Что делает Александра Сергеевича Пушкина – поэта, прозаика, драматурга – совершенно особенным, неповторимым, выделяющимся и на фоне других по-настоящему гениальных авторов? Не только бесспорные художественные достоинства. Лучшее из написанного Пушкиным не теряет важности, актуальности для человека любого возраста. Его невозможно «перерасти» или изучить «до дна» – так, чтобы нечего уже было для себя открыть, найти при следующих прочтениях. Лучшее из созданного Пушкиным невозможно и отрицать, от него нельзя «отказаться», сказать, что все это не так, что тебе – читателю – это уже не подходит или никогда не подходило.
Подчеркну: речь идет о самых сильных произведениях Пушкина, в числе которых «Борис Годунов», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка» и др. У любого автора есть «пробы пера», не самые сильные в эстетическом и этическом отношении тексты. Абсолютно у любого.
Когда мы говорим о поэте или писателе гениальном, о классике, то речь идет о вершинах его творчества, о самом лучшем из созданного им – о том, благодаря чему он и стал классиком.
Но вот какое наблюдение: есть бесспорные классики, по-настоящему сильные писатели, поэты, которые с возрастом становятся менее интересны. Читатель сначала взрослеет, потом становится зрелым человеком и со временем понимает, что то, что нравилось, волновало лет десять или двадцать назад, сейчас уже неинтересно, перечитывать это не хочется. И дело не в том, что какое-то литературное произведения кажется теперь хуже или слабее. Читатель уже в другом возрасте, с другим жизненным опытом – и произведение перестало волновать, оно уже пережито, обдумано, в какой-то мере «пройдено».
Бывает и по-другому. Читатель может «разлюбить» какого-то автора, может пропасть интерес к его произведениям. И даже, не то, чтобы не разлюбить, а от читательской любви, увлечения прийти почти к противоположному отношению к написанному автором. Признавать его силу как прозаика, поэта или драматурга, но «не признавать» большую часть им написанного. Внутри себя или в разговорах с другими читателями говорить убежденное твердое «нет» большей части написанного, полагать, что «это не так», что предложенное, написанное, выстраданное порой даже писателем все-таки на самом деле неверно, ошибочно.
Так может быть с творческим наследием практически любого автора, в том числе гениального. Но есть писатель, поэт, драматург, с наследием которого это не происходит. К таким писателям в первую очередь относится Александр Сергеевич Пушкин. Лучшие его произведения не устаревают. Его невозможно перерасти. Невозможно отрицать.
Все мы помним, что земная жизнь поэта оборвалась, когда ему было всего тридцать семь лет. Это ведь немного. Но у него множество читателей, которые значительно старше его не только на момент написания какого-то им того или иного произведения, но и старше его в финале всей его земной и творческой жизни.
И никто из читателей не сможет сказать, что он «перерос» какое-то из гениальных произведений Пушкина, что оно ему «уже неинтересно». Сколько бы лет ни было читателю – интересно, не перерос, не стал слишком взрослым или зрелым для того, чтобы читать с интересом. Даже наоборот – с возрастом читать становится все интереснее. С каждым прочтением замечаешь что-то новое, дорастаешь до чего-то, чего не видел, не понимал раньше.
«Капитанская дочка» нисколько не устарела и не устареет. Ни для кого этого не произойдет. Она о том, что было и будет важно всегда. И если юным читателям придется иногда заглянуть в справочные материалы, чтобы узнать точное значение какого-нибудь слова или события, то самое главное в «Капитанской дочке» было и будет понятно людям и без подсказок. Требуется множество прочтений, чтобы «Капитанская дочка» раскрылась перед читателем во всей полноте. В любом возрасте нужно возвращаться к ней.
Не устареет «Моцарт и Сальери». И никто никогда не сможет перерасти эту маленькую трагедию. Читатель насладится точными, емкими, с богатейшим смыслом, строками Пушкина. А при следующем прочтении сделает следующие «открытие»: вот еще то, что я до этого «пробегал мимо», не замечал. И так раз за разом.
Невозможно отрицать сказанное о «Капитанской дочке», в «Моцарте и Сальери», в «Борисе Годунове», в целом ряде стихотворений.
Пушкин был верующий человек, и его стихотворения «Пророк», «Молитва» показывают глубину и осмысленность его веры. Она, несмотря на его турбулентность в молодости, была основой взглядов, заложенных еще в детстве. Искать историческую правду, не соглашаться с некоторыми историческими трактовками – можно. Отрицать же моральную, нравственную сторону кажется немыслимым.
Как верно сказал о себе сам поэт, чувства добрые я лирой пробуждал… И эти чувства, пробужденные в читателе уникальным талантом, который Господь дал поэту, оказываются глубокими и прочными.
Сегодня нам важно понять Пушкина и учить молодежь любить красивый русский язык, любить читать как наших классиков, так и современных писателей. Речь человека говорит о его внутреннем мире, и, в то же время, те слова, которые употребляет человек, формируют его внутренний образ. Плохое слово зарождает в человеке сродные чувства, а доброе слово оказывает положительное влияние на внутреннего человека. Церковь в поддержку юношеского интереса к чтению и к русской литературе проводит конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне». В нем принимают участие дети из разных регионов нашей страны зарубежья, присылают замечательные литературные произведения, надеюсь, в будущем, кто-то из них станет продолжателем творчества Александра Сергеевича Пушкина. Россия всегда славилась своими талантами.