«История Торжка — история России», - вот главная идея, которая начала кристаллизоваться после двух чашечек кофе и беседы с человеком, который, как и я, не имеет здесь родовые корни, но приехал, посмотрел, и навсегда влюбился в эту первозданную русскую красоту.
Теперь-то могу признаться: когда Людмила Ивановна Мухина, главный редактор газеты «Торжокская неделя», позвонила мне и с восторгом предложила встретиться с Алексеем Ивановским , отнесся к этому предложению скептически. Зная её торжокский патриотизм, на 95 % был уверен, что - мечты, мечты, мечты… Ан – нет! Всё оказалось гораздо приземлённей, реалистичнее , и даже несколько отвечающее запросам тех, кто многие десятилетия претворяет в жизнь, казалось бы, неоспоримую мысль, что история Торжка неразрывна от истории России.
А мой собеседник – Алексей Валерианович Ивановский, человек в архитектурных кругах известный, специалист по реставрационным работам исторических архитектурных памятников. Коренной ленинградец, он выбрал для себя, в общем-то, не весьма популярную или романтическую специальность – поступил на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Правда, с первого раза не получилось, но парень оказался настойчивым – решил обязательно поступить в институт в будущем году, а пока пошел рабочим на строительную площадку, постигал азы будущей профессии с самых, так сказать, низов. Откуда у Алексея эта целеустремленность? Здесь, как мне кажется, ответ комплексный. Многим известно, что веками в нашей северной столице культивируется дух интеллигентности, порядочности, бережного , даже священного отношения к истории. Прибавьте к этому жизненные принципы отца, на юность которого выпали блокада Ленинграда, участие в комсомольском противопожарном полку (юноши и девушки ночами дежурили на крышах домов, спасая их от вражеских «зажигалок»), бои на Пулковских высотах… Именно в такой духовной среде, в такой гармонии рождается и крепнет с годами уникальная черта характера – целеустремлённость. В восьмидесятые годы недавний выпускник заветного института, молодой архитектор уже проявил себя – Алексей попал в группу ученых, которая занималась подготовкой необходимой документации для реставрационных работ известных в Санкт-Петербурге памятников архитектуры уникальных Музея Фаберже и Дворца Нарышкина-Шувалова… Потом были еще десятки научных изысканий, проектов,- и все они касались именно реставрационных работ памятников истории и архитектуры.
Почему я так подробно рассказываю об этом? Просто очень хочется убедить читателей, что с большой долей вероятности многострадальному Торжку выпал счастливый билет - город, который часто величают исторической святыней России, наконец-то ощутит к себе внимание и заботу со стороны государства. И если в реализации намеченных планов будут принимать активное участие такие специалисты , как Алексей Валерианович Ивановский – дело пойдет. Оно может пойти гораздо быстрее, если и мы станем его активными участниками, а не сторонними наблюдателями.
Следует отметить, что в комплексную федеральную программу по сохранению исторического и культурного наследия Торжок попал вполне заслуженно. А иначе и быть не могло! Если решено «государеву дорогу» (из Москвы в Петербург) сделать уникальным культурно-туристическим объектом, то в середине этой магистрали Торжок не только гостеприимно распахнет свои объятия для туристов, но и сам станет заметным звеном во многих экскурсиях. Ведь городу есть что показать многочисленным гостям, есть чем их удивить, да и просто влюбить в себя. Наверное, такие идеи да приплюсованные к ним серьёзные экономически расчёты и позволили петербургскому ООО «БАСТ», где работает наш нынешний собеседник, выиграть тендер на разработку научно-технической документации по реставрации архитектурных памятников в Торжке.
Не буду долго интриговать читателя, а сразу отвечу на его вопрос: какие объекты города попали в федеральную программу? По этому поводу я связался с Фондом инвестиционных проектов Санкт-Петербурга и получил исчерпывающую информацию. Приведу её полностью, ибо это тот редкий случай, когда информация лучше воспринимается именно «языком документа», а не в журналистских интерпретациях. Читайте:
«Проект предусматривает создание на основе фрагмента городской структуры «Путевой дворец» центра культурно-туристического развития исторического поселения. Это позволит повысить туристическую привлекательность города за счет реставрации, благоустройства городской среды и наполнения неиспользованных в настоящее время зданий функциями, связанными с историей, промыслами и уникальными традициями Торжка. Планируется проведение реставрации и реконструкции с приспособлением под нужды учреждений культуры четырех объектов, а также работы по благоустройству улиц, площади и трех скверов, мероприятия по инженерному обеспечению.
Фрагмент городской структуры «Путевой дворец» занимает площадь около 4 га и составляет единый ансамбль – ряд отдельно стоящих комплексных построек, ориентированных на основную доминанту - Путевой дворец. Фрагмент включает в себя Путевой дворец ( 70-е годы 18 века),Присутственные места ( 2-я половина 18 века), Дом городничего и казначея (2-я половина 18 века), комплекс на Тверецкой набережной, площадь Революции (бывшая Дворцовая площадь) и сквер по ул. Студенческой. Здания, располагающиеся на территории фрагмента, в настоящее время не используются».
Здесь необходимо добавить еще одно существенное пояснение. Данный проект позволяет сохранить объекты культурного наследия, существенно улучшить внешний облик центральной части города – и это все позволит увеличить поток туристов. По замыслу авторов проекта в «Путевом дворце» будут созданы культурно-выставочный и событийный центры, размещены библиотека, медиа-центр, конференц-зал, туристско-информационный центр и кафе. В «Присутственных местах» - центр народного промысла с мастерскими, экспозиционными залами и интерактивными обучающими программами. В «Доме городничего и казначея» планируется создать музейные экспозиции «История под вашими ногами» и «Прогулки по старому Торжку». Но это уже, как говорится, дело вторичное. Кстати когда работал над этим материалом, узнал ещё одну новость: областная Тверская картинная галерея предлагает свои услуги по наполнению отреставрированных в Торжке исторических зданий. Свято место пусто не бывает, да и тверских искусствоведов понять можно- зачем в запасниках хранить уникальные произведения живописи, если их можно выставить на всеобщее обозрение! Как мне кажется, эти вопросы всегда можно решить, когда преодолеем главную и самую важную проблему – завершение реставрационных работ.
Вот что по этому поводу думает мой собеседник, Алексей Валерианович Ивановский:
- Вы знаете, а я в этом вопросе оптимист. Наверное, потому, что именно при моем участии продвигался проект по Торжку ООО «БАСТ» и я чувствовал, что к федеральной программе по сохранению исторического наследия относятся очень серьезно в самых высоких кругах руководства страны. Достаточно, сказать, что выполнение данной программы контролирует не только министерство культуры, а и правительство страны в целом.- Далее Алексей Ивановский говорит так, будто читает в моих мыслях ещё не озвученные вопросы: - А знаете, что придает мне уверенность? То, что этот проект касается не только Торжка, он крупномасштабный и нацелен на повышение туристического потенциала и устойчивого развития девяти малых исторических поселений. Помимо Торжка, в проекте обозначены Арзамас (Нижегородская область), Выборг (Ленинградская область), Гороховец (Владимирская область), Ростов (Ярославская область), Старая Русса (Новгородская область), Суздаль (Владимирская область), Тутаев (Ярославская область), Чистополь (Республика Татарстан).. Так что замять-забыть этот проект или сделать из него прожект – явно не получится. Времена не те!
Понятно, что мой собеседник не уполномочен комментировать финансовую составляющую проекта, но на этот вопрос мне дали ответ в Фонде инвестиционных проектов Санкт-Петербурга. Проект реализуется с привлечением средств займа Нового Банка развития (БРИКС) и федерального бюджета. Кроме того, предполагается привлечь дополнительные средства бюджетов субъектов Российской Федерации, участвующих в проекте, средства местных бюджетов и частные инвестиции. Каковы размеры этих инвестиций? Если говорить о реставрации исторического комплекса в Торжке, то таких средств в новейшей истории пока не выделялось. Думаю, речь идет о миллиардах рублей, учитывая историческую значимость проекта.
Почти два месяца сотрудники петербургского ООО «БАСТ» работают, можно сказать, вахтовым методом. Для несведущих отмечу, что разработка научно-проектной документации для реставрационных работ, составляет добрую половину успеха. Для подрядчиков данный документ является первейшим руководством к действию. Да еще проектанты на протяжении всей реставрационной работы осуществляют авторский надзор. Это дотошный и весьма скрупулезный труд, который требует не только глубоких архитектурных познаний, а и серьезного инженерного опыта в эксплуатации зданий и сооружений.. Не буду загружать читателя техническими терминами, но перед сотрудниками «БАСТА» стоит выполнение таких работ, как обследование текущего технического состояния фундаментов, стен, перекрытий и кровли; определение видов и степени повреждений декоративных и отделочных материалов; испытание несущих конструкций; анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях; отбор образцов строительных и отделочных материалов… По результатам обследования составляется технический отчёт, который так же подвергается экспертной оценке. О серьезности проводимой работы говорит тот факт, что в исследовательских мероприятиях по реставрации памятников истории в Торжке принимает участие известный миколог, доктор биологических наук Д.Ю. Власов. Дмитрий Юрьевич – профессор на кафедре биологического факультета Санкт-Петербуржского Государственного университета, его курс лекций «Биология в реставрации» в ученом мире имеет широкий положительный отклик. Кто знает, что найдёт в Торжке учёный с мировым именем? Может быть наши отреставрированные архитектурные шедевры послужат не только развитию туризма на просторах «государевой дороги», а и предоставят отечественной науке неведанные доселе факты…
Так, всё-таки, какую историческую ценность имеет Путевой дворец в Торжке? Давайте мысленно перенесемся семидесятые годы восемнадцатого века… В то время было обязательным условием для царствующим особ путешествовать по империи, знакомиться с народным бытом, географическими поселениями. По мнению самодержцев, это помогало не только держать народ в послушании, а и принимать правильные решения во благо отечества. В 1785 году генерал-губернатору Я.Е. Сиверсу поступил приказ от самой императрицы Екатерины Второй о постройке Путевого дворца в Торжке. Согласно приказу построить новый дворец нужно было «на пристойном месте, с коего б город и новое в оном каменное строение видны были». Место на высоком левом берегу Тверцы отвечало всем требованиям – ведь с данной точки открывается замечательная панорама исторической части города. Создание проекта нового Путевого дворца было доверено архитектору Петру Романовичу Никитину.
Государева воля была исполнена в кратчайшие сроки. Ансамбль резиденции императрицы Екатерины, был лишён вычурности, но какой же он обладал роскошностью! Архитектурное строение состояло из трех самостоятельных зданий. Центральное – двухэтажное, кирпичное. Каждый этаж представлял собой анфиладу комнат, наверху были главные покои. В западной анфиладе была спальня императрицы, из окон которой Екатерина могла видеть исторический центр Торжка и берега Тверцы. Более половины площади второго этажа занимал парадный зал. Справа и слева от центрального здания расположены одноэтажные флигели, фасады которых декорированы портиками с полуколоннами. История не умалчивает тот факт, что проект Путевого Дворца в Торжке стал образцовым и был одобрен императрицей. Именно поэтому похожие дворцы появились в Вышнем Волочке, Медном, Городне… В первой половине девятнадцатого века, во дворце, который был отдан под городские нужды, разместился штаб Владимирского уланского полка. Потом дворец перестраивался по проекту архитектора Ивана Федоровича Львова, затем здесь было открыто женское училище. Потом… Затем… Опять потом… Чего тут только не было! Даже школа-семилетка. Но писать об этом, честно говоря, не хочется.
Очень надеюсь, что эпоха варварского отношения к историческим святыням закончилась навсегда. Главное, чтобы подобных проектов по сохранению нашего богатого культурного наследия было больше. И энтузиасты, поддерживающие нравственный выбор моего сегодняшнего собеседника, обязательно найдутся. Расставаясь, мы договорились с Алексеем Ивановским о будущих встречах. В его глазах я увидел большое желание и готовность к сотрудничеству. Дай Бог, что бы было ЧТО рассказывать нашим читателям. Так хочется, чтобы эта святая созидательная тема не заболталась, не затёрлась, не затерялась в нашей повседневной суматохе!
Борис Алов