Александр Александрович Микулин

Творцы оружия Победы

125 лет назад, 2 февраля (ст. ст.) 1895 года родился А.А. Микулин – создатель серии авиамоторов мирового уровня, надёжно служивших в боевой авиации в годы Великой Отечественной войны. 

В самолётостроении Россия занимала передовые позиции в мире ещё до революции, однако в двигателестроении было явное отставание. Отечественная конструкторская школа в этой области до событий 1917 года так и не успела сложиться, и первые советские самолёты летали на импортных моторах. Лишь во второй половине 1920-х годов правительство стало уделять этой проблеме серьёзное внимание.

Человеком, создавшим отечественные авиадвигатели мирового уровня и вообще первые советские двигатели водяного охлаждения, был А.А. Микулин.

Первым из них был АМ-34 мощностью 750 л. с., разработанный в 1931 г. и массово выпускавшийся в 1932 – 39 гг. С этим безотказным мотором на самолёте АНТ-25 совершили беспосадочные полёты через Северный полюс в Америку экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова. Эти моторы первоначально ставили и на стратегический бомбардировщик Пе-8 конструкции В.М. Петлякова. Кроме того, мотор стал «сердцем» летающей лодки МБР-2 конструкции Г.М.Бериева и скоростных торпедных катеров Г-5. С созданием моторов семейства АМ-34 советское двигателестроение вышло на ведущие позиции в мире.

Следующим был мотор АМ-35 мощностью 1350 л. с., который устанавливался на высотном скоростном истребителе Н.Н. Поликарпова И-200 (переименованном в МиГ-1), затем на МиГ-3.

Очередным стратегическим прорывом в отечественном моторостроении был низковысотный АМ-38 мощностью 1625 л. с. Мотор создавался по инициативе Микулина специально для штурмовой авиации, которой большая высотность не требовалась. Конструктор, предвидя дефицитность высокооктановых бензинов в предстоящей войне, предназначил мотор для более доступного низкооктанового топлива.  С АМ-38 летали знаменитые штурмовики С.В.Ильюшина Ил-2 – самые массовые самолёты Второй мировой войны.

Последним его поршневым мотором стал АМ-42 мощностью 2000 л. с., который в конце войны устанавливали на штурмовиках Ил-10.

Родился Александр Александрович во Владимире (приходился племянником великому учёному Н.Е. Жуковскму). Из-за недостатка средств не смог закончить учёбу в вузе, работал слесарем, потом помощником начальника сборочного отделения на Русско-Балтийском заводе в Риге, где в то время начали делать первые отечественные (лицензионные) авиамоторы. В 1914 г. стал студентом МВТУ, однако инженерный диплом получил лишь в день своего 60-летия, будучи уже давно доктором технических наук и академиком АН СССР  – кстати, первым академиком среди конструкторов-авиаторов.

Яркое изобретательское дарование А.А.Микулина, уменье решать «нерешаемые задачи», уникальное чутьё на перспективы развития авиатехники быстро выдвинули его в первый ряд конструкторов страны. В 1925 г. он  стал главным конструктором – вначале автомоторного института (НАМИ), с 1930-го  – новообразованного авиамоторного (ЦИАМ), а с 1936-го – авиамоторных заводов в Москве (№24, с 1943 г. №300).

После войны под его руководством был разработан первый советский турбореактивный двигатель АМ-3, в то время самый мощный в мире, который стоял на бомбардировщике А.Н. Туполева Ту-16, его же пассажирском Ту-104 и на стратегическом бомбардировщике В.М. Мясищева М-4. Серийно он производился 20 лет. Затем – мощный, легкий и компактный двигатель для первого сверхзвукового истребителя МиГ-19 и перехватчика Як-25.

Однако в 1955 г. полный творческих сил Микулин был уволен министром авиапромышленности П.В. Дементьевым без права работать в авиапромышленности под предлогом того, что «Тов. Микулин допускает ошибки в выборе направления развития авиационных двигателей, выступает с порочными идеями в части применения сверхзвуковых компрессоров, высоких температур и ряда других вопросов, чем вносит путаницу и затрудняет работу по созданию двигателей».  (Существует утверждение, что министр, из желания угодить Н.С. Хрущёву, сделал это сразу после снятия с поста председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, курировавшего в годы войны авиапромышленность и высоко ценившего Микулина. Возможно, министр просто убрал несговорчивого гения, воспользовавшись отставкой его покровителя.) Новый двигатель, вместо АМ-9 («Александр Микулин-9»), стал называться РД-9. А, как показало время, «направление развития авиационных двигателей» Микулин выбрал всё-таки правильное, и прав оказался он, а не министр.

После перенесённого инфаркта А.А. Микулин разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге «Активное долголетие (моя система борьбы со старостью)». Он сумел даже окончить медицинский институт и защитить кандидатскую диссертацию по медицине. В книге он провёл инженерные аналогии между строениями человеческого тела и технических устройств и предложил остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики. И хотя система Микулина подвергалась критике со стороны официальной медицины, сам он, следуя своей системе, прожил 90 лет (умер13.05.1985 г.).

Похоронен Александр Александрович на Новодевичьем кладбище Москвы. В правительственном некрологе он был назван «основоположником советского авиадвигателестроения».

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Александр Александрович Микулин Творцы оружия Победы Валерий Габрусенко

Благодарю Вас,Валерий. Спаси Вас Господь . И благодарность Редакции. Это лучшее,что можно делать сегодня. Неоднократно говорил,что поменяться должно всё. И когда мы увидим такие материалы на федеральных СМИ,значит перемены начались,но не раньше.

электрик / 15.02.2020
Валерий Габрусенко:
Великие мужи России
270 лет назад скончался Василий Никитич Татищев — основоположник исторической науки в России
28.07.2020
Первый Романов
К 375-летию со дня кончины царя Михаила Фёдоровича
24.07.2020
«Всё русское подвергалось поруганию, осмеянию и унижению»
Прошло 290 лет с пышной коронации императрицы Анны Иоанновны...
11.05.2020
Величайшая победа в истории человечества – наша Победа!
75 лет назад наш народ ценой неимоверных жертв выиграл войну с объединенной Европой – самую страшную войну в истории человечества
07.05.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-08-08 13:54
Трудовые мигранты как угроза национальной безопасности
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-08 13:52
«Внеконфессиональный богослов» Давыдов уволен из МДА
Новый комментарий от рБ Борис
2020-08-08 13:31
«К нам запускают прямую цензуру»
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-08 13:31
Революция в «Двуглавом орле»
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-08 13:16