Царский Крестный ход у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
В дни столетия постигшей Россию трагедии мы неизменно возвращаемся мыслью и сердцем к самой светлой и одновременно самой болевой точке прошедшего века – образу Царя Мученика Николая Александровича. Так же, как Россия у нас на всех одна, общая, так и Православный Царь – один, объединяющий всех Русских. Вместе с тем у каждого верующего человека на уровне внутреннем, сердечном – свое личное восприятие Царя, свой личный отец Государства…
Валерий Павлович Филимонов – писатель-агиограф и публицист, поэт и журналист; академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств; эксперт Комиссии по взаимодействию Церкви, государства и общества Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви в 2010–2013 годах; главный редактор, автор и ведущий православных программ радио «Слово» и главный редактор вестника «На страже Православия»; автор ряда широко известных книг и многочисленных публикаций в десятках периодических изданий и альманахов.
– Валерий Павлович, Вас знают в основном по просветительским трудам о проблеме глобализации и цифровой идентификации, а также по прекрасным книгам о святых. Но серьезное место в Вашей литературной работе занимает и Царская тема. Расскажите, пожалуйста, как происходило Ваше познание святости Царственных Мучеников, формирование монархического мировоззрения?
– Слава Богу, в моей семье большевики никогда, мягко выражаясь, почетом не пользовались. Сколько себя помню, еще во времена коммунистического правления не верил клеветническим историям о Государе Императоре Николае II Александровиче, также как басням КПСС о «светлом будущем всего человечества». Есть вещи, которые ощущаешь именно духовно. Недаром Святые Отцы говорят о необходимости различения добра и зла. В случае со святым Царем Мучеником достаточно увидеть сущность предателей, их пособников и убийц, которые распространяли о нем грязную ложь, чтобы понять: на самом деле все было наоборот.
Лет 30 назад, по милости Божией, я обрел книгу Евгения Евлампиевича Алферьева «Император Николай II как человек сильной воли», изданную в Джорданвилле в 1983 году с дореволюционной орфографией. Она стала первым достоверным житием святого Царя Мученика.
Как просто, трогательно и глубоко удалось автору передать все главные моменты из жизни Русского Императора! Особенно важно, что Е. Е. Алферьев подробнейшим образом изложил события февраля-марта 1917 года, связанные с мнимым отречением Государя от престола. Обычно много говорится об измене в высших кругах светского общества и генералитета, но мало кому известно, что большевики были единственной партией, которая «призвала массы к окончательному разгрому царизма». Именно партия большевиков еще в 1902 году провозгласила лозунг «Долой Самодержавие!», который использовался в дальнейшем, с 1903 по 1917 год. «Так называемая „февральская революция“ была всего лишь неподавленным бунтом разнузданной солдатни и рабочей массы, организованным предателями и врагами России», – пишет Евгений Евлампиевич.
Со временем у меня появилась еще одна книга Е. Е. Алферьева – «Письма святых Царственных Мучеников из заточения» – воистину великое их духовное наследие. Этот кропотливый труд Евгения Евлампиевича, собравшего 234 письма членов Августейшей Семьи к разным лицам, предваряют слова правнучки Государя Императора Николая I, Ее Высочества Княжны Веры Константиновны: «Да будет эта книга настольной для всех Русских людей, и да послужит она опровержением той неправды и клеветы, которой все еще верят, увы, не только иностранцы, но и многие Русские люди. Да упокоит Господь души Царственных Страстотерпцев и да спасет многострадальную Русь Их молитвами». Добавить здесь нечего. Это надо читать. Светлые, чистые образы авторов писем поражают своей детской простотой и истинной духовностью, которая даруется только Свыше.
…А в Петербурге еще с начала 90-х годов регулярно совершаются многочисленные молитвенные стояния и Крестные ходы у храма Спаса-на-Крови, на месте которого был убит «народовольцами» Государь Император Александр II Освободитель.
Организатором этих дивных духовных торжеств уже много лет является протоиерей Алексий Масюк, настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в Удельной. Первое благословение на стояния было получено от приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
Проходят они и в настоящее время – 2/15 марта, в день мнимого «отречения» от престола Царя Мученика Николая II и явления иконы Божией Матери «Державная», с чтением акафиста нашей Владычице Богородице перед этой Ее иконой; 6/19 мая, в день рождения святого Царя Николая II Александровича; и 4/17 июля, в день памяти убиенных Императора Николая II и его Августейшей Семьи, также с чтением акафистов. А затем совершается молитвенное шествие с иконами, хоругвями и имперскими черно-золото-белыми стягами. Его возглавляют священники в красных облачениях, в преднесении большого храмового образа святой Царской Семьи. Участники Крестного хода идут с молитвами, исполняя гимн Русского народа «Боже, Царя храни», а в конце шествия – пасхальные песнопения, соответствующие настроению молящихся. И Господь по молитвам Своей Пречистой Матери и святых Царственных Мучеников не оставляет их без благодатных ощущений небесной радости, возвышающих человека над миром. Это такие состояния души, которые словами передать невозможно.
А по поводу монархического мировоззрения: Самодержавие – это многовековая духовная традиция Русской государственности. Истинная Самодержавная Монархия неотделима от Православия, а Православие неотделимо от Самодержавной Монархии. В России Монархия может быть только православной. Если человек не понял, что есть православный Царь – Помазанник Божий, то он – неправославный человек.
– В одной из своих статей Вы упоминали, что герои Ваших книг, Русские святые ХХ века, практически все были связаны с Царской Семьей. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Приведу лишь некоторые примеры. Всероссийский старец-утешитель, преподобный Варнава Гефсиманский. В начале 1905 года, сразу после первых выступлений богоборцев-мятежников, наш Самодержец прибыл к отцу Варнаве в Гефсиманский скит. Он искал у Божиего человека духовного совета и поддержки. Их беседа была очень продолжительной. Известно, что говорили они о России, ее будущем и о Крестном пути Царя Мученика. Преподобный Варнава не только подтвердил уже известное Государю пророчество о его судьбе, но и благословил Царя на этот подвиг, необыкновенно укрепил в готовности к несению своего Креста и к терпению всех предстоящих скорбей.
Преподобный Серафим Вырицкий. В годы своей мирской жизни – известный петербургский благотворитель, купец Василий Николаевич Муравьев. Почти 20 лет окормлялся у преподобного Варнавы Гефсиманского. Имел загородный дом в поселке Тярлево, неподалеку от Царского Села, поскольку сын его Николай учился в Императорской Царскосельской гимназии.
Известно, что Василий Николаевич и его супруга Ольга Ивановна встречались и беседовали с Государем Императором Николаем II Александровичем. Помазанник Божий бывал в доме Муравьевых в Тярлево и относился к благочестивым супругам с большим теплом. Семья Муравьевых посещала богослужения в Феодоровском Государевом соборе, который являлся приходом Августейшей Семьи и чинов Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка и Собственного Его Величества Конвоя, размещавшихся в Царском Селе. Иные лица допускались на службы в Государев собор только по особым приглашениям.
Исповедник протоиерей Алексий Кибардин – священник Феодоровского Государева собора, затем – его настоятель. Духовник Собственного Его Императорского Величества Конвоя, позднее – последний духовник преподобного Серафима Вырицкого.
Отец Алексий был близко знаком с членами Августейшей Семьи, которые в дни постов молились вместе с нижними чинами Конвоя в нижнем храме собора. Приходилось ему и исповедовать будущих Царственных Мучеников.
Он был одним из тех людей, которые помогали воплотить в жизнь светлые идеи Государя Николая Александровича по строительству Феодоровского городка как уникального архитектурного ансамбля в стиле древнерусского зодчества, который вместе с собором должен был стать центром духовной жизни России по образу Святой Руси.
Во время Первой Мировой войны при Феодоровском соборе был открыт лазарет, шефство над которым взяли Государыня Императрица и Великие Княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна, работавшие в нем в качестве сестер милосердия, а отец Алексий духовно окормлял раненых воинов.
Батюшка стал свидетелем начала крестного мученического пути Царской Семьи в период ее пребывания в Царском Селе после ареста. Он видел, с какой кротостью и смирением переносили Царственные Мученики все унижения от взбесившейся разнузданной солдатни. В ту пору подвижник старался сделать все возможное, чтобы облегчить их участь...
Старица схимонахиня Мария (Маковкина), духовная дочь преподобного Варнавы Гефсиманского, а впоследствии – преподобного Серафима Вырицкого. По благословению отца Варнавы в начале XX века закончила медицинское училище. В годы Первой Мировой войны работала фельдшером в Царскосельском Дворцовом лазарете. Ухаживала за ранеными воинами вместе с Августейшими Женами. Была близко знакома с Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Не раз виделась и общалась с Государем Императором Николаем II. До конца дней своих матушка Мария сохраняла светлую память о святой Царской Семье...
Исповедь святой Царской Семьи у преподобного Варнавы.
Фреска собора Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры
Конечно, все должны знать житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова), который был инициатором прославления преподобного Серафима Саровского.
В 1896 году он подготовил издание «Летописи...», в которую вошли воспоминания современников преподобного, сведения из архивов Саровской пустыни и Дивеевского монастыря, свидетельства о фактах чудесной помощи Божией по молитвам великого саровского подвижника после его блаженной кончины и другие материалы и документы. По сути эта книга стала первым полным описанием жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского и значения его для духовной жизни народа.
В 1902 году удалось поднести «Летопись...» Государю Императору Николаю II Александровичу, который, прочитав ее, возгорелся желанием открыть мощи преподобного и настоял на этом в Святейшем Синоде. 29 января 1903 года Святейший Синод причислил старца иеромонаха Серафима (Мошнина) Саровского к лику святых Русской Православной Церкви, а 17–19 июля прошли знаменитые Саровские торжества, к которым отец Серафим (Чичагов) подготовил житие и дивный акафист преподобному. Во время прославления старца раку с его мощами несли Государь Император Николай II и архимандрит Серафим...
Можно было бы рассказать и о других героях моих книг, но, наверное, и этого достаточно, чтобы увидеть: все упомянутые мною подвижники были людьми одного духа, который ныне почти утрачен, – духа верности Русской Самодержавной Монархии и Святой Православной Церкви в ее подлинной чистоте.
– Существует мнение, что Император Николай II не был человеком святой жизни, а канонизирован Церковью как страстотерпец только за смиренную смерть. Что Вы об этом думаете?
– Главными критериями, которые Церковь считает необходимыми для прославления подвижника, являются: безукоризненное Православие, праведное житие, народное почитание и чудотворения, явленные при жизни или после блаженной кончины.
Государь Николай II был истинным христианином и служит примером высочайшего христианского благочестия в личной, семейной и общественной жизни.
Каждый день Царь Мученик начинал с молитвы в храме, где на клиросе пели Государыня Императрица и его Августейшие дочери.
За время его царствования небывалого расцвета достигло церковное строительство в самом обширном своем понимании – возведение новых храмов и обителей, развитие духовного просвещения и миссионерской деятельности, прославление целого ряда великих святых угодников...
Государь был ревнителем и защитником Святой Православной веры – не только в своем православном Отечестве, но и за его пределами. Не счесть благотворительных акций во славу Имени Христова в России и за рубежом с участием Царя-Батюшки. «Царь Православный», – поется в национальном Русском гимне «Боже, Царя храни!» Император Николай II был Православным Царем в самом высоком значении этого слова.
За 20 лет его правления было открыто более 200 новых мужских и женских монастырей и построено около 8000 новых храмов, не считая огромного количества новых благолепных часовен и молитвенных домов.
Благодаря щедрым пожертвованиям Государя и Государыни, в эти же годы в крупных европейских городах было воздвигнуто 17 новых Русских соборных храмов, выделявшихся своей красотой и ставших достопримечательностями тех мест.
С 1896 по 1916 год Русская Православная Церковь при непосредственном участии святого Царя прославила большее число своих святых, чем за весь XIX век, в частности: священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского, и с ним 72-х мучеников, в Юрьеве Лифляндском богомерзкими латинянами утопленных в реке Омовже; преподобного Серафима, Саровского чудотворца; святителя Иоасафа Белгородского; святителя Питирима Тамбовского; святителя Иоанна Тобольского; священномученика Патриарха Ермогена, всея Руси чудотворца, и других великих Русских подвижников веры и благочестия, официально восстановила почитание святой княгини Анны Кашинской.
А как слезно молился Государь Император со всеми членами Августейшей Семьи в святые дни говения в нижнем храме Феодоровского Государева собора во имя преподобного Серафима Саровского! Свидетелями этому были простые Русские люди – солдаты Императорского Полка и Императорского Конвоя, вместе с которыми Русский Царь и его Семья смиренно, от всего сердца исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Можно твердо сказать, что они жизнью своей воплотили учение Святого Евангелия Господа Иисуса Христа.
В наши дни усиливается всенародное почитание святых Царственных Мучеников. Свидетельством тому была Божественная Литургия 17 июля 2017 года в Екатеринбурге, в которой участвовало около ста тысяч человек, и последовавший затем Крестный ход от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы.
О чудотворениях, явленных Господом по молитвам к Царю Мученику в разных странах мира, уже немало написано за последние десятилетия.
Резюмируя изложенное, можно смело сказать, что Государь Император Николай II был святым праведником, а мученический венец стал высшим даром Божиим за всю его благочестивую подвижническую жизнь.
– Как Вы считаете, зависит ли вопрос противостояния процессу глобализации и спасения в последние времена от восстановления Монархии в России? Как взаимосвязаны эти темы в свете православной эсхатологии?
– Уже не раз я писал, что Помазанника Божия и членов его Семьи убили как носителей идеи Православной Монархии – для того, чтобы стереть с лица земли Православное Царство, предать забвению само понятие о нем. Несомненно, это было ритуальное убийство.
Мы должны понимать, что подвиг святых Царственных Мучеников – совершенно особое явление не только в церковной истории, но и в истории всего человечества, которая на протяжении последних двух тысячелетий должна рассматриваться как история борьбы врага спасения и его подручных против Православия и Самодержавия.
Уничтожение Православной Монархии и Российской Империи заложило основу построения «нового мирового порядка» антихриста. Его предтечи и слуги уже безпрепятственно ведут свою подлую работу, открыто реализуя «тайну беззакония» (см.: 2 Фес. 2, 7). Государь Император Николай II был тем «удерживающим», при котором эта «тайна» не могла «совершиться».
Но восстановление Монархии в России – вопрос очень деликатный. Мне доводилось неоднократно беседовать на эту тему с приснопамятным митрополитом Иоанном (Снычевым). Владыка всегда говорил, что это процесс, который может длиться десятилетиями, пока Сам Господь не явит чудо.
Дано ли нам получить сей дар Божий? Его заслужить надо! Иначе быть не может.
Смысл существования Православной Монархии состоит, главным образом, в нерушимом единении Царя с народом, основанном на взаимной любви. Поэтому в народе должны возродиться дух истинного Православия и живое монархическое чувство. Готов ли сейчас к этому народ? Наблюдаем ли мы сегодня что-нибудь подобное?
Когда в новостях рассказывают о том, что тысячи людей круглосуточно стоят в очереди на морозе за новой моделью айфона, а выступления беснующихся шнуровых и рэперов набирают в интернете десятки миллионов просмотров, мне становится грустно.
Определенные силы могут попытаться подсунуть некий суррогат в лице т. н. Кирилловичей, но это только ускорит приход «сына погибели» (см.: Там же, 3).
Сегодня многие православные люди ждут «хорошего» земного Царя, как когда-то ждали его иудеи. Однако пагубные процессы, которые мы наблюдаем в масштабах планеты, в частности, касающиеся построения глобального цифрового общества с активным участием России, показывают, что мир сей, лежащий во зле, устремился к своему страшному и неотвратимому концу.
Только чудо Божие по нашим молитвам и ходатайству святых может что-то изменить.
Поэтому каждый православный христианин должен всегда помнить о мученическом подвиге Царской Семьи, о том, что святой Царь Николай II прошел свой Крестный путь с истинно Царским достоинством и истинно христианским смирением. В наше смутное время всем нам надо не только слезно молиться святому Царю Мученику, но и по мере сил деятельно подражать ему всегда и во всем.
Конечно, идея Православной Монархии должна жить в наших сердцах, и распространять ее мы должны, но с духовным рассуждением. А главное – не забывать слова Господа: Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33); Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36) и Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
– Аминь!
Беседовала Серафима Смолина, газета «Православный Крест», 2017, №22 (190)