Повествование о жизни иеросхимонаха Иоанна, первоначальника и основателя Саровской пустыни

О книге Петра Еремеева «Ярем Господень»

Бывший СССР 
0
466
Время на чтение 8 минут

В этом году исполнилось бы 90 лет русскому писателю Петру Васильевичу Еремееву. Он был одним из плеяды тех «незаметных» литераторов, что глубоко впитав в себя высокую культуру классической русской литературы, всю жизнь работали в наших глубинных городах, создавая поистине замечательные произведения, но при этом оставаясь известными довольно узкому кругу читателей, живших вместе с ними в посёлках, районных городках, самое большое областных центров.

Пётр Еремеев был замечательным стилистом, настоящим профессионалом, членом Союза писателей СССР, автором книг о Сибири и родном Арзамасе, где и прожил до скончания своего земного срока. Я провожал его в последний путь, у могилы говорил о завершении пути истинно русского писателя, которого Господь с радостью, как полностью и достойно исполнившего свой долг, позвал к Себе.

До перестройки, году в 1982 (если не ошибаюсь), рассказы и повести Петра Еремеева выпустило в свет столичное издательство «Современник».

Одна из книг у Еремеева называлась «Ярем Господень». Я её читал, она мне настолько понравилась, что в итоге написал на неё рецензию, которую опубликовал. Но вряд ли бы о ней я сейчас вспомнил, если бы не особый случай.

Недавно по российскому телевидению прошёл сериал «Бомба». Я его не смотрел. К продукции наших кинематографистов, посвящённых русской истории, я отношусь с большим скептицизмом. Но в новостях один из создателей фильма заявил, что атомную бомбу создавали в бывшем монастыре, «основанном Серафимом Саровским». Тогда-то я и подумал, что хоть читатели РНЛ и знают истинную историю создания Саровской пустыни, но вдруг кто-то и из кинематографистов задумается о подлинности своих знаний и найдёт время познакомиться с книгой русского писателя Петра Васильевича Еремеева.

***

Вот, казалось бы, давно следовало появиться в печати большой и глубокой статье о творчестве удивительного и во многом замечательного нижегородского прозаика Петра Васильевича Еремеева. Поводом тому служат и многие книги писателя, и широта его творческо-исторических интересов, и образный язык истинного художника слова... А вот нет такой статьи – и все тут. Хотя уже вне всяких сомнений имя его крепко встало в череду лучших писателей Нижегородчины за всю историю этого нелегкого творческого «промысла».

Что же тому помехой?

Я думаю, как раз то, что слишком обширен круг интересов писателя. И чтобы его как-то осмыслить, необходим большой и скрупулезный труд. Всякий ли решится на такое? Я вот тоже не решаюсь. Хотя о последней книге Петра Еремеева «Ярем Господень», изданной по благословению ныне почившего епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии Иерофея, умолчать не могу.

Изначально задачу перед собой автор поставил непростую — в художественной форме, определив ее как повествование, не только отразить жизнь основателя и первоначальника Саровской пустыни иеросхимонаха Иоанна, но и попытаться осмыслить духовную составляющую совершенного иноком подвига на фоне сложного исторического процесса, переживавшегося Россией.

Я повторюсь: «Ярем Господень» — не скудное по форме жизнеописание, основанное на дошедших до нас преданиях, а ответственное художественное исследование, где автор пытается «вжиться» в образ, пытается дышать с ним одним воздухом, вместе с ним ощущать запахи, испытывать боль, разочарование от предательства, страх. Удалось ли в полной мере задуманное? Давайте обратимся к книге и попробуем во всем разобраться. Право, как я уже говорил, труд того стоит.

Уже в первой главе, расставляя все основные художественно-исторические акценты, Петр Еремеев задает темп своему повествованию, довольно близкий к житийному, но все-таки таковым не являющийся. Ведь перед читателем проходят чередой картины первой любви Иваши (будущего инока), первой потери, первого «призыва к Богу». Доводятся до внимания читателя исторические реалии, справки, обширный и разносторонний этнографический материал. И становится ясно, что, в принципе не отходя от канонического жития будущего строителя Саровской обители, автор, тем не менее, подготавливает нас к восприятию его жизни еще и в чисто человеческом, «плотском», «житейском» плане. Для того ему и понадобился принцип художественного вымысла в этой работе.

Но чем дальше, тем больше автора увлекает краеведческо-исторический материал. На протяжении всей книги он интересен, ярок и в то же время будет точно работать на художественную разработку образа главного героя произведения, которого неминуемо должны ждать несправедливое заточение, поругание, смерть в узилище. И видно, что материал этот ему очень хорошо, подетально знаком, дорог, и Еремееву хочется поделиться своими знаниями с читателем.

И все это настолько органично вплетено в сюжетную линию, в действие повествования, что воспринимается как вполне естественное и даже необходимое дополнение к собственно главному замыслу — показу иноческого ПУТИ.

Да, мы видим древний Арзамас в крепостных стенах, с пыточной башней, с главными улицами, рыночной площадью, домом воеводы. Но все это не уводит нас от инока Иоанна, не разрушает нашей читательской гармоничной связи с ним, а, наоборот, погружает в его время, в его состояние, ощущения. И потому, когда после всего созерцательного, внешнего, после обзора древнего города с высоты колокольни, мы вместе с ним читаем слова Псалтыри «Сердце мое говорит от тебя: ищи лица Моего», то охватывающее чувство героя нам самим не менее близко и понятно.

Оно нам не безразлично, не чуждо, не произнесено во вне — но в нас.

Автору «Ярема Господня» эта слитность удается еще и потому, что он прекрасно владеет этнографически-бытовым материалом. Конечно, это несколько уводит читательское восприятие от аскетики (ведь главный герой, не будем этого забывать, — монах), но по-человечески, по правде жизни это более достоверно, чем «сухое» морализирование и высокомерно-отстраненное поучение.

Чего в этом ряду только стоит сцена, разыгравшаяся на Сенной площади Арзамаса, с выступлением «ученого» (дрессированного — как бы мы сейчас сказали) медведя или взгляд на окрестности с вершины высохшего дуба (первый поход в междуречье Сатиса и Сарова для пригляда будущего места уединения). Здесь все живо, все дышит. Ведь мы помним — наш монах молод. Ему всего лишь девятнадцать лет.

И все увиденное естественно впитывается его памятью, душевно и эмоционально тревожит. В этом заключается правда образа. Повторюсь, всему этому читательскому восприятию помогает правильно найденная автором повествовательная интонация, неспешный ее ритм и абсолютно подходящий к этому ритму язык своеобразный, выразительный, с некоторой стилизацией под старославянский. Он, язык, помогает нам видеть не «залакированную икону», а, в первую очередь, человека, его жизненный и духовный путь в обретении великого духа в Господе Иисусе Христе, что и есть несомненное и главное достоинство книги.

В подтверждение этих слов не могу себе отказать в удовольствии, чтобы не процитировать «Ярем Господень».

«В жаркую июльскую пору 1698 года под сильным конвоем драгун в Арзамас из Москвы привели восемьдесят два стрельца мятежного полка Ивана Чернова.

Скованные, измученные дальней дорогой, они еле волочили ноги. У иных не по возрасту поседели виски, перепотелые, черные от загара и пыли лица пугали своей худобой, стрелецкие кафтаны изорваны, на некоторых виднелись пропитанные кровью холсты. Были ли это следы пыток или боевых ран — ведали лишь сами несчастные.

Толпа горожан скорбно шепталась, а потом тревожно загудела, подступила к конвою, заглядывала в изнуренные лица стрелецкие — громко печаловалась русская душа. За что бы ни судили на Руси человека — не злорадствуют, а страдают свидетели площадного наказания или казни. И потому, в свою очередь, кланяются и просят прощения у всего православного мира обреченные на казнь».

Здесь посредством слова передано все — и историческая эпоха, и народный характер, и сама живописная картина действа, и физическая усталость стрельцов, и нравственная народная боль. Вот ведь вроде бы и изображена-то безликая толпа. Но талантом художника, неведомыми для нас путями Еремеев одновременно передает читателю и общее состояние людей, и индивидуальную их оценку, их боль, сопереживания.

Но вот действие переходит в покои архимандрита Павла, настоятеля Спасского монастыря. И как же виденное воспринимает инок Иоанн?

«Покои архимандрита подивили Иоанна. Невольно вспомнилось, как просто жил игумен Афанасий. Он и рясу-то чаще носил из мужицкой холщовой крашенинки. А теперь вот в тех же покоях тяжелые резные стулья с цветной кожей на сиденьях и высоких спинках, большой стол с резными ножками, изразчатая печь отливала синевой диковинных птиц. Иконы в красном углу с ярким блеском золота на окладах, на столе два богатых, вызолоченных же шандала. И много книг в хороших переплетах. Тотчас подумалось, что бывший патриарший ризничий попривык к московскому злату-серебру и красоте в соборных храмах Кремля, в самой ризнице, да и покоях патриарха».

Здесь, еще не встретив будущего героя, мы уже видим его характер, властность, знатность.

Так много говорят читателю немногочисленные, но точно подмеченные и изображенные детали монастырского быта конца XVII-гo века.

Также умело и ненавязчиво, вплетая разные сюжетные линии в ткань повествования, автор рассказывает о происходящей, творящейся в это время истории России. Благо, крепко она связана с городом Арзамасом. Здесь и разинский бунт, и стрелецкий, и церковный раскол — все коснулось провинциального города. Все связывается воедино, все невидимо наполняет саму историю духовного становления инока, его отношение к миру и с миром.

А ведь мир тоже непрост и полон соблазнов. Одно торжище Макарьевское, куда отправился Иоанн за покупками для монастыря, чего стоит. Приехал на него игумен Арзамасского Введенского монастыря по делам хозяйственным, а испытал смущения всякие и от девичьих глаз, и от бурлацкой, душу жалобящей песни.

Большая часть книги посвящена вопросу возвращения Иоанном в лоно единой Церкви раскольников заволжских. Автор как бы документально воспроизводит возможно происходившие тогда споры, беседы, разговоры игумена с ушедшими в раскол. Приводит доводы, цитирует Евангелие и слова из книг святых отцов.

Все вдумчиво, серьезно и основательно. И такие сцены, такие беседы без большого, кропотливого труда самого пишущего, отразить и оживить в произведении невозможно. Здесь нужны знания. Здесь необходима позиция. Здесь должен быть собственный (и подчеркнем, немалый!) духовный опыт, за которым следует, которому верит, который выработал и выстрадал писатель.

Петр Васильевич Еремеев написал хорошую, потребовавшую много труда книгу, плотно легшую еще одним кирпичиком в фундамент русской культуры.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Викторович Сдобняков
И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят
Ф.М. Достоевский и литературная среда: по письмам великого писателя
16.07.2024
Размышления о Западе и российском нигилизме
Н.Н. Страхов и Ф.М. Достоевский
16.06.2024
«Высказывать такие мысли, значит обречь себя на роль пария»
Из письма Ф.М. Достоевского цесаревичу Александру Александровичу
23.05.2024
Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь
Несколько замечаний по воспоминаниям Виктора Некрасова
24.04.2024
Литература должна ни на шаг не отступать от своей цели – возвысить общество
По страницам критических статей Н.А. Некрасова
09.03.2024
Все статьи Валерий Викторович Сдобняков
Бывший СССР
День памяти первого Царя Династии Романовых Михаила Федоровича
Сегодня мы также вспоминаем генерала А.А.Киреева, театрального живописца М.И.Бочарова, авиаконструктора Д.П.Григоровича, Героя Советского Союза А.Н.Юрина, поэтессу А.С.Эфрон, детского писателя Н.Н.Носова и палеонтолога К.К.Флёрова
26.07.2024
День памяти одного из идеологов русского национализма профессора Тимофея Локотя
Сегодня мы также вспоминаем художника А.И.Иванова, зоолога М.К.Сидорова, педагога К.П.Яновского, оптика А.А.Чикина, ученого-растениевода А.М.Дмитриева, Героя Советского Союза И.М.Яроцкого и поэта В.Д.Цыбина
25.07.2024
О действии Промысла Божия в русской истории
Господь нас не оставляет Своей любовью и Своим вразумлением
24.07.2024
«Начальница веры» в Русской земле
Сегодня, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, мы вспоминаем генерала Д.В.Пассека, врача А.А.Остроумова, литературоведа И.Н.Жданова, художника А.И.Куинджи, художника Б.В.Щербакова и адмирала В.Н.Алексеева
24.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.07.2024 23:41
Как Трамп обеспечит мир на Украине «за один день»
Новый комментарий от учитель
26.07.2024 21:59
За что воюют «украинцы»?
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 21:43
Церковь всегда одна
Новый комментарий от prot
26.07.2024 20:48
Элита России находится в неадеквате!
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:42
Тени бродят по планете, тени машиаха…
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:32