Долго эта часть складывалась. Факты были, а вот точные выводы из них сложились только сейчас (2005г).
Итак, четвертый этап. Я учусь и живу в Спасо-Преображенском монастыре г. Мурома. И так сложилось, что мы стали духовно очень близки с одним человеком. А, как известно: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому диаволу такой союз – «нож в сердце», и он всячески старается его расторгнуть. Как? Кидает помыслы осуждения то одному, то другому (друг против друга). И в итоге разрушает союз. Это ведь только в поговорке «от любви до ненависти один шаг»: на самом деле для совершения этого шага диаволу нужно подготовить в душе кого-то из них (а лучше у обоих) плацдарм, с которого можно будет потом вести наступление на дружбу и любовь, доводить до ненависти к собрату. Этот-то плацдарм и создается принятием помыслов осуждения на собрата.
Так оно и получилось – враг начал стравливать нас. Я старался защититься от этих помыслов (и, в общем-то удавалось), а вот брат нет (не видел в этом опасности). Тогда я попросил Бога указать способ помочь брату и сохранить нашу духовную дружбу. Не помню уж каким образом, но пришло следующее:
Надо посрамить врага. Пока мы еще в хороших отношениях надо поступить так: вечером встречаемся и говорим друг другу, сколько помыслов осуждения кинул враг на другого, потом складываем эти цифры и делаем келейно (с той же молитвой) столько земных поклонов, сколько получилось в сумме помыслов от врага. И враг будет отбит.
Но … этот брат очень глубоко принял, что все в монастыре должно делаться по послушанию (это верно – но по послушанию у духоносных наставников) и обратился с этим вопросом к отцу благочинному, а он у нас хороший батюшка, но … душевный человек. Он, к сожалению, смотрит не на волю Божию, а на то с какими чувствами пришел к нему проситель. Иными словами, если я захочу получить благословение на какое-либо не откровенно греховное дело, то я его получу. И наоборот, если мне не хочется выполнять что-то или если я хочу получить отрицательный ответ, то и это я получу. И вот к такому батюшке и обратился этот брат – и получил ответ: «Не благословляю». (Когда я некоторое время спустя объяснил суть вопроса, батюшка сказал, что был неправ, когда не благословил… Сейчас, слава Богу, о. благочинный все меньше угождает человекам и все больше Богу).
Ну, а дальше. «От любви до ненависти – один шаг». – Так нас никто и не может примирить (точнее его, т.к. у меня на него ничего нет). Правда сейчас мы достигли положения «вооруженного нейтралитета», но на одно послушание нас ставить нельзя (это заканчивается скандалом, возмущением на что-либо с его стороны). Хотя уверен: друг за друга жизнь отдадим не задумываясь.
В-общем, с этим деланием «первый блин» вышел комом.
Второй… непонятно. (Тот брат посчитал, что это вообще чушь. Потом напился, неделю где-то шатался, в результате – его под конвоем усадили в московский автобус).
Но когда начали духовно сходиться с третьим братом, кстати, до этого совершенно неуравновешенным, а иногда и впадающим в бешенство (что не удивительно, учитывая службу в армии в Дагестане, где в части было всего двое русских …), я сразу рассказал ему о действиях врага в случае появления духовной дружбы и о возможном противодействии ему. Он принял этот вариант и по дням оказались примерно такие пары действий вражеских помыслов: [4;3], [2;2], [1;1], [1;1], [0;0], [0;0], [0;0], и т.д. Так мы побили врага, и он дал нам спокойно подвизаться вместе.
N.B. У этого брата заметно улучшились отношения с другими братьями, он стал намного тише и уравновешеннее. Надо заметить, что сейчас он уже иеродиакон (в чем, смею надеяться, есть и некоторая составляющая нашего взаимообщения).
Как я понимаю, в венчанных семьях тоже возникают подобные проблемы, а соответственно и решаться они могут подобным образом, (речь конечно должна идти о сохранении прекрасных взаимных отношений, а не о восстановлении утраченных… там все сложнее).
Пятый этап:
Случилось следующее: однажды пел на клиросе, но вот одному батюшке не понравилось, как я пою (когда плохо молюсь, тогда и пою плохо), и он попросил меня петь вернее. Я остановился, помолился, чтобы Господь помог, и снова запел. Но этому батюшке вновь не понравилось, и он попросил замолчать. «Что такое? Себя подстроил. И что вновь пою неправильно?» (после таковой подстройки всегда пою нормально) «А мне кажется, это вы неправильно поете…» – подумал я. И надо сказать, стал он мне неприятен (своего рода “духовный смрад” почувствовал). «А пойте сами, как хотите! Посмотрим, что у вас получится?!!». Отошел – плоховато получается… Тем временем вечерня подходила к концу и все постепенно переходили туда, где должен петься акафист свт. Николаю. Я тоже пошел туда, а по дороге подумал: «А не осудил ли я? Вроде нет. Но на всякий случай помолюсь за этого отца (той же молитвой)». Помолился, и на сердце исчезла неприязнь к этому батюшке. Вот начинается акафист, в сердце тишина и мир. И вдруг снова поднимается тоже чувство, которое раньше принимал за неприязнь к тому священнику. «Вот это да! Что же, значит я снова, кого-то осуждаю? Да нет же. Даже мысли ни разу от слов кондака не оторвались (из всего акафиста прошел только первый кондак). Откуда же это пришло?» – и тут начинается: батюшка (с которым у меня был конфликт) говорит другому отцу: “Ты неправильно поешь!” и все начинается по-новой (только с другим человеком).
Отсюда я понял, что чувство неприязни, которое испытывал к этому батюшке относится не к нему, а к бесу, но нечистый внушает, что этот “духовный смрад” принадлежит другому человеку, а не ему.
И еще: когда во время богослужения происходят всякие непотребства: крики, ругань, ошибки, обвинения, то всем прихожанам храма нужно не осуждать, и даже не защищать себя от осуждения, но молиться за попавших в это искушение, т.к. они в этот момент находятся под воздействием бесов и не могут объективно воспринимать происходящее. Поэтому для развеивания бесовских чар и отгнания бесов им необходима помощь “извне”.
На этом закончилось научение от Бога о борьбе с осуждением, и, надеюсь, что в этих пяти этапах содержится теория для борьбы с этой страстью.
2005 г.
День Св. Равноап. Вел. Кн. Владимира