В статье обсуждаются принципы и критерии, по которым народное представительство в форме Учредительного Собрания (Земского Собора) может отыскать Государя при восстановлении монархии в России. Призвание царя следует осуществить в форме отыскания, на не выборов или назначения законом. На российский престол может претендовать только потомок Императорской Фамилии. В соответствии с учением Церкви о троичности природы человека выделено три принципа отыскания (телесная преемственность, духовная суверенность, душевное достоинство), которые поддерживают три способа легитимации монарха – рационально-бюрократическую, традиционную, харизматическую. Применение девяти критериев оценки кандидатов на престол позволит объективно и авторитетно составить суждение о них и уменьшить большое количество потенциальных кандидатур до нескольких наиболее достойных лиц.
Статья даётся в сокращении.
«Все вопросы династического характера не могут быть решены иначе, чем Великим Русским народом на русской земле» (Заявление Объединения членов рода Романовых 25 марта 1981 года)
Часть первая. Способы определения будущего царя: «назначение законом», выборы или отыскание
Отправляясь в путешествие, даже если оно всего лишь интеллектуальное, нужно чётко представлять себе конечный пункт, ведь, как сказал Сенека, «кораблю, не знающему куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Поэтому следует определить, почему призвание царя на престол видится нам именно в форме отыскания, а не выборов или прямого назначения династическим законом, а затем только перейти к предмету исследования.
Значение рационально-бюрократической легитимности. Прежде всего стоит обратить внимание, что нам было бы разумно при восстановлении монархии обратиться для определения личности Государя обратиться непосредственно к законодательству Российской Империи. В Уложении об Императорской Фамилии сказано ясно о цели законодательного акта: «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род». Автоматическое определение нового государя самим законом – замечательный юридический принцип, который как вносит спокойствие в тревожный момент кончины прежнего монарха и перехода престола наследнику, так и повышает легитимность нового государя. Обращу внимание, что в данном случае речь идёт о рационально-бюрократическом, иначе легальном, типе легитимности. По прошествии ста с лишним лет настолько изменились обстоятельства династических отношений и политической жизни России, что прямое применение цитированного закона стало затруднительным. Во-первых, затруднения происходят вследствие разных трактовок норм Уложения в отношении разных лиц из рода Романовых и родственных династий. В результате появляются партии легитимистов, отстаивающие преимущественные права того или иного претендента. На мой взгляд, окончательно разрешить этот вопрос невозможно: у адвокатов каждого претендента на престол всегда найдутся аргументы, контраргументы, интерпретации. Как следствие, и права любого из претендентов, если он станет государем, могут быть теми или иными социальными группами поставлены под сомнение, что губительно для монархии и не соответствует духу требования закона «дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать». Однако легитимизм, будучи основан на писаном законе, даёт своим приверженцам чувство глубокой внутренней правоты, из которого, например, в гражданском производстве черпают силу разбирательства, длящиеся десятилетиями. Легитимизм стал тем болотом, в котором разные группы монархистов вязнут, лишаются сил на положительную работу, расходятся по кочкам своих «кандидатов» и утягиваются в итоге в общую склочную трясину. Разумеется, Уложение об Императорской Фамилии нельзя исключить из расчётов, поскольку оно действительно не отменено, оно говорит о династии Романовых, а их державная кровь продолжает течь в потомках, следовательно, поиск претендентов на престол мы будем начинать с закона, но поскольку не можем без сомнений заключить, какой «наследник назначен законом самим», то вынуждены принимать во внимание и другие обстоятельства. Эта необходимость была бы затруднением, если рационально-бюрократическая легитимность государя была единственной.
Важной составляющей легитимации является харизма правителя – его способность привлекать внимание людей, внушать им доверие и мотивировать на деятельность – влиять на людей словами и поступками. На этом основана харизматическая легитимность правителя.
Значение харизматической легитимности. Харизматическая легитимность содержит в себе двойственность. С одной стороны, она характерна для периодов крупных государственных потрясений – войн, революций, всеобщего голода, когда народная душа ищет спасительного героя, вождя. И действительно в смутное время необходима сильная личность во главе государства, чтобы решительно и порой жестоко, внушая свою волю либо принуждая к ней, вывести страну из тяжелого или даже катастрофического положения. В монархических государствах естественно такой героической фигурой делается монарх, который неслучайно и в благополучное время именуется державным вождём. Харизматический тип легитимности не может быть основным для монархии. Он характерен для вождистских режимов и предполагает особую степень абсолютизации власти. В этом случае народ, убеждённый в высоких личных качествах вождя, испытывает к нему доверие и потому отрешается от своих прав на власть, передавая их харизматическому правителю. Этот процесс развивается постепенно в сторону полной передачи прав, т.е. в сторону абсолютизации, что служит основанием для перехода к диктатуре. Это процесс добровольный, как мы и сами можем видеть в наши дни в собственной стране. Для монархии это неприемлемо как основной путь легитимации, и тому существует множество исторических подтверждений с древности до наших дней.
Харизматическая легитимность в монархическом государстве имеет подчинённое положение. Её значение возрастает в трудные для страны времена, а при этом установление полноценной, сильной монархии только и возможно в ситуации, когда страна пришла к серьёзным затруднениям и республика не может найти и применить необходимые средства для их преодоления. В этих условиях деловые качества государя имеют большое значение. Но поскольку эти качества оцениваются субъективно, то существует богатый арсенал технологий по манипуляции общественным мнением для их преувеличения и создания дутой харизмы претендентам на престол. То есть, ставя в центр выбора государя его личные качества, мы приходим к вполне демократической предвыборной соревновательности, к борьбе популистских обещаний, компроматов и капиталов. Подчеркну ещё раз: харизма претендента на престол может иметь только дополнительное значение после исследования всех остальных критериев. Выборы государя – это демократический нонсенс монархии.
Таким образом, признак личных достоинств применим для установления диктатуры, но не монархии. Харизма – вещь персональная и изменчивая, монархия же требует постоянства поддержки и династичности, поэтому использовать условие переменное как основание для явления непоколебимого неправильно даже логически. Этот признак не устраняет и борьбы за трон. Людям свойственно преувеличивать свои достоинства и заслуги и преуменьшать чужие, это закономерное следствие гордыни и властолюбия, коренящихся в первородном грехе. Талантливый человек нередко видит себя одарённей гениального, особенно если занимает высокое общественное положение. И чем человек талантливей, тем более тяжёлую корону самомнения он способен вынести.
Значение традиционной легитимности. В монархических государствах ведущее значение в легитимации правителя имеет традиционный тип легитимности, основанный на обычаях, народных традициях, религиозной идеологии. Истинная монархия, по анализу Л.А. Тихомирова, возможна в том случае, когда народом признаётся в качестве руководящего государственного начала религиозно-нравственный идеал. Этот народный идеал содержится в этических требованиях ведущей религии. В России это христианский нравственный идеал, который произрастает из православия, но чрезвычайно близок идеалам традиционных конфессий (католичества, ислама, в значительной мере буддизма) и потому вполне может, как показала практика Российской империи, разделяться их приверженцами. Государь является выразителем религиозно-нравственного народного идеала и потому может служить глубоким, коренным интересам своей страны несмотря на перемены условий межгосударственных отношений и даже текущих народных мнений, находящихся зачастую во власти эмоций и ярких событий. Зримо это выражается в венчании на царство, когда заключается союз государя с народом перед лицом Господа. Государь получает санкцию на выражение религиозно-нравственного идеала нации и в этом смысле является богоданным. Какой бы ни была светской монархия государь всегда должен быть деятельным верующим, чтобы принимать решения, находясь в духе народного идеала, чтобы связь с ним не ослабевала. В Первой Книге Царств это выражено в Божьем требовании, чтобы «царь во все дни жизни ходил пред лицем Господа» и «старался исполнять все слова закона (Божьего)».
В основе истинной монархии, самодержавной находится принцип, согласно которому царь является выразителем религиозно-нравственного идеала нации и представляет собой верховную власть. При этом управительную власть (исполнительную, законодательную и судебную) государь разделяет с назначенными им чиновниками и народными представителями, оставляя за собой право общего направления действий власти и вмешательства в них для восстановления справедливости и поддержания законности. Этим самодержавие отличается от абсолютной и парламентской монархий, в которых верховная власть принадлежит народу. Но в абсолютной монархии народ отказывается в пользу государя от всей управительной власти, а в парламентской сам её осуществляет через своих представителей, оставляя за монархом, главным образом, символические функции и право морального арбитража (обращения к противоборствующим силам, к нации, право вето).
Традиционный тип легитимности помимо священного характера царской власти включает в себя и патриархальные установки и поэтому даёт возможность использовать если не букву, то дух закона о престолонаследии, а именно требование о родстве кандидата на престол с прежними государями. В этом случае с помощью закона о престолонаследии мы можем ограничить круг претендентов на престол только лицами, имеющими царское происхождение, т.е. носителями семейного духа монаршего служения нравственному идеалу народа верности своей стране. Верность стране означает, по внешней стороне, соблюдение интересов своего, а не иного государства, а по внутренней стороне – удовлетворение текущих нужд народа не в ущерб его будущим поколениям, т.е. действие в интересах нации как вечного организма. Это последнее чрезвычайно важно, т.к. под действием изменчивых условий и недобросовестной агитации большинство людей может потерять понимание долговременных, коренных своих интересов, принимая за них потребности данного момента.
Традиционная легитимность даёт наибольшую прочность власти монарха. Бунт против него становится отрицанием воли Божьей над страной (вспомним, почему государь является богоданным) и опосредованно бунтом против Господа. Очевидно, что при восстановлении монархии в России необходимо будет пристальное внимание обратить на соответствие возможных кандидатур монархи требованиям, предъявляемым к царю самим Богом. Эти требования я охарактеризую ниже, но их суть троякая: деятельная вера, воспитание в духе царского служения, понимание коренных интересов России. Такого человека невозможно выбрать всеобщим голосованием. Его необходимо найти. Отыскав, проверить. Уверившись – выбрать. Но это не выбор лучшего среди прочих, а единственного из достойных. Это то, о чём пророчески говорил монах Авель о грядущем Царе: «Его учует самое сердце русское. И никто же речет, Царь здесь или там, но – это Он!» В этом смысле отыскание царя можно считать выбором. Но выбором не на основе мнения большинства, а по общему согласию (как добиться этого согласия, рассуждаю в статье «Земский Собор как наилучший способ призвания русского Царя»). Именно поэтому я говорю, что Государя Всероссийского необходимо отыскать, открыв свои душевные очи на него. При этом найдутся подчинённые места и выбору, и действию духа закона – Уложения об Императорской Фамилии.
Часть вторая. Принципы отыскания царя
Ловушка плюрализма
Среди российских монархистов по вопросу о кандидатуре государя при восстановлении имеется разделение на «легитимистов», «непредрешенцев» и своего рода «обновленцев». Первые предлагают следовать букве Уложения об Императорской фамилии из Основных законов Российской Империи и, в зависимости от трактовки статей закона, отстаивают права Георгия Михайловича Романова (большинство из легитимистов), Николая Кирилловича Лейнинген-Романова, Димитрия Александровича Карагеогриевича. Вторые не указывают на конкретные кандидатуры, считая, что их определит народ на Всероссийском Земском Соборе. Третья группа монархистов, или «непредрешенцы», предлагают для фактически новой династии различные кандидатуры, как находящие в родстве с родом Романовых (равнородное, неравнородное и внебрачное потомство), так и вне этого родства: действующего президента России, потомков Рюриковичей, потомков известных исторических личностей, наподобие Г.К. Жукова или Ю.А. Гагарина. Среди этого поля претендентов рассыпана и мелкая крупа разного рода самозванцев.
Отсутствие единого лидера придаёт слабость любой общественной силе, ставящей себе политические цели, в особенности монархическому движению, для которого самый смысл составляет наличие единого политического главы государства. Это слабость и российских монархистов и, например, французских. И если теперь, когда монархические воззрения сравнительно мало популярны в обществе, мы по вопросу возможных претендентов на престол имеем узлы противоречий, то при росте их популярности на эти узлы будет наматываться всё больше пряжи новых кандидатур, пока не получится большой клубок монархических склок и мелкой борьбы интересов. И десятки, если не сотни, «кандидатов», среди которых, достойных лиц будет отыскать непросто. Это, конечно, будет вредить общему делу, ослаблять его, замедлять, вселять неуверенность. Можно представить, в какой хохот превратится нынешнее злое хихиканье республиканцев над нашими нестроениями. Поэтому важно изначально, определить принципы, которые ограничат круг рассматриваемых лиц, критерии их обсуждения и способы определения наиболее достойного претендента.
Династичность – краеугольный принцип монархии
Стабильность монархической формы правления основана на принципе династичности. Краеугольность этого принципа для неё замечательно разобрана львом Тихомировым в «Монархической государственности», и мне сложно что-либо сказать, кроме напоминания. Династичность и правильное престолонаследие обеспечивают:
во-первых, непрерывное физическое преемство государственной власти и, как следствие, стабильность и преемственность политики;
во-вторых, воспитание будущего носителя Верховной власти, в которое входит проникновение монарха принципами царского действия, свойственными государю не как человеку, но как царю, постижение коренных интересов своей страны и народного духа, управленческая подготовка в которое входит не только реальные знания, но и понимание неформальных механизмов взаимодействия между государствами;
в-третьих, прочность Верховной власти благодаря исключению борьбы за неё, как следствие, государь может проводить свою политику решительно, не боясь, поднимать на высокие посты умнейших и способнейших помощников, спускать по социальной лестнице недостойных представителей элиты.
Приложение принципа династичности к политическим реалиям постреволюционной России естественным образом нас приводит к заключению: при восстановлении монархии в России престол должен быть занят только претендентом из рода Романовых. Есть несколько позитивных и один негативный довод в пользу этой позиции (негативный не значит «плохой»; он построен на логическом отрицании).
Доводы в пользу династии Романовых
1. Легальный довод. 1.1. С 1917года по настоящее время монархия в России законным образом не была упразднена. Актом Великого Князя Михаила Александровича (де юре Императора Михаила II) полнота государственной власти была передана Временному правительству до момента созыва Учредительного собрания. Я разобрал в статье «Россией правит Временное Правительство», что легальной первоосновой нынешней политической власти в России является Акт 3 марта 1917 года (решения органов советской власти и конституционные референдумы этого акта не отменяли и являются по отношению к нему вторичными политическими фактами). Кроме того, по документам прослеживается правопреемство нынешней политической власти от Временного Правительства России. Поскольку монархия в России не упразднена, нам логично следовать статье 25 Основных законов Российской Империи: «Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме». Я сейчас не стану рассматривать, что сталось за сто с лишним лет с Домом Романовых – это предмет отдельной дискуссии, - но смысл статьи ясен: номинальный престол принадлежит Романовым.
1.2. Как должно лицам рода Романовых относиться к своим наследственным правам? В Акте Михаила IIот 3 марта 1917 года заявлено чётко: «принял я твёрдо решение… воспринять Верховную власть». Да, новый Государь прописал в качестве условия этого принятия народное согласие, выраженное через Учредительное собрание, но решение было принято. Следовательно, преемственность наследования Престола Всероссийского на Великом Князе Михаиле Александровиче не прервалась, и право наследования по-прежнему принадлежит потомкам наших императоров.
Чтобы нынешнее потомство Дома Романовых потеряло право наследовать возрождаемый престол или могло быть призвано на него народной волей наряду с представителями других родов, необходимо было бы совершить юридическое действие: отрешить род Романовых от права наследования Императорского Всероссийского престола. И при таком рассуждении мы переходим к следующему доводу.
2. Легально-нравственный довод. Династия Романовых началась с Соборной клятвы 21 февраля 1613 года. Этот документ уже послужил источником различных спекуляций. Мол, русский народ в 1917 год совершил клятвопреступление, совершен ужасный всенародный грех, пора народу русскому покаяться и т.д. Надо сказать, что каждому из нас, нелишним будет регулярно ходить к исповеди, но покаяние дело личное, и вряд ли найдётся такая епитрахиль, которую разом можно накинуть хотя бы тысячу кающихся. Конечно, грех отступления от Бога в предреволюционные, революционные и советские годы совершили миллионы. Греховно оставили и православного государя без поддержки, в руках заговорщиков. Однако же наивно думать, что делалось это с мыслью: «Вот, отрицаюсь клятвы 1613 года!» Про неё народ и не думал. И если каяться за предков, то каяться лично, в душе за оставление Бога и Помазанника Его. С другой стороны, Соборная клятва не была отменена, а в её тексте сказано ясно: «Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем». Другими словами, право занимать престол Русского царства дано было Романовым без ограничения времени, «из рода в род». Те есть по этой клятве потомкам Михаила Феодоровича Романова и ныне это право принадлежит. Отрицать данный факт будет преступлением Соборной клятвы.
3. Нравственный довод. В российском законодательстве, как и в других странах, описаны основания возникновения права на реабилитацию (ст. 133 УПК РФ), включающую в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых отношениях. Я сейчас не собираюсь говорить о том, что в 2009 году решением Генеральной прокуратуры расстрелянные в 1918 году лица Дома Романовых были реабилитированы и надо устранить причиненный им имущественный вред. Речь о другом: эта правовая норма имеет нравственное происхождение и отражает естественное желание восстановить справедливость по отношение к невинным жертвам. Род Романовых принёс великую жертву – четверть его представителей была смолота в жерновах революции. Подвиг царской семьи в Екатеринбурге, Государя Михаила Александровича в Перми, алапаевских и петропавловских мучеников укрепляет связь русского народа с родом Романовых, придаёт этой связи особое религиозно-нравственное измерение. Разорвать эту связь, отобрав у рода Романовых право наследовать возрождаемый Всероссийский Престол, значит согласиться на недостойные действие.
4. Династический довод. В действительности этот довод является главным, поскольку исходит из принципа династичности. Я привожу его только теперь, чтобы предыдущие осветили его глубину.
Предположим, что на Учредительном собрании или Земском соборе было принято решение призвать на российский престол не кого-либо из Романовых, а другого кандидата из популярных российских политиков или членов древних дворянских родов России, или из какого-либо европейского владетельного дома. Соответственно, будет учреждена новая династия. Однако при таком ходе событий на определение царя и формирование круга его полномочий станут оказывать влияние силы бюрократические, олигархические и политиканские, по форме посреднические, но по факту независимые от народа и склонные к манипуляции народным мнением. Учитывая сколь низко доверие к «боярам» и «богатеям» у нашего народа, такой путь призвания царя будет вызывать сильные сомнения в независимости царя от политической и экономической элиты России, а также от влияния иностранных политических сил. А там, где есть сомнения в законности власти государя – нет монархии. Надо полагать, подобный путь приведёт к неустойчивой ситуации:
а) от сомневающихся подданных трудно требовать подчинения, вследствие чего станет практически невозможно проводить решительные преобразования;
б) от сомневающихся альтернативных кандидатов трудно требовать подчинения, поэтому они будут подтачивать кредит доверия к государю из собственных амбиций взойти на престол. К этой борьбе присоединятся и прорастающие в подобных условиях, подобно грибам после дождей, самозванцы;
в) опасение государя за свою власть украдёт у государя одно из главнейших достоинств монархии – возможность выбирать и ставить на высокие руководящие должности наиболее способных людей, то есть проводить меритократическую кадровую политику.
Словом, учреждение новой династии при наличии большого количества наследников династии прежней является путём к неустойчивому политическому положению. Если при этом помнить, что изменения формы правления в государстве и происходят в моменты внутренней неустойчивости и направлены на обретение равновесия сил, то переход из одной неустойчивости к другой подобен национальному безумию.
Таким образом, при восстановлении монархии в России кардинальным положением должно стать следование принципу династичности. Искать Государя предстоит среди потомков Императорского Дома Романовых. Для этого необходимо обосновать соответствующие принципы, из которых будут следовать определённые критерии.
Принципы отыскания царя
Принцип династичности существования монархии привёл нас к некоторому множеству лиц – потомков Дома Романовых. Для выбора единственной величины из множества, нам требуются принципы, относящиеся к ней непосредственно. В нашем случае величиной является человек.
Наша Святая Церковь положила считать, что человек как отражение Бога есть создание трёхсоставное и объединяет в себе тело, животную душу и дух. Тело имеет три данности: наследственные программы, которые обыденно называют кровью, тело как результат воплощения этих программ с определёнными физическими характеристиками роста, силы, выносливости, здоровья, психической дееспособности, а также плодовитость. Душа также имеет три данности, или силы: мыслительную (ум), чувствительную (чувства), вожделевательную (желания); в духе им соответствуют: убеждённость, решительность (готовность) и стремление. Если приложить эту троичность к монарху как индивиду, то можно выделить три принципа монаршей индивидуальности. Телесный принцип определяет место монарха в династии, душевный – взаимодействие с подданными, духовный – само царское служение. Поэтому эти принципы я называю следующим образом:
1) телесная (физическая) преемственность,
2) душевное достоинство,
3) духовная суверенность.
Для простоты их можно назвать: кровь, деятельность, царственность. Эти принципы я буду обсуждать в логике «изнутри – вовне», то есть от крови и царственности к деятельности. И поскольку эти принципы исходят из природы человека, то каждый из них обладает тремя данностями. Всего получается девять данностей, и в силу этого я выделяю девять критериев отыскания царя, (их не следует путать с описанными Л.А. Тихомировым царскими принципами, относящимися к поведению монарха). На рисунке 1 можно видеть схему, из которой следует, что каждому принципу отыскания царя соответствует определённый тип легитимации правителя и вообще политической власти.
Рис. 1. Принципы и критерии отыскания монарха
Это примечательное соответствие определяется естественной трёхсоставностью человеческой природы. Отмечу, что десятый критерий «Репутация и популярность» самостоятельного значения не имеет и является производным целой группы из шести критериев, о чём подробнее скажу позднее.
Часть третья. Критерии отыскания царя
Принцип телесной преемственности
Принцип телесной (физической) преемственности обеспечивает законность монарха, возможность его деятельности и постоянную наличность наследника. Согласно этому можно выделить три критерия отыскания царя.
1. Критерий царской (монаршей) крови, то есть происхождение от правящего монарха. Этот критерий отыскания царя вытекает из главнейшего принципа существования монархии – династичности. В нормальных условиях к наследованию призывается законный наследник государя, но в истории было немало случаев, когда престол занимали бастарды или непрямые родственники. К XIX веку сложилось и распространилось среди правящих домов требование равнородности браков, государи практически перестали брать жён из своих подданных, монаршие семьи Европы переплелись родственными связями, что повысило их августейший статус, но имело иногда неприятные последствия в виде распространения наследственных болезней, как это было с гемофилией в Гессенском доме, рождению детей с ослабленным иммунитетом при близкородственных браках (двоюродное и троюродное родство). В настоящее время требование к равнородности браков в королевских семьях Европы соблюдается редко. Формальное выражение критерий царской крови находит в понятии легитимизма и, соответственно, служит основой рационально-бюрократической легитимности монарха.
Кроме того, применительно к России за прошедшее более чем столетие на легальность претендентов на трон стали действовать факторы, ставящие под вопрос только легитимации будущего государя только рационально-бюрократическим способом. В условиях нашего времени чисто легитимистский способ призвания царя недостаточен, не даст надёжности монаршей власти. Однако это не колеблет самого критерия царской крови, который следует использовать шире требований Уложения: к наследованию Всероссийского Императорского престола следует призвать лицо мужского пола, находящееся в родстве в Императорским Домом Романовых. Это родство не должно выглядеть слабо, то есть желательно, чтобы оно было прямым и насколько возможно более близким. Будет ли это потомок, происходящий от равнородного или морганатического брака или внебрачного происхождения, - не имеет значения, если он соответствует остальным критериям и действительно несёт в себе царскую кровь. Голос царской крови не заглушается и не усиливается законами.
2. Критерий дееспособности.
Естественным критерием является полная дееспособность претендента. Здесь речь не просто о гражданской дееспособности или психической нормальности – это автоматически подразумевается. Речь о том, что в начальный период после восстановления монархии от государя потребуется большая энергичность в деятельности. Поэтому нам придётся исключить из рассмотрения престарелых и тяжело больных претендентов. Монарх воодушевляет на труд, своим примером принуждает подданных к труду, и дряхлый старец во главе государства, как это мы видим в разных нынешних республиках, не только станет предметом насмешек, но и не сможет утвердить идею монархии ни в сердцах, ни в умах народа.
3. Критерий плодовитости направлен на обеспечение наличности преемника. Монархия устойчива при непрерывности Верховной власти, а для этого должны иметься в постоянном наличии носители власти. Это означает, что у претендента зрелого возраста обязательно должны быть здоровые дети, либо претендент должен быть достаточно молод, чтобы дать потомство. Поэтому выбор государя, по возрасту или иным причинам не могущего иметь потомства, нежелателен. Необходим не только царь, но и цесаревич. Разумеется, это не касается молодого кандидата, не успевшего в силу возраста вступить в брак. Но зрелый мужчина без семьи может стать ненадёжным государем, да и вообще выглядит подозрительно. Полноценный мужчина и по Божьему завету, и по своей физиологии предназначен к семейной жизни.
Итак, претендент на Всероссийский Престол должен являться потомком императоров, обладать психическим, физическим и репродуктивным здоровьем и быть семьянином.
Принцип духовной суверенности
В приложении духовных данностей человека к образу всероссийского императора убеждённости соответствует исповедание православной веры, стремлению – проникновение духом царского служения, решительности – готовность действовать в соответствии с коренными национальными интересами России. И потому принцип духовной суверенности, обеспечивая независимость государя как выразителя верховной власти Господа над народом, охватывает три критерия.
4. Вероисповедный критерий.
Требование «ходить перед Богом и почитать закон Его во все дни жизни своей» было главным условием Господа для благополучия царства при установлении ветхозаветной монархии. Российская монархия по своему происхождению и развитию есть монархия православная, и поэтому государю естественно не только быть православным, но и жить православной семьёй. Вероисповедание российского государя определяется не столько идеологической триадой «православие, самодержавие, народность» или требованиями Уложения об Императорской Фамилии, сколько необходимостью деятельной веры, дающей этический критерий для его решений. Поскольку смысл истинной монархии в том, чтобы царь выражал идеал религиозно-нравственный идеал народа, то требование личной религиозности, а лучше – воцерковлённости, является обязательным для будущего царя. Неверующий в Бога царь не сможет ограничивать свою власть ответственностью перед Всевышним. Он из живого монарха превращается в статую языческого божка: снаружи ярко раскрашен, а внутри – пустышка.
Из вероисповедного критерия вытекает такое свойство государя как нравственность. Человек, руководствующийся в своей жизни христианскими ценностями и вытекающими из них общепринятыми светскими ценностями, имеет совесть, разум и вызывает доверие. Без живого голоса совести невозможно быть и справедливым, тогда как понятие царской прерогативы означает вмешательство государя в действия власти для восстановления справедливости и действия милости. И полезным для государства только с нравственно разумным монархом. Конечно, всех можно в чём-то упрекнуть, ведь и святые себя безгрешными не считали, но органу народного выбора (Земскому собору) нужно будет не выискивать ошибки кандидатов и разглядывать их под лупой, а исследовать, является ли жизнь каждого кандидата в целом нравственной, сможет ли воплотить в своём служении религиозно-нравственный идеал народа.
5. Критерий монаршего воспитания, или царского духа. Традициям воспитания во европейских владетельных домах, в том числе в нашей Императорской Фамилии посвящена целая литература. Детям прививались такие христианские качества как простота и скромность, чуткость по отношению к людям и их нуждам, отсутствие высокомерия, избегание сплетен и пересудов, умение осознать свою неправоту и решимость попросить прощение за непослушание и грубость. О воспитании монарха обстоятельно рассуждает Л.А. Тихомиров в «Монархической государственности». В качестве условий воспитания он выделяет нравственную обстановку, общение и знакомство с людьми разных социальных слоёв (будущими подданными), хорошее физическое развитие и поддержку религиозным воспитанием. Но это, так сказать, вообще принципы здорового воспитания ребёнка. Особенно выделяет Тихомиров царские принципы действия и поведения, которые необходимы для несения Верховной власти и должны быть выработаны воспитанием. Поставить воспитание будущего монарха в соответствии с царскими принципами нетрудно при нормальном положении вещей. Но воспитание наследников затрудняется в семьях, лишившихся престола. Собственно, мы это можем видеть и по представителям нашей династии. Немногие из Романовых за рубежом сохранили не только царских дух, но и русский язык. Иные приобрели республиканские взгляды, поменяли веру, дали детям иностранные имена. Характерный пример – потомство князя Николая Ростиславовича Романова (1945-2000), дети которого носят вестернизированные общехристианские имена (Николас, Даниель), а внуки – имена нерусские (Хизер, Карлайн, Челли, Мэдисон). Потомки великих князей от морганатических браков и внебрачных связей, оставшиеся после революции жить в России оказались в более удобном положении для сохранения православной веры и русской культуры, но, конечно, монархическое воспитание в их семьях значительно изменилось или вовсе рассеялось. Очевидно, проще всего сохранить воспитание умеренности, самообладания и следования долгу, для чего довольно примера и наставления родителей. Государь Александр Николаевич наставлял своего сына Алексея: «Только образованием и службой отечеству ты можешь оправдать свой великокняжеский титул». Но в ещё большей степени достойное образование и честный труд важны для сохранения традиций и духовной преемственности в семьях, происходящих от великих князей. Хочется верить, что среди российских потомков Романовых есть семьи, сохранившие в дух царственности.
6. Критерий национального духа. Всякому сознательному гражданину страны, важно чувствовать свою принадлежность народу. Это чувство воспитывается сызмальства, когда ребёнок естественным порядком жизни воспринимает национальный дух, приобретая характерный менталитет, усваивая черты национального характера и нормы национальной культуры. В России это прежде всего и главным образом русская культура, но, конечно, осложнённая влиянием многих народностей как населяющих отечество, так и соседей. Во всяком случае, говоря о национальном духе России, мы имеем ввиду по преимуществу дух русского народа, что тем более относится к православному государю. Для русского монарха наличие русского духа без преувеличения жизненно важно: оно позволяет понимать своих подданных, знать, как вдохновлять их на труд, поддерживать в испытаниях, как помочь развить лучшие качества и смягчить влияние недостатков. Понимание национального духа позволяет более глубоко проникать в смысл отечественной истории и культуры, духовных истоков и коренных интересов российской государственности, наконец воплощать религиозно-нравственный идеал народа. Пренебрежение национальным духом неизбежно рождает отторжение и заканчивается дурно – достаточно вспомнить судьбу Лжедмитрия I или Петра III.
Россия исторически сформировалась как страна европейской культуры, но благодаря влиянию суровых условий природы, евразийскому положению, греческому православию приобрела цивилизационную специфику, которую государю необходимо знать, понимать и беречь. При этом в текущем столетии ужесточение международной конкуренции за ограниченные природные ресурсы привело к ужесточению цивилизационного противостояния, прежде всего, между Россией и странами доминирующего в глобальной политике коллективного Запада. Это противостояние на наших глазах превратилось в цивилизационный конфликт, который стремится покрыть наше Отечество кровоточащими язвами по границам и вызвать гражданскую бурю внутри. Уже понятно, что конфликт этот не погасить нашими миролюбивыми уступками, а каждое действие по отпору порождает неестественно преувеличенную агрессию. В подобном положении нам предстоит самым серьёзным образом отнестись к отысканию будущего русского государя, когда дойдёт дело до обсуждения кандидатур из европейских династий, родственных Романовым. Хотя исторический опыт и показывает, что аристократия транснациональна и пришлый государь становится предан интересам своего престола и страны, но в нынешних условиях основательность этого опыта вызывает очевидные сомнения. Принадлежность к правящему политическому слою из достоинства может обратиться в опасный недостаток. Сможет ли иностранный принц освободиться от влияния враждебных России политических элит, к которыми он связан родственными, экономическими, политическими, культурными нитями? Не превратятся ли эти нити в верёвочки, с помощью которых им можно манипулировать? Сможет ли иностранный принц, выросший среди пренебрегающего христианскими ценностями общества, проникнуться русским национальным духом и православным религиозно-нравственным идеалом? Сохранила ли его семья понимание истинной монархии и дух царственности? Ведь каким бы ни было традиционным воспитание в европейских монарших домах, апостасия, в которую впали политические элиты и народы, создаёт общие условия воспитания и для принцев и принцесс. Тень европейского антихристианства падает и на королевские фамилии. Ещё более трудно удержать дух царственности разве что в семье, потерявшей престол и живущей частной жизнью среди отпадающего от христианства общества.
Таким образом, претендент на Всероссийский Престол должен исповедовать православную кафолическую веру, быть проникнутым духом монаршего служения, понимать свой народ и коренные национальные интересы России.
Принцип душевного достоинства
В строении души святые отцы выделяют три данности (иначе три силы, способности): мыслительную (ум), чувствительную (чувства), вожделевательную (воля). По словам Симеона Нового Богослова, мыслительная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе вожделевательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям». Мир внешний может оценить эти силы души индивидума по трём соответственным проявлениям. Эти три критерия отыскания царя – интеллект, трудолюбие, харизматичность – мы теперь и рассмотрим.
7. Интеллектуальный критерий. Талантливый руководитель скорее приведёт свой коллектив к процветанию, чем посредственность. Но, как я отметил выше, монархия хорошо работает и при среднем уровне интеллекта правителя: не опасаясь за прочность своей власти, он может приближать к себе наиболее талантливых людей, ставя их на высокие руководящие должности. Они, в свою очередь, имеют возможность опираться на своих помощников, так как их собственное положение зависит не от переменной популярности у народа, а от монаршего назначения. Этот общий принцип управления, распространяясь на все сферы общественной жизни, приводит к постоянному повышению культурно-интеллектуального уровня нации.
Идти по ровной дороге легко со средним усилием, но бездорожье заставляет нас тратить больше энергии, лучше продумывать свою траекторию, а пересечённая местность требует порой неординарных усилий пешехода. Так и выход России из тяжёлого положения возможен только при больших усилиях всего народа и умственной работе элиты. В таких условиях и от государя потребуется больше интеллекта, чем от среднего человека, ему потребуется стать образцом монарха. Это ситуация новая по сравнению с выходом из Смуты в 1613 году, когда восстановлена была династическая преемственность на существующем троне Русского Царства. Теперь же речь идёт о восстановлении самой монархии после продолжительного республиканского. Теперь народу предстоит к государю привыкнуть. И, уж конечно, привыкать интереснее к умному, чем к посредственности, серость которой политтехнологиями полностью не скрыть. Поэтому при восстановлении российской монархии желательно найти кандидата сильного, глубокого ума. Оценить же интеллект не столь трудно: он виден из уровня образования, творчества и эрудированности общения. Хорошо, если государь и государыня смогут передать своим детям задаток в виде склонности к интеллектуальному труду.
8. Трудовой критерий. Несмотря на достаточность для монархии государя со средними интеллектуальными качествами, на троне сможет держаться только человек, способный к ежедневной длительной умственной работе: это требуется самим течением дел. Ежедневно нужно подчиняться определённому режиму, церемониалу, разрешать внезапно вставшие проблемы, что столь естественно порождаются в огромном и сложном теле России. Всё это требует большой работоспособности, вообще характерной для наших государей. Поэтому при исследовании качеств кандидата на российский престол необходимо будет выяснить, не тунеядец ли он, говорит ли опыт его жизни о трудолюбии, не чурается ли он разного труда, ибо обязанности царя не всегда приятны, но неотменимы. Чтобы вдохновлять других, нужно самому быть деятельной личностью. Царь приходит не из бездельников, тунеядцев и сибаритов. Как Нума Помпилий, второй царь Рима, был отнят на царство от плуга, так и российский государь должен быть работоспособен и деятелен. Трудолюбивый монарх правильнее оценит и простого человека труда.
9. Харизматический критерий. Мы уже отметили, что харизматичность не может быть главным критерием выбора царя. Эти выборы не могут быть соревнованием популярностей перед изменчивым сердцем народа. Однако по психологическим причинам действия этого фактора избежать невозможно: на поступки и решения человека в отношении других людей всегда влияет его мнение о них. На формирование харизмы влияют и предыдущие факторы, такие как царское происхождение, нравственность и религиозность. Кроме того в период перехода к монархии от государя могут потребоваться ум и волевые качества, по крайней мере, выше среднего. Поэтому данный критерий неизбежно будет использоваться, а значит его требуется учитывать, но при этом целенаправленно поставить в подчинённое положение, чтобы он мог использовался «при прочих равных» как один из последних аргументов.
Итак, претендент на Всероссийский Престол должен быть высокообразованной, эрудированной, способной к систематическому труду и харизматичной личностью.
Где же место народной популярности?
Нам, привыкшим отдавать на выборах голоса за более популярных политиков или партии, набравшие в свои ряды побольше популярных медийных фигур – выдающихся спортсменов, звёзд эстрады, заслуженных учёных и прочих, пожалуй, захочется спросить: где же место народной популярности в критериях отыскания царя? Первое на ум приходит, что этого места вовсе нет. Царь приходит пожизненно, тогда как любовь народа преходяща, изменчива. Сегодня мы, манипулируя общественным мнением, создали яркий позитивный имидж кандидату, а завтра он не мог сдержать своих популистских обещаний, и его рейтинг рухнул с небес, подобно деннице. Вот только не любовь возникает в народе к лидерам, созданным с помощью политических технологий, а влюблённость, временное очарование. Любовь же – чувство, поверенное практикой. Любовь к родителям – практикой заботы о ребёнке с первых часов жизни, любовь к мужу или жене – опытом совместного быта, любовь к политику – практикой защиты народа от внутренних проблем и внешних врагов. И поэтому мы вряд ли сможем обратить любовь на будущего царя, не уверившись в его достоинстве на опыте правления.
Однако же народная популярность возникает не только из колдовства политических технологов, но и из честного источника – репутации человека. В приложении к кандидатам на Всероссийский Престол, репутация есть производная от предыдущих критериев. Это впечатление, которое рождается, когда мы смотрим, насколько тот или иной потомок государей искренний христианин, проникнут духом царского служения и национальным русским духом, деятельный интеллектуал, добросовестный труженик, горячий оратор и внушающий доверие лидер. В этом смысле мы можем говорить о популярности и даже о репутации как десятом критерии отыскания царя. Но критерий этот, во-первых, несамостоятелен, а во-вторых, он совершенно неизмерим, как неизмеримо любое впечатление. Мы можем говорить о силе чувства сравнительно с предыдущим состоянием, но не о процентах его изменения. В то же время и это понимание для нас полезно: в нужный час оно позволит нам отделить наведённую манипуляцией влюблённость в того или иного кандидата от его действительной репутации. Репутации потомка царей и гражданина, выкованной самой жизнью.
Часть четвёртая. Возможные кандидаты, или пусть потрудится каждый
Без всякого сомнения, задача определения круга возможных кандидатов на Всероссийский престол и их сравнения и оценки превышает силы отдельного человека. Если бы я решился на это, то, с одной стороны, мнение смогу высказать в той или иной степени субъективное, а с другой, если бы и высказался безошибочно, то частное мнение гражданина недостаточно авторитетно и всегда может быть оспорено. Ещё важнее то, что защита каких-либо конкретных кандидатур на нынешнем этапе монархического движения – это явно вредное дело, сталкивающее между собой группы монархистов, вносящее рознь и вызывающее справедливые насмешки наших критиков. Это то слабое место, в которое нас бьют противники монархии. Надёжная защита тут может быть только одна: уклонение от подобных споров. Но уклонение не отрицательное, при котором мы никого не признаём в качестве претендентов, а положительное – признающее всех потенциально возможных кандидатов под условием их собственной монархической работы. Пусть над задачей восстановления монархии по-своему потрудится каждый, а Господь укажет им достойную награду. Не одной кровью, но делами воздвигается престол.
Именно с этой точки зрения мне кажется необходимым описать хотя бы контуры того множества, в котором ныне существует кровь Романовых. Выделить группы потомков наших государей и дать материал для работы сначала монархическому сообществу, а в дальнейшем и авторитетному органу народного представительства – Учредительному собранию или Земскому собору (табл. 1).
Таблица 1. Группы потомков Императорской Фамилии Романовых по происхождению и месту проживания
Группы возможных кандидатов |
Количество лиц (оценочно) |
1. Потомки по мужским линиям, сохранившие фамилию Романовых |
33 |
2. Иностранные потомки по мужским линиям |
10-20 |
3. Российские потомки по мужским линиям |
несколько |
4. Потомки по женским линиям из иностранных династий, из них: 4.1. По нисходящему родству (от предков из рода Романовых) 4.2. По восходящему родству (родственники предыдущих, не имеющие в предках Романовых) |
несколько десятков несколько тысяч |
5. Иностранные потомки по женским линиям |
несколько десятков |
6. Российские потомки по женским линиям |
несколько десятков |
В первую группу входят Романовы в собственном смысле – носители родовой фамилии, живущие преимущественно за рубежом. Это потомки трёх великих князей Дмитрия Павловича, Николая Николаевича Младшего, Александра Михайловича. К ним же я отнесу и потомков Великого Князя Кирилла Владимировича. Несмотря на то, что Объединение членов рода Романовых относит Его Высочество Георгия Михайловича к Гогенцоллернам, однако он носит фамилию Романова, что предусмотрено брачным соглашением его родителей. Это нормальная династическая практика, отвергая которую Объединению прилично было бы пойти до конца и отвергнуть за всеми потомками Императора Петра III право носить фамилию Романовых, ведь формально они являлись ветвью рода герцогов Голштейн-Готторпских. В целом эта группа из нескольких десятков лиц – первая, на которую мы обращаем внимание при отыскании будущего государя.
Вторая группа состоит из нескольких лиц:
Георгий Александрович Юрьевский (р. 1961) – правнук Александра II. Женат с 2003 г., в разводе с 2012 г., детей не имеет.
Потомки Владимира Николаевича Николаева – внебрачного сына Великого Князя Николая Николаевича Старшего от Екатерины Гавриловны Числовой, проживающие во Франции, Канаде и Финляндии. Всего 13 мужчин трёх поколений, в том числе шесть находящихся в репродуктивном возрасте.
Третья группа изучена мало. Возможно, в неё следует включить и потомков Романовых, живущих в странах бывшего СССР, чьи семьи после революции остались в Советской России. Предположительно это может быть несколько человек. Мне достоверно известно только о Рауле Алексеевиче Константинове (р. 1963). Праправнук Императора Павла 1 в седьмом колене. Проживает в Эстонии. О потомстве его троюродного брата Андрея Борисовича Константинова (1947-1998), проживавшего в Боровичах практически не известно.
На уровне слухов, хотя и попавших в Википедию, существует целая плеяда мужского потомства, происходящего от князя Великого Князя Николая Константиновича, но этот вопрос совершенно не изучен.
Четвертая группа возможных кандидатов представлена потомками по женским линиям из иностранных королевских домов – югославских Карагеоргиевичей, румынских Гогенцоллернов-Зигмарингенов, британских Баттенбергов, шведских Бурбонов и других. Родственников Романовых по восходящему родству вовсе не менее легиона. Обсуждение их кандидатур – дело представительного собрания, а не частного взгляда.
Пятая и шестая группы – довольно многочисленные потомки Романовых по женским линиям, живущие за рубежом и в России. Все они принадлежат к другим фамилиям. Из граждан России это потомки великих князей Константина Павловича, Константина Николаевича, Николая Константиновича, Николая Николаевича, Великой Княгини Марии Николаевны.
Краткий обзор потомства династии Романовых показывает, что при отыскании лица, достойного стать русским государем мы вынуждены будем внимательно рассмотреть сотни кандидатов, что может показаться пугающей задачей. Однако применение обоснованных выше критериев способно существенно упростить её. При правильном понимании монархической легитимности широкая нива возможных кандидатов на престол российский вскоре сузится до нескольких колосьев. Вообще в жизни человеческой выбор чего-либо хорошего всегда не особенно велик. Для нас не важно будет название сортов этих злаков – легально ли они выросли на поле, не важна будет популистская красота растений и цвет зёрен. Но будет важным, на какой почве растут эти побеги и качественное ли в них зерно. Впитали они корнями дух царского служения из родовой почвы? Является ли их зерно нравственно здоровым, не поражено ли спорыньёй порока и безделья или головнёй нерелигиозности. Даст ли это зерно всходы в своём потомстве. И в последнюю очередь – много ли зёрен в колосе, харизматично ли его семенное обилие. Мне хотелось бы пояснить это на одном, но характерном примере, напоминая, что ничьих прав я защищать или отвергать не намерен.
Род Романовых: выбор невелик
Мы уже упомянули, что лица из первой группы, то есть непосредственно носители фамилии Романовых насчитывают немногим более тридцати человек. Все они соответствуют критерию монаршего происхождения и дееспособности. Попробуем приложить к ним ещё один критерий, не зависящий от субъективного взгляда – критерий плодовитости. Если оценить репродуктивное положение в фамилии Романовых, то мы получим следующий результат (табл. 2).
Таблица 1. Репродуктивное положение в фамилии Романовых
Всего лиц |
33 |
Количество лиц мужеского пола |
13 |
из них: |
|
Совершеннолетних мужчин |
10 |
Совершеннолетних мужчин репродуктивного возраста |
3 (5)* |
Мальчиков и юношей |
3 |
Количество лиц женского пола |
20 |
из них: |
|
Женщин, сохранивших фамилию |
2 |
Женщин, сохранивших фамилию, репродуктивного возраста |
0 |
Женщин, ушедших в другие фамилии |
8 |
Девочек и девушек |
10 |
* ‒ из пяти лиц возраст двоих находится на верхней границе репродуктивного периода, но возможности их оставить новое потомство ограничены: князь Николас Ростиславович Романов (р. 1968) находится в разводе со второй супругой; супруга князя Даниэля Ростиславовича Романова (р. 1972) - вышла из репродуктивного возраста
Мы видим заметный перевес лиц женского пола притом, что при восстановлении монархии необходим государь-родоначальник, государь-лидер, государь-военный вождь. Из тринадцати мужчин семеро не имеют мужского потомства и, по всей вероятности, не смогут им обзавестись, так как вышли из репродуктивного возраста (60 лет для мужчин). Их средний возраст – 62 года. Из оставшихся шести лиц три ребёнка и трое мужчин репродуктивного возраста. Из последних двое находятся в браке и имеют по одному сыну: у Его Высочества Георгия Михайловича (43 года) сын Александр (р. 2022), у князя Ростислава Ростиславовича (39 лет) сын Ростислав (р. 2013) был рождён вне брака, а в дальнейшем в первом браке детей не было, во втором – пока нет. Князь Никита Ростиславович к 37 годам семьёй не обзавёлся. Это заставляет предполагать, что в дальнейшее потомство трёх названных князей многочисленным не будет. И хотя генеалогия знает немало случаев возрождения родов от одной семьи, но в данный момент нужно констатировать, что род Романовых вымирает. Если теперешнее положение дел не изменится, то через поколение может остаться лишь несколько мужчин-Романовых. Таким образом, из тридцати с лишним членов рода Романовых перед нами остались только три кандидата, из которых, замечу, только один живёт в России и говорит по-русски. Если попробовать приложить к ним и другие критерии, то, возможно, один и останется. Мне думается, что рассмотрение других групп возможных кандидатов даст похожий результат, и в итоге перед Земским собором будет стоять лишь несколько лиц, достойных пристального внимания и выбора.
Подведём итоги
1. По прошествии ста с лишним лет настолько изменились обстоятельства династических отношений и политической жизни России, что использование только рационально-бюрократического типа легитимации монарха недостаточно, рождает немалые сомнения и споры. Мы не можем основываться только на Уложении об Императорской Фамилии. прямое применение. Харизматическая легитимность в монархическом государстве имеет подчинённое положение. Её значение при любой форме правления возрастает в трудные для страны времена, и в этих условиях деловые качества государя имеют большое значение. В монархических государствах ведущее значение в легитимации правителя имеет традиционный тип легитимности, основанный на обычаях, народных традициях, религиозной идеологии. Государь является выразителем религиозно-нравственного народного идеала и потому может служить глубоким, коренным интересам своей страны. Каждому типу легитимности характерен свой способ призвания царя на престол. Рационально-бюрократическому – назначение законом, харизматическому – выборы, традиционному – отыскание. При ведущем традиционном типе легитимности нам предстоит «отыскивать государя».
2. Отсутствие единого лидера придаёт слабость любой общественной силе, ставящей себе политические цели, в особенности монархическому движению, для которого самый смысл составляет наличие единого политического главы государства. Это вредит общему делу, ослаблять его, замедлять, вселять неуверенность в сторонников монархии и даёт оружие для грязной полемики противникам. Необходимо отказаться от отстаивания преимущественных прав тех или иных претендентов на престол и дать возможность проявить себя каждому из них.
3. Приложение принципа династичности к политическим реалиям постреволюционной России естественным образом нас приводит к заключению: при восстановлении монархии в России престол должен быть занят только претендентом из рода Романовых. В защиту этого утверждения можно привести несколько доводов: легальный, легально-нравственный, нравственный, династический. Тогда как учреждение новой династии при наличии большого количества наследников династии прежней является путём к неустойчивому политическому положению.
4. Для отыскания государя необходимо обоснованы соответствующие принципы, из которых следуют определённые критерии. Три принципа соответствуют трёхсоставности человеческой природы. Согласно принципу телесной (физической) преемственности претендент на Всероссийский Престол должен являться потомком императоров, обладать психическим, физическим и репродуктивным здоровьем и быть семьянином. Согласно принципу духовной суверенности он должен исповедовать православную кафолическую веру, быть проникнутым духом монаршего служения, понимать свой народ и коренные национальные интересы России. По принципу душевного достоинства будущий государь должен быть высокообразованной, эрудированной, способной к систематическому труду и харизматичной личностью.
5. Народная популярность не может иметь большого значения, поскольку легко управляется манипуляцией общественным мнением. Необходимо различать наведённую манипуляцией симпатию к тому или иному кандидата от его действительной репутации.
6. Краткий обзор потомства династии Романовых показывает, что при отыскании лица, достойного стать русским государем мы вынуждены будем внимательно рассмотреть сотни кандидатов. Выделено шесть групп возможных кандидатов. Однако применение обоснованных в статье критериев способно существенно упростить её. В итоге перед Земским собором будет стоять лишь несколько лиц, достойных пристального внимания и выбора.
Полную версию работы можно найти по ссылке
29. Ответ на 28, Александр Волков:
Эта службишка, не служба:
Служба, все брат, впереди.
Ты к царю теперь поди…
И скажи ему открыто…»
( П. П. Ершов, КОНЕК-ГОРБУНОК)
Александр Семиреченский:
«Среди политической элиты монархистов немало. Но они действуют в рамках служебной лояльности. Для монархиста нормально - не любить республиканскую форму правления, но поддерживать президента, действующего в интересах сильной и независимости России...»
///////////////////////////////
Не любить республиканскую форму, но… поддерживать… по сути, ее проводника? Не «раздвоение» ли, учитывая, что именно ДУХ ТВОРИТ ФОРМУ?
«среди политической элиты монархистов немало» представляется, что в лучшем случае в наличие их всего пара-другая
То, что Вы говорите, теория, логики не лишенная. Но практика показывает, что в жизни действует другая логика. Это все равно что, христиан первых трех веков называть липовыми, ибо они подчинялись языческому кесарю и поддерживали систему римской власти. О нет! Подчиняясь, они одновременно своим духом творили новую форму государства. Государства христианского. Что касается цифр, из опыта скажу: их немало. Больше, чем средний процент монархистов среди населения нашей страны. Это заметно.
28.
Эта службишка, не служба:
Служба, все брат, впереди.
Ты к царю теперь поди…
И скажи ему открыто…»
( П. П. Ершов, КОНЕК-ГОРБУНОК)
Александр Семиреченский:
«Среди политической элиты монархистов немало. Но они действуют в рамках служебной лояльности. Для монархиста нормально - не любить республиканскую форму правления, но поддерживать президента, действующего в интересах сильной и независимости России...»
///////////////////////////////
Не любить республиканскую форму, но… поддерживать… по сути, ее проводника? Не «раздвоение» ли, учитывая, что именно ДУХ ТВОРИТ ФОРМУ? Ради будущей «великой формы жизнеустроения» можно, мол, проглотить-потерпеть? Это как в губерниях возглавляемых (по согласованию?) инопартийцами – в частности КПРФ, когда декларируемые партийные цели - задачи идут «вразнос» с духом-характером «обслуживаемого» управленчески «процесса» и… какой тогда тот же коммунист – коммунист? Не то же ли и с монархистами… - «действующими в рамках служебной лояльности» - кстати, оборот тот, какой «склизкий» - лоялен, мол, и чего еще-то? Но, как говаривал в таких случаях когда-то знакомый человек – имеется НЮАНС – причем в данном случае – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ - ведь исходя из «крылатого» - не все то, что «позволено» коммунисту, позволительно монархисту? Однако – судя по наблюдаемой ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ в соотнесении с утверждением, что якобы (?) «среди политической элиты монархистов немало» представляется, что в лучшем случае в наличие их всего пара-другая, в коли не счесть - в превалирующем большинстве таковые - не настоящие - т.н. «липовые» - ну, примерно, как управдом Бунша на троне Иоанна Васильевича, коих на самом деле вполне устраивает т.н. республиканский дух?
И, «наверное», это несложно доказывается в «логике» тривиального рассуждения?
27.
26. Ответ на 25, Александр Волков:
«…можно было бы сказать, что наш президент не соответствует критериям 1, 3, 5, но достаточно того, что он республиканец. Это как в истории комендантом крепости Суассон, сдавшим ее союзникам в 1814 г. На вопрос Наполеона, почему тот это сделал, комендант ответил:
- У меня было 18 причин. Во-первых, у меня закончился порох...
- Довольно одной этой, - прервал император.»
////////////////////
Ну и отчего бы «нам» не последовать примеру Бонапарта – свести «сонм» критериев выбора царственной особы всего к одному – и что бы это могло быть? Иль вообще того проще – назначить Царя?
Неужель в нынешней действующей власти сплошь (не отвечающие критериям методики) республиканцы и… ни одного монархиста?
Очень живая мысль у Вас, Александр, сразу и не разберешься.
1. Один критерий может быть - военные победы. Но Наполеон говорил, что его власть прочна, пока есть победы. Так что лучше оставить обоснованный в статье критериальный анализ.
2. Назначить можно лишь лицо подчиненное (парламенту, в наибольшем смысле). Самостоятельного главу государства можем либо выбрать (президента), либо отыскать (монарха).
3. Среди политической элиты монархистов немало. Но они действуют в рамках служебной лояльности. Для монархиста нормально - не любить республиканскую форму правления, но поддерживать президента, действующего в интересах сильной и независимости России.
25.
«…можно было бы сказать, что наш президент не соответствует критериям 1, 3, 5, но достаточно того, что он республиканец. Это как в истории комендантом крепости Суассон, сдавшим ее союзникам в 1814 г. На вопрос Наполеона, почему тот это сделал, комендант ответил:
- У меня было 18 причин. Во-первых, у меня закончился порох...
- Довольно одной этой, - прервал император.»
////////////////////
Ну и отчего бы «нам» не последовать примеру Бонапарта – свести «сонм» критериев выбора царственной особы всего к одному – и что бы это могло быть? Иль вообще того проще – назначить Царя? Да поскорее – может быт.ь даже в текущем году пока страну не заполонили «окончательно» мигранты (со своими представлениями о власти и «ценностях») - как пишут в некоторых СМИ, обсуждают- намереваются добавить к нынешним из бывших союзных республик еще и высокотехнологичных индийцев, южноамериканцев, африканцев – вообщем, едва ли не отовсюду «с миру по нитке….» - так и «Ковчег» переполнить закритчески недолго «станет»? И что - «упремся» опять в Дно?
Неужель в нынешней действующей власти сплошь (не отвечающие критериям методики) республиканцы и… ни одного монархиста? Вот так –«взять» - да пройтись «уполномоченным» будущего Учредительного ( да тем же «царьградовцам»?) по нынешним кабинетам «трех ветвей» да посмотреть – под чьими портретами и под кем - как, там у Владимира Маяковского – «себя чистят»? Иль у всех один и тот же «стандарт» на стене – как на параде? Вспомнилась, здесь одна «портретная» история, связанная с непомерными амбициями то ли действительно потенциального Наполеона – толь «помельче» - не об известных торте и горячительном, разумеется, речь? Весьма, кстати, поучительная в смысле - «не лезь «поперед» батьки…»?
24. Ответ на 18, Александр Волков:
Уважаемый Александр, можно было бы сказать, что наш президент не соответствует критериям 1, 3, 5, но достаточно того, что он республиканец. Это как в истории комендантом крепости Суассон, сдавшим ее союзникам в 1814 г. На вопрос Наполеона, почему тот это сделал, комендант ответил:
- У меня было 18 причин. Во-первых, у меня закончился порох...
- Довольно одной этой, - прервал император.
23. Ответ на 22, Бузина Олесь:
Надеюсь пишите не с того света , как можно подумать из никнейма.
По сути я и ранее описывал, что Отречение Николая 2 и Отказ Михаила Александровича как документы юридической силы не имеют. Но оба этих события - свершившиеся факты политической действительности. Это реальность. И это дает монархистам существенные основания для распространения своих идей.
22.
21. Ответ на 18, Александр Волков:
мало ли что скажет кто-то из авторитетов. Пусть даже и "на слуху"
20. Ответ на 14, р.Б.Алексий:
Одно другому не мешает. Это не отменяет идеи автора, а лишь показывает вариант - когда именно ими можно было бы воспользоваться