Итак, Исповедь...
Исповедь можно сравнить с баней, омывающей совесть и душу. И это не только отвлеченное сравнение. Вот пример из житий: в свое время жил святой Макарий Александрийский. Святость его была столь велика, что он видел своего Ангела-Хранителя и беседовал с ним. Такое же духовное состояние имел и его ученик.
«Некогда, когда мы шли по пустыне, – рассказывает ученик преподобного Макария, – видел я двух Ангелов, которые сопровождали преподобного Макария, один с правой стороны, другой – с левой. На пути случайно мы нашли поврежденный и смердящий труп. Преподобный Макарий, чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и Ангелы.
Старец, увидев это, спросил их: «Ужели и вы так же обоняете смрад мира?» Они отвечали: «Нет, но мы, подражая тебе, это сделали: ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа».
Удивленный этим, старец говорит им: «Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников – в этой ли жизни вы чувствуете или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых, неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность». Ангелы отвечали: «Слушай, Макарий, избранный Божий!
Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела лежат на ней и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе светла и чиста, но, находясь в теле и надлежащим образом не управляя оным, каждая оскверняется грехом иная более, иная менее.
Как видите, Ангелы сами указали на сравнение наших грехов с телесной грязью. И с точки зрения Бога и Ангелов получается, что сколько времени мы не исповедовались – столько времени мы и не мылись.
Этим можно объяснить почему мы оказываемся в разных неприятных ситуациях даже имея от Бога Ангела-Хранителя. Зловонием своих грехов мы отгоняем его от себя далеко, и он уже не может до нас докричаться. Вместо него подходит тот, кто любит грязь духовную – бес... Что ему от нас надо? Это раскрылось мне в ходе беседы с одной сатанисткой, которая пыталась покинуть вражеские сети. По ее словам, она так служила диаволу, что он сам приходил хвалить ее. Тогда она спросила его: «Почему ты так любишь делать людям больно?» И услышала такой ответ: «Бог вас любит (а Господь сказал: “никому из грешников не желаю погибели”), и, делая больно вам, я делаю больно Ему».
Но вернемся к исповеди. Теперь, надеюсь, понятно, что исповедоваться необходимо регулярно. Но тогда встает другой вопрос: «С чего начать?» Господь указал, что мы должны принести плод: «кто в тридцать, кто в шестьдесят, кто в сто раз», это что-то вроде огорода, на котором мы должны вырастить хороший урожай. Все, думаю, представляют себе, что такое огородные работы. Итак, вот твой участок. Сколько лет ты не исповедовался, не причащался? Три? Пять? Семь?.. Десять лет? Сомневаюсь, что, не ухаживая так долго за своим огородом можно надеяться на хороший урожай... Мало того, там не только сорняки выросли (наши греховные помышления и «будничные» грехи – они перечислены в третьей молитве из числа вечерних молитв), но пронеслись бури, ураганы, которые множество камней и бревен принесли на наш участок (это тяжкие, «смертные» грехи – не раскаемся в них – спасение окажется невозможным). Что же делать? Некоторые говорят: «О, я такой грешник, что Бог меня не простит…» Так ли это? НЕТ! Нет такого греха, который бы Бог не мог простить! Он не может простить нераскаянные грехи. Поэтому рассуждающий так человек сам отсекает себя от исцеляющей благодати Божией... К тому же, вспомним, кто первым вошел в рай? Благоразумный разбойник! А это был не человек укравший кусок хлеба. Нет! Это был матерый убийца, грабитель... Но всего за несколько слов он был очищен от всего множества грехов своих.
Нам имеет смысл разобраться: что же такое он сказал, что сподобился за это получить такую милость от Бога. За свои преступления перед людьми он получил страшное наказание – смерть через распятие (напоминаю, что смерть в таком случае крайне мучительна: человек умирает от удушья, а, чтобы избежать этого, пока есть силы, он вынужден подтягиваться на своих пробитых гвоздями руках, чтобы вдохнуть новый глоток воздуха). Рядом с ним были распяты другой разбойник и Иисус Христос. Тот разбойник поносил Спасителя и вопил: «Если ты – Христос – спаси себя и нас!» На что благоразумный разбойник отвечал: «Что ты говоришь? Мы мучения достойны по делам нашим приемлем, Сей же никакого зла не сотворил...» И добавил: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:33-43)».
Итак, хотя оба разбойника в какой-то мере искупали свои грехи страданиями на кресте, но только благоразумный разбойник
А) счел их достойными своих деяний;
Б) сопереживал безвинно страдающему Христу;
В) смирился не требуя спасения, но прося только о поминовении его.
И все это привело его к: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:33-43). Следовательно, чтобы правильно подвизаться в делании покаяния, мы должны
А) во всех неприятностях, которые с нами произошли, винить не людей и Бога, а только себя... Да еще «человекоубийцу искони» (диавола), который, действуя через своих помощников – бесов, на более слабых людей, старается через них обидеть нас и ввести в грех.
Б) сострадать ближнему (тому, кто нуждается в помощи) и по мере сил помогать ему («милующего помилую» сказал Господь).
В) просить о милости Божией. Когда ученики спросили Господа: «Кто может спастись?», то Господь ответил: «Человеку сие невозможно, но все возможно Богу».
Следовательно, никакими своими делами человек спастись не сможет. Спасается он ТОЛЬКО милостью Божиею!
Поэтому, приступая к исповеди, вручим себя милости Божией: «Я все же попробую. Чуть-чуть приложу усилие сдвинуть этот валун. Может Бог поможет, и я как-нибудь уберу его со своего участка» ... Поднапрягся немного и ... Валун исчез. Милостью Божиею да не воспомянутся грехи, которые мы исповедовали Богу в присутствии священника. Лишь бы мы оставили их и никогда впредь не повторяли.
Это и есть первая исповедь: убрать самые большие валуны и камни со своего огорода. Они видны в первую очередь. Они камнями лежат на душах ваших... Для первой исповеди нет нужды в чтении каких-то пособий. Грехи лежат на поверхности и хорошо видны: как пятна черной краски на белом полотенце. Хотя нет... Полотенце, конечно, не белое. Напротив, оно очень давно уже занашивалось повседневной грязью и, при этом не стиралось... Но все же мазутные пятна, даже на таком полотенце, будут весьма заметны. Их не придется искать... А исповедь, в этом смысле, подобна специальному пятновыводителю – по виду пятен... Вот мазутное пятно. Капнули на него – оно исчезло. Но только оно одно: остальные пятна другой природы оказались незатронутыми. Но все же грязи стало поменьше. И еще. Вот другое пятно исчезло, но что же под ним? Более старые пятна, либо менее заметные... Далеко еще до чистоты полотенца или огорода твоей души. Еще много мусора надо убрать прежде чем на вашем огороде можно будет посадить культурные растения, а тем паче собрать желанный урожай... Если же плода не будет, то участь наша достойна сожаления: «Древо, не приносящее плод, срубают и в огонь кидают». Поэтому снова идем к исповеди.
Вторая исповедь. Таких больших валунов нет, но видны еще то тут, то там достаточно большие камни. Исповедовались – и они исчезли!
Третья исповедь. Приходит время окончательно очистить огород – убрать и мелкие камушки: время читать пособия к исповеди. Рекомендую, в первую очередь, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина. Третья, четвертая, пятая исповедь – уборка мелких камней.
Всё! Слава Богу, участок очищен! После этого Господь вспахивает огород, засевает его. Всё? Можно расслабиться и ждать пока вырастет урожай? – Конечно же нет! Если не следить за посаженным, вовремя не поливать его (дела милосердия и любви к ближнему), не давать солнышку радовать растения теплом (Солнце Правды есть Иисус Христос – Сын Божий, просвещающий во тьме находящихся), не пропалывать от сорняков (наших «будничных» грехов), то вряд ли добьешься хорошего урожая. Ведь битва за урожай идет до самой жатвы – нашего перехода в жизнь вечную. Будет плод добр – и награда будет великая. Погубим своим нерадением данное Богом – ответим по всей строгости закона...
Некоторые дополнения:
Кто-то говорит: «Я во всем грешен». И легким путем, не утруждая себя работой над собой, пытаясь войти в Царствие Небесное. Вынужден огорчить таковых. «Царствие Небесное нудится», – говорит Господь, «и только употребляющие усилие входят в него». Такие люди подобны огороднику, вышедшему на прополку грядки с серпом: верхушки срезает, а корни? Корни остаются в земле... Принесли бы культурные растения плод на таком огороде? Не думаю... Поэтому, братья и сестры, не будем упрощать себе несение Креста своего. Будем, напротив, всячески исторгать из себя грех, вырывая его с корнями – как сорняки - по одному.
Прополкой надо заниматься не реже одного раза в месяц: иначе сорняки разовьются и станут трудноизвлекаемыми из земли твоего сердца.
Более того, святой старец Паисий Святогорец говорит: «Люди XXI века будут спасаться и даже приобретать святость за три послушания: за хранение православной веры и передачу её другим, прежде всего своим детям и внукам; за ежедневное покаяние и за регулярное участие в Таинствах Церкви».
По-хорошему, каждый день в ходе совершения третьей из вечерних молитв должно не просто произносить ее устами, но, глядя на сердце свое, видеть в нем обличения совести. И, если совесть наша в чем-то из перечисленного обличила нас, то нужно включить ум и вспомнить что же мы такого сделали сегодня? И, вспомнив, записываем на бумагу – для скорейшего раскрытия греха на исповеди. Подготавливаясь к исповеди, собираем все свои записи и идем в храм, к Богу, исповедовать свои грехи перед священником.
Недавно появилось новое свидетельство о мытарствах (видео «Мытарства. Рассказ иеромонаха Романа (Кропотова)»). Сам Господь указал, чтобы мы ознакомились с тем, что нас ждет после исхода души от тела, о том какое испытание нам предстоит и какие вопросы на нем будут задаваться. Исходя из собственного опыта, подтверждающего кое-что из этого фильма, утверждаю, что фильм является неложным свидетельством посмертных мытарств. Также, сказанное в фильме, ничем не противоречит учению Божию и поучениям святых отцов. Рекомендую исполнить волю Божию и всем ознакомиться с этим материалом.