Скрябин. Не такой, как все

Из истории российского кадетства

0
791
Время на чтение 5 минут

Александр Скрябин с отцом

Русский композитор и исключительная личность, которого называли гениальным даже те, кто не был сторонником его смелых новаторских идей.

***

Осенью 1882 г. десятилетний Александр Скрябин был принят во 2-й Московский кадетский корпус, помещавшийся в Лефортове. Все необходимые знания он усваивал с большой лёгкостью и блестяще сдал экзамен, оказавшись первым по успехам из 70 поступавших.

Новоиспечённый кадет оказался в корпусе на привилегированном положении по сравнению с другими воспитанниками. Жил он у одного из своих дядей, занимавшего в качестве воспитателя большую казённую квартиру, в которой был и рояль. В корпус Саша ходил только на занятия. По воскресеньям и в праздничные дни его отпускали домой.

От ряда специальных военных дисциплин он был освобождён, при этом с увлечением занимался гимнастикой, сознавая своё недостаточное физическое развитие. Первоначально товарищи по корпусу отнеслись к новичку недоверчиво и насмешливо, называя его «кадетом по случаю». Строевые занятия, особенно когда надо было маршировать, держа вертикально винтовку, весившую без малого шесть килограммов, были ему не под силу. В то же время по общеобразовательным предметам он занимался очень хорошо — был в течение ряда лет первым учеником, получал награды.

Постепенно отношение к Саше Скрябину изменилось. Товарищи почувствовали, что он был какой-то «особенный», «не такой, как все». Основную роль в этом сыграл его музыкальный талант. Им заинтересовалась дочь директора корпуса, пианистка А. Альбедиль. Она и привлекла мальчика к участию в корпусных концертах. Уже на первом курсе Скрябин впервые публично выступил на вечере. Он сыграл гавот Баха, причём больше по слуху, не зная по-настоящему нот. В конце пьесы юный пианист немного запнулся, однако благополучно закончил её, сымпровизировав в заключительных тактах.

Несколькими годами позднее, когда Скрябин уже начал серьёзно заниматься музыкой, он играл в четыре руки с Альбедиль на большом праздничном концерте, в котором участвовали многие известные артисты. Кадеты бурно приветствовали выступление своего товарища аплодисментами, так что воспитателю и самому директору пришлось их усмирять.

Так постепенно Скрябин завоевал в корпусе всеобщие симпатии соучеников и начальства. Нередко в свободные вечера кадеты собирались около старинного прямострунного рояля и слушали Сашину игру; иногда ему заказывали какие-нибудь определённые импровизации. Приходилось юноше играть и для танцев. «Его хватали за руки, несли к роялю, и бедный композитор превращался в жалкого тапёра. Никакие клятвы и уверения, что он не играет полек, вальсов и мазурок, не помогали. Его подталкивали под бока, щекотали (а он щекотки безумно боялся)… и заставляли играть… И он играл какие-то неслыханные, но очаровательные мелодии танцев, под которые отплясывали кадеты», — рассказывает товарищ Скрябина. Иной раз, улучив подходящий момент, молодой человек выскакивал из-за рояля и спасался бегством.

Саша вызывал расположение не только своим музыкальным дарованием, но и мягкостью характера, общим умственным развитием и поэтическими способностями, а также изобретательностью по части всяких весёлых затей.

Учение в корпусе, таким образом, не мешало развитию дарования Скрябина. К этому времени относится начало его страстного увлечения Шопеном. Рассказывают, что ноты с произведениями великого польского композитора он иногда даже клал на ночь под подушку. Это увлечение отразилось на его дальнейшем творчестве.

В бытность кадетом юный музыкант создал уже довольно много произведений. Самые ранние из сохранившихся («Канон» и «Ноктюрн для рояля») были написаны, когда ему было около 11-12 лет. Несмотря на естественный для столь юного возраста подражательный характер, в этих пьесах можно уже уловить отдельные скрытые намёки на будущий «скрябинский» стиль.

С лета 1883 г. начались систематические занятия Скрябина игрой на фортепиано. Первым его педагогом был известный впоследствии музыковед и композитор Г. Э. Конюс, в то время ещё учившийся в консерватории. «Вид у мальчика был тщедушный, он был бледен, роста малого, казался моложе своих 12 лет… Слабыми, еле выдавливавшими звук пальчиками сыграл мне, что именно — не помню, но чисто и достаточно бегло», — рассказывал много лет спустя Конюс.

Предварительная подготовка Скрябина была хорошей. Как-то само собой у него созрело решение поступить в консерваторию. Продолжая учение в корпусе (корпус Скрябин окончил в 1889 г., когда был уже на втором курсе консерватории), он стал частным образом заниматься у видного московского педагога Н. С. Зверева.

Зверев, ученик известного в своё время пианиста и композитора, профессора Московской консерватории А. И. Дюбюка (у которого в юности брал уроки М. А. Балакирев), был фигурой колоритной. Строгость и требовательность к ученикам сочетались у него с чисто отеческим к ним отношением. Многие ученики Зверева жили в его доме на полном пансионе. Среди них в то время было несколько выдающихся музыкантов, и прежде всего — С. В. Рахманинов.

По воскресеньям Зверев устраивал обеды — по воспоминаниям одного из современников, «долгие, обильные и вкусные». На них присутствовали многие представители музыкальной Москвы, иногда бывал и П. И. Чайковский. После обеда перед гостями выступали ученики Зверева, в том числе Скрябин. Зверев очень любил Скрябина, которого нежно называл Скрябушкой, но ценил в нём больше пианиста, чем композитора.

Параллельно с занятиями у Зверева Скрябин начал брать уроки по теории музыки — сначала у Сергея Ивановича Танеева, который сразу отметил превосходные музыкальные данные мальчика и познакомил его с основами музыкальной формы, контрапункта и гармонии. После года занятий с Танеевым Скрябин дополнительно прошёл курс гармонии с тем же Конюсом. По существу, его не нужно было учить в прямом смысле этого слова: педагогам приходилось главным образом знакомить молодого человека с основными музыкально-техническими терминами и их значением — всё необходимое он чувствовал сам, благодаря природному музыкальному инстинкту. Зачастую учитель мог не договаривать своих объяснений — уже по его первым словам ученик отгадывал, о чём идет речь, и сам досказывал мысль.

В 1889 г., после окончания корпуса, Александр Николаевич Скрябин сразу поступил в Московскую консерваторию.

Материал подготовлен Музеем истории российского кадетства


Николай Гурьевич Антипов, директор Музея истории российского кадетства, член ICOM Россия, академик Евразийской Академии телевидения и радио

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Антипов
Художник Павел Федотов
Из истории российского кадетства
10.11.2020
Римский-Корсаков. Наперекор судьбе
Из истории российского кадетства
09.10.2020
Александр Радищев
Из истории российского кадетства
04.10.2020
Мясковский. Наперекор судьбе
Из истории российского кадетства
01.10.2020
Моряк-художник
Памяти Алексея Боголюбова. Из истории российского кадетства
22.09.2020
Все статьи Николай Антипов
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17