Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ», «изображение», «портрет». Иконой в православной традиции называют священное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых или событий Священной или церковной истории, написанное в соответствии с догматами Церкви и строгим каноном. Икона может быть написала на холсте или выполнена мозаикой; иконы могут быть литые, резные, вышитые, типографские и т.д.
В Ветхом Завете Бог запретил создание какого-либо изображения Божества, так как Он еще не являл Себя людям видимым Образом. Когда же на землю пришел Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Богородицы в человеческое тело, люди смогли увидеть, а впоследствии и изобразить Бога в Его Образе, доступном человеческому восприятию.
Есть Священное предание о появлении первой иконы - Спаса Нерукотворного. Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот нарисовал портрет Иисуса. Но живописец не смог рисовать Его портрет «по причине сияющего блеска лица Его». Видя его старания, Христос призвал к себе Ананию, затем омыл лицо водой и вытер его полотенцем, на котором тотчас запечатлелся Его образ. Первая рукотворная икона Божией Матери принадлежит кисти евангелиста Луки, одного из семидесяти апостолов.
Иконопись складывалась постепенно. В восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, был найден язык для визуального рассказа о Христе, о Горнем мире. В 730 году византийский император Лев III Исавр инициировал иконоборчество. Сама причина иконоборческой ереси была в том, что человеческому разуму представлялось непостижимым таинственное соединение духовного и вещественного. Иконоборчество потерпело поражение и закончилось утверждением почитания икон на Седьмом Вселенском Соборе 787 года в г.Никее. Это было не только торжество иконопочитания - это было торжество целого мировоззрения. Сам человек в своем существе есть соединение вещественного и духовного начала, и в основе почитания икон лежит непостижимая для человеческого разума тайна соединения благодатных сил и той вещественной основы, через которую они преподаются. Иконопочитание – не идолопоклонство, это не обожествление вещества, и икона не картина, это не только напоминание о Том, Кто изображен на ней. Икона – это и произведение искусства, и богословская мысль, и одновременно проповедь. Она окно в духовный мир, которое позволяет человеку лучше сосредоточиться при обращении к Богу. Икона всегда современна, ибо Христос – Один и Тот же и вчера, и сегодня, и завтра.
В XI веке византийские традиции иконописи проникли на Русь. С принятием христианства Русь называлась Святой, потому что тосковала по святости. Само понятие «Святая Русь» как наследница Рима и Византии занимало центральное место в русской культуре. В убогих селениях Древней Руси, среди жалких лачуг высились прекрасные храмы с красочными иконами в качестве напоминания о красоте Небесной. И сегодня трудно себе представить храм без святых икон, без иконостаса, представляющего собой особенную симфонию, в которую складываются иконы.
Религия пронизывала все стороны повседневной жизни Руси. В духовной жизни каждого человека икона имела благодатное значение. И в самой нищей русской избе чистотой и красотой сиял восточный «красный угол», где теплилась лампадка перед иконами, обвешанными вышитыми полотенцами. Такой «красный угол», принадлежавший Богу, сберегался и в душе каждого человека. Образ святого был для христианина другом, которому он высказывал все свои радости и горести. Он был защитником, судьей, пристально смотревшим крестьянину в глаза и знающим каждый его поступок и каждый грех. В трудные минуты жизни, в час отчаяния и скорби человек знал, к кому обратиться за помощью и поддержкой – к своему Небесному покровителю, изображенному на иконе.
Если художник пишет картину в соответствии со вкусами, мировоззрением его эпохи, то иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад. Философ Алексей Федорович Лосев писал об иконе: «Изобразить человека – дело маленькое, достаточно позвать портретиста. Другое дело – изобразить Богочеловека, потому что сама сущность Божия должна быть явлена в иконе. Икона должна быть написана так, чтобы сущность явилась именно как субстанция. Поэтому икона праведника не просто изображение, но несет энергию этого человека, приблизившегося святостью к Богу. Поэтому и надо икону вешать в комнате, что от иконы благодать излучается, свойственная святому».
В начале ХХ века реставраторы впервые открыли для мира яркую картину древнерусской иконы. Иконы, прежде бывшие черными пятнами на фоне позолоченных риз, заиграли всеми красками. Православный философ начала ХХ века князь Е.Н. Трубецкой пишет брошюры: «Умозрение в красках» (1916г.), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Россия в иконе» (1917). Эти работы положили начало осмыслению художественного и мистического богатства древнерусской иконописи. «И вот теперь открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа, подслушать ее исповедь, выразившуюся в дивных произведениях искусства, - писал Трубецкой. – Когда мы проникнем в тайну этих художественных и мистических созерцаний, открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но и настоящее русской жизни, более того, ее будущее…» В русских иконах есть «несравненная радость», - писал Е.Н. Трубецкой. Он назвал древнюю русскую икону благословением, «унаследованным от дальних наших предков», в котором «с красотою небес сочетается солнечный лик прославленной святой России».
Велико изобилие чудес, которые совершаются по молитвам, обращенным к святым иконам. Мы знаем множество чудотворных икон, когда через данный образ непостижимо для нас Господу было угодно даровать нам исцеление, знамение – благодатную Свою силу. Иконы не только даруют людям исцеление, но и сами творят чудеса: они могут плакать, мироточить, кровоточить, обновляться. Приведем лишь один пример чудесного явления иконы святого царя Николая II. В августе 1927 года в газетах Белграда появилась статья под заглавием «Лик Императора Николая II в Сербском монастыре Св.Наума». Русский художник С.Ф. Колесников был приглашен для росписи храма в этом монастыре. Он задумал написать лики 15 святых, размещенные в 15 овалах. 14 ликов им были написаны сразу же, а место для пятнадцатого долго оставалось пустым. Вдруг иконописец увидел, как оставленный им чистый овал ожил и из него глядел скорбный лик Императора Николая II. Пораженный этим чудесным видением, он некоторое время стоял в оцепенении. Затем, охваченный молитвенным порывом, он начал быстро работать кистью. Этот портрет-икону он снабдил надписью: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
В годы богоборчества тысячи икон были варварски уничтожены в России. К сожалению, редко в чьих домах сохранились иконы XVIII – XIX вв. Сейчас православные христиане имеют возможность приобрести в храмах современные иконы.
Если икона – это плоскостное изображение, то скульптура – трехмерное изображение. Статуи были широко распространены в античной культуре, где человеческое тело считалось образцом природной красоты. Христианству же чуждо поклонение плоти, и в христианском искусстве в самом начале произошел отказ от натурализма, от круглой скульптуры. На Востоке главным жанром искусства стала икона, причем с символическим и бесстрастным изображением на ней святого, так как художников интересовало внутреннее содержание человека, состояние его духа и души. В раннем христианстве были скульптурные изображения, но это было редкое явление.
Приняв в Х веке крещение от Византии, Русь следовала греческой традиции почитания икон, а скульптуры в то время ассоциировались с языческими идолами. Позднее появились древнерусские скульптурные образы преп.Нила Столобенского, свт.Николы Можайского, св.Параскевы Пятницы и др. Но на Руси трехмерные изображения святых не получили широкого распространения. Чаще встречались деревянные рельефы, то есть выпуклые изображения, прилегающие к фоновой поверхности. В эпоху реформ Петра I начались гонения на православную скульптуру, но с конца XVIII века в русских храмах появляются редкие скульптурные изображения, которые, однако, стремились к плоскости, пытаясь через пластику показать духовное содержание образа.
Статуи святых – характерная черта западноевропейского церковного искусства. Традиция изваянных изображений пришла в Россию из Европы, где Римская Церковь активно культивировала скульптурные изображения святых. Католические храмы полны статуй, с предельным натурализмом изображающих крестные страдания Христа, его кровоточащие раны. В этих чувственных образах отсутствует бесстрастие, характерное для изображения святых в Православии. Православная скульптура по сравнению с католической более спокойна и одухотворенна, и все-таки она не является исконной традицией.
В постсоветский период скульптурные изображения святых приобретают широкий размах по всей России. Вместо памятников Ленину, Сталину, Свердлову и другим политическим деятелям советской эпохи ныне ставятся памятники святым. Например, изваяний св.Петра и Февронии в различных городах страны насчитывается около пятидесяти. В каждой православной церкви имеется Распятие, и этот образ воспринимается верующими как явление само собой разумеющееся, однако статуи святым в православных храмах весьма редки. Согласно новой традиции памятники святым устанавливаются в основном вне территории храма – на площадях, в парках и скверах; изображения святых есть и возле монастырей. Памятники святым освящают, но лично я ни разу не видела, чтобы кто-то, проходя мимо них, осенял себя крестным знамением или прикладывался к ним. Верующие люди не считают памятники святым сакральным изображением и на подсознательном уровне воспринимают их как памятники тому или иному вождю, полководцу, ученому, историческому деятелю. Современные люди часто не задумываются над смыслом скульптуры святых.
Хотя Православная Церковь никогда не запрещала скульптурных изображений, предпочтение и сегодня отдается живописи перед скульптурой, которая не может выразить символический язык иконы. Профессор Московской Духовной Академии М.М. Дунаев писал: «Плоскость, с ее отсутствием третьего измерения, может стать невидимой гранью между двумя мирами, дольним и горним, то есть земным и небесным. Скульптура такой возможности лишена по природе своей: система условностей, применимая к живописи, для нее недопустима». А вот что пишет о различии между иконой и скульптурой архимандрит Рафаил (Карелин): «Статуя – это увековечивание непреображенного и неодухотворенного вещества, тяжкого и давящего… В иконе тело… невесомо, но в то же время не бесплотно. Оно во плоти, но плоти преображенной, включенной в другие силы и энергии, в плоти, которая приобрела новые свойства и преодолела косность вещества. Внешняя неподвижность иконографических фигур – это форма их внутренней динамики».
Не было прежде в русском народном духе обычая устанавливать памятники святым. Русский народ устанавливал памятники на кладбище своим дорогим усопшим. Святые же не умирают, они всегда живы, и о них навеки сохраняется память в народе. Святым не нужны памятники, как простым смертным, которых современники забудут через два-три поколения.
Скульптура святого, вынесенная за пределы храма на открытое пространство, лишается защиты Всевышнего и может подвергнуться осквернению со стороны птиц или хулиганов. Исполнение скульптуры может быть хорошим, но может и не являться таковым. Одно дело памятники святым Царственным страстотерпцам как выражение покаяния потомков за кровавое преступление дедов, а другое дело - памятник Пресвятой Троице во дворе кафедрального собора Ярославля, который стоит не на пьедестале, а прямо на земле. Где же здесь Богопревозношение, свойственное русскому духу? Люди бросают монеты в чаши (их почему-то три, а не одна!), а ведь Чаша на иконе Рублева, стоящая на престоле, символически обозначает Жертву Христову. Некоторые прохожие, загадывая желание, руками касаются фигур данной скульптурной композиции, что граничит уже с кощунством и похоже на возврат языческих традиций. Скульптор Святой Троицы, видимо, хотел сказать своим произведением, что Бог близок к людям, но это не значит, что люди могут относиться к Богу запанибрата. Одного этого примера неудачного размещения скульптурной группы достаточно для того, чтобы призвать мастеров внимательнее относились к своим творческим работам.
Подобает ли ставить статуи святым? Как относиться к памятникам-статуям святым? Современные памятники несут ли проповедь или это дань моде? Научают ли памятники русских людей любви к святым? Имеют ли воспитательное значение? Или они носят лишь декоративный характер? Если рассматривать памятники святым как вид катехизации, то следует возле скульптуры святого размещать доски с кратким описанием жития святого. Создание памятников святым требует обсуждения среди представителей Церкви. Повторяю: памятникам святым не молятся и не почитают их наравне с иконами, так как скульптура чужда духу русского народа.
1. Очень актуально.