Последняя декада декабря ушедшего года была настолько насыщена памятными событиями, что средства массовой информации буквально захлёбывались обилием фактических материалов, и эта новость, вполне естественно, оказалась, как бы в тени… Её значимость трудно переоценить и я был уверен, что после новогодних и рождественских праздников она займет достойное место в наших умах и в информационном мире. Это случится еще и потому, что данный поистине исторический факт требует не скоропалительного анализа – он рассчитан на неспешный нравственный разговор о том, что от уважения к прошлому во многом зависит достойное будущее нашего отечества. А произошло вот что.
Накануне Нового года состоялось заседание Экспертного совета по развитию внутреннего и въездного туризма при Федеральном агентстве по туризму, на котором прошла презентация межрегионального туристического маршрута «Государева дорога». По итогам голосования единогласно было принято решение о присвоении этому проекту статуса «межрегионального брендового маршрута». Здесь стоит напомнить, что данный проект объединяет в одном туре уникальные возможности не Только Тверской области, а и соседних регионов на историческом тракте от Москвы до Петербурга.
Иными словами, современный путешественник имеет возможность повторить путь русских царей и известных писателей, узнать об особенностях их времяпрепровождения в дороге, отдохнуть в стиле той эпохи. Но главное, - он имеет уникальный шанс прикоснуться к христианским святыням, которые при строительстве главной дороги России, значительно влияли на логистику маршрута.
В Твери – посещение Николо-Малицкого монастыря, в Торжке – Борисо-Глебского… Да перечислять святые места на всем этом уникальном историческом пути можно до бесконечности!
И от этого, скажу откровенно, испытываешь не только чувство сыновьей любви к родному отечеству, а и гордость за великую историю великой Руси.
Кстати, как свидетельствует история, не все было гладко и комфортно во время вынужденных поездок по государевой дороге в «ту эпоху». Как тут не вспомнить откровения великого поэта, который в своих творениях неоднократно признавался в любви к Тверской земле, но однажды он написал: «…Путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый». Это отрывок из незавершённого публицистического произведения Александра Сергеевича Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург», которое можно назвать своеобразной антитезой знаменитому сочинению Радищева. Два гения оставили потомкам свои живоописания поездок между двух столиц, и кто знает, может быть именно поэтому к дороге было приковано внимание императоров и императриц, а на всем пути, протяженностью 702 версты, стали оживать малые города и крохотные поселения, возводиться путевые дворцы… И дорога стала величаться «Государевой», в честь которой теперь назван этот уникальный исторический маршрут.
Но вернемся к событиям сегодняшнего дня. Вполне заслуженному приобретению статуса «межрегионального брендового маршрута» предшествовала большая и кропотливая работа. В 2018 году в Тверской области, чтобы привлечь туристов в регион, была разработана концепция «Государева дорога», одним из активных авторов этого крупномасштабного проекта стал губернатор области И.Руденя. Он в самом начале предложил к воплощению идеи в жизнь привлечь не только инвесторов, но и соседние регионы. 6 июня 2019 года Игорь Михайлович на Петербургском международном экономическом форуме принял участие в подписании соглашения между Федеральным агентством по туризму и Правительствами Тверской, Московской, Ленинградской, Новгородской областей о сотрудничестве по развитию межрегионального проекта «Государева дорога». «Я убеждён, что все регионы станут полноценными участниками проекта. Благодаря проекту «Государева дорога» мы популяризируем Центральную Россию», даём возможность подрастающему поколению помнить и знать, в каком государстве они живут и растут, в какой стране будут работать и создавать свои семьи, развивать нашу большую и любимую Родину» - сказал после подписания соглашения Игорь Руденя. Сам по себе документ многогранен: соглашение призвано объединить усилия исследователей, туроператоров, гостиничного и ресторанного бизнеса, музейных комплексов в создании совместных межрегиональных туристических продуктов для разных людей – как соотечественников, так и иностранцев. Разработчики проекта поставили перед собой амбициозные планы – они уверены, что со временем маршрут «Государева дорога» вполне может стать таким же популярным, как «Золотое кольцо». А к 2025 году туристический поток на маршруте может вырасти до одного миллиона человек.
Социологи утверждают, что в последние годы у людей значительно вырос интерес к истории родного края, уникальному прошлому своего отечества – об этом говорят и работники исторических и краеведческих музеев самых различных регионов. Но, конечно же особый интерес у россиян и иностранцев вызывают исторические факты из жизни двух наших столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому проект «Государева дорога» очень гармонично вписывается в удовлетворение этих духовных потребностей. Давайте хотя бы чуть-чуть прикоснемся к истории этой главной дороги России.
Не будем пересказывать общеизвестные факты, которые от нас и так не уйдут, благодаря словоохотливым экскурсоводам. Среди достопримечательностей так много интересных и уникальных, о которых даже редко кто слышал. К примеру, Чертов мост (официальное название Валунский мост), где снимался эпизод битвы темных и светлых сил фильма «Ночной дозор». Этот мост из дикого необработанного камня построил в конце 18-го века архитектор Николай Львов. Камни уложены так, что соединительные материалы (цемент, бетон) им не нужны до сих пор! Удивительно то, что центральная сквозная арка не требует никаких подпорок, в ней камни уложены так филигранно, что мост с гарантией простоит еще не один десяток лет, поражая ныне живущих мастерством предков. Этот мост находится в селе Василёво, неподалеку от Торжка. Про усадьбы, храмы, музеи этого древнего городка можно рассказывать бесконечно.
Коль мы взяли на себя смелость прикоснуться к истории Государевой дороги, в честь которой назван туристический маршрут, дотошные историки нас могут поправить -- ведь этот маршрут начинался не со строительства путевых дворцов, трапезных и слесарных мастерских, а гораздо раньше. Это был древний путь новгородских купцов к Белому морю, где они закупали рыбу. В 1702 году Петр 1 приказал пройти этот путь от приставы Нюхча (Белое море) до Повенца (Онежское озеро), а дальше через Ладожское озеро выйти на Неву. Более того, нужно было протащить два фрегата, чтобы внезапно ударить по шведам из устья Невы. Пять тысяч русских солдат и крестьян действительно тогда совершили подвиг, которые немыслим даже по современным масштабам! Они построили 185-километровую дорогу по лесам и болотам за 16 дней и за 8 суток протащили эти фрегаты.
До Петра 1 на Руси длинных сухопутных дорог-магистралей в нашем современном понимании не существовало. В основном это были протоптанные лошадьми тракты, кое-где выложенные бревнами. А в качестве путей сообщения в основном были реки. Петр Великий задумал создать на Руси прямолинейный перспективный путь, говоря инженерным термином той эпохи – «всесезонный гужевой тракт». И эта дорога должна была соединить Москву и Петербург. Самодержец вошел в историю как Петр Великий, потому что вершил на Руси великие дела. Ради достижения цели император ввел тогда «натуральную повинность жителей» тех деревень, которые располагались в пятидесяти верстах по обе стороны от строящейся дороги. Кстати, многие крестьяне из-за щедрой оплаты стремились попасть на «царские работы». Дорога строилась из окружающего леса а сама технология, наверное, соответствовала тому времени. Описание этого процесса дошло до наших дней: дорогу мостили бревнами, которые крепились к земле специальными кольями по бокам и по центру. Сверху полотно покрывалось связками хвороста и трамбовалось песком. Легко представить, как «удобно» ехать по такой трассе, особенно весной или дождливой осенью… Но не будем судить строго – ведь это было начало.
«Стройку века» Петра I завершили лишь в 1746 году, уже при императрице Елизавете Петровне. Тогда в некоторых местах трасса даже была выложена камнем. Совершенствовать Государеву дорогу (её уже так называли в народе) начали во времена Екатерины Второй. В 1780-х годах её стали активно мостить камнем, но работы затормозились из-за русско-турецкой войны. Уже после разгрома Наполеона император Николай I в 1816 году возобновил работы по капитальному каменному покрытию. Завершены они были уже при Николае I в 1833 году. Анализируя приведенные цифры и даты, невольно приходишь к мысли: это же сколько могли совершить наши предки созидательных дел, если бы не отвлекались на защиту России-матушки от вражеских набегов!
Наступивший 2021 год для туристического маршрута «Государева дорога» станет знаковым – первые группы туристов будут формироваться уже в период майских праздников. Продолжительность путевки составляет 7 дней (6 ночей) по всему маршруту запланированы более тридцати экскурсий. Наверняка первых путешественников ждет очень много интересного и организаторы туров сделают все возможное, чтобы от общения с историей четырех областей у людей остались приятные воспоминания. Я же, завершая эти заметки, воспользуюсь информацией, которую предоставили мне в Министерстве туризма Тверской области.
«Большая часть туристического маршрута «Государева дорога» проходит по федеральной трассе М-10 через территории четырех областей: Московской, Ленинградской, Новгородской и Тверской.
В Верхневолжье он начинается с храмового комплекса села Завидово и расположенного там музея «Государева дорога», который рассказывает о быте путешественников. Следующая остановка – село Городня, в котором находится единственный сохранившийся памятник архитектуры Великого Тверского княжества – церковь Рождества Богородицы. В поселке Эммаус туристов приглашают в музей Калининского фронта. Экспозиция повествует о том, как в декабре 1941 года советские войска прорвали оборону германских войск, начав тем самым контрнаступление Красной армии под Москвой.
Далее следует Музей Валентина Серова в Усадьбе Домотканово, а за ним Тверь. Там путешественников ждёт обзорная экскурсия по городу, посещение Императорского дворца. Кроме того, в маршрут входит посещение Николо-Малицкого монастыря, тверской Венеции – Вышнего Волочка, старейшего в России Дома творчества художников – академической дачи И.Е.Репина. А также усадьбы Раёк- творения известного архитектора Николая Львова, древнего Торжка, музея-терема «Птицы Счастья», архитектурно-этнографического музея под открытым небом «Василёво», где представлены образцы русского деревянного зодчества».
…А тут возникла еще одна идея: никогда не откажусь от журналистского задания посмотреть полностью этот уникальный туристский маршрут и написать для читателей путевые заметки. Интересно же узнать, чем знаменита Государева дорога в Московской, Ленинградской и Новгородской областях!