Ватиканское кощунство над памятью славянских первоучителей

Память 11/24 мая

 

Ко дню памяти святых равноапостольных первоучителей и просветителей славянских Мефодия и Кирилла, мы публикуем статью выдающегося русского публициста, журналиста, литературного критика, общественного деятеля Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887). Статья была впервые опубликована в «Московских Ведомостях» (1885. 28 июня.№ 177).

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, подготовил профессор А.Д. Каплин. 

 

+ + +

 

Ватиканское кощунство над памятью славянских первоучителей

 

Что может быть лживее и кощунственнее польско-ватиканской игры памятью славянских апостолов Кирилла и Мефодия?

Дело их было постоянно гонимо Римом. Мефодий был едва не отлучен от церкви папой за то, что он и брат его призвали славянский язык к славословию Бога.

Тысячелетие протекло с тех пор. Посев обоих братьев взошел, но не для Запада, который тогда откололся от Востока. Посев обоих братьев взошел на Востоке, и именно в русском народе, где главным образом утвердилась Православная Церковь, и Православная Церковь изначала чествует обоих братьев равноапостольными. В недавнее время оба святые брата вспомнились в заглохших народностях славянских, и в них почувствовалось некоторое оживление. Хоругвь Мефодия стала как бы символом духовного единения славян. И вот когда это почувствовалось во всех концах славянского мира, обнаружилось в нем тяготение на Восток и к России.

Славянский съезд в Москве в 1867 году всполошил врагов православия и России. Вскоре придуман был изумительный по своей наглости способ попытаться обезсилить значение обоих славянских апостолов. Продолжать откровенно проклинать их значило бы усилить их значение на Востоке и способствовать тяготению славянских народностей к их знамени, которое свободно и торжественно развевается в России. Придумано было, напротив, отверженных римскою церковью славянских апостолов вдруг усвоить ей и канонизировать.

Значит ли это, что непогрешимый владыка Ватикана сознал свой грех и благословил дело, которое проклиналось в Риме в течение тысячелетия? Значит ли это, что Западная Церковь сближается с Восточною, начинает чтить ее святыни, входить в ее систему, проникаться ее духом?

Нет, это только кощунственная игра святыней в надежде обмануть народы, еще откликающиеся на имена Кирилла и Мефодия и отнять у православия и России великий символ, который в их обладании может стать опасным для их врагов. Рим не признает и теперь великого дела, совершенного обоими братьями; но тем не менее, с благословения папы и усердием польских слуг его, был затеян юбилей памяти св. Мефодия в австрийских пределах, в Велеграде, месте, где он терпел гонение, – затеян с тем, чтобы приманить славян под чуждое и враждебное им знамя. Интрига была посрамлена, но послушайте, как толкует о Мефодиевском празднике газета «Pesther Lloyd», официозный орган нынешнего венгерского правительства.

Вожаки панславистской пропаганды отнюдь не виновны в том, что задуманное ими торжество не удалось; они честно старались о моральном воссоединении всех славянских племен под Московским знаменем. Официальная Россия, со своей стороны, затеяла великолепные празднества по случаю предстоявшего зачисления славянских апостолов в сонм святых (каково!), надеясь создать для славянского Mipa повод к паломничеству к берегам Невы на поклонение новой святыне. Но ожидавшиеся гости не прибыли, а явились лишь несколько благочестивых черногорцев, хорошо знакомых со звоном рубля, да два-три недовольные вроде Ристича, у которых на устах были фразистые речи, а в душе только желание полакомиться на обильных банкетах, да, пожалуй, еще пара словаков, вот и все завоевания, которые сделал Св. Синод. Вообще весь ход празднеств доказал, что русский патриархат (sic) потерял всякое нравственное влияние на славян, не принадлежащих к Восточной Церкви. Конечно, и болгары в Восточной Румелии, и сербы короля Милана поспешили торжественно отпраздновать окончание тысячелетия со времени приобщения славян к христианству и дарования им их языка; в этом праздновании участвовали там и органы государственной власти, придав ему некоторым образом характер политический; но наши сербские соседи поспешили при этом случае отречься от какой бы то ни было солидарности с Россией, кроме общей их веры, и полная отставка, которою встретили возвратившегося из Петербурга Ристича, доказывает, насколько сербское правительство желает недвусмысленно выяснить свои отношения к русскому. Затем нельзя не упомянуть о примерном образе действий венгерских сербов, который они проявили в данном случае благодаря геройской инициативе карловицкого патриарха Анджелича, не удостоив никакого внимания канонизацию Кирилла и Мефодия, предпринятую русским Синодом.

Возможно ли лгать, или, точнее, врать с большею наглостью? С неимоверным безстыдством приписано русскому правительству и Синоду Русской Церкви то, что на глазах у всех творила папская интрига с помощью австро-венгерских властей. В Пеште не может быть неизвестно, что Кирилл и Мефодий искони причислены Русскою Церковью к лику святых; что она ежегодно творит о них память и что к тысячелетию памяти Мефодия никакой панславистской агитации в России не делалось, никаких славян в Москву или на берега Невы не призывалось и что попытка эта делалась, напротив, в Австрии.

И вот еще на этих днях получили мы странную телеграмму без подписи о каком-то предполагаемом в Австрии всеславянском издании, якобы для соединения всех славян под одно знамя. Творится дело нечестия и обмана, и тут же приписывается именно тем, против кого оно задумано. Это еще более глупо, чем злонамеренно. Но курьезнее всего хвалебный отзыв о герое Анджеличе, этом якобы православном горе-патриархе, который не удостоил никакого внимания канонизацию Кирилла и Мефодия, якобы предпринятую русским Синодом. Хорош этот православный патриарх, который не знает, что Православная Церковь изначала Кирилла и Мефодия чтит святыми и который приписал папскую канонизацию русскому Синоду. Хороша и похвала ему. Это явствует из следующего.

Кроме г. Ристича, приехавшего ко дню празднества из Сербии, в Россию прибыли к тому времени еще человек десять славян из австрийских земель, которым тяжко было оставаться на родине, где духовное торжество, как чествование памяти славянских первоучителей, превратилось в пропаганду латинства усилиями львовского митрополита Сембратовича. В Петербурге и Киеве эти гости были приняты радушно, хотя их никто не звал к нам, и вот этот радушный прием чуть не навлек на них обвинения в государственной измене. По возвращении из России их встретили дома, в Галиции, допросами и угрозами привлечь к уголовной ответственности. Началось следствие, прекращенное лишь потому, что австро-польская прокуратура не отыскала в своем уголовном кодексе статьи, под которую можно бы было подвести их мнимое преступление. Их, однако, не освободили от взыскания, но передали их дело на рассмотрение полицейской власти, которая открыла какое-то устарелое узаконение, наказующее арестом самовольное, хотя и кратковременное, оставление отечества. (См. «Последнюю почту» в №168 «Моск. Вед.».) При этом было забыто, что все провинившиеся отправились в Россию, снабженные законными паспортами, ибо без таковых наши пограничные власти не разрешили бы им переход границы, что донесение наместника Галиции, будто эти лица поехали в Россию без разрешения, опровергнуто было в свое время австро-венгерским послом в Петербурге графом Волькенштейном, писавшим в Вену, что по собранным им сведениям все приехавшие из Галиции предъявили не только правильные, но и визированные паспорта.

Не только ехавшие в Галицию, но и те русские галичане, которые, сидя дома, посылали в Петербург поздравительные телеграммы ко дню празднования, привлечены были к ответу за текст этих телеграмм. Куриозно то, что начальника львовской полиции в особенности смутила следующая фраза, встретившаяся в одной телеграмме: «Молим Бога, – сказано в ней, – Царя Царствующих об единении всех славян». Какой-то усердный поляк объяснил эти слова таким образом: «Молим Царя о воссоединении славян».

Насколько искренно было признание римским папой и его агнцами первоучителей славянских святыми римско-католической церкви, показывает следующий пример отношения одного из церковных дигнитатов католицизма в Галиции к памяти этих святых. В газете «Новый Пролом» сообщается, что по распоряжению сеньора Ставропигийского института доктора Исидора Шараневича из бурсы при этом Институте выброшена икона свв. Кирилла и Мефодия, «чтоб она не вводила во искушение воспитанников бурсы». Не худо заметить, что Шараневич состоит почетным членом Киевского университета.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Катков
Все статьи Михаил Катков
Консервативная классика
Порок и добродетель
Часть 3. Ко дню памяти
13.01.2021
Порок и добродетель
Часть 2. Ко дню памяти
12.01.2021
Порок и добродетель
Часть 1. Ко дню памяти
11.01.2021
«А быть будет, как Бог даст...»
10 / 23 декабря - память свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1705-1754)
22.12.2020
Все статьи темы
Русская цивилизация и Ватикан
«Ватикан вновь хочет говорить миру языком железа и крови»
Кардинал Курт Кох призвал Православные Церкви признать первенство папы Римского
23.01.2021
Новое объединение против России
«Глобальный альянс» под руководством Ватикана разевает рот на российские богатства?
14.01.2021
«Его канонизация только углубит существующие противоречия»
Опубликованы письма Святейшего Патриарха Иринея к Франциску в связи с канонизацией «архиепископа геноцида» Степинаца
25.11.2020
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Дарение Римом Болгарской Православной Церкви мощей святых мучеников Климента и Потита является данайскими дарами
22.09.2020
Поляка Кондрусевича сменит белорус Климович?
Госсекретарь Ватикана заявил о подготовке визита Франциска в Белоруссию; пошли разговоры о скорой смене главного католика республики
16.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Прививка: день четвёртый
Новый комментарий от Коротков А. В.
24.01.2021 10:55
Гиперборейская Русь Всеволода Иванова
Новый комментарий от monarhist
24.01.2021 08:13
99% граждан России плевать на Навального
Новый комментарий от влдмр
24.01.2021 06:04
Поступок не священника, а блогера и пиарщика
Новый комментарий от влдмр
24.01.2021 05:43
Природы совершенство
Новый комментарий от Игорь Бондарев
24.01.2021 01:24
«Революцию заказывали? Распишитесь…»
Новый комментарий от Брат
24.01.2021 12:03