Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго, сила же его бе яко часть от силы Самсоновы, гласъ же его слышати яко труба въ народе»
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого благоверного князя Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой благоверный князь Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От старца-иерарха получил святой благоверный князь Александр первое благословение на ратное служение на защиту Руси.
Спасо-Преображенский собор (XII век) и памятник святому благоверному князю Александру Невскому (середина XX века).
Название Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого благоверного князя Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата.
Шлем Ярослава Всеволодовича, потерянный им в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору».
Феодоровская икона была обретена, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца —позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь
(Городец, по легенде, считался Малым Китежем, основанным князем Георгием Всеволодовичем в 1164 году). Князь Василий Костромской во время охоты увидел в лесу висящую на сосне икону. Он попытался снять ее, но образ взмыл в воздух. В это самое время костромичи увидели светлого мужа в богатых воинских одеждах, который нес по городу образ Пресвятой Богородицы. По одеянию он был похож на святого Феодора Стратилата. После этого князь, духовенство и народ отправились к той иконе в лес, отслужили перед ней молебен, и только тогда ее удалось снять с сосны. Святыню установили в храме в честь святого Феодора Стратилата, того самого, что видели жители Костромы в чудесном видении. С тех пор икону и стали называть «Феодоровской».
Феодоровская икона Богоматери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλούσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
Иконография Феодоровской очень близка к Владимирской иконе. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря. ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской» // Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10–13 мая 1994 г. – Городец, 1995.)
На Русь Владимирская икона Божией Матери икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Украина)">Вышгорода, удельного города Андрея Боголюбского, недалеко от Киева. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма.. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская.
По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую икону списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. (С.И. Масленицын. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155–156; В.Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50–54, 62–63).
Феодоровская икона Богоматери без ризы.
После не очень удачной реставрации И.Э. Грабаря (подробнее в книге А.В. Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012 г.)
Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, ставший после гибели в битве с монголо-татарами на Сити 4 марта 1238 года святого благоверного князя Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор города Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого благоверного князя Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Александрой, дочерью Брячислава Полоцкого. Святой благоверный князь Александр венчался в храме святого Георгия в Торопце. О князе Брячиславе Полоцком известно очень мало. Князь Брячислав Василькович происходил, судя по всему, из витебской линии полоцких князей. Его отцом, вероятно, был Василько Брячиславич, князь Витебский, а матерью —дочь Давыда Ростиславича, князя Смоленского. С. В. Максимов называет его первым христианским князем в земле кривичей, упоминая о строительстве им в 1203 году в Полоцке трёх храмов: Софии, Бориса и Пятницы. Около 1232 года он стал князем в Полоцке. Дочь —Александра Брячиславна, очевидно, в крещении получила имя Параскева (Местночтимая во Владимирской епархиии святая (в иночестве, предположительно, Васса. Погребена в соборе Успения Богородицы Успенского Княгинина монастыря во Владимире). Поэтому не случайно на обратной стороне Феодоровской иконы находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), которая всегда на Руси считалась покровительницей невест и свадеб, хранительницей семейного очага. Возможно, что этот образ был написан ко дню свадьбы святого благоверного князя Александра Невского на обратной стороне Феодоровской иконы.
Князь Ярослав - Феодор Всеволодович оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого благоверного князя Андрея Боголюбского и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожжённая и разграбленная в 1237 - 1238 гг. армией хана Батыя. Он поднял её из пепла, отстроил и украсил , святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные монголо-татарами города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаный им в честь своего Ангела. (Он носил название Богородице-Феодоровский монастырь).
Феодоровский Городецкий монастырь в наши дни. Феодоровский собор - главный храм монастыря. Представляет из себя точную копию собора 1765 года, который стоял здесь до 1927 года и уничтоженного советской властью.
Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой благоверный князь Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца постоянно находилась при святом благоверном князе Александре Невском, была его моленным образом. Вероятнее всего, князь молился перед Феодоровской иконой, когда готовился к сражениям: Невской битве 1240 года, битве на Чудском озере 1242 года, битве за Торжок 1245 года. Надеясь и уповая на милость Царицы Небесной, святой благоверный князь Александр не проиграл ни одной битвы.
Городец в феврале 1238 года город сожжён войсками Батыя, но быстро восстановился и между 1263 и 1282 годами был столицей Городецкого княжества. 14 ноября (ст. стиля) 1263 года на пути из Золотой Орды в Городце умер святой благоверный князь Александр Ярославич Невский. Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре с именем схимонаха Алексия
( Изначально святой благоверный князь Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге).
Феодоровская икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием Ярославичем.
Феодоровская икона до 1917 года
В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий Ярославич двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской Богоматери. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; монголо-татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Главной задачей было возрождение русской церковной письменности - восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Собор принял новую редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий Ярославич завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения, в церкви Феодора Стратилата, придельной к Успенскому собору. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата ( деревянный храм не сохранился). Затем был построен в Костроме Успенский собор — первое каменное сооружение Костромы. Время его постройки не вполне ясно, наиболее распространена датировка серединой XVI века . В этот собор и была перенесена Феодоровская икона Богоматери.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский) — пятиглавый двухстолпный кафедральный собор Костромской епархии в XVIII—XX веках.
Время его постройки не вполне ясно, наиболее распространена датировка серединой XVI века. Стоял в Костромском кремле на возвышенном левом берегу Волги. Получил известность как место нахождения величайшей святыни Костромской земли — Феодоровской иконы Богоматери. Неоднократно посещался российскими государями. Снесён в 1930-е годы вместе со всеми другими кремлёвскими постройками.
Феодоровская икона
Подлинная Феодоровская икона Божией Матери – Костромская, к счастью, сохранилась и не покинула церковных стен даже в годы гонений, утратив лишь золотой оклад весом в почти 10 кг. После окончания Великой Отечественной войны верующие всем миром собрали средства на изготовление новой драгоценной ризы для Феодоровского образа. Ныне он пребывает уже не в кафедральном Успенском соборе Костромы (взорванном большевиками в 1934 году), а в новом кафедральном соборе Костромской епархии – Богоявленском соборе восстановленного из руин Богоявленско-Анастасиинского монастыря.
К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь св.Феодора Стратилата, второй произошёл уже в новом каменном Успенском соборе («Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от монголо-татарских войск в битве при Святом озере (точная датировка битвы не установлена 1262(?) г.): …и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала ХVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского Троицкого собора Ипатьевского монастыря был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила Романова – инокиней Марфой. Со второй половины ХVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме до 1917 г.
Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Согласно установившейся традиции, перед Феодоровской иконой стали принимать православие вступающие в династический брак иноземные принцессы, нередко при этом получая отчество «Федоровна»: императрица Мария Феодоровна, Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Особо почитал икону – покровительницу Дома Романовых царь Николай ІІ, молилась перед ней и вся его Августейшая семья. В Царском селе в 1909-1912 годах на месте, которое выбрал сам монарх, на честь святыни был выстроен Феодоровский собор. Незадолго до 1917 года икона Феодоровской Богоматери потемнела и стала почти черной. В наше время Феодоровская чудотворная икона находится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме.
Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме
Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.
Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела Царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым Царица Александра Федоровна никогда не расставалась. Таким образом, родовая икона святого благоверного князя Александра Невского стала покровительницей новой царской династии Романовых, Палладиумом Царской России.
Торжественная закладка Феодоровского собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание. Феодоровский Государев собор в Царском Селе— единственный в Русской Православной Церкви храм, который официально носит название Государев с 1914 года и по настоящее время. Он был любимым храмом святых царственных страстотерпцев — царя Николая II, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.
Список Феодоровской иконы 18 века из Феодоровского Государева собора в Царском Селе
Наталья Александровна Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа