Большим и радостным событием в литературной жизни Луганской Народной республики стал выход в свет в марте 2020-го года сборника “Всходы”, изданного по инициативе Союза писателей ЛНР. Сборник явился органичным продолжением ежегодного альманаха “Крылья”: думая о будущем, писатели уже сейчас готовят себе творческую смену в литературе. Авторы сборника – дети и молодёжь, от восьми до тридцати пяти лет, всего – двадцать два имени. Для многих из них – это первая публикация, реальная возможность молодым сказать своё слово.
В ёмкой вступительной статье “Зёрна, давшие всходы”, писатель Андрей Чернов обозначил цели и задачи нового издания: “В стихах и прозе перед вами предстанут мысли и чувства молодых людей Донбасса, их надежды и мечты, их тяга к познанию окружающего мира, их стремление к счастью. А для этого молодому писателю, как и любому другому, нужно совершенствоваться. Уметь слышать себя и других. Уметь и знать Слово – великое богатство, доставшееся нам от предков и которое нам, нашим поколениям, суждено передать наследникам. Не уменьшив его, а приумножив”.
Читателей не может не порадовать наличие в сборнике прозы, поэзии и драматургии, разнообразие жанров, стилей, творческих методов. Таков, в частности, жанр авторской литературной сказки. Примечательно, что у самой юной сказительницы Софии Шевчук в её “Зимней сказке” трогательно единое стремление обитателей леса – зверей и птиц – устроить себе праздник, новогоднюю ёлку с Дедом Морозом, а сказка “Миша и Гриша” обрела притчевый характер, стала уроком для тех, кто не знает, чего хочет в этой жизни. Полётом фантазии привлекательны у Арины Кузьминой “Приключения Волшебной туфельки в стране чистых тарелок”. “Невидимое музыкальное королевство” Елизаветы Лебединской – это добрый и чарующий мир музыкальных звуков, ритмов, тембров, управляемый принцессой Мелодией, разрушенный злым пришельцем и снова восстановленный.
Особое место в сборнике занимает пьеса-сказка в трёх действиях “Ёжик надежды”, автором которой является уже достаточно известная читателям ученица 6-го класса Луганской школы № 1 Фаина Савенкова. Сюжет пьесы прост: потерявший во время весеннего паводка маму маленький ёжик стремится, не умея плавать, перебраться на другой берег реки, но этот незатейливый сюжет, буквально, расцвечен множеством художественных находок. Поэтичны советы мудрой Совы о изготовлении крыльев: “Для них тебе понадобятся лепестки луноцвета, серебряная паутинка, чтобы сшить из них крылья, краски летнего леса, чтобы раскрасить их, пыльца бабочек, чтобы наделить твои крылья волшебством и порыв теплого ветра, чтобы взлететь”. Неодолимое желание ёжика совершить нечто невероятное, его стремление помочь попавшим в беду вселяет во всех обитателей леса, начиная с Ужа и кончая бывшими недоброжелателями скворцами, надежду на торжество мира, добра, дружбы, взаимопомощи. Пьеса-сказка Фаины Савенковой оптимистична и на редкость актуальна.
Читая сборник, я обратила внимание на места жительства его авторов, на их географию: село Успенка Лутугинского района, города Свердловск, Первомайск, Луганск. Это места, где в 2014-2015-м годах шли ожесточённые бои и до сих пор не утихают обстрелы мирных жителей на линии соприкосновения. Помню, как во время моего первого приезда в Донбасс осенью 2015-го года меня поразило разрушенное на две трети село Степановка, изрешечённый осколками снарядов памятник героям Великой Отечественной войны на Саур-Могиле, колонна танков, двигавшаяся навстречу автобусу по полуразбитой дороге близ Лутугино.
Конечно, тема войны так или иначе нашла своё воплощение в творчестве молодых авторов, особенно в поэзии, представленной в сборнике наиболее полно. Юношеским максимализмом пронизаны стихи Павла Ковалева о мире русской души, о смысле жизни: “Жить или выжить? – бытовой вопрос”, но он осмысляется до философского уровня, до невозможности довольствоваться лишь материальным благополучием, до стремления быть вместе с Россией.
Пронзительное по силе воздействия стихотворение жителя прифронтового Первомайска Ростислава Черниченко “России” построено на повторе-рефрене “Вспомни” и обращено к матери-Родине, чьи сыновья остались верными ей в годину лихих испытаний:
Вспомни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных в свальную твердь,
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
Вспомни нас – и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
В стихах девушек: Александры Ефремовой, Светланы Смирновой, Виктории Яновской – заметно ученичество, поиски точных рифм, ритма, изобразительных средств – тропов, обращение к азам стихосложения, но и в них ощутимо огромное желание выразить себя. Пробуждением чувств привлекает читателей любовная лирика Татьяны Фесенко, Дарьи Ермак, Маргариты Ревиной.
Стихи Олега Смольникова – это своеобразная борьба лирического героя с самим собой, напоминающая душевные терзания шекспировского Гамлета: “Быть иль не быть – вот в чём вопрос?”. И герой решает его по гамлетовски: “Быть человеком!”
Но если мы забыты здесь и там
И нас нигде не ждут на огонёк –
Не отступлюсь. Не потеряю. Не предам.
Ведь мы близки, как Запад и Восток.
Проблема сохранения себя в переломное время жизни стала сквозной в поэтической подборке Алексея Молодцова, и здесь по-своему органична ассоциация с Улиссом. Мечты молодых авторов сборника в равной мере устремлены и в будущее, в глубины вселенной, и в прошлое, не случайно во многих стихах отчётливо прослеживается связь времён. Таковы “Древнерусские воины” Вячеслава Кузьминых:
Только в сто́льких сражениях были мы,
Наша стать и поныне тверда.
Проклинали нас ханы Батыевы,
Золотая страшилась Орда.
Не насытятся вражьи рубилища.
И святыни не будут присвоены.
Древнерусская да́рится си́лища –
Нашим нынешним воинам!
Поэтические зарисовки осени наиболее часты на страницах “Всходов”, самое красочное время природы не оставило равнодушной Евгению Чаркину, воплотившую осенний пейзаж в эпитетах, сравнениях, метафоре:
Сделала ажурными деревья,
На кустарниках листву озолотила,
Радугой раскрасила аллеи,
Отражение луны в реке умыла.
Алым-алым из-за тучи солнце светит.
Будто бронза стали вдруг поля.
Встану, выйду на крылечко на рассвете
И пойму, что осень – это я.
Проза авторов сборника привлекает читателя пристальным вниманием к “братьям нашим меньшим”, к животным, неразлучным спутникам человека. Таков рассказ Максима Коваль “Наш любимый Цезарь”, всецело построенный на поэтике воспоминаний, на приёме параллелизма – переклички грустного осеннего пейзажа с чувствами и эмоциями героя-повествователя. Композиция рассказа циклична: найденный в лесопосадке маленький котёнок, озябший и голодный, вызывает в сознании героя мощный поток ассоциаций, воспоминаний о том, как вдвоём с любимой девушкой они кормили соседского кота по кличке Цезарь, и кот признавал их своими настоящими хозяевами: “Моя родная половинка очень любила этого кота. Она часто говорила, что хочет, чтобы на нашей свадьбе обязательно присутствовал Цезарь. Чтобы была фотография, где он сидит у неё на руках, одетый в чёрный цилиндр, а на шее красовалась бы маленькая бабочка. Как бы это не звучало смешно, но иметь такую милую мечту просто замечательно. К сожалению, сбыться этой мечте оказалось не суждено. И это не только из-за того, что наши пути разошлись, а по более трагичной причине. Однажды Цезаря не стало”. Потерей двух любимых существ обусловлен ностальгический пафос рассказа. И всё же развязка оптимистична: герой уносит домой найденного котёнка, назвав его Цезарь, в надежде, что рано или поздно вернётся к нему его любовь.
В русской классической литературе немало замечательных произведений о собаках: от “Каштанки” А.П.Чехова до “Кладовой солнца” и других былей М.М.Пришвина. Рассказ Андрея Мошненко-Высоцкого “Верный друг” органично вписался в эту традицию, стал её достойным продолжением. Сюжет рассказа – это история дружбы дворового пса по кличке Бармалей и его хозяина Сергея, которого преданный пёс ежедневно провожал по утрам на работу, а вечерами встречал на автобусной остановке. Кульминация повествования – внезапная потеря хозяина, скончавшегося на работе от сердечного приступа, и тяжелейшие испытания голодом и холодом, выпавшие на долю Бармоши, продолжавшего ждать старшего друга. В рассказе немало ёмких художественных деталей, переданных в восприятии умирающего пса, которого вернувшемуся домой сыну Сергея не удалось спасти даже бульоном с кусочками курицы. Мотив сна образно воплотил собачью мечту о счастье: “Снился ему парк и как он бежал за брошенной хозяином палкой, а тот радостный звал, после того как Бармоша подобрал палочку. Потом Сергей его гладил по голове и сказал: “Ну, вот Бармоша, я вернулся. Твои ожидания были не напрасны, теперь мы будем вместе. Пойдем домой, там нас ждет обед, приготовленный нашей мамой. Теперь не будет ни боли, ни печали”. И верный друг уходил рядом с хозяином вдаль по дорожке парка, радостно виляя хвостом…”. Трогательна табличка на могилке пса: “Спи спокойно, Верный друг!”. Несомненно, что оба рассказа содержат немалый воспитательный заряд для молодёжи.
В создании сборника огромна заслуга его составителей: писателей ЛНР Глеба Боброва, Андрея Чернова, Сергея Прасолова, Светланы Сеничкиной и главного редактора альманаха “Крылья” Ларисы Черниенко. Молодая литература Донбасса, вне всякого сомнения, состоялась, дала свои добрые всходы, которые вскоре по достоинству оценят читатели.
Галина Чудинова, член пермской краевой общественной организации СП России