Художник Павел Федотов

Из истории российского кадетства

Александр Сергеевич Пушкин 
0
561
Время на чтение 7 минут

Художник Павел Федотов, не имея специального образования, удостоился звания академика живописи и на века вошел в историю русского искусства своими жанровыми сатирическими картинами, которые произвели фурор в середине XIX столетия.

 ***

Павел Федотов родом из семьи титулярного советника, служащего во времена Екатерины II. В отличие от множества талантливых детей, чьи способности развивались родителями с раннего детства, маленьким Павлом никто не занимался. Он был предоставлен сам себе и время проводил в весёлых играх и драках, бегая по сенникам и чердакам, носясь с горок на санках.

В 1826 г., в возрасте десяти лет, Павел Федотов поступил в 1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус. Сам художник в стихотворении «К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям» говорит: «Меня судьба, отец и мать // Назначили маршировать».

 Вставали рано утром, чистили сапоги ваксой, протирали пуговицы толчёным кирпичом. В классах было холодно, хотя печи топили жарко. Зимой пар шёл у кадет изо рта клубами; даже гвозди на полу были покрыты инеем и льдом.

Здесь преподавали общепринятые школьные предметы — иностранные языки, физику, словесность, риторику, историю. Наряду с этим кадетов обучали и военным дисциплинам — фортификации, артиллерии, тактике. Каждую субботу, уже в сумерках, при сборе роты читался «Артикул Петра Великого» — свод военно-уголовных законов, изданных в 1714 г. Также ребята занимались танцами, гимнастикой и фехтованием. Павел наибольший интерес проявлял к химии и математике.

 Федотов внешне был среднего роста и особенной физической силы никогда не проявлял. Телосложение у него было близкое к атлетическому, но присутствовали признаки невропатической конституции. Внешностью Павел обладал представительной, можно даже сказать, аристократической.

Парень имел весёлый и общительный характер, часто проводил досуг в кругу товарищей. К этому времени он начал сам сочинять песни и романсы. Здесь же, в кадетском корпусе, Федотов впервые почувствовал серьёзную тягу к живописи. Ему вдруг захотелось не просто рисовать, а посвятить этому делу всю жизнь.

Руководству корпуса не очень нравилось, что все поля учебных тетрадей Павла разрисованы портретами учеников, учителей, воспитателей, да ещё в карикатурном виде. Однако приходилось признавать, что шаржи и портреты делал он весьма талантливо.

А Федотов просто жил карандашом: он поправлял рисунки других и за это получал когда полбулки, а иногда и булку, чего за свой рисунок получить было нельзя. По этой причине собственные рисунки у него всегда были незаконченными, так что по классу рисования его отмечали ленивым. А ещё Павел очень интересовался литературой. Там, за стенами, была Россия; её любили не по учебнику — о ней читали у Пушкина. О «Евгении Онегине» спорили даже в корпусе. Пушкин заставил всех читать и иначе видеть Москву, русскую историю и всю Россию — растущую, помнящую великое прошлое и ждущую великого будущего.

Среди холода и голода кадеты читали Ломоносова, увлекались Полевы́м, Загоскиным, зачитывались Марлинским. Прочитав «Тараса Бульбу» Гоголя, ребята даже задумали целым классом написать роман под названием «Гайдамаки». Также издавали журнал с внутренними кадетскими известиями и известиями внешними, то есть московскими. Летом фронтовые занятия шли на плацу перед дворцом. В одной из ранних поэм Федотова («Чердак»), написанной непосредственно после окончания учебы, он вспоминает корпус:

 

Иль иногда в смиренный час

С однокорытными костями

Завяжется лихой рассказ,

Припоминание проказ,

Как в старину с учителями,

С начальством расправлялись сами,

Как, не боясь тюремной тьмы,

Ему грубили вечно мы,

Как трубки в нужниках курили,

Как подлецов до смерти били…

 

Здесь рассказывается о расправах, которые называли тогда «сделать тёмную»: фискалов, то есть доносчиков, били, внезапно накинув на голову ябедника шинель. Жизнь в корпусе была волчьей, но Федотов в ней не пропал благодаря здоровой физической силе, памяти, лёгкому характеру и прекрасному голосу, украшавшему церковный хор, что начальством тоже весьма учитывалось.

В строю будущий художник был исправен, в одежде опрятен, в обхождении приятен. Больше всего молодой человек любил читать. Он перечитал все русские книги в библиотеке, выучился немецкому языку и даже пытался переводить стихи. Одно обстоятельство всегда оберегало Павла от наказания: у него была изумительная память — он мог запомнить всё, даже «Артикул воинский». Ещё в корпусе кадет Федотов мог отвечать уроки от слова до слова, так что его охотно вызывали, когда приходило начальство.

Рисование в учебном заведении преподавал человек, всегда носивший старый синий фрак, смуглолицый и неразговорчивый, со странной фамилией — Каракалпаков. Каракалпаков любил поправлять рисунки Федотова, ругал кадета за лень, а однажды, чтобы побудить мальчика к творчеству, дал ему книгу, сочинённую господином Писаревым: «Предметы для художника». Книга эта была издана в 1807 г. и предусматривала всё, что художник может и должен рисовать. Когда-то она была подарена самому Каракалпакову в Академии художеств как награда за успехи. Книга эта начиналась следующим введением: «Во всех художествах, равно как и в поэзии, нужен творческий ум, или то, что мы называем гением. Разница состоит в том только, что в поэзии ничто уже не может заменить творческого ума: ни большие сведения, ни неусыпное прилежание; один только гений может постигнуть язык богов, как древние называли поэзию, — посредственности в ней нет. В художествах же большие сведения и неусыпное прилежание в своем искусстве могут заменить творческий ум». Эта книга должна была заменить художнику разум …

Федотов пел в церковном хоре, в высокой нарядной церкви кадетского корпуса, и хорошо умел читать ноты. Он научился играть на новомодной гитаре и даже овладел флейтой. Домой Павел почти не попадал. Летом кадетов не отпускали: они отбывали лагерный сбор у села Коломенского. Незадолго до выпуска кадет к Федотову подошёл Каракалпаков и убеждённо сказал: «Ты будешь художником! Может быть, у тебя будет удача, может быть, у тебя совсем не будет успеха, но ты станешь художником!»

В 1833 г. Федотов, получив аттестат с отличием, окончил учёбу в корпусе. Имя блестящего ученика даже было записано золотыми буквами на мраморной доске. Поступив в лейб-гвардии Финляндский полк в чине прапорщика, он перебрался в Петербург. Будущему художнику было тогда восемнадцать лет.

Казармы полка находились на Васильевском острове, близ Академии художеств. В то время за ничтожную плату давали билеты на право посещения Академии, и каждый желающий мог, придя туда, копировать классиков или рисовать натуру, пользуясь советами профессоров. Начальство не препятствовало этому.

Федотов увлекался рисунками и акварелью, изучал перспективу и начал серьёзно заниматься живописью. Художник писал про свои занятия так: «…близкое соседство на Васильевском острове Академии… дало возможность походить иногда в свободные дни в вечерние рисовальные классы Академии поучиться.

Тут очутился в совершенно новом мире: рядом сидит сын лавочника, по другую сторону — камер-юнкер Вонлярлярский, впереди — конногвардеец Вуич, рядом с ним ученик Академии — мальчик в курточке; там сзади — чиновники, опять академисты, там опять офицер, опять какой-то драный уличный замарашка. Разные по летам и нарядам, но с одинаковым соревнованием все, углубляясь на свой лист, хлопочут чтобы не поддаться друг другу…».

Кроме академических рисунков, Федотов ещё рисовал на продажу портреты великого князя Михаила Павловича, а также офицеров, занимающихся строем, храбро проигрывающих или робко берущих у казначея жалованье вперёд.

Федотов ходил в Академию художеств, получал за свои работы невысокие отметки, смотрел на рисунки мастеров. На карауле Федотов играл на флейте, сочинял стихи и располагал по порядку краски. Он любил краски, любил вещи, красное дерево, стекло, свет свечи…

Лейб-гвардии Финляндский полк — полк привилегированный, офицеры там были из богатых и чиновных семей. Солдатского сына Павла Федотова привела в тот полк золотая медаль.

В 1844 г. Павел Андреевич подал прошение об отставке и был уволен в чине капитана, прослужив на действительной военной службе ровно десять лет, а всего пробыв в мундире, считая корпус, восемнадцать лет.

 

За свою недолгую жизнь Федотов всё же успел очень много. Не будет преувеличением сказать, что именно ему обязана своим появлением русская жанровая живопись, из которой вырастет впоследствии целое направление — критический реализм. Пожалуй, лучше других сказал о нём В. Стасов: «Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его природа. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».

Материал подготовлен Музеем истории российского кадетства 


Николай Гурьевич Антипов, директор Музея истории российского кадетства, член ICOM Россия, академик Евразийской Академии телевидения и радио

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Гурьевич Антипов
Скрябин. Не такой, как все
Из истории российского кадетства
14.10.2020
Римский-Корсаков. Наперекор судьбе
Из истории российского кадетства
09.10.2020
Александр Радищев
Из истории российского кадетства
04.10.2020
Мясковский. Наперекор судьбе
Из истории российского кадетства
01.10.2020
Моряк-художник
Памяти Алексея Боголюбова. Из истории российского кадетства
22.09.2020
Все статьи Николай Гурьевич Антипов
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.11.2024 11:46
Что нас ждёт: мир или тотальный хаос?
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 11:35
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Ленчик
20.11.2024 11:02
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Александр Волков
20.11.2024 10:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 10:19
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.11.2024 09:21