полтавской битвой 27 Июня 1709 года:

«…Великій Государь построя Армію Свою, и ставъ посреди фрунта оныя, обратился къ оному лицемъ, и имея обнаженную шпагу, произнесъ съ видомъ безстрашія, спокойствія и надежды исполненнымъ, следующую рѣчь: “Воины! се пришелъ часъ, которой решить долженъ судьбу Отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство Петру врученное, за Род свой, за Отечество, за Православную нашу Вѣру и Церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобѣдимаго, которую ложну быти вы сами побѣдами своими надъ нимъ неоднократно доказали. Имѣйте въ сраженіи предъ очами вашими правду и Бога поборающего по васъ; на Того Единаго, яко Всесильнаго во бранехъ, уповайте; а о Петре вѣдайте, что Ему жизнь Его не дорога, только бы жила Россія, Благочестіе, Слава, и Благосостояніе ея”. Таковыми …словами, когда возбуждалъ воиновъ Своихъ Государь, сіи бодрый на себе видъ являя, веселымъ лицемъ, многіе же и голосомъ готовыхъ и охотных себя быти показывали, и многій вопль былъ повсюду, где ни появлялся Государь, просящій Онаго, и увещавающий, дабы щадилъ въ Себе надежды Россійскія; и естьли Ему смерть Его нестрашна, то вѣдал бы, что она страшна есть всему воинству Его и всему Отечеству»[9].

Исследование Ф.А. Гайды

«Известен также заздравный тост Петра: “Здравствуй тот, кто любит Бога, Меня и Отечество!”»[10]. Но и слова Государя Петра Великого имели под собой древний укорененный обычай. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX века исторического факультета МГУ Фёдор Александрович Гайда в своем исследовании пишет:

«Дореволюционный воинский девиз “За Веру, Царя и Отечество!”, хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за “землю Руськую” (Слово о полку Игореве)[11], “за землю за Рускую и за Веру Християньскую” (Задонщина)[12], “за Дом Пресвятыя Богородицы и за Православную Христианскую Веру” (приговор Первого ополчения 1611 года)[13], за “Государскую честь” (приговор Земского Собора 1653 года)[14]. Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания — требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу»[15].

Однако хотелось бы добавить, что слова Царя Петра I Алексеевича «за Православную нашу Веру и Церковь» в Русской Истории имеют своим основанием и летописно-церковные предания о Святом Благоверном Великом Князе Александре Ярославиче Невском. Первое масштабное воинское и вместе с тем вероисповедное столкновение Православной Руси с латинствующим Западом произошло 5 Апреля 1242 года на Псковском, или Чудском, озере. Как свидетельствует Псковская Вторая Летопись, собираясь в поход, Князь Александр усердно молился в Новгородском Софийском соборе и с малыми силами отправился на битву, «уповая на Святую Троицу»[16].

Окно ТАСС № 542. Художник П. Соколов-Скаля, текст В. Лебедев-Кумач. Орден Александра Невского. Июль 1942 года

Надо пояснить, что Псков в наследие от времен Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги по кафедральному собору именовался Домом Пресвятой Троицы. И Жития Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского сообщают, что воинским кличем великого русского полководца в Чудском сражении было: «За Святую Троицу!» Однако с учетом еретического искажения Православного Тринитарного Догмата латинствующими теологами воинский клич Русского Князя имел и вполне определенное догматическое значение, поскольку религиозный Ливонский орден намеревался навязать Руси и свою католическую ересь.

За Святую Троицу!

Духовный наследник Великого Князя Александра Ярославича — Псковский Князь Довмонт-Тимофей — литовский аристократ-язычник, принявший Святое Крещение в Псковском Соборе Пресвятой Троицы и тридцать три года княживший во Пскове — с 1266 года и до своей кончины 20 Мая 1299 года, в первый же год своего княжения возглавил войну псковичей против своих сродников-литовцев. Главная битва состоялась 18 Июня 1266 года — в день памяти Святого Мученика Леонтия:

«Герденю же съ своими князи дома не бывшю, и приехаше в домы своя, аже домовѣ их и земля их вся пленена. Ополчився Гордений и Гойтортъ и Люмби и Югайло и прочии князи, в семисотъ погнаша в слѣд Домонта, хотяще его руками яти и лютой смерти продати, а мужи псковичи мечи иссѣчи, и пребродившеся Двину рѣку и сташа на брезѣ. И стражи же, видѣвше рать велику, пригнавше, поведавше Домонту: рать перебродилася Двину. Домонтъ же рече Давыду и Лувѣ: “Помози вама Богъ и Святаа Троица, Оже еста устерегла рать велику, полезьта доловъ”. И рече Давыдъ и Лува: “Не лезова доловъ, хотя животъ свой дати на славѣ и кровь свою пролити с мужи съ псковичи за Святую Троицу и за вся церкви святыа. А ты, Господине Княже, поеди борзо с мужи съ псковичи на поганую Литву”. Домонт же рече псковичемъ: “Братьа мужи псковичи, кто старъ, то отець, а кто млад, той ми братъ! Слышалъ есмь мужество ваше во всѣх странах, се же, братья, наъ предлежитъ животъ и смерть. Братья мужи псковичи, потягнѣте за Святую Троицу и за Святыа Церкви, за свое Отечьство!” Тогда же бѣ приспѣлъ день великого и славнаго воеводы, Мученика Христова Леонтиа, и рече Тимофѣй Князь: “Святаа Троица, и Святый Великий воевода Леонтий, и Благовѣрный Княже Всеволоде, помози намъ в час сий на супротивныя врагы”. И ехав, Князь Домонтъ с мужи псковичи Божиею силою и святаго Христова мученика Леонтиа одиномъ девяностомъ 7 сот побѣди. Тогда же убиенъ бысть князь великий литовский Гойтортъ, и инѣхъ князей много избиша; а инаа Литва въ Двине истопоша, а инѣхъ Двина изверже 70 их на островъ Гоидовъ, а инии на прочаа островы извержени быша, а инии вниз по Двине поплыша. Тогда же убиенъ бысть Онтонъ един псковитинъ, сынъ Лочков, брат Смолигов, а инии вси без вреда съхранени быша молитвою святого Христова мученика Леонтиа. И възвратишася с радостию великою ко Пскову граду съ многою користию, и бысть радость и веселие велико въ градѣ во Пскове о пособии Святыа Троица, и славнаго великого Христова Мученика Леонтиа, и Благовѣрнаго Князя Всеволода, ихъ молитвами на супостатыа побѣда»[17].

Плакат времен Великой Отечественной войны — Великие Князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Князь Дмитрий Пожарский, гражданин Кузьма Минин, генералиссимус Александр Суворов, фельдмаршал Михаил Кутузов

Ещё об истоках триады

Вот вполне конкретные духовно-исторические составы понятий уваровской формулы «Православие — Самодержавие — Народность». Мы видим, как в духовно-политическом бытии Руси постоянно перекликаются энергии догматического Православия, великокняжеского либо удельно-княжеского единодержавия, верующего народа и освященной воинскими и духовными подвигами Русской Земли — Отечества.

Однако понятие Русского Православия в уваровской триаде имеет ещё иные духовно-мистические измерения не только в связи с исповеданием Православного Христианства, но и с рассмотрением судеб нашего Отечества в свете Откровения Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова о нисхождении после конца времен на обновленную Землю Небесного Иерусалима (Апок. 21—22), выраженную в формуле «Москва — Новый Иерусалим»[18]. У Святителя Петра (Ратенского; вторая половина XIII века — † 1326), Митрополита Киевского и всея Руси, Московского Чудотворца мы находим наиболее древнее, по моим сведениям, указание на данную идеологему в его пророчестве о Москве:

«…Яко по Божiю благословенiю Всемогущiя и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиихъ будетъ и монастырей святыхъ безчисленное множество и наречется сей градъ Вторый Iерусалимъ и многимъ державствомъ обладаетъ не токмо всею Россiею, но и во вся страны прославится въ Восточныя и Южныя страны и Северныя[19], и пообладаетъ многими ордами до теплаго моря и до студенаго окiяна, и вознесется Богомъ державство десницы его отнынѣ и до скончанiя мiру»[20].

И.Е. Забелин воспроизвёл отрывок из Новгородского Летописного сборника XVII века, который в свое время хранился в его личной библиотеке. Надо сказать, что сам академик И.Е. Забелин скептически относился к исторической фактуре данного Новгородского Летописца, находя в нем много «ошибок» и «неточностей». Но вряд ли было бы справедливо такую скептическую оценку переносить на содержащиеся там церковные предания о Святителе Петре, Чудотворце Московском, и на данное пророчество Святого.

Современный церковный публицист Иерей Сергий Карамышев (Рыбинская епархия) в общественной переписке участников «Русского Собрания» относительно слов Святителя Петра Московского выразился так: «…Цитата из духовного наследия Святителя Петра — подлинное сокровище, она заслуживает того, чтобы быть начертанной золотыми литерами на наших знаменах»[21].

В дополнение к тому хочу напомнить, что в 2019 году увидела свет замечательная книга «От Второго Иерусалима к Третьему Риму»[22] моего коллеги Владимира Евгеньевича Ларионова, составленная на основе материалов его кандидатской диссертации. Процесс научного осмысления идеологем «Москва — Новый Иерусалим» и «Москва — Третий Рим» продолжается и в нашей среде.

Окончание следует

Январь 2019 — Июнь 2021

Болотин Леонид Евгеньевич, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»

ПРИМЕЧАНИЯ И СНОСКИ


[1] Научным семинаром «Традиции исторической мысли» на кафедре источниковедения МГУ вот уже более полутора десятилетий руководит профессор, доктор исторических наук Галина Романовна Наумова — мой главный наставник в науке, в исследовательской методологии.

[2] Болотин Л.Е. Этапы духовно-державной истории девиза «Православие – Самодержавие — Народность» // Традиции исторической мысли. Материалы научного семинара. Выпуск 12. М: МГУ, 2020. С. 48–67.

[3] Шевченко М.М. Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова Императору Николаю I // Река времен. Кн. 1. М., 1995; Зорин А.Л. Идеология «Православия — Самодержавия — Народности» и ее немецкие источники // В раздумьях о России. Сб. статей. М., 1996; Зорин А.Л. Идеология «православия—самодержавия—народности»: опыт реконструкции // Новое литературное обозрение. 1997. № 26; Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999; Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время / Е.О. Ларионова; пер. с англ. Н.Л. Лужецкой. М.: Академический проект, 1999. 352 с.; Вортман Ричард «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М.: ОГИ, 1999. С. 233–244; Фролов Э.Д. Граф Сергей Семёнович Уваров и академический классицизм // Петербургская Академия наук в истории академий мира. К 275-летию Академии наук. Материалы международной конференции. СПб.: Санкт-Петербургский научный центр Российской Академии наук,1999. Т. II. С. 275—285; Зорин А.Л. «Кормя двуглавого орла…» М.: Новое литературное обозрение, 2001; Шевченко М.М. Конец одного Величия: Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М.: Три квадрата, 2003. 268 с.; Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии: В 2 т. М.: ОГИ, 2004; Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 241 с.; Дегтярёва М.И. «Лучше быть якобинцом, чем фейяном»: Жозеф де Местр и Сергей Семёнович Уваров // Вопросы философии. 2006. № 7. С. 105–112; Миллер А.И. Триада графа Уварова. Стенограмма лекции 5 Марта 2007 года в клубе Bilingua // Полит.ру. 11.04.2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://polit.ru/article/2007/04/11/uvarov/; Максимов С.Т. Национальный характер // Русские воинские традиции. М.: Вече, 2010. 317 с.; Уваров С.С. Избранные труды / сост., авт. вступ. статьи и коммент. В.С. Парсамов, С.В. Удалов; авт. пер. В.С. Парсамов. М.: РОССПЭН, 2010. 719 с.; Пайпс Р. Сергей Семенович Уваров. Жизнеописание / пер. с англ. А. Захарова. М.: Содружество «Посев», 2013. 84 с.; Уваров С.С. Государственные основы / сост., предисл. и коммент. В.Б. Трофимовой. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 600 с.; Уваров С.С. Православие. Самодержавие. Народность. М., 2016. 489 с.; Шевченко М.М. С.С. Уваров. Политический портрет // Тетради по консерватизму: Альманах. 2018. № 1. С. 27—50; Холмогоров Е.С. Русификация русских. Граф Уваров и третий русский национализм // Тетради по консерватизму: Альманах. 2018. № 1. С. 86—123. Данный перечень книг и статей отнюдь не претендует на исчерпывающую полноту, однако и такая неполная библиография наглядно свидетельствует об определенной тенденции.

[4] Уваров С.С. Доклад 19 ноября 1833 года. Писарская копия с собственноручными вставками и подчеркиваниями С.С. Уварова. Отдел письменных источников Государственного Исторического музея (ОПИ ГИМ) Ф. 17. Оп. 1. Д. 38. Л. 12.

[5] В приложении к моему выступлению: Болотин Л.Е. Так Путин царь или не царь?! Расшифровка доклада «Православный Самодержавный Царизм и политический монархизм: формально общее и сущностные различия» и прений по нему на заседании «Русского Собрания» в Союзе писателей России 21 Июня 2017 года с дополнениями и пояснениями // Русская Народная Линия. 13.7.2017. — есть моя библейско-филологическая справка «О Самодержавии», в которой раскрывается аспекты духовного содержания в понятии и термине «Самодержавие».

[6] ОПИ ГИМ.Ф. 17. Оп. 1. Д. 38. Л. 12—18. П/ж выделено мной. — Л.Б.

[7] Душа Армии: Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооружённой силы // Российский военный сборник. Вып. 13. М.: Военный университет, 1999. С. 40.

[8] Сочиненія Августина, Архіепископа Московскаго и Коломенскаго. Изданіе Кораблева и Сирякова. СПб.: Въ Типографіи Эдуарда Веймара, 1856. С. 68–72.

[9] Голиков И.И. Дополнение к Деяниям Петра Великаго, содержащее полное описание славныя Полтавския победы и предшествовавшия измены Мазепы. Том Пятнадцатый. М.: Университетская типография у Ридигера и Клаудия. 1795. С. 353–354.

[10] Гайда Ф.А. «За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза // Русская Народная Линия. 02.06.2013; Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом. СПб., 1891. С. 35.

[11] О походе на половцев 1185 года Новгород-Северского Князя Игоря Святославича (2 Апреля 1151 года — † весна 1201 года): «Почнемъ же, братiе, повѣсть сiю отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря; иже истягну умь крѣпостiю своею, и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую». Ироическая песнь о походе на половцовъ удельного Князя Новагорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие. М.: Сенатская типография, 1800. С. 5.

[12] Куликовское сражение 8 Сентября 1380 года. «И рече Князь Великий Дмитрей Ивановичь: “Брате, Князь Владимеръ Андреевичь, пойдем тамо, укупим животу своему славы, учиним землям диво, а старым повесть, а молодым память! А храбрых своих испытаем, а реку Дон кровью прольем за землю за Рускую и за Вѣру Крестьяньскую!”. И рече им Князь Великий Дмитрей Иванович: “Братия и Князи Руские, гнѣздо есмя были Великого Князя Владимера Киевскаго! Не в обиде есми были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни крѣчату, ни черному ворону, ни поганому сему Момаю!”. О соловей, лѣтняя птица, что бы ты, соловей, выщекотал славу Великому Князю Дмитрею Ивановичю и брату его Князю Владимеру Андрѣевичю, и земли Литовской дву братом Олгордовичем, Андрѣю и брату его Дмитрею, да Дмитрею Волыньскому! Тѣ бо суть сынове храбры, кречаты в ратном времени и вѣдомы полководцы, под трубами повити, под шеломы възлелѣаны, конець копия вскормлены, с востраго меча поены в Литовской земли». Задонщина. Слово о Великом Князе Дмитрее Ивановиче и о брате его, Князе Владимере Андрѣевиче, яко побѣдили супостата своего царя Мамая // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6: XIV — середина XV века. СПб.: Наука, 1999.

[13] Российское законодательство X–XX веков: В 9 т. Т. 3. М., 1985. С. 43.

[14] Там же. С. 458.

[15] Гайда Ф.А. «За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза // Русская Народная Линия. 02.06.2013.

[16] Полное собрание Русских Летописей. Т. V. Псковская и Софийская летописи. СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1851. С. 3.

[17] Сказание о Благовѣрнемь Князи Довмонтѣ и о храбрости его // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6: XIV — середина XV века. СПб.: Наука, 1999; ПСЛР. Т. V. СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1851. С. 6—7.

[18] Тема «Москва — Новый Иерусалим» мною разрабатывалась в докладе научному семинару «Традиции исторической мысли» на кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ и заметках на «Русской Народной Линии»: Болотин Л.Е. Святой ключ Русской Державы // Традиции исторической мысли. Материалы научного семинара памяти профессора В.И. Злобина. Вып. 2. М., 2010. С. 57–64; Болотин Л.Е. Святые Ключи Русской Державы // Русская Народная Линия. 30.11.2009; Болотин Л.Е. Подвижники Нового Иерусалима. Посвящается шестидесятилетию цариста Валерия Владимировича Архипова // Русская Народная Линия. 08.04.2015.

[19] Знаменательно, что Святитель Петр называет в подчинении грядущей Руси и её Столицы Москвы страны Восточные, Южные и Северные, но опускает Запад. Во времена Князя Иоанна Калиты и Святителя Петра южная граница Владимирской Руси завершалась на Оке, далее простиралось Дикое Поле. На Востоке в Среднем Поволжье — уже в Заволжье начинались «чужие» инородческие земли, и Урал не был виден даже в миражах. На Севере Новгород Великий всё время колебался между Владимиром-на-Клязьме и Литовской Русью, Прибалтика тоже была совсем «чужой».

[20] Цитируется по: Забелин И.Е. История Города Москвы. М., 1905 [Репринт, М., 1990]. С. 36. В цитате курсивом и п/ж выделено мною. — Л.Б.

[21] Карамышев Сергий, Иерей. Электронное письмо от 25 Января 2019 года. Архив автора. П/ж выделено мной. — Л.Б.

[22] Ларионов В.Е. От Второго Иерусалима к Третьему Риму. Символы Священного Царства. Генезис идеократической парадигмы Русской культуры в XI—XIII веках. М.: Родина, 2019. 376 с.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Леонид Болотин
Автократор Иоанн Васильевич и современное государственное строительство
К 491-й годовщине со дня рождения Государя и к недавним высказываниям В.В. Путина о Малюте Скуратове
08.09.2021
Неукротимый Мономах
К 85-летию В.Ю. Троицкого
20.08.2021
Третий Рим – особое служение Удерживающего
О предназначении России и возможном переносе её столицы
16.08.2021
«Стремимся быть с Вами в одном духовном строю»
Поздравление митрополита Вениамина (Пушкаря) с днём тезоименитства
13.08.2021
Певец Тамани
На смерть Виктора Ивановича Лихоносова
09.08.2021
Все статьи Леонид Болотин
Русская цивилизация
Бужаниново – продолжение
Люди уже не могут слушать ложь и спекуляции насчет мигрантов
16.09.2021
Мигранты: пройдены немыслимые пределы
Доколе! Совершено ещё одно зверское преступление
15.09.2021
Рогозин-Маск – в ожидании прорыва
России нужен коллективный Королёв!
08.09.2021
«Укрусь»
Россия – Русь, современная Украина – часть Русского мира под названием Малороссия
02.09.2021
Все статьи темы
Русское Собрание
«Россия – понятие вне времени и пространства…»
На книгу Андрея Сошенко «Россия зашнуровывает берцы»
11.09.2021
«Прокукарекал, а там…»
Картинки провинциальной жизни
30.08.2021
Ещё одна потеря – ушёл настоящий русский интеллигент
Умер известный композитор, автор РНЛ, член «Русского Собрания» Владимир Николаевич Успенский
02.08.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Миграционный топор в руках кукловодов
Новый комментарий от Калужанин
18.09.2021 09:44
Умудренная империя
Новый комментарий от С. Югов
18.09.2021 09:34
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.09.2021 08:16
Вернуться в Россию
Новый комментарий от Русский Сталинист
18.09.2021 08:09
Надежда на обязательную вакцинацию для всех
Новый комментарий от Геннадий С.
17.09.2021 21:06
Остановим ли мы прогрессирующую дебилизацию общества?
Новый комментарий от Алексей Юрьев
17.09.2021 17:32
Во свете открывается тьма
Новый комментарий от Игорь Бондарев
17.09.2021 16:00