«Идеи славянофилов для хранителей русских традиций»

О цикле лекций

Валерий Бухвалов 
Русская школа 
0
26.08.2020 325

«Как символ, славянофильство вечно, ибо оно есть символическое выражение русского самосознания».

отец Павел Флоренский

В сборнике статей «Выбранные места из переписки с друзьями», изданном в начале 1847 года, Николай Васильевич Гоголь написал: «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится» (1). Может быть, великий русский писатель просто пошутил, да и каким образом из хутора возродится Россия?

Вспомним, что к началу XX века примерно 85% от всего населения Российской империи составляли малограмотные крестьяне, абсолютное большинство которых были носителями русского самосознания, пускай и на элементарном уровне. Многие крестьяне в лучшем случае имели образование церковно-приходской школы, мало читали, причем исключительно православную литературу, а театры, оперы и выставки не посещали. Откуда же у них русское самосознание?

Достигалось это через духовную жизнь, которую вели крестьяне под руководством приходских священников и монастырских старцев – посещением церковных служб, соблюдением постов и молитвенных правил, чтением духовной литературы с описаниями жизни святых, главным образом - русских святых (2).

Среди святых особое внимание уделялось чтению жизнеописаний – Владимира Крестителя, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, митрополита Илариона, Андрея Черниговского, Андрея Смоленского, Александра Невского, Сергия Радонежского, Димитрия Донского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Димитрия Ростовского, патриарха Гермогена, Серафима Саровского.

Кто эти святые? Творцы русского самосознания, их подвиги, дела их соратников и последователей и стали культурно-историческими компонентами русских традиций, которые крестьяне усваивали в процессе чтения патериков и слушания Священного Писания на службах в храмах. Но основой русских традиций были духовные идеалы, которые формировали фундамент русского самосознание – братолюбие, милосердие, нестяжание, трудолюбие, стремление к духовному совершенству, миротворчество и соборное единство. Совокупность этих идеалов, воплощенная в примерах земной жизни святых, была основой для формирования русского самосознания у крестьян и многих представителей образованного общества.

На протяжении всей своей жизни Николай Васильевич Гоголь вел строгую духовную жизнь, прекрасно знал и понимал механизм духовного воспитания народа. Поэтому писатель выразился предельно точно – даже один хутор, жители, которого будут носителями русского самосознания, сможет восстановить Россию. При условии, конечно же, что священник этого хутора правильно организует духовную жизнь крестьян, а жития русских святых будут приоритетами их домашнего чтения.

В Латвии русских намного больше, чем жителей любого русского хутора, но даже без научных исследований можно утверждать, что поле русского самосознания с каждым годом сокращается за счет эмиграции, да и ассимиляция идет полным ходом. В таких условиях сказать что-то определенное о перспективе сохранения русского самосознания невозможно, по причине отсутствия каких-либо научных исследований такой перспективы. А там, где нет концепции и организованной работы по ее воплощению, нет и серьезных оснований говорить о перспективе сохранения русской диаспоры, как хранителя культурных традиций.

Русская диаспора Латвии является второй крупной частью латвийского общества и по международным нормам, Латвия не может считаться мононациональным государством. В условиях фактически двухобщинного государства латвийская политическая элита выбрала путь принудительной ассимиляции инородцев. Такой подход представляется ошибочным, ибо ведет к постоянному ущемлению прав русской диаспоры и тем самым накоплению скрытого недовольства. Русская диаспора, численность которой составляет примерно 27% от всего населения, имеет полное право на культурно-образовательную автономию. Но что значит создание культурно-образовательной автономии?

Прежде всего, необходимо проектирование и обсуждение возможных моделей такой автономии. На данный момент нет ни одной, разговоры и заявления не в счет. Основная задача обсуждения - тщательно продумать механизмы самоорганизации, которые будут реально работать в условиях крайнего дефицита кадровых, материальных и финансовых ресурсов, а также заведомо негативного отношения властей, ибо русофобия продолжает набирать обороты.

Начинать создание культурной автономии нужно с анализа исторических примеров культурно-образовательной самоорганизации, как в истории России, так и в истории других стран. Такие примеры могут стать прототипами для разработки проектов автономии и их дальнейшего продвижения с помощью активистов русской диаспоры. Важно, чтобы такая работа пошла, чтобы появились несколько рабочих групп, чтобы они сотрудничали между собой и организовали общественный дискурс получаемых результатов.

Мало кто из латвийских русских знает, что теоретическое обоснование для сохранения русского самосознания было создано славянофилами еще в XIX веке и во многом не потеряло своей актуальности до сих пор. Стратегией работы славянофилов стало последовательное, шаг за шагом выстраивание информационного поля историко-культурных фактов, анализируя и сравнивая которые с фактами в развитии Запада, они сформулировали теоретические основания своей концепции (3).

Анализируя духовно-культурные модели русских традиций, славянофилы организовали мощный общественный диалог по их обсуждению в беседах, газетах, письмах, журналах. Диалог по обсуждению духовно-культурных моделей русских традиций стал информационным полем для преображения общественного сознания и привлечения новых последователей (4). Кстати, Николай Васильевич Гоголь был в дружеских отношениях с идеологами славянофильства – Алексеем Степановичем Хомяковым и Иваном Васильевичем Киреевским. Именно в диалогах со славянофилами и лежат истоки идеи о русском хуторе, который способен возродить русское самосознание (1,5).

Для помощи активистам общественной работы портал «Матрица русского самосознания» предлагает цикл лекций «Идеи славянофилов для хранителей русских традиций», размещенных в разделе «Русское самосознание» и включающий в себя следующие основные темы:

Русский хутор и права человека

Православные идеалы как творческие начала

Духовные основания культурных традиций

Духовные идеалы и самосознание

Идея духовной цельности бытия

Мысли из славянофильской школы

Клуб «Русская традиция»

Живые истины и культурные стандарты

Духовные идеалы и культурные идентичности

Проблемы поиска пути древней Руси

Почему славянофилы смогли

Условия возвращения в родную культуру

Приоритетные социокультурные проекты

Центр духовной солидарности и культурная платформа

Сохранение традиции как духовное возрастание

Информационное поле русского самосознания

Соборное служение и преображение

Памятка для хранителей русских традиций

Лекции собраны в отдельную книгу, электронную версию которой можно скачать здесь.

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

Источники для статьи:

1. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями\ https://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta-iz-perepiski-s-druzyami/

2. Концевич И.М. «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси»\ http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/stjazhanie-duha-svjatago-v-putjah-drevnej-rusi/

3. Хомяков А. С. Сочинения\ http://predanie.ru/homyakov-aleksey-stepanovich/book/83936-sochineniya/
4. Славянофилы\ http://рустрана.рф/article.php?nid=20505

5. Воропаев В.А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии\ https://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-opyt-dukhovnoj-biografii/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Валерий Бухвалов
Станет ли латвийская русская община автономией?
Протестами принудительную ассимиляцию не перешибешь, давно пора строить автономный русский мир в Латвии. А где программа строительства?
31.05.2021
Книга «О духовном воспитании в русской школе» ищет издателя
Обращение к издателям с просьбой оказать содействие в издании книги
21.04.2021
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская школа
Покровители православной семьи и брака
Святые Пётр и Февронья
07.07.2021
О многолетней работе над учебником истории для российских
школ и о связанных с этим проблемах. Продолжение беседы
05.07.2021
Идти своим путём
О прошедшей в Новосибирске научно-практической конференции по реформе высшей и средней общеобразовательной школы в России
24.06.2021
Падение в пропасть только началось…
Президент РАН Александр Сергеев встревожен падением уровня знаний выпускников российских вузов
18.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Это был настоящий советский человек»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.07.2021 17:09
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
29.07.2021 13:45
Великая ложь «Белого дела»
Новый комментарий от Туляк
29.07.2021 11:05