«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24: 4)

Вопросы духовной безопасности в цифровом обществе в свете выступлений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Цифровая экономика  Электронный концлагерь 
0
1904
Время на чтение 8 минут

Доклад на XXVIII Международных Рождественских чтениях, Секция «Актуальные вопросы национального суверенитета России», Москва, 25 января 2020 года, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26) - учит Своих верных последователей Господь наш Иисус Христос. Одна душа дороже всего мира со всеми его благами и сокровищами! Посему для православного человека нет ничего важнее, чем спасение безсмертной души для блаженной вечности. В этом - главная цель нашей земной жизни.

Поэтому угрозы, которые несёт построение глобального цифрового общества, прежде всего, необходимо рассматривать, как угрозы спасению души. Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл в интервью 7 января 2018 года: «У нас в Церкви тема цифровой экономики связывается с двумя понятиями. С одной стороны, существует понятие эффективности, на этом настаивают светские люди, особенно управленцы... Но у Церкви есть ещё и другое понятие - безопасность. И речь идет не только о возможности злонамеренных сил использовать цифровые технологии для того, чтобы оказать непоправимый ущерб стране, обществу или кому-то из людей, - это всё технологический уровень. Я бы сейчас поговорил о духовном уровне. Церковь очень обеспокоена тем, что современные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу». Но что значит «тотально ограничить человеческую свободу»? Это значит лишить человека свободы выбора, которую не отнимает Сам Господь Бог. Такое положение дает злонамеренным силам колоссальные возможности для того, чтобы манипулировать людьми.

Выступая перед учёными в Сарове 31 июля 2019 года, Святейший Патриарх Кирилл задал весьма актуальный вопрос: «Не превращаемся ли мы из субъекта процесса в его объект, от которого лишь требуется соответствовать просчитанным машинами алгоритмам поведенческих реакций для эффективной поддержки общества потребления?» Ответ на этот вопрос совершенно очевиден: новые системы цифровой идентификации граждан превращают человека из независимого субъекта правовых отношений в жёстко управляемый оцифрованный объект кибернетической системы. Высшее творение Божие приравнивается к товару и маркируется как товар уникальным идентификационным номером, который становится новым цифровым именем человека в цифровом обществе. Для системы именно этот номер будет фактическим именем человека и средством его автоматической идентификации.

Как это ни печально, но многие православные, включая представителей духовенства, даже не подозревают, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой цивилизации», которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Такое положение может помешать правильному устроению духовной жизни и спасению души.

Поэтому Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «Что меня реально беспокоит во всей этой истории с цифровой цивилизацией?.. В чем конечная опасность всего этого? В том, что нынешние средства связи и не только средства связи, а и вообще цифровая цивилизация способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена». Вот где кроется серьёзнейшая опасность! Добровольно вступая в систему цифровой идентификации личности, человек незаметно отдаёт себя во власть её хозяев. При этом Патриарх отметил, что через многие пользовательские устройства может осуществляться сбор сведений об их владельцах без их ведома.

Так на наших глазах выстраивается тоталитарный режим, невиданный в истории человечества. По словам Его Святейшества, опасность ограничения свободы в условиях цифровой цивилизации колоссально возрастает, а способы реализации этой угрозы значительно упрощаются, например, в случае с электронными средствами платежа: «Получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент карточка может быть заблокирована - не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть вашу банковскую карту по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам».

В цифровом обществе каждый человек, будучи строго идентифицирован личным кодом и учтен, как один из объектов системы, будет получать доступ только к тем материальным и информационный ресурсам, которые ему «положены» по его текущему статусу. Чем может определяться этот статус? Не только общественно-полезными личными качествами, но и мировоззрением человека, его политическими, религиозными и другими взглядами, отношением к властям и прочими данными, поскольку вся эта информация в равной степени собирается и обобщается в электронном досье человека и становится доступной для хозяев системы, принимающих управляющие решения с возможностью ужесточения жизненных условий для конкретного лица.

Такая система сегодня выстраивается в России на наших глазах. Надо полагать, что с появлением нового правительства этот процесс может получить мощное ускорение.

Обращаясь к учёным в Сарове, Святейший Патриарх вновь вопросил: «Мы, люди веры, без вас, людей науки, уже не можем ответить на этот ставший жизненно важным вопрос: почему и как технологии превращаются из помощников в оккупантов? Почему и как технологии начинают играть не свойственную для технологий роль?.. Где пролегает грань между необходимостью контроля государства за жизнью граждан и нарушением конституционных прав на свободу? На примере других государств мы сегодня уже имеем ясное, не фантазийное представление о том, как быстро можно внедрить систему тоталитарного контроля за каждым жителем, создать его цифровой профиль и получить в руки практически безграничный контроль за его жизнью».

В цифровом обществе ответственная личностная власть переходит к безответственной, анонимной бесконтрольной власти «электронного правительства». Государство заменит действующая в автоматическом режиме пресловутая «цифровая платформа» - бездушная, безжалостная, неумолимая и бессовестная. Живых людей заменят их «цифровые двойники», статус которых будет первичен по отношению к статусу самого человека. Выстраиваемая на наших глазах глобальная система направлена на физическое и духовное порабощение людей.

Впервые в истории человечества в начале XXI века на самом высоком политическом уровне были заключены международные соглашения о построении на планете Земля единого наднационального глобального цифрового общества, тоталитарного по сути своей. В процессах построения «нового цифрового порядка» участвуют 193 страны мира и более 800 частных корпораций.

Духовная жизнь - это самая сложная наука, понятия о которой почти утрачены даже в монашеской среде. Она требует непрерывного наблюдения за собой и за окружающим миром. Каждый шаг в земном странствовании необходимо совершать с духовным рассуждением. Враг спасения и его подручные действуют «со всяким неправедным обольщением» (2 Фес. 2: 10), «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24). Об этом нас неоднократно предупреждает Слово Божие. Именно в этом ключе и в контексте построения глобальной тоталитарной тирании мы можем дать правильную оценку системным действиям власти по внедрению цифровых технологий в повседневную жизнь граждан.

Сегодня глашатаи цифровой трансформации завлекают в ловушку легкомысленных и доверчивых людей обещаниями многих земных удобств и «безопасности» в обмен на богоданную свободу. В частности, всячески продвигают «единую систему удаленной биометрической идентификации», через которую будут оказываться банковские и так называемые «государственные» услуги.

Поэтому Предстоятель Русской Церкви констатирует: «Чем больше мы опираемся на все эти цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности, в первую очередь, свою свободу. Собственно говоря, на этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных способов... Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни - человеческой свободой. Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна».

Но что значит «оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна»? Святейший Патриарх чётко сформулировал ответ на этот вопрос в интервью 7 января 2019 года: «Что означает концентрация данных о роде человеческом, которые, с помощью современных технических средств могут оказаться в одних руках?.. Когда мы говорим, на основании Священного Писания, что придет антихрист, мы имеем в виду систему глобального контроля, осуществляемого из одного центра и даже одной личностью... Вы представляете, какая власть будет сконцентрирована в руках тех, кто владеет знаниями о том, что происходит в мире?.. Так вот, контроль из одной точки - это предвестие пришествия антихриста, если говорить о христианском взгляде. Антихрист - это та личность, которая будет во главе всемирной паутины, контролирующей весь человеческий род».

Отсюда ясно, что процесс построения цифровой цивилизации имеет, прежде всего, религиозное значение. Это не что иное как подготовка пришествия антихриста. В цифровом социуме человек будет обязан жить по правилам богоборческой системы, которые установят для него хозяева системы, готовящие приход «сына погибели» (2 Фес. 2: 3-4). Эти правила, несомненно, будут противоречить Заповедям Божиим, православной совести и мировоззрению. Безусловно, такая ситуация конкретно ставит под угрозу спасение души.

Можно однозначно констатировать, что построение «цифрового государства как платформы» противоречит Промыслу Божию о мире и человеке, то есть является деянием греховным, также как и соучастие в этом апостасийном строительстве. Надо понимать, что принятие атрибутов и правил поведения «нового цифрового порядка» есть поклонение антихристу в духе и признание его власти независимо от того, присутствует ли в мире сам антихрист или нет. При этом сознательного отречения от Христа никто не потребует.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24: 4), - учит нас Слово Божие.

Конкретными шагами по исправлению ситуации в целом являются денонсация кабальных для России международных соглашений и «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» в соответствии с положениями «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 1234

Понятно,что людей пересчитали как баранов,зацифровали,на каждого создали карточку и т.п.,так же понятно,что это нужно тем,кто имеет реальную власть-СЕЙЧАС,и хочет её иметь в дальнейшем.Навязанные приоритеты и привычки потребления сделали человека рабом,к тому же погрязшим во всех грехах. Сдаётся мне,что всё это кажущееся "золото",вдруг превратится в "луковую шелуху",вот тогда и проявится настоящая картина мира.
forca / 07.03.2020, 20:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Филимонов
Светлый Ангел Петрограда
«Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным...» О непостижимых подвигах и мученической кончине митрополита Петроградского Вениамина
12.08.2023
Духовная битва
Валерий Павлович Филимонов о России
21.07.2022
«Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную...»
Глава из книги Валерия Павловича Филимонова, посвящённой преподобному Серафиму Вырицкому
02.04.2022
«Я вышла от батюшки самым счастливым человеком...»
Воспоминания игумении Георгии о встречах с преподобным Серафимом Вырицким
25.02.2022
Загадочный и любимый старец
Ко дню прославления преподобного Феодосия Кавказского (8 августа 1995 года)
05.08.2021
Все статьи Валерий Филимонов
Цифровая экономика
Есть все возможности для развёртывания новой модели экономического роста
Что говорил Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей
26.04.2024
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
Все статьи темы
Электронный концлагерь
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
Дуров: Есть две причины почему Telegram не в США
Первое интервью основателя VK и Telegram за последние 6 лет
17.04.2024
«Цифровые технологии действительно могут помочь»
Контроль за передвижением мигрантов в России планируют обеспечить, создав цифровой профиль для каждого приезжающего на заработки иностранца
02.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59