Май месяц. Миллионы юношей и девушек выбирают жизненный путь. «Кем быть? Где работать? Куда поступить учиться?» — перед ними стоят десятки похожих вопросов. Ответы на них ищут не только будущие студенты, но и их родители, близкие родственники. Об этом рассказал в статье «Риски будущей профессии», опубликованной в газете «Вечерняя Москва», митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
«Близкие могут оказать существенную помощь дочерям, сыновьям, внукам, племянникам, если обсудят с ними реалии выбранной ими профессии.— рассказал Владыка. — Стоит убедиться, что юноша или девушка хотя бы в общих чертах осознают, чем им придется заниматься. К сожалению, можно вспомнить десятки примеров, когда человек, получив сложное образование, не работал по специальности. Причиной оказывалось отсутствие малейшего представления о профессии, с которой он решил связать жизнь.
Бывали случаи, когда студенты педагогического университета настолько боялись работать с детьми, что просили не отправлять их на практику в школу. Как эти молодые люди представляли себе дальнейшую профессиональную деятельность? Многие из таких студентов не работают по специальности. Эту ситуацию намного легче было бы исправить до поступления в вуз! Стоило родителям заранее обсудить со своим ребенком не только положительные моменты профессии, но и ее трудности, риски».
Митрополит Климент привел пример: «Молодой человек решил стать инженером. В будущем он должен был заниматься конструированием горных машин и комплексов. Юноша учился с большим удовольствием. Когда он окончил вуз и стал устраиваться на работу, выяснилось, что ему придется ездить в дальние командировки, спускаться в шахты, жить на буровых точках. Молодой человек категорически не хотел соглашаться на это условие. Невольно возникает вопрос: понимал ли он суть будущей специальности, когда поступал учиться на инженера, проектирующего горнодобывающие машины?».
«Еще один случай. — вспомнил Владыка. — Несколько десятилетий пожилая женщина работала в одном из научно-исследовательских институтов технической направленности. О любимом деле она многое рассказывала детям и внукам. Когда один из внуков окончил школу, то решил последовать примеру бабушки и получить специальность, которая была у нее и позволила бы ему работать в том же НИИ.
После того как молодой человек получил диплом, то захотел устроиться в учреждение, где много лет работала его бабушка. Она уже к тому времени умерла. В отделе кадров предприятия молодой специалист узнал, что сотрудникам положены дополнительные выплаты, поскольку они выполняют задачи, связанные с риском для здоровья. Когда юноша услышал об этом, то вспомнил про болезнь бабушки, и у него сразу пропало желание устраиваться в это учреждение несмотря на то, что он долго желал в него поступить. Не лучше ли было заранее посоветоваться с родителями по поводу выбранной специальности, подробнее расспросить бабушку о будущем месте работы? Чтобы заранее обсудить эти вопросы, и у молодого человека, и у его семьи, были все возможности».
Также автор статьи вспомнил и такой эпизод: «По совету родителей дочь ученица 10 класса устроилась на летние каникулы на работу. Девушка мечтала стать ветеринарным врачом. Чтобы проверить, насколько ей подходит специальность, отец и мать договорились со знакомыми и предложили дочери занять вспомогательную должность в частной ветклинике. Благодаря этому, девушка сумела увидеть, в чем будет состоять ее работа, пообщаться с опытными ветеринарными врачами. Неожиданная летняя практика только утвердила старшеклассницу в ее решении, а полученные знания пригодились ей на вступительных экзаменах.
Конечно же, помимо возможных трудностей, важно обсудить с детьми, насколько выбранная специальность будет человеку полезна в деле его духовного становления. Не придется ли юноше, девушке, исполняя рабочие обязанности, постоянно идти наперекор собственным нравственным принципам? «Как зрение имеем мы от Бога для того, чтобы распознавать видимое — что бело и что цвету черного, так и разум дарован нам, чтобы различать, что душе полезно (и что вредно)», — говорил святой преподобный Антоний Великий».
«Святые отцы советуют, — продолжил митрополит, — что при определении своего жизненного пути, а поступление в институт или колледж — это есть первый шаг к будущей самостоятельной трудовой жизни, важно проявлять рассудительность. Необходимо посоветоваться со старшими родственниками, можно поговорить со священником. Конечно, для этого он должен знать жизненные интересы молодого человека или девушки. Учебных заведений много — технические и гуманитарные университеты, юридические и медицинские вузы, духовные школы и педагогические институты. Все они учат приносить людям пользу, но для этого будущую профессию надо знать и полюбить еще до поступления. Не мечтать о белом воротничке и улыбках, а знать ее рабочую повседневность со всеми трудностями.
Никто не скажет, каким будет мир через десять или двадцать лет. Предположения могут и не сбыться. Ряд профессий могут сократиться или совсем исчезнуть. По прогнозу сокращение коснется простых программистов, их уже заменяют интеллектуальные машины. Однако нужно подумать о том, сможет ли молодой человек, поступающий сегодня учиться, после окончания вуза найти себе работу и вообще работать в выбранной области. Кроме того, при выборе специальности надо учесть, а понимает ли он суть и особенности своей будущей профессии или нет. Это и есть настоящая забота о будущем молодого человека».