Как эпидемия коронавируса повлияет на рост монархических настроений и может повлиять на передачу президентской власти в России
Эпидемия бетакоронавируса В SARS-CoV-2 может каждым человеком приниматься или не приниматься за серьезную угрозу. Но очевидно, что она в жизни мира реализуется как событие пандемическое и потому оказывает влияние на массовую психологию. Именно это мне хотелось бы обсудить. Я пишу эти строки, являясь свидетелем смертей и десятков случаев серьезного заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19 медиков, сотен случаев заболевания граждан России (моя супруга служит в московской больнице, переоборудованной под приём коронавирусных пациентов).
В какое общество пришёл коронавирус? В общество королей!
Не открою секрета, если скажу, что современный человек в массе своей себялюбив и ленив в вере (если не верит в Бога, то просто себялюбив). Это логичное последствие развития гуманизма к антропоцентризму, когда собственные желания, потребности получают преобладание над интересами других людей и государства. Яркий образец этого – нетерпеливость и раздражительность в быту, которые развились у нас в последние два десятилетия после перехода России к либерализму. Вы сами можете подобрать примеры того, как люди легко грубят друг другу по малейшим поводам: при замедлении движения очереди, случайном точке в общественном транспорте, в адрес других водителей будучи за рулём, при шуме у соседей, проблемах у ребёнка в школе, грубят в поликлиниках, социальных учреждениях и во множестве иных мелких бытовых случаев. И немногие, видя недостатки или неловкость окружающих, проявляют смирение или выдержку, или хотя бы терпение.
Культ человека в СМИ буквально учит, что ты «лучше всех», у тебя замечательный во рту голос или на голове волос, уникальные способности или редкое чувство юмора. И вся эта порочная жижа, которая грязным фоном льётся с экранов, страниц, социальных сетей внушает: у тебя много прав и все должны считаться с тобой.
В отношении к государству массовый человек является подготовленным самим же государством потребителем: у меня множество прав и потому государство много мне обязано делать и давать. Вы наверняка помните призыв Германа Грефа: «Наша задача вырастить грамотного потребителя». Это «много мне» никогда не может насытиться. Нормальный взгляд, что права даются гражданину для исполнения обязанностей, а при их неисполнении отбираются, затуманен идеалами неудержимой свободы, принудительного социального равенства и безразличного друг к другу братства эгоистичных индивидуумов. Человек воистину стал королём своего внутреннего мира, с превосходством поглядывающим на толпы таких же королей вокруг.
Приглядитесь: образ монарха широко используется вокруг. Нас обступают короли эстрады, короли рекламы, бумажные короны даже в пунктах фастфуда, нетерпеливые замечания раздражённых сограждан «ты что – король?» или «тебе корона не жмёт?». Массовый человек воцарился над собой и над Богом в себе (не говорю о живущих в вере и в мирном духе – по опыту общения и соцопросам вы знаете, что процент их невелик). Не образ Единого бога, но личное человеческое «я» стало главным в жизни (а то и в мироздании – у атеистов), и вершатся земные дела не Божьим произволением, а суммарной волей этих «я». Такое понимание и есть психологическая корона. Людская масса стала состоять из множества царьков, и это наложило отпечаток на государство: популизм в риторике и управлении, преобладание краткосрочных задач для решения текущих проблем (более понятных и популярных в массах) над долгосрочными, в интересах будущих поколений народа как вечного государственного существа (в качестве иллюстрации последнего я прошу прислушаться вас к своему внутреннему голосу и услышать, как бранят нас населяющие холодную Россию потомки за безудержную продажу за рубеж драгоценной нефти, газа и легкомысленные упования на прогресс). Вообще оригинально, что название коронавируса SARS-CoV-2, являясь аббревиатурой (SARS - (Severe Acute Respiratory Syndrome, т.е. тяжёлый острый респираторный синдром CoV – CoronaVirus) созвучной древнеинвоевропейскому титулу Сар – Царь. Так что название звучит как Сар-Ков (Царь-Ков): воистину вирус несёт массовому человеку психологическую корону для «царьков».
Коронация вирусом
И вот этому массовому человеку Господь, образно говоря, даровал корону. Либо ты психологически принимаешь эту «корону»: в условиях эпидемии оставляешь себя во главе угла, считаешь угрозу выдуманной и раздутой, противостоишь требованиям безопасности и подвергаешь себя риску заразиться. Либо ты отчуждаешь от себя и коронавирус и корону своего «я»: отставляешь своё самомнение в сторону и добровольно подчиняешься требованиям правилам карантина и соблюдения мер предосторожности (социальная дистанция, гигиена).
Эпидемия (как и стихийное бедствие, война, голод) показывает слабость и индивидуума, и народной массы. Если я ничего не могу предпринять против угрозы, мне нужна поддержка людей (родственников, знакомых), если и они также беззащитны, то нужна внешняя материальная поддержка от государства и идеальная – в Церкви. Тогда человек отлагает свою корону самомнения, эгоизма, исключительности и ищет под защиту какой короны вступить, к какой спасительной власти приразиться. У большинства это в материальном смысле государственная власть. Но могут у небольших групп населения быть варианты: преступные группировки (как на юге Италии ныне, где члены мафии раздают гражданам продовольствие), несистемная оппозиция (вплоть до экстремистов и террористов), политизированные секты – словом, силы, противопоставляющие себя не главенствующей партии, а политическому режиму и государству. У большинства же повышается лояльность к власти:
а) согласие на карантин;
б) согласие на ограничение свободы и тотальный цифровой контроль;
в) принятие мер, принимаемых внезаконным способом (указов, распоряжений).
Кроме того большинство начинает морально давить, убеждать несогласное меньшинство принять возобладавшую в обществе позицию. Мы видим немало попыток сопротивления:
1. Рациональное сопротивление. Оно носит характер индивидуального и группового пренебрежения ограничениями и продолжения прежнего режима деятельности.
2. Иррациональное сопротивление.
2.1. Конструктивное – повышающее защищенность, неосознанное. Это паническая скупка продовольствия, средств гигиены, антисептики, оружия.
2.2. Деструктивное – понижающее защищенность, осознанное. Сюда относятся и безобидные и злостные нарушения карантина, которые мы видим в разных странах. В порядке ужесточения варианты (примеры мы видим регулярно):
а) песни и декламации на балконах;
б) стихийные собрания у домов;
в) организованные мероприятия в городах и на природе (акции, концерты, флешмобы);
г) массовые шествия, митинги;
д) насильственные действия толпы (сопротивление полиции, мародёрство, погромы).
Последние два варианта пока мало распространены, но назревают в разных странах. Думаю, карантин будет ослабляться, когда общество станет подходить к этой черте. Тем не менее большинство пока, пусть и ворчит, но сохраняет лояльность.
Отчуждая свою власть, давая больше полномочий государству, человек естественно беспокоится о злоупотреблениях властью. И поскольку это отчуждение происходит в сторону исполнительной власти, наиболее вертикально организованной, то логично возникает потребность видеть ответственное за твоё спасение лицо, выступающее от имени государства, т.е. не анонимную исполнительную власть, а личность. Принципиально своя доля управительной власти может быть передана только личности (в партийном отношении депутату, а в государственном – консулу, диктатору, абсолютному монарху). Верховная власть тоже может быть вручена только личности, но идеальной – Богу. Собственно каждый из нас видит, как лидеры разных стран эксплуатируют эту потребность граждан для набора политических очков. Ярким примером служит риторика президента Франции Эммануэля Макрона (а вслед за ним и других), провозгласившего «войну» с эпидемией. Нет ничего удобнее для сосредоточения власти, ограничения прав и поднятия рейтинга чем маленькая победоносная война (замечу, что борьба с эпидемией – замечательный вид обязательно успешной войны без увеличения военного бюджета). Таким образом, под общественной «короной», составленной из отчуждённых личных «корон» требуется видеть единую политическую фигуру. Образ этой фигуры переносится на главу государства или главу исполнительной власти. Фактически на время эпидемии возникает ситуация принципата, близкого к абсолютной монархии. Она может перейти в устойчивое положение, если будет поддерживаться последующими испытаниями, пусть и менее интенсивными, но масштабными, а также политикой государства.
В ближайшие годы промышленный спад, экономические проблемы, подготовленные финансовыми спекуляциями и выходом к пределам роста мировой экономики, а теперь усиленные глобальным карантином во время пандемии коронавируса породят внутренние трудности во многих странах и, в частности, обострят военно-политическое давление на Россию. Мы можем видеть признаки приближающихся трудностей и в недавнем прогнозе ООН о глобальном голоде, и в резком ограничении Россией экспорта пшеницы (крупнейшего в мире), и в разорении предприятий, снижении производства и потребности в нефти (спад потребления безработными ещё только вознёсся бичом над другими видами производства и системами социального обеспечения). Всё это даёт нам возможность заключить, что вирус уйдёт, а корона над исполнительной властью останется.
И будут новые победоносные войны. И будут усиливаться их последствия:
а) рост авторитета государства среди граждан (у сторонников с удовлетворением, у противников – со страхом);
б) исходя из этого, рост национализма;
в) рост авторитета глав государств и глав исполнительной власти (характерный пример – зафиксированный ВЦИОМ подъём уровня доверия президенту после обращения к нации о мерах социально-экономической поддержки в связи с эпидемией коронавируса 25.03.2020 г. с 67 до 69%, уровня поддержки – с 60,3 до 63,5%);
г) исходя из этого, рост патернализма;
д) рост авторитета духовных лидеров;
е) исходя из этого, рост традиционализма.
Эти последствия могут быть в интересах правящей элиты, но при этом идти вразрез с господствующим либерально-атеистическим мировоззрением. При этом экономические трудности повлекут за собой экономическое расслоение и политическую поляризацию, следовательно, в самых разных странах будет возрастать социальное напряжение и хаотизация.
Российская специфика: предкоронация
По счастью, Россия уже пережила период хаотизации и отчуждение от себя управительной власти народом состоялось после бурных 1990-х годов. Это привело к падению политической активности, недоверию к органам законодательной и судебной власти, и возвышению значения главы государства. Наш президент обладает и действительно широкими полномочиями, и реально серьезным влиянием на жизнь страны, и стабильно высоким рейтингом. Такой статус президента является общественным согласием. Личное недовольство В. Путинным в большинстве случаев всё равно сопровождается признанием необходимости сильной исполнительной власти.
Процесс отчуждения власти от народа далеко не завершён, иначе мы жили бы при диктатуре или абсолютной монархии. Стенания внутренних и внешних персон о «диктатуре Путина» являются серьёзным преувеличением. Это кричат люди, не жившие не только при Сулле, Владе Цепеше и Робеспьере, но и при Гитлере, Сталине и Пол Поте. Не произошёл и процесс передачи своей верховной власти народом Богу, иначе мы бы жили при самодержавной монархии.
Абсолютизация (повторяю, далеко не полная) исполнительной власти в России происходила в борьбе с угрозами внутренними (разгул организованной преступности, самоволие олигархии, кавказский терроризм, хронические неплатежи, экономический спад, гиперинфляция, дефолт) и внешними (агрессивная политика стран НАТО, сначала экономическая, а затем идеологическая и военная). На это же наложилась демонстративно-агрессивная, а потому вульгарная политика стран, ранее дружественных или бывших частями нашей империи (Прибалтийская троица, Польша, Румыния, Болгария, Грузия, Украина), а также ненадёжная политика республик Средней Азии, Азербайджана, Молдавии. Как видим, условия более чем подходящие для того, чтобы простому человеку почувствовать себя незащищенным и искать сильной персонифицированной власти в государстве.
Глобальный экономический спад, усугублённый карантинными мероприятиями при пандемии уже сейчас описывается многими миллионами безработных, убытков, невыпущенной продукции по разным странам. Очевидно, что это породит экономические трудности и в России, которые приведут к новому всплеску социальной напряжённости и повышению уровня бедности. В условиях кризиса усиливается и геополитическая борьба за рынки, поэтому следует ожидать усиления внешнеполитического давления на нашу страну. Все эти обстоятельства вновь потребуют решительных действий исполнительной власти и станут следующим этапом передачи гражданами своей воли главе государства под условием экономической помощи и внешнеполитической защиты (фактически защиты национального производства, ориентированного на внешние рынки).
Однако дальнейшая абсолютизация президентской власти логически переводит её в состояние диктатуры. Уже в нынешнем положении либеральная идеология не пользуется доверием общества, а парламентские институты не имеют авторитета у народа. Дальнейшая эволюция власти превратит их в фикцию. Диктатура может существовать в двух формах, республиканской и монархической.
Развитие элементов одновременно диктатуры и монархии
Нарастание элементов диктатуры будет происходить, очевидно, до тех пор, пока этот рост станет несовместим с республиканской формой правления. После этого диктатуре не хватит сил и решимости для избавления ни от республиканской формы, ни от монархического содержания, чтобы принять вид тотального господства исполнительной власти.
На мой взгляд, в России развиваются элементы республиканской диктатуры и связанной с ней абсолютной монархии, а также монархии самодержавной. В основе этого как народный архетип сильной персонифицированной власти, так и смешанный тип её легитимации, когда помимо рационально-бюрократического используются харизматический и традиционный типы легитимности.
Признаки этих форм осуществления власти и форм правления многочисленны. В следующей таблице я привожу те из них, по которым можно ясно различить тенденции республиканской диктатуры, абсолютной и самодержавной монархий (таблица).
Признаки |
Республиканская диктатура |
Абсолютная монархия |
Самодержавная монархия |
Тип верховной власти |
Принадлежит народу |
Принадлежит народу |
Принадлежит монарху |
Нахождение управительной власти |
Отчуждена народом одному лицу временно |
Отчуждена народом одному лицу бессрочно |
Принадлежит монарху, но делегируется исполнителям |
Ведущий тип легитимации |
Харизматический |
Харизматический и традиционный |
Традиционный |
Нравственный идеал власти |
Лично нравственный лидер нации под влияние светских норм морали |
Лично нравственный монарх под влиянием светских и религиозных норм морали |
Монарх в жизни и правлении руководствуется религиозными нормами морали |
Выработка директивных решений власти |
Внутриэлитная, на основе ведомственных рекомендаций и экспертного мнения |
Личная, с учётом ведомственных рекомендаций и экспертного мнения |
Личная, с выяснением мнения заинтересованных профессиональных и территориальных групп населения |
Народное представительство |
Отсутствует или несамостоятельное партийное |
Отсутствует или несамостоятельное партийное/сословное |
Непартийное представительство с совещательной функцией |
Отношение к оппозиции |
Не предполагается, маргинализуется |
Не предполагается, преследуется |
Партийной нет, оппозиционные мнения свободно высказываются в представительстве |
Ограничение свободы слова |
Самоцензура преобладает над цензурой |
Цензура преобладает над самоцензурой |
Самоцензура преобладает над цензурой |
Отношение к внешним угрозам |
Идеология суверенности, Россия как «осаждённая крепость» |
Идеология суверенности, Россия как «всепланетный защитник мира» |
Идеология имперскости, Россия для мира – образец страны духовно-нравственной |