«Великая перезагрузка» стала главной инициативой Всемирного экономического форума 2021. На фоне коронавирусной пандемии транснациональные элиты приступили к переформатированию системы международных отношений в рамках глобального проекта «новый мировой порядок». Мир уже никогда не будет прежним. Большинству государств придётся принять новые правила игры. И лишь некоторые из них смогут предложить свои правила, закрепить статус самостоятельных центров силы. Для сохранения статуса субъекта международных отношений таким государствам потребуется концептуальная перезагрузка.
Предлагается проект Концепции преемственного развития Республики Беларусь как альтернатива глобальному проекту «новый мировой порядок».
В «Год народного единства» 2021 самое время задуматься: на какой идейной и концептуальной основе объединить общество, придать ему созидательную энергию развития? Есть ли в нашей стране такая идея? Достаточно ли Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (2010) и Концепции информационной безопасности Республики Беларусь (2019) для того, чтобы ответить на современные вызовы и угрозы, которые генерирует глобальный проект «новый мировой порядок»? В качестве ответа на поставленные вопросы разработан проект Концепции преемственного развития Республики Беларусь.
Проект разработан в рамках научно-исследовательской работы «Парадигма нового мирового порядка и евразийская интеграция: проблемы и перспективы» (№ гос. регистрации: 20191631).
В условиях жёсткого информационно-психологического и смыслового противоборства двух противостоящих парадигм развития, традиционной (христианской, мусульманской и т.п.), с одной стороны, и, «либеральной» (антихристианской), с другой стороны, проект нацелен на достижение альтернативного «образа будущего», отличного от того, который проецируется в рамках либеральной парадигмы.
COVID-2019: предлог для переустройства мира
Влиятельные транснациональные силы используют пандемию коронавируса в качестве предлога для отказа от концепции национального государства в пользу доктрины наднационального управления.
В марте 2020 г. бывший премьер-министр Великобритании, глобалист Г.Браун, предложил создать «временную форму мирового правительства» на основе «большой двадцатки» и наделить такой «глобальный чрезвычайный орган» большими полномочиями для борьбы с распространением коронавируса и ликвидации экономических последствий пандемии [1].
Планы глобалистов использовать новый «образа врага» для переформатирования системы международных отношений раскрыл бывший вице-президент США Д.Чейни ещё 13 октября 2014 г.
Он заявил о возможности новой массированной атаки против США, превосходящей по своим последствиям события 11 сентября 2001 г.: «мы находимся в очень опасном периоде. Я думаю, что он еще более угрожающий, чем период до 9/11. Я думаю, что 9/11 окажется еще не столь страшной атакой, как следующая массированная атака с человеческими жертвами против Соединенных Штатов, которая, если и когда она произойдет, будет еще более смертоносной...» [2].
Бывший Президент США Д.Трамп рассматривал распространение коронавируса как худшую для США кризисную ситуацию, чем атака на Перл-Харбор и теракты 11 сентября [3].
В целях дальнейшей реализации проекта глобального переустройства мира основатель Давосского форума К.Шваб предложил концепцию «инклюзивного капитализма» в книге «Covid-19: Великая перезагрузка» [4].
К.Шваб выступает апологетом доктрины наднационального управления. Он пишет о том, что «важные решения должны приниматься на наднациональном уровне, который в той или иной степени ослабляет суверенитет национального государства» [4; с. 82]. Руководитель Давосского форума подчеркивает, что «если демократия и глобализация будут расширяться, то национальное государство становится лишним» [4; с. 82].
Как показало наше исследование, переход на наднациональный уровень управления в процессе установления нового мирового порядка означает институционализацию «мирового правительства» [5]. «Великая перезагрузка», реализация концепции «инклюзивного капитализма», новый «образ врага» в лице пандемии и ряд других геополитических факторов свидетельствуют о завершающей стадии данного процесса: тотальном цифровом контроле над человечеством.
Аналогичной точки зрения придерживается экономист В.Катасонов, историк А.Фурсов, журналист-международник С.Филатов и другие учёные [6; 7; 8].
Проект «новый мировой порядок»: что происходит?
Новый мировой порядок – это геополитический проект, сценарий будущего для всего человечества. Этот проект реализуется поэтапно, посредством «расчеловечивания человека», использования новейших технологий управления сознанием, переформатирования института семьи, государства, традиционных ценностей.
Война является геополитическим инструментом установления нового мирового порядка, средством для достижения глобальной власти в мире. Первая мировая война, Вторая мировая война, холодная война, «война с терроризмом», «гибридная», «консциентальная», «сетевая», цифровая («кибер») и другие формы войны – это звенья одной цепи в рамках обозначенного процесса.
В ходе первого этапа установления нового мирового порядка «троцкистами» была предпринята попытка организовать «мировую революцию», которая повлекла за собой Первую мировую войну, свержение Русской монархии в 1917 году и распад Российской империи. В рамках второго этапа установления нового мирового порядка произошла Вторая мировая война и холодная война, которая привела к распаду «советской империи» – СССР. В ходе третьего этапа установления нового мирового порядка, после распада СССР, процесс трансформации мироустройства в пользу единого центра глобальной власти продолжается.
Нельзя исключать, что третий этап реализации глобального проекта «новый мировой порядок» предполагает очередную мировую войну, или такое глобальное потрясение, как отмечалось выше, которое выведет на авансцену истории, в постковидную эпоху, наднациональный институт власти – «мировое правительство».
Внутренний контур: нужна концептуальная «перезагрузка»?
Ещё в 2010 году в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь отмечались попытки «формирования и навязывания идеологии глобализма, призванной подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов». Приоритетным направлением в информационной сфере было определено «завершение формирования комплексной государственной системы обеспечения информационной безопасности» [9].
Крупный военный эксперт и учёный Л.С.Мальцев убедительно показал, что сегодня «отдельные положения Концепции национальной безопасности Республики Беларусь необходимо уточнить» [10].
Концепция информационной безопасности Республики Беларусь, утверждённая в 2019 году, способствовала дальнейшему выстраиванию информационной защиты государства. Однако процесс формирования информационной защиты, на наш взгляд, всё ещё остаётся незавершённым.
Данный факт подтверждает попытка государственного переворота в 2020 году с использованием концепции «литвинства». Именно эта концепция стала «закваской фарисейской и саддукейской», которая на протяжении длительного времени искажала цивилизационную идентичность белорусского народа и, в конечном итоге, привела к росту этнического национализма, предреволюционной ситуации.
В связи с тем, что фактор этнического национализма был использован в ходе всех без исключения «цветных революций» на территории бывшего СССР, положения Концепции информационной безопасности Республики Беларусь о «белорусской национальной концепции исторического прошлого страны», «белорусской модели памяти» и белорусском языке как «гаранте гуманитарной безопасности государства» [11] необходимо переосмыслить.
Геополитический вакуум, образовавшийся после распада СССР, на протяжении длительного времени заполнялся либеральным проектом нового мирового порядка, «демократическими» ценностями и идеологией, расширением блока НАТО на Восток.
В отдельных государствах бывшего СССР сформировалась псевдоидентичность: произошёл переход с высшего уровня принадлежности к русской православной цивилизации на уровень этнического национализма, разрушающего государственность. До настоящего времени всё ещё оставался нерешённым вопрос «образа будущего» и национальной мечты.
После распада СССР более 25 миллионов русских людей оказались за пределами исторической родины. К 2019 году население Беларуси, России и Украины сократилось на 12 млн. 161 тыс. человек, по сравнению с 1991 годом [12]. Кроме того, в течение прошедших 10 лет количество абортов в России ежегодно составляло от 523 365 тыс. человек до 1 161 612 тыс. человек. По количеству разводов в Беларуси и России наблюдается схожая ситуация: более половины семей распадается.
Демографические и иные потери государств бывшего СССР, обусловленные реализацией глобального проекта «новый мировой порядок», могут быть сопоставимы с военными потерями в Великой Отечественной войне. Демографические факторы свидетельствуют о постепенном исчезновении русского народа из истории человечества.
Известный учёный и практик КГБ СССР Николай Леонов относит русскую цивилизацию к «умирающей цивилизации». Он считает, что «у нас нет цели развития, перспективы... Наш максимум – дожить до понедельника. Все это я и отношу к признакам умирающей цивилизации» [13].
Таким образом, в результате реализации проекта «новый мировой порядок», исторического стремления отдельных сил к мировой гегемонии, произошёл раскол христианской цивилизации, отрыв единого народа белорусской, русской, украинской и других национальностей от общего древнерусского цивилизационного истока. Историческая миссия нашего народа, которая заключается в «удерживании» мира от роковой черты апокалипсиса, согласно концепции «Катехон», поставлена под угрозу.
Угрозу исчезновения единого народа белорусской, русской, украинской и других национальностей из истории человечества необходимо устранить посредством реализации альтернативного проекта развития, с использованием цивилизационного подхода к обеспечению национальной безопасности.
Что делать: альтернативный проект развития?
Наднациональному проекту «новый мировой порядок» может и должен быть противопоставлен альтернативный проект, реализуемый как в национальном формате, так и на наднациональном уровне государств-членов ЕАЭС, БРИКС, ОДКБ, ШОС и др. Необходимо создать геополитический контрбаланс, который приведёт систему международных отношений в равновесие ещё до того, как она превратится в тоталитарную цифровую структуру.
Сегодня необходимо реализовать масштабный концептуальный проект, который сбалансирует мир и защитит государство от внутренних и внешних угроз по принципу: «кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет».
1 сентября 2020 г. Александр Лукашенко подтвердил, что белорусы и россияне сохранят единое Отечество. Он заявил, что «Мы с Президентом [России] уже сделали эти выводы… мы сохраним наше общее Отечество. Наше общее Отечество, где живут два народа от одного корня. Это Отечество от Бреста до Владивостока» [14].
Как сказал классик, чтобы нация жила достойно, цели нации должны быть выше самой нации. В этой связи сверхзадача проекта Концепции преемственного развития Республики Беларусь заключается в воссоздании единого Отечества от Бреста до Владивостока в формате евразийской конфедерации суверенных государств. Сверхцель проекта состоит в объединении русского народа в масштабе всей планеты на основании традиционных ценностей.
Применительно к белорусской национальной территории в Евразии проект нацелен на обеспечение преемственного развития Республики Беларусь, социально-политической и культурно-исторической преемственности, в геополитическом формате конфедерации евразийских государств.
В целях реализации проекта Концепции преемственного развития необходимо, во-первых, осуществить концептуальную перезагрузку белорусской политической системы, то есть обновить и уточнить отдельные положения предшествующих концепций и, во-вторых, восстановить парадигму мышления общенародного единства, «познать себя» (лат. – temet nosce), нашу цивилизационную идентичность.
Созидание «образа будущего»: цивилизационный подход и цивилизационная идентичность
Язык будущего – это язык цивилизаций. Доминирующими субъектами международных отношений становятся цивилизации с их исключительными ценностными характеристиками, цивилизационным кодом, и моделями развития.
Цивилизационный подход к историческому процессу означает его рассмотрение как взаимодействие крупных цивилизаций: Западной, Индуистской, Исламской, Китайской, Русской и др. Не случайно влиятельные государства-центры силы, такие как Китайская народная республика, Республика Индия, Российская Федерация и другие соотносят себя с древними цивилизациями.
Использование цивилизационного подхода позволяет определить цивилизационную идентичность нашего народа. Только на её основании можно сформировать «образ будущего», выбрать дальнейший путь развития.
В основе цивилизационной идентичности лежит цивилизационный код. Он включает совокупность ценностей и смыслов, формирующих «образ будущего». Его искажение создаёт угрозу жизнестойкости и правосубъектности государства.
Авторитетные учёные Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Э. Дюркгейм, А. Смит, Л.Н. Митрохин, С. Хантингтон и др. признали, что важнейшим отличительным фактором цивилизаций является религия, которая обеспечивает целостность общества, его фундаментальные связи, пронизывает не только сферу культуры и искусства, но и сферу управления. На наш взгляд, именно традиционные религии обеспечивают сохранность и регенерацию цивилизационного кода государства.
Цивилизационную идентичность белорусского, русского и украинского народа можно определить только в широком панорамном ключе, через призму преемственного развития христианской цивилизации, начиная с Византии. С.Хантингтон отдельно выделил православную цивилизацию с центром в России. Он указал на её византийские корни как отличительную особенность от западного христианства [15, с. 56].
Византийская империя послужила геополитическим форматом, в котором воплотились цивилизационные (христианские) коды нашего народа. В дальнейшем их сохранность обеспечила Российская империя как преемница Византии. Нарушение духовной преемственности в СССР стало одним из факторов его распада.
На современном этапе Россия является правопреемницей СССР. Однако Москва всё ещё не предложила тот «образ будущего», геополитический формат, в котором будут регенерироваться наши общие цивилизационные коды.
Как показало наше исследование, таким форматом может стать евразийская конфедерация государств. Цивилизационная идентичность нашего народа в геополитическом формате евразийской конфедерации может быть сопоставима с идентичностью советского народа и учитывать опыт формирования идентичности американского народа.
Известный белорусский учёный Я.Трещенок и российский учёный А.Фурсов пришли к выводу о том, что будущее человеческой цивилизации принадлежит большим федеративным и конфедеративным объединениям с численностью населения не менее 250-350 млн. человек [16; 17].
Итак, цивилизационная идентичность, принадлежность к своей цивилизации, будет определять дальнейший путь развития полиэтничных государств. Поэтому внешняя политика государств-членов ЕАЭС, включая Республику Беларусь, должна стать цивилизационно-ориентированной.
Возникает необходимость выбора единственно верного цивилизационного вектора развития государства.
Принцип преемственного развития как движущая сила государств
Идея стратегической преемственности, то есть идеология государства как стратегия, вплетена в политическую и культурно-историческую традицию цивилизационных центров силы, США, Китая, России и др. Преемственность, в широком смысле, является неотъемлемой частью их цивилизационного кода [18].
Феномен социально-политической преемственности, то есть преемственность власти, служит движущей силой исторического развития крупных империй-цивилизаций: Римской, Византийской, Российской и др. Социально-политическая преемственность характерна для политических династий Великобритании, США, Ближнего Востока, Кубы, Чечни, Азербайджана, Ливана и других государств.
В древнерусской традиции принцип преемственности, старшинства и первородства, являлся основным принципом «лествичного права», великокняжеской традиции, способствующей социально-политической преемственности власти.
Принцип преемственного развития – диалектический принцип. Его природу можно объяснить, в том числе, в контексте закона сохранения энергии, который отражает всеобщую, то есть применимую всегда и везде закономерность. Преемственность, как феномен, представляется закономерностью мирового развития. Данный принцип «идет от жизни». Именно поэтому он может стать основой той национальной идеи, которую, по словам А.Г.Лукашенко, поддержит весь народ [19].
Проект Концепции преемственного развития Республики Беларусь
В качестве научной проблемы вопрос преемственного развития поставлен ещё в 2018 году [18]. Изучен феномен преемственности. Проанализирован исторический опыт преемственного развития России, Китая, США. Национальная идея, «белорусская мечта», представлена как фактор преемственного развития государства. Обоснована необходимость адаптации Конституции Республики Беларусь к современным геополитическим реалиям [20; 21].
Проект Концепции преемственного развития Республики Беларусь разработан и опубликован в 2020 году как неофициальный стратегический документ, предшественниками которого являются Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и Концепция информационной безопасности Республики Беларусь [22].
Проект основан на «образе будущего» – едином Отечестве от Бреста до Владивостока, воссозданном в формате евразийской конфедерации суверенных государств.
Согласно проекту, наднациональным органом управления евразийской конфедерации является Государственный совет в составе лидеров Беларуси, России и, в перспективе, руководителей других государств бывшего СССР. Наднациональный Государственный совет Евразийской конфедерации суверенных государств осуществляет координацию цивилизационно-ориентированной внешней политики и политики в области безопасности государств-членов конфедерации. Такой наднациональный орган необходим для ответа на современные вызовы и угрозы, обусловленные процессом установления нового мирового порядка.
Обеспечение национальной безопасности на территории Беларуси, согласно проекту Концепции, устанавливается на уровне Вице-президента Республики Беларусь, который избирается вместе с Президентом и Парламентом сроком на 5 лет, или назначается Президентом после согласования его кандидатуры с Парламентом. Полномочия и статус Вице-президента в государственной иерархии определяются Конституцией Республики Беларусь и связаны с обеспечением национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности белорусского государства.
Таким образом, высший уровень управления евразийской конфедерации, на первоначальном этапе, осуществляется руководителями Беларуси и России, в то время как уровень национальных полномочий на белорусской суверенной территории распределяется между Президентом и Вице-президентом Республики Беларусь, другими ветвями власти.
Историческим предшественником наднационального Госсовета послужило Политбюро ЦК КПСС. Его прообраз, с китайской спецификой, сегодня по-прежнему эффективно действует в Китайской народной республике. Китай не отказался от «имперской» системы управления и фактически перенял советскую модель управления, успешно адаптировав её для нужд собственного преемственного развития.
Примечательно, что Г.А. Алиев (Азербайджан), П.М. Машеров (Беларусь), Н.А. Назарбаев (Казахстан), С.И. Гуренко (Украина), а также другие руководители национальных территорий входили в состав политбюро, управления советской империей.
В современных условиях необходимо восстановить разорванную историческую нить, обеспечить культурно-историческую и социально-политическую преемственность. Поэтому Россия, как уже отмечалось, конституционно закрепила статус правопреемницы СССР [23].
Механизм реализации проекта Концепции преемственного развития
Механизм реализации проекта Концепции включает четыре концептуальные составляющие (идеологическую, экономическую, геополитическую, военно-политическую) и два структурных компонента (научно-методологический и научно-практический).
Идеологической составляющей выступают традиционные христианские ценности. Данная составляющая объединяет ценностно-мировоззренческую традицию, христианский взгляд на мир, с политикой и идеологией в интересах нашего народа. Учитывается, что все традиционные религии, мирно сосуществующие на территории Республики Беларусь, обладают значительным миротворческим потенциалом. В рамках идеологической составляющей информационная безопасность рассматривается, главным образом, как система защиты цивилизационного кода государства.
Экономическая составляющая основывается на принципах социальной справедливости, общинности и коллективизма, белорусской социально-экономической модели развития. Данная составляющая призвана обеспечить экономическую защищенность государства и граждан, в том числе, посредством создания общего рынка ЕАЭС с равными правами для всех участников, по аналогии с «общим рынком» ЕС и историческим рынком СССР.
Геополитической составляющей является будущая Евразийская конфедерация суверенных государств. Системообразующим принципом такого объединения представляется проверенный временем принцип «дружбы народов». В его основе лежит кровное, этническое и историческое единство восточнославянского этноса. Отличительной особенностью евразийской конфедерации от её предшественника в лице СНГ является переход части управленческих полномочий национально-государственными территориями на наднациональный уровень.
Военно-политической составляющей выступает политика дальнейшего укрепления обороноспособности ОДКБ как альтернативы расширению НАТО.
Наряду с вышеобозначенными концептуальными составляющими, механизм реализации проекта Концепции преемственного развития включает два структурных компонента: научно-исследовательский и научно-практический.
Научно-исследовательский компонент нацелен на создание прочного научного и концептуального фундамента, на основании которого можно объединить общество для ответа на современные вызовы и угрозы, в целом идентичные для Беларуси и России. По сути, данный компонент означает концептуализацию «белорусской мечты» и «русской мечты» как национально-государственной идеи развития. В рамках научно-исследовательского компонента проекта предусмотрена разработка ценностно-ориентированных образовательных программ для учреждений высшего образования Беларуси и России, в том числе, входящих в Консорциум ценностно-ориентированных образовательных организаций (создан в 2018 году под патронажем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).
Научно-практический компонент нацелен на научно-методологическое сопровождение процесса создания новой системы международного порядка в рамках реализации проекта «Большая Евразия», заявленного Президентом России В.В.Путиным в 2016 году, и принципа «интеграции интеграций», предложенного Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко в 2011 году. Данный компонент предполагает ежегодное проведение Минского форума «Единая Евразия» для методологической и консультационной поддержки процесса создания новой системы международного порядка, идущей на смену «миру по-американски». Проведение форума будет способствовать восстановлению парадигмы мышления общенародного единства, обеспечению преемственного развития Беларуси и России.
На основании изложенного сделаем следующие выводы и предложения.
Исходя из анализа деструктивной сущности проекта «новый мировой порядок», предлагается реализация альтернативного проекта, основанного на принципах культурно-исторической и социально-политической преемственности. Такой проект обеспечит преемственность государственного развития в широком смысле: государственного курса, властной элиты, институтов, правового, информационного и культурного поля. Реализация данного проекта, осознание общей угрозы, которую представляет собой процесс установления нового мирового порядка, позволит не только сохранить наш народ, но и обеспечить выживание русской цивилизации, а, значит, и мира в целом.
В этой связи Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь (2010) и Концепцию информационной безопасности Республики Беларусь (2019) целесообразно уточнить посредством реализации проекта Концепции преемственного развития.
Проект Концепции преемственного развития может быть реализован в геополитическом формате евразийской конфедерации, государства-члены которой смогут сохранить суверенитет и независимый путь развития, передав при этом часть национальных полномочий наднациональным органам управления. Парадигма народного единства, или новая цивилизационная идентичность единого народа белорусской, русской и других национальностей, восстановленная в рамках евразийской конфедерации, станет действенным противовесом глобализму, альтернативой хаотизации Евразии и дальнейшей «смене режимов» на пространстве бывшего СССР.
Проект Концепции преемственного развития будет служить призмой для принятия государственных решений, основанных на «образе будущего»: едином Отечестве от Бреста до Владивостока. Проект позволит прогнозировать будущее и формировать события, отсеивая чужие смыслы и недостоверную информацию. Реализация проекта станет инструментом социального инжиниринга, реструктурирования и дефрагментации общества в рамках проекта «Большая Евразия».
В рамках решений VI Всебелорусского народного собрания, анонсированной конституционной реформы, предлагается включить идеологический принцип преемственного развития в Конституцию Республики Беларусь, адаптированную к современным геополитическим реалиям.
Александр Плащинский, кандидат политических наук, доцент
ЛИТЕРАТУРА
- Cockburn, H. Coronavirus: Gordon Brown calls for new global government to fight impact of Covid-19 [Electronic resource] // INDEPENDENT. – Mode of access: https://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/coronavirus-gordon-brown-global-government-un-g20-covid-19-a9427376.html – Date of access: 17.02.2021.
- Cheney: Next attack on US will be ‘something far more deadlier’ than 9/11 [Electronic resource] // RT. – Mode of access: http://www.rt.com/usa/195956-cheney-kristol-interview-terror-torture. – Date of access: 06.02.2021.
- Трамп заявил, что кризис с COVID оказался для США хуже атаки на Перл-Харбор и терактов 11 сентября [Электронный ресурс] // INTERFAX.RU. – Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/707573 – Дата доступа: 17.02.2021.
- Schwab, K., Malleret, T. COVID-19: The Great Reset [Electronic resource] / K.Schwab, T. Malleret // World Economic Forum. – 2020. – Mode of access: https://straight2point.info/wp-content/uploads/2020/08/COVID-19_-The-Great-Reset-Klaus-Schwab.pdf – Date of access: 20.01.2021.
- Плащинский, А. А. Парадигма нового мирового порядка во внешнеполитической стратегии США: формирование и развитие : монография / А. А. Плащинский. – Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2017. – 292 с.
- Катасонов, В. Инклюзивный капитализм как идеология Великой Перестройки [Электронный ресурс] / В. Катасонов // Фонд стратегической культуры. – Режим доступа: https://www.fondsk.ru/news/2020/12/21/inkljuzivnyj-kapitalizm-kak-ideologija-velikoj-perestrojki-52523.html – Дата доступа: 20.01.2021.
- Фурсов, А. И. Год великого перелома 2.0. Что скрывается за глобальной перезагрузкой [Электронный ресурс] // Проект «День-ТВ». – Режим доступа: https://dentv.ru/programs/future-history/god-velikogo-pereloma-20-chto-skryvaetsya-za-globalnoy-perezagruzkoy-andrey-fursov.html – Дата доступа: 17.02.2021.
- Филатов, С. «О, чудный новый мир!» К вопросу о возможной победе «финансистов» [Электронный ресурс] / С.Филатов // Международная жизнь. – Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/28414 – Дата доступа: 20.01.2021.
- Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г. № 575 (в ред. от 24.01.2014 № 49) [Электронный ресурс] // Комитет государственной безопасности Республики Беларусь. – Режим доступа: http://kgb.by/ru/ukaz575/ – Дата доступа: 17.02.2021.
- Мальцев Л.С. Отдельные положения Концепции национальной безопасности Республики Беларусь необходимо уточнить / Л.С. Мальцев // Беларуская думка. – 2019. – № 10.
- Концепция информационной безопасности Республики Беларусь, утв. Постановлением Совета Безопасности Респ. Беларусь, 18 мар. 2019 г. № 1 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/P219s0001_1553029200.pdf – Дата доступа: 17.02.2021.
- Статистика стран мира. [Электронный ресурс] // SVSPB.NET: Статистика стран. – Режим доступа: https://svspb.net/danmark/naselenie-stran.php– Дата доступа: 20.01.2021.
- Генерал Николай Леонов: у нас нет ответа на вопрос «Куда идет Россия?» / Н.Леонов [интервью с Н.Леоновым] [Электронный ресурс] / Н.Леонов; записал С. Заворотный // Еженедельник «Аргументы и Факты» – 2020. – 31 декабря. – Режим доступа: https://aif.ru/politics/world/general_nikolay_leonov_u_nas_net_otveta_na_vopros_kuda_idet_rossiya – Дата доступа: 20.01.2021.
- Лукашенко заявил, что белорусы и россияне сохранят единое Отечество [Электронный ресурс] // ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9340163 – Дата доступа: 17.02.2021.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. – М: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с.
- Трещенок, Я. И. Две белорусские национальные идеи (католический национал-сепаратизм и православная национальная идея) / Я. И. Трещенок // VII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры : материалы чтений, Минск, 22–24 мая 2001 г. : в 2 ч. / Европейский гуманитарный ун-т, Бел. гос. ун-т культуры ; отв. ред. и сост.: А. Ю. Бендин. – Минск : ООО «Ковчег», 2002. – Ч. 1, кн. 2. – 255 с.
- Фурсов, А. И. Главная точка на карте [Электронный ресурс] / А. И. Фурсов // Фурсов Андрей Ильич: видео и публикации. – Режим доступа: http://andreyfursov.ru/news/glavnaja_tochka_na_karte/2012-08-28-156. – Дата доступа: 20.01.2021.
- Плащинский, А. А. Концепция преемственного развития: постановка проблемы / А. А. Плащинский // Беларуская думка. – 2018. – № 12. – C. 78 – 83.
- Лукашенко: Беларусь нуждается в национальной идее, которую поддержит весь народ [Электронный ресурс] // БЕЛТА: белор. телеграфн. агентство. – Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-belarus-nuzhdaetsja-v-natsionalnoj-idee-kotoruju-podderzhit-ves-narod-338501-2019/ – Дата доступа: 20.01.2021.
- Плащинский, А. А. Национальная идея Республики Беларусь как фактор преемственного развития государства в условиях глобализации / А. А. Плащинский // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2019. – № 1. – С. 102-108.
- Плащинский, А. А. К вопросу адаптации Конституции Республики Беларусь к современным геополитическим реалиям / А.А.Плащинский сб. науч. ст. Междунар. круглого стола, посвященного 25-летию Конституции Респ. Беларусь / Междунар. ун-т «МИТСО» ; редкол.: В. В. Лосев (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2019. – 304 с.– С.46-54.
- Плащинский, А. А. Выход из кризиса в Беларуси есть! Он в Концепции преемственного развития (КПР) [Электронный ресурс] / А.А.Плащинский // Русская народная линия. – Режим доступа: https://ruskline.ru/news_rl/2020/12/05/vyhod_iz_krizisa_v_belarusi_est – Дата доступа: 20.01.2021
- Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : офиц. текст : с изм. от 1 июля 2020 г. // Конституция Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ – Дата доступа: 20.01.2021.
- УДК 327.57