Моряк-художник

Памяти Алексея Боголюбова. Из истории российского кадетства

0
410
Время на чтение 7 минут

 

А.Боголюбов. Афонское сражение 19 июня 1807 года, 1853 г.

 

Алексей Боголюбов — морской офицер и художник, создатель уникальной по художественной значимости и историческому значению серии картин, воспевающих историю отечественного флота*.

***

Я родился в селе Померанье Новгородского уезда Новгородской губернии. И у меня остались чудесные воспоминания о привольной и безмятежной жизни в кругу любящих родителей и брата.

            Мой отец, Пётр Гаврилович Боголюбов, — воспитанник 1-го кадетского корпуса, был выпущен в офицеры, а в 1809 г. участвовал в легендарном переходе по льду через залив Кваркен под командованием Барклая-де-Толли. Во время Отечественной войны 1812 г. был тяжело ранен. После его смерти мы с братом Николаем остались «сиротами заслуженного человека», что дало нам право поступить в кадетский корпус.

            Мой брат уже учился в Александровском кадетском корпусе для малолетних, который располагался в Царском Селе, когда в 1832 г. пришло мое время для поступления. Но поначалу нас должны были представить великому князю Михаилу Павловичу на смотр. Для этого в Штыковом зале Михайловского дворца собрали всех отобранных для учебы в этом заведении ребят. Мы с волнением ждали царскую особу. Вдруг отворилась дверь, и вошёл рыжий и сутуловатый невысокий человек в сюртуке и без эполет. «А, вот они!» — произнес он.

Мороз пробежал у меня по коже, ноги затряслись, но вошедший с улыбкой подошёл к нам, потрепал меня в виде одобрения по щекам и сказал:

— Ну, молодец… А кто был твой отец?

— Боголюбов — полковник!

— А где служил?

— В Тенгинском полку. Потом был в Париже, там его ранили!

— Ага, а потом?

— Умер.

— Жаль! Есть у тебя родные?

— Есть! Мать, дядя.

— А кто дядя?

— Радищев!

— А-а-а…

И он отошёл к следующему.

            После нас ввели в кабинет великого князя. Он построил нас в шеренгу, велел поднять правую ногу и неожиданно толкнул первого с краю. Мы все рухнули на ковёр и захохотали. «Ну, плохие же вы солдаты! Зато будете молодцы, когда выучитесь, а теперь ступайте по домам, кланяйтесь своим и скажите, что я принял вас в корпус».

 

Трудно было привыкать к порядкам корпусного общежития. Детей император любил, ибо не проходило и двух недель, чтобы кто-нибудь из высочайших особ не навещал корпус. Случалось, что государь входил в зал, где собиралось до 400 ребят, а там стоял такой гул, как в громадном птичнике. «Здорóво, детки!» — и мёртвая тишина воцарялась в зале. «Ко мне!» — и опять взрыв шума, и такая давка вокруг него, как в муравейнике. Нередко он ложился на пол. «Ну, подымайте меня», — и тут его облепляли, отвинчивая пуговицы на память и т. д. Всего более страдал султан шляпы, ибо все перья разбирались, как и пуговицы, и клеились в альбомы на память.

В корпусе учили неплохо, хотя зубрёжка была краеугольным камнем педагогов. За нравственностью следили строго.

 Начальницей корпуса была мадам Зон — женщина толковая и строгая, держала она своих подчинённых в дисциплине.

Мне было уже десять, когда в один прекрасный день я попал в число воспитанников, назначенных для перевода в Морской кадетский корпус. В Морском корпусе нас встречал лично директор Иван Фёдорович Крузенштерн, ласково и душевно он рекомендовал учиться хорошо.

            Летом все кадеты плавали на фрегатах корпусной эскадры. Этим способом невольно смолоду изучались все снасти, вооружение фрегата, компас и направление румбов. Уже в 12 лет я знал все морские мелочи. В 1839 г. я уже имел младший чин в Гардемаринской роте. Конечно, ростом я был велик и такой же был отчаянной весёлости. Любил кататься по галереям колесом, любил разные ломанья и скачки. А ещё с юности увлекался рисованием и в любое свободное время брался за карандаш, делал наброски. Особо я пристрастился в то время к изображению в карикатуре всех окружающих меня. Писал директора, учителей, офицеров — мелом на досках, на столах… Словом, где ни попадя, что влияло на мою отметку по поведению.

Кстати, однажды за карикатуры на комиссию и директора корпуса И. Ф. Крузенштерна я был лишен права экзаменоваться и отправлен под арест. Брат мой Николай, будучи уже в офицерских классах, тут же бросился к дяде, полковнику Афанасию Александровичу Радищеву, с просьбой заступиться за меня. Крузенштерн простил (авторитет дяди помог), при этом была отмечена моя прилежная учеба.

            Мы с братом были близки, хотя были разными по характеру, темпераменту. Но, несмотря на частые разлуки, мы жили душа в душу, находя друг в друге опору и поддержку, а при встречах и в письмах делились тем, что волновало, радовало, огорчало.

            Летом всех гардемаринов назначали в плаванье на Большую эскадру, то есть на корабли для похода на Балтику. Так, младшим гардемарином я и попал на корабль «Прохор».

 

Пришло время выпускных экзаменов. Шел 1841 год. Все прошло очень хорошо, по большинству предметов у меня было не менее 9 баллов. По главным предметам — 11, хотя кадетские годы сопровождались неизменной оценкой «ноль с минусом» за поведение и напутствиями педагогов: «Ну, будете вы в арестантах, вспомяните мое слово!» или же «Я так думаю, что вы угораздите в матросы». Вопреки этим предсказаниям старший гардемарин Алексей Боголюбов прекрасно сдал экзамены и был выпущен 17-м из 75 человек (хотя по оценкам был третьим — подвел злосчастный «ноль с минусом» за поведение).

И вот, меня назначили служить в 17-й экипаж 2-й флотской дивизии, которой командовал вице-адмирал Александр Алексеевич Дурасов. У него впоследствии я был личным адъютантом.

Служил я на бриге «Усердный», а затем, получив чин лейтенанта, — на пароходофрегате «Камчатка», лучшем колесном судне флота. Офицеров набрали туда лучших, команду тоже выбирали из всех экипажей.

Морская служба шла своим чередом. Но любовь к занятиям живописью не только не уменьшилась, но и стала потребностью. Конечно же, была бесшабашная жизнь молодого офицера с балами и веселыми кутежами, но при любой свободной минуте я увлеченно и усердно рисовал. Особенно это удавалось делать на зимних стоянках, когда я писал виды Кронштадта, Ревеля, Свеаборга. В продолжительных заграничных плаваниях мне удалось увидеть полотна лучших западноевропейских художников.

В плавании 1847 г. на Мадейру я познакомился с жившим там К. П. Брюлловым, тогда большим художником. Мэтр уделил мне время, посмотрел этюды и дал дельные советы по мастерству. Его отношение и доброе расположение вдохновили меня.

Но все же выбор призвания, к которому меня влекло с детства, состоялся в 1849 г. — во время очередного плавания «Камчатки» на Мадейру вместе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

Мои рисунки попали в руки президента Императорской академии художеств, он-то и посоветовал мне серьезно заняться живописью: «Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании».

Герцог Лейхтенбергский добился у Николая I разрешения принять меня в Академию художеств вольноопределяющимся. Сделано это было для того, чтобы я оставался служить во флоте и получать офицерское жалованье, так как это было единственным средством моего существования.

С осени 1849 г. я начал посещать классы Академии художеств; нам преподают профессора М. Н. Воробьев и Б. П. Виллевальде. Но все же самое сильно влияние в то время на меня оказал широко известный художник-маринист И. К. Айвазовский. Его эффектная живопись ошеломляла ослепительным блеском красок, своим реализмом.

Уже в 1851 г. мои первые самостоятельные картины — виды Кронштадтской гавани, «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты», «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона» удостоились внимания и Малой золотой медали.

По заказу директора корпуса, контр-адмирала Николая Петровича Римского-Корсакова, я написал три картины: «Корабль «Императрица Мария», «Смотр русской эскадры в Буюк-Дере» и «Бриг «Меркурий», которые разместили в залах Морского корпуса.

В 1852 г., к 100-летию Морского кадетского корпуса, я написал «Афонское сражение», которое было показано императору. Государь долго смотрел на полотно и спросил, давно ли я занимаюсь живописью и где.

— Теперь я учусь в Академии, а прежде учился в корпусе Вашего Императорского Величества, — отвечал я.

— Да, помню, ты писал «Наводнение 24-го года в Кронштадте». Спасибо, продолжай!

 

И вот в 1853 г. я с успехом окончил Академию художеств с Большой золотой медалью за три вида Ревеля и «Вид С.-Петербурга от взморья» с аттестатом 1-й степени и правом на заграничные командировки. Одновременно я получаю отставку от службы, назначение художником-маринистом Главного морского штаба и первый царский заказ на семь больших полотен из истории Крымской войны.

_________    
 

* Далее повествование от первого лица — адаптированные воспоминания самого А. П. Боголюбова.

Материал подготовлен Музеем истории российского кадетства 

Николай Гурьевич Антипов, директор Музея истории российского кадетства, член ICOM Россия, академик Евразийской Академии телевидения и радио

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Гурьевич Антипов
Художник Павел Федотов
Из истории российского кадетства
10.11.2020
Скрябин. Не такой, как все
Из истории российского кадетства
14.10.2020
Римский-Корсаков. Наперекор судьбе
Из истории российского кадетства
09.10.2020
Александр Радищев
Из истории российского кадетства
04.10.2020
Мясковский. Наперекор судьбе
Из истории российского кадетства
01.10.2020
Все статьи Николай Гурьевич Антипов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
25.11.2024 20:19
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
25.11.2024 19:28
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от Владимир Петрович
25.11.2024 19:14
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 18:50
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 17:56
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:16