«Империя должна смотреть на свои интересы через христианство»

Беседа с писателем накануне юбилея

Бывший СССР 
0
589
Время на чтение 21 минут

Сергей Иванович Котькало – заместитель председателя правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Новая книга России», книжной серии «Славянское братство», главный редактор православного обозрения «Русское воскресение», член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, руководитель РОО «Центр Фёдора Ушакова», Секретарь правления Союза писателей Союзного государства.

Награжден медалью «За боевое содружество». Лауреат Международных литературных премий им. Е.И. Носова, «Прохоровское поле».

Мы беседуем с С.И. Котькало в преддверии 60-летия писателя.

***

– Сергей Иванович, несколько дней назад закончились Ушаковские сборы, где дети и подростки со всей России вот уже 16-й год имеют возможность встретиться и пожить в спортивном, культурно-просветительном лагере. У нас в стране почти прекращена работа скаутских и пионерских организаций, у школы отняты воспитательные функции. «Центр Фёдора Ушакова» – одна из организаций, созданных по народной инициативе с целью просвещения молодёжи? Что удалось сделать за эти годы?

– Ушаковские сборы никогда не заканчиваются. Они как начались в 2004 году, так и продолжаются по сей день. Как речка. Иногда её течение быстрое, а иногда замедлилось… Ушаковские сборы: зимой – один этап, весной – два этапа, летом три-четыре… В промежутках встречи, выставки, региональные сборы… В этом году, в связи с карантином, казалось, всё – река остановилась, но разве можно речку остановить… Вот и сейчас, мы провели общий сбор в Подмосковье, но до этого сборы прошли в Москве, Николаеве, Луганске… Мы даже свой Бессмертный Ушаковский полк провели в дни торжества Великой Победы… Да и сейчас собираемся в Литературно-историческую экспедицию по местам жизни и подвига святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала флота Российского…

Быть сопричастным к этому делу – большая радость. За шестнадцать лет я не встретил ни одного плохого ушаковца. Детям от взрослых ничего не надо, кроме любви и искренности.

У нас в стране много было молодёжных организаций, но их работа почему-то быстро сворачивается в никуда. Почему-то взрослые, обманывая детей, думают, что дети не чувствуют, не видят фальши и подмены. Советская школьная система всё-таки складывалась неплохо и многие страны у нас учились, потому что было чему поучиться. За последние тридцать лет мы умудрились уничтожить всё хорошее.

Я недавно слушал «поисковика», он пытался рассказать детям «новую» правду о войне, но, рассказывая, он обезоруживал нашу историю. Говоря о том, как вывозили людей из оккупированного Пскова в рабство в Прибалтику, он сказал, что этих людей даже не сажали за один стол с хозяевами обедать. Но, простите, где вы видели, чтобы рабы или крепостные обедали за одним столом с барином? Что это за пример? Разве об этом сейчас надо говорить? (Да у нас пол-России сейчас работает за харчи)…

В период проведения Ушаковских сборов для организаторов важно не столько проведение каких-то соревнований или назидательных лекций, сколько дать возможность детям научиться жить вместе, учить и читать стихи фронтовых поэтов, рисовать на бересте красоту Божьего мира, строить корабли из «подножного» материала, петь народные песни у Ушаковского костра, ставить спектакли по страницам нашей истории, «взять на абордаж крепость противника», потрудиться в храме, сыграть в футбол или волейбол, проверить свои силы на турнике и брусьях, накрывать для всех обеденный стол и убирать за собой грязную посуду, не бояться быть самим собой и не унижать слабого…

Дети никогда не бывают плохими, но и не любят фальши. Какие мы, такие и они. Они нас сканируют. За 16 лет ушаковского движения мы увидели любопытную картину. Все дети, которые приезжают из регионов России, из других стран, живут на сборах в радость, потому что они делают общее дело и не бояться взыскания за неудачно выполненное задание. Им всем нужно не праздное веселье, не развлекаловка, а нужна радость от общения. За все эти годы мы не сталкивались с межнациональными, религиозными и социальными проблемами. У них нет предубеждения к своей истории, к культуре и языку... Они заботливы друг к другу. В период сборов дети не делятся на больших и маленьких, не обособляются. Напротив, выступают одной командой, стремятся достичь успеха не для себя лично, а для всей команды, не подвести её ни в чём. Был случай, когда шестилетняя девочка со сломанной ключицей, не замечая перелома, участвовала во всех делах на протяжении всех сборов. Узнали мы, что сломана ключица, только когда она вернулась домой. Вот она – чистота помыслов.

Другая девочка накануне сборов сломала ногу. Мать пишет нам, что девочка плачет и просит взять её на сборы. Взяли. В одном из путешествий спускались в монастырские пещеры, и она вместе со всеми. Ребята ей помогали не чувствовать себя немощной, оказывали всяческую поддержку.

Детей надо занять делом так, чтобы им было интересно. Как мы с ними, так и они с нами.

– Откуда к вам собираются дети?

– На минувших сборах было 53 человека. Условно берём из разных краёв страны по три-четыре человека: с Волгограда, Алтая, Белгорода, Ельца, Гамбурга, Украины, Москвы и т.д., с учетом наших возможностей.

– Есть государственная поддержка этому просветительному лагерю Центра Фёдора Ушакова?

– Помогают друзья – везут продукты, устраивают на ночлег, организовывают экскурсии, подарки…

– Есть уже взрослые дети, которые вспоминают ваш лагерь, благодарят?

– Делая благо, не думай о благе. У нас не заканчиваются взаимоотношения с детьми, которые приезжали на сборы. Образуется большая семья и продолжает жить... В сентябре будет свадьба у парня и девушки, которые познакомились десять лет назад на сборах.

В 2008 году приехала команда ребят в Арзамас – панки или готы с ирокезами на головах, а другая команда – студенты полувоенного лицея. Оказалось, что вот эти панки духовно крепче! В Санаксаре у студентов не было уже сил стоять в храме. А панки и службу стояли, и стихи читали, и отжимались…

Одна пара есть, у которой уже трое детей. Тоже подружились на сборах 15 лет назад.

Есть уже и один священник!

В минувший карантин, когда иностранным студентам сказали, что надо разъезжаться по домам, мы пригласили студентов-ушаковцев пожить к себе домой... Вместе пройти путь затворничества легче…

– Да, это просто работает культурное пространство, которое Вы с соратниками создаёте. Так было в школьной семье у С.А. Рачинского.

Вы – главный редактор журнала «Новая книга России». Как Вы оцениваете то историческое время, когда возникла необходимость издавать такой журнал? Какие значимые публикации Вам хотелось бы отметить?

– Начало 1990-х – это было романтическое время, несмотря на то, что оно страшное, суровое. Я тогда почувствовал, что на первом плане для русских людей стоит русская мысль, но в этой обобщённой русскости нет необходимого направления – не церковного в чистом виде, а русского, православного, мировоззренческого. И мы начали его организовывать.

Журнал «Новая книга России» не стал глянцевым, мы не стали богаче материально, но то, что мы четверть века продержались, это о чём-то говорит. Из журнала вышли и книжные серии, и даже военкоровское информагентство «АNNA-News» Марата Мусина. Мы первыми сделали православный интернет-сайт «Русское воскресение».

Публикации в журнале тоже были мировоззренческие и соотносились с личностями. Славянское направление представляли Олег Трубачёв, Юрий Лощиц, Никита Толстой. Царствие Небесное слависту Илье Числову. Сегодня славистов, способных понимать Сербию, осталось – на пальцах пересчитать.

Выдающегося сербского политика и блестящего публициста Драгоша Калаича в тех условиях и на том этапе впервые почувствовал Эдуард Володин (у него было удивительное чутьё на людей особенных!) Д. Калаич на ту пору сыграл очень большую роль в нашем русском самосознании. Так же, как и Ю. Лощиц, и И. Числов. И сегодня Калаич нужен! Хотя время другое. Тогда у сербов был везде портрет Караджича, от которого они теперь отказываются.

– Народ не отказывается. Посмотрите на тридцатитысячные толпы в Черногории с иконами и хоругвями. Молодые люди вышли и вслед за владыкой Амфилохием заявили: «Не отдадим святыни!».

– И у нас идут Крестные ходы, но этого сегодня мало. Они, как и мы, впрочем, должны сделать так, чтобы в Православные церкви не зашёл ни один враг!

– Это – другое. Сербы стоят на краю. Это – форпост Православия.

Опять ушли от вопроса о журнале. Давно не виделись, с этими карантинами…

– Каждый номер журнала как рождение дитя. Ведущие авторы журнала Сергей Лыкошин, Валерий Ганичев, Валентин Распутин, Александр Сегень, Василий Белов (Вологда), Виктор Лихоносов (Краснодар), Валерий Хайрюзов и Ким Балков (Иркутск), Евгений Носов (Курск), Николай Коняев (Санкт-Петербург), Анатолий Кирилин и Александр Родионов (Барнаул), Александр Новосельцев (Елец), фронтовики Семен Шуртаков, Владимир Карпов, Михаил Алексеев, Михаил Годенко, поэты Юрий Кузнецов, Игорь Ляпин (Москва), Борис Олейник (Киев), Ольга Фокина (Вологда), Елена Кузьмина (Архангельск), Ирина Семёнова (Орел), Василий Козлов (Иркутск), Евгений Семичев (Новокуйбышевск), Николай Зиновьев (Краснодар), Владимир Молчанов и Сергей Бережной (Белгород) Николай Рачков (Ленинградская область), академики Олег Трубачев и Никита Толстой, Виталий Костомаров и Николай Скатов, профессора Эдуард Володин, Галина Богатова, Виктор Гуминский, Сергей Семанов, Аполлон Кузьмин, Елена Галимова (Архангельск), Евгений Белозерцев (Воронеж), Артур Чилингаров, Сергей Перевезенцев, Евгений Титков (Арзамас) и многие другие – это направление преемственности имперского мировоззрения.

Сергей Куличкин – военная документальная проза. Он в своих книгах, что прошли сначала через журнал, как никто, дал нам страшный образ войн, через которые прошла страна за последние два десятилетия…

Несколько лет мы публикуем главы из будущей книги Б.Г. Белоголового о В.И. Вернадском. Это – энциклопедия XX века через мир науки. Вернадский сам по себе – очень противоречивая фигура. Но автор смог показать человека на фоне эпохи. Многое Вернадскому не удалось достичь при жизни: живая вода, ноосфера, но эти поиски вылились в другие направления. Он своим неугомонным характером по сути вытянул и развил атомный проект.

Очень признателен Юрию Лощицу за то, что им была подготовлена для журнала антология древнерусской поэзии (отдельной книгой она так и не издана). Он показал нашу поэтическую школу, из которой вышла вся славянская поэзия.

В военную реальность на Ближнем востоке и Украине информационно мы вошли задолго до наших властей. Когда западная военная коалиция оккупировала Ливию, тогдашний президент России Д. Медведев сказал, что Каддафи должен уйти, потому что так решили западные лидеры... Чуть позднее тогдашний премьер-министр Путин дистанцировался от слов президента, сказав, что функционально он не занимается внешней политикой, но считает нашу безучастность ошибочным решением...

Не следует забывать, что в 2003 г. была трагедия Ирака, и В. Путин занял позицию примерно такую же, как и Медведев, «Россия не заинтересована в поражении Соединённых Штатов…» (…) в случае поражения Соединённых Штатов и «падения доллара, Центробанк будет терпеть прямые убытки и это коснётся накоплений граждан…». Ирак разбомбили, а наши граждане по-прежнему терпят убытки…

И в Сирию мы информационно вошли задолго до всех событий. Для этого был создан Комитет поддержки народов Ливии и Сирии, который сейчас возглавляет С.Н. Бабурин и О.И. Фомин. Всё это создавалось при участии Союза писателей России, который всегда отстаивал государственные (народные) интересы.

Империя должна смотреть на свои интересы в первую очередь через христианство.

– Продолжает ли сегодня выходить приложение к журналу, в котором прежде были выпущены труды митрополита Киевского Никифора (серия «Памятники церковной письменности»), сборник статей князя В.П. Мещерского («Славянский мир»), биографическое исследование Б. Белоголового о генерале А.Е. Снесареве («Национальная безопасность»), «Письма с Востока» А.Н. Муравьёва, труды адмирала А.С. Шишкова, книги современных славянских мыслителей Эдуарда Володина, Драгоша Калаича, Юрия Лощица… Как складывался выпуск этих книг, редактором которых Вы были?

– Серия «Славянский мир» будет актуальна очень долго. На этом поприще и Олег Анатольевич Платонов много сделал. Но это поле всё равно остаётся не пахано, потому что, к сожалению, нет у нас государственных институтов, всерьёз относящихся к делу славяноведения.

По моему ощущению, мы всегда делаем меньше, чем могли бы. Но делать всё равно надо. У нас нет времени, чтобы откладывать эту работу в долгий ящик или выяснять отношения. Если уж впряглись, то надо делать. Нам не позволят давать нашим детям хороший продукт – образование или медицину, но мы должны сами создавать им условия...

– Сергей Иванович, Вы родились и выросли в Черкасском селе, где никогда не закрывался храм. Ваше воспитание в вере отражается на всём, чем Вы занимаетесь. Сегодня мы переживаем войну на окраине русского мира, которая длится уже дольше, чем Великая Отечественная. Вы лишены возможности поехать в родной дом, к родным могилам. Однако Вы не раз бывали на Донбассе с литературным десантом. Как Вы осмысливаете эту трагедию раскола русского мира? Чем она может завершиться, на Ваш взгляд?

– У славян всегда были сложные отношения меж собой. К сожалению, мы не всегда уклюже ведём себя в славянском мире и украинские события это показали. Никто не сделал столько для того, чтобы произошла трагедия 2014 года, сколько сделала Москва.

– Российские СМИ?

– И они тоже. Но мы отвечаем за свои поступки. В эти годы продолжаем Ушаковские сборы, конкурс «Гренадёры, вперёд» и на территории Украины, в том числе. Для них важно, что на этом берегу есть люди, которым они не безразличны. А какие Крестные ходы на Украине, хотя там Церковь почти вне закона!

На Донбассе люди поверили нам после первых побед и поражений 2014 года. Кто-то поехал в Россию, но здесь тоже им не особо рады. А обратно не вернёшься – и там разбитый дом. Российское гражданство им получить тяжелее, чем гражданам стран Центральной Азии.

А как мы ведем себя с другими славянскими странами? Словенией, Словакией, Болгарией, Белоруссией – нашим ближайшим союзником… Да и Польша – тоже наш славянский мир. Полонист, профессор Л.С. Лыкошина жизнь положила, чтобы показать нам и полякам, что злом никогда добро не породишь...

– Вам довелось в числе замечательных соратников участвовать в работе Союза писателей России с 1990-х годов. Это было время, когда СП представляли Валерий Ганичев, Сергей Лыкошин, Эдуард Володин… Они в то время с честью отстояли звание русского писателя, достоинство Союза писателей России. Расскажите подробнее, что удалось сделать Союзу на том витке истории русской культуры?

– Что происходило со страной, то происходило и с творческими людьми, с интеллигенцией. Поскольку власть в СССР в 40-е – 70-е годы была озабочена единством страны, она пользовалась всеми необходимыми для этого инструментами, балансируя между заявками интеллигенции. Тогда ещё была страна, которая смогла выйти из страшных потрясений Гражданской войны, революции, Великой Отечественной войны и восстать как колосс, страна, которая показала всему миру, как можно соборно подняться на такую высоту, с которой всем хотелось равняться. Отсюда было и столько союзников. Да, были и недостатки, раз есть люди, то есть и недостатки. После Брежнева всё стало сыпаться. Это было испытание сытостью: в стране не было голодных, нищих и рабов. И вот тогда захотелось бесплатного сыра в мышеловке и нам его предоставили – как «западные друзья», так и внутренние враги.

Важно, что тогда были такие глыбы, как Михаил Шолохов, Аркадий Пластов, Сергей Конёнков, Илья Глазунов, Георгий Свиридов, Вячеслав Овчинников, Сергей Бондарчук, Анатолий Софронов, Владимир Солоухин, академики Рыбаков, Толстой, Трубачёв... Они хотели сделать жизнь лучше для всех. А те, кто сегодня у власти, они не для всех хотят сделать жизнь лучше. Да, в руководстве страны тогда были одни старики. Но они такие же старики были, как сегодняшний наш президент. Только они ещё были фронтовиками. Будущий Первый секретарь ЦК Компартии УССР В.В. Щербицкий закончил Великую Отечественную войну капитаном артиллерии в Закавказье...

В 60-80-е гг. народ ещё чувствовал себя победителем. Это было время наращивания национально-ориентированных сил. Ведь Валентин Распутин не на голом месте появился. Надо сказать, что больших писателей того периода поднимал как издатель Валерий Ганичев (с 1968 по 1978 гг. – директор издательства «Молодая гвардия»).

Вы представляете, что такое в 1960-е годы с трибуны Пленума ЦК ВЛКСМ устами Юрия Гагарина озвучить мысль о восстановлении Триумфальной арки и Храма Христа Спасителя? Представляете, чего стоило Валерию Ганичеву, завотделом пропаганды ЦК ВЛКСМ, пойти на эту «авантюру»? Но он пошёл, потому что был не одинок... С ним были старшие его товарищи Сергей Павлов и главный редактор «Молодой гвардии» Анатолий Никонов...

А печатное воззвание восстановить Храм Христа Спасителя появилось на страницах «Литературной России» во второй половине 80-х. В Товариществе русских художников, в «Молодой гвардии» Юрий Лощиц и Эдуард Володин у нас на глазах отправили написанный от руки факс главному редактору газеты Э. Сафонову прямо в наборный цех...

Дальше были и другие шаги. В 1991-м у руля Союза писателей стоял фронтовик Юрий Бондарев. И те, кому с народом было не по пути, понимали, что здесь они свою линию не продавят. Тогда они создали сначала ассоциацию писателей в поддержку перестройки «Апрель», потом Союз российских писателей, Пен-клуб... Им надо было сосредоточить внимание на себе.

– «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

– Да, Союз писателей не имел права сдуться как Союз композиторов. В 1991 г. был момент истины. Дни 19-21 августа были для писателей как 22 июня 1941-го. В октябре 93-го – вторая волна… У Верховного Совета РСФСР собралось очень много писателей... Эти события и показали, что русские писатели не эгоисты своего текста, а они люди Слова и дела.

– У Юрия Лощица эти дни с предельным напряжением описаны в романной дилогии «Унион» и «Полумир»…

– От писателей России в тот период много пошло хорошего, как и идея Всемирного Русского Народного Собора, который был образован ещё до событий 1993 года. Вообще дело будущего – осознать значимость ВРНС. Союз писателей был и остался беден в экономическом отношении, но влияние в обществе было огромным, потому что оно строилось на национально-патриотическом фундаменте. Союз духа – это очень важно.

Как-то Леонид Леонов спросил Ганичева, ещё при советской власти: «Как ты думаешь, они (имея в виду власть) хоть на час в неделю собираются подумать о народе?» А после советской власти Ганичев говорил ему: «Вот Вы на час замахивались, а попробуйте теперь хоть на минуту замахнуться».

…Вектор качнулся в другую строну с уходом Ельцина. Власть заявила, что она теперь с народом, а возможностей у Союза писателей стало меньше, чем было прежде, но надежда, как известно, умирает последней.

– Сергей Иванович, Ваши рассказы нередко появляются на страницах печатных и электронных СМИ. Над чем Вы работаете сегодня? Кто Ваш герой?

– У каждого человека, который зачем-то писал, неважно, художник слова или художник кисти, каждое дитя – семеро их, двадцать или одно – оно всегда дорого. Я люблю своих современников, то дело, которым, так получилось, занимаюсь всю жизнь.

По моей воле ничего не случалось в моей жизни и не выходило ни одной книги. Первая моя книга – это заслуга Михаила Лобанова и «Молодой гвардии». Я был студентом Литинститута, заочником, строителем. Шли после занятий вечером с Лобановым, и он попросил назавтра прийти на совещание молодых. Я пришёл. В семинаре все были гении. Я через полчаса решил – пусть одним гением будет меньше. И свалил. Перед днём закрытия совещания до меня дозвонились сокурсники и вызвали срочно в «Молодую гвардию». Там встретил Лобанов и стал меня так ругать, как никто и никогда. Анатолий Софронов как-то так мягко, но с укоризной сказал: «Ну что ж ты, сынок…» Они мне предложили работу редактором «Молодой гвардии», дали рекомендацию в Союз писателей и издание книги.

Редактором книги был хороший человек, к сожалению, ныне покойный писатель Миша Новиков, кстати, западник по взглядам, который в начале 90-х уехал за океан, потом вернулся и сказал: «Я никогда не думал, что уеду на Запад, чтобы понять, что мы жили в свободной стране».

– То же самое сказал и Андрей Тарковский, пожив в Италии.

– Так вот Миша Новиков доложил заведующему редакцией Игорю Жеглову, что книга не совсем советская, надо её разбавить и т.д. Он вызвал нас обоих. Я, выслушав мнение и доводы Миши, сказал, раз что-то не так, то и не надо её печатать... Игорь в ответ на мою категоричность, подвел итог: «Пусть книга выходит без редакторского вмешательства в текст…»

Каким-то чудом выходили потом и другая, и третья, и пятая...

Был случай, когда мою книгу о старце Николае Гурьянове перевели и издали в Сербии. И я узнал об этом лишь, когда знакомый серб приехал ко мне взять автограф.

Сейчас я всё больше стал писать рассказы о детстве. Мне захотелось вдруг запечатлеть моих родных односельчан… Какие жили красивые люди. К тому же, мои дети многих не застали. Я – последыш. Родители из времени старого, старшие сёстры и братья – довоенные, а бабушки и деды – из XIX века. Вспомнил о своей тётке, двоюродной сестре мамы. Она потеряла мужа в войну. Когда война отступала, она возвращалась домой из Ростова и последнюю скатёрку обменяла на три початка кукурузы, а детей – четверо. Я этот эпизод по её рассказам запомнил на всю жизнь. Добралась всё же до села, а мать её к себе во двор не пустила. И тогда наша бабушка дала ей кусок своей земли и два десятка яиц, велев из одного десятка вырастить кур, а другой десяток обменять на картошку для посадки... Как я могу не оставить память об этих людях, хотя бы на бумаге?..

Помню, как тетя Надя получила письмо, где ей сообщали, что муж-фронтовик похоронен в Польше. Она была как чумовая: дождалась вдова. Поехала в Польшу, привезла горсть земли с его могилы и такую традицию: на Радоницу с утра на кладбище служили панихиду, а вечером ходили по погосту и на всех могилах зажигали свечи. И я зажигал, пока мне не закрыли въезд на Украину.

У меня на Донбассе живёт старший брат. И он как-то сказал такие слова: «Детство на войне прошло, и умирать на войне придётся. Привычное дело». К бабушке в 1941 г., перед войной, два сына и зять привезли детей на лето. Война началась. Сыновья и зять – красные командиры, а у бабушки через дом жил главный полицай района, правда, и главный партизан жил через улицу, свояк этого полицая... За действия партизан хотели расстрелять бабушку вместе с детьми, но полицай заступился… Представляете, какая история и каково доживать с ней свой век брату на полыхающем Донбассе.

– О чём сегодня пишут молодые писатели? Что Вам хотелось бы посоветовать им?

– Писателей не бывает молодых и старых. Каждый пишет свою ещё нечитанную книгу, незнаемого героя. Что бы ни говорили про А.А. Фадеева, но он навсегда останется автором книги о подвиге молодогвардейцев. Сегодня Китай издает миллионными тиражами и воспитывает молодёжь на книгах «Молодая гвардия» и «Как закалялась сталь», а на родине эти произведения исключили из школьной программы…

Как и кому наследовать молодым литераторам, если за тридцать лет мы от литературы ХХ века оставили почти пустыню. Всех писателей оболгали, посмертно столкнули лбами, унизили, библиотеки если не закрыли, то превратили в клубы по интересам, слово обесценили…

Я ужасаюсь, когда читаю, что сегодня пишут о русской деревне. Это сплошной алкоголизм и вырождение. Хочется спросить: где вы это видели? Я вырос в селе. У нас на десять тысяч человек было три пьяницы и в том многоцветье лиц и работящих характеров трудно было разглядеть чужие пороки...

Нельзя видеть только разложение. И в наше время есть красота, есть красивые люди... Один монах сказал мне: «Ищите повод для радости…» Художник должен своим трудом радовать глаз и слух читателя.

Беседовала Ирина Ушакова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Котькало
Песней наполнено сердце поэта
На 85-летие поэта Константина Скворцова
13.04.2024
Своим сопутствием для нас животворил
На блаженную кончину профессора Юрия Буданцева
20.03.2024
И юность ушедшая все же бессмертна…
Марату Мусину исполнилось бы 65 лет…
16.02.2024
Империи мечтатель
11 декабря, в день памяти профессора Эдуарда Володина
12.12.2023
Росс непобедимый. 2023 год
Лауреаты премии имени Валерия Ганичева
09.12.2023
Все статьи Сергей Котькало
Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Бывший СССР
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии