«Странствующий отшельник»

В воюющей Сирии. 13 часть «Экуменизм есть некий род вселенской религии»

Бывший СССР  Новости Москвы  Цветные революции  Проблемы церковной жизни  Русская цивилизация и Ватикан  Иосиф Сталин 
0
1190
Время на чтение 20 минут

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

5 часть

6 часть

7 часть

8 часть

9 часть

10 часть

11 часть

12 часть

Схимонах Иосиф приехал в Сайднаю из Салоник. Вообще он был местным, но так сложилось, что к своим сорока с небольшим годам успел изрядно постранствовать по православному миру, а поэтому был в курсе всех, даже самых невероятных событий, связанных с жизнью нынешней Церкви. В каких только монастырях он не жил, с какими духоносными отцами не беседовал, но более всего гордился тем, что был учеником самого Ефрема Катунакского, который и постриг его в схиму.

Одетый в сильно истрёпанный чёрный подрясник, ничем не примечательный, невысокого роста, несколько сутуловатый и улыбчивый монах останавливал на себе внимание исключительно благодаря своим глазам, которые существовали будто бы отдельно от него самого: вдумчивые и напряжённые, они буквально примагничивали к себе внимание, давая понять, что отец Иосиф был не таким простачком, каким хотел казаться - в них светился недюжинный интеллект.

Увидев в моей руке чётки с характерной афонской «считалкой», схимник многозначно произнёс: «о-о-о, да Вы были на Афоне, мадмуазель». Шутка пришлась кстати, и мы весело рассмеялись. Так быстро и очень просто состоялось наше знакомство.

Энергичный и собранный, отец Иосиф оказался настоящим «подвижником», правда не от слова «подвиг», а от слова «подвижность», а кроме того, он был полиглотом и разговаривал на пяти языках, включая русский, что открывало возможность для обсуждения широкого круга вопросов, включая самые тонкие духовные. Это обстоятельство не могло не радовать, поскольку к тому времени я уже изрядно истосковалась по собеседникам, а без общения на родном языке, казалось, даже начинала «дичать». Отправившись по приглашению батюшки в дом его родителей выпить чашечку кофе, мы не могли наговориться, радовались взаимопониманию и открывшимся общим знакомым, что ещё сильнее сблизило нас в нашей нечаянной дружбе. Православный мир тесен.

Родители батюшки жили в старинном арабском доме, расположенном прямо у подножия монастыря. О, это был не дом, а самый настоящий музей арабского быта! Разглядывать домотканые «рушники», старинные вазоны и всевозможную глиняную утварь можно было часами, но особая атмосфера жилища заключалась всё-таки не в интерьере, а в его физически ощутимой намоленности. Члены этой благочестивой семьи, чьи корни по рассказам батюшки восходили чуть ли не к жившим в этих краях первохристианам, с особым благоговение хранили чистоту веры, передавая бесценное духовное наследие предков из поколения в поколение. За резко негативное отношение ко всем происходящим в современной церкви изменениям - как значительным, так и самым ничтожным - у нас в России таких «правильных» сразу бы окрестили «зилотами», или, ещё хуже, «маргиналами». Впрочем, и в Сайднае семейство отца Иосифа испытывало некоторые неудобства в жизни, претерпевая хотя бы уже тем, что слыли они в городке большими чудаками. Скажем, когда на праздник Рождества Пресвятой Богородицы вся Сайдная выходила на улицы города с крестным ходом, наше благочестивое семейство мирно почивало дома, однако, стоило Сайднае забыться в будничной суете и заботах о хлебе насущном, «чудаки» торжественно выносили хоругви, кресты, иконы и по всем чинам - с пением канонов и тропарей - совершали крестный ход вокруг собственного дома. Да, это была позиция! И позиция, нужно сказать, не безосновательная. Секрет, как вы уже, наверное, догадались, заключался в пресловутом «календарном вопросе». Антиохийская церковь, кажется, ещё с 1948 года официально перешла на новоюлианский календарь, что породило в ту пору серьёзный раскол и послужило причиной появления в Сирии так называемых «старостильников», к которым, собственно, и принадлежали родители батюшки, смело нёсшие хоругвь «правильной веры» и не собиравшиеся прогибаться ни под какие «модернизмы» - были готовы сражаться даже в одиночку. Хотя, как выяснилось, в Сайднае таких «православных Могикан» оказалось не так уж и мало, просто о своих убеждениях здесь никто не кричал: каждый жил тихо и так, как ему позволяла совесть.

В довершение ко всему, отец Иосиф оказался монахом учёным - имел даже какие-то богословские степени Баламандского университета, прекрасно разбирался в догматике, истории древней церкви, а ещё был специалистом по сектам, к которым, конечно же, причислял римо-католиков и экуменистов. Эсхатология, пророчества о конце света, финансовая пирамида Ватикана... - как и полагается для «зилота», были его излюбленным темами, говорить на которые он мог часами, причём ни разу не повторяясь.

Как я уже сказала, отец Иосиф считал себя чадом известного афонского старца Ефрема, ученика великого и богоносного Иосифа Исихаста. Фотографию, на которой они с аввой были изображены сидящими на огромном пне на Афоне, батюшка благоговейно хранил у себя на груди и любил показывать монашествующим. Отцу Иосифу было всего двадцать с небольшим, когда отец Ефрем постриг его в схиму.

Вскорости старец отошёл ко Господу, и для отца Иосифа начались испытания, годы странствий, поиски Бога и себя. Вместе с духовником Синайской Горы архимандритом Адрианом, который тридцать лет служил священником знаменитого монастыря святой Екатерины, он покидал обитель в знак несогласия с позицией архиереев Элладской церкви. Некоторое время жил в Америке на приходе, открытом известным «старостильником» сербской церкви епископом Артемием Рашско-Презренским*, воспитанником борца с экуменизмом отца Иустина Поповича. Несколько лет жил в старостильном греческом монастыре свв. Киприана и Иустинии, расположенном в пригороде Фили... Много где успел побывать отец Иосиф, всего я не запомнила, и теперь мечтал лишь только о России, хотя мечтал, нужно сказать, не без насторожённости. Во время нашего знакомства схимонах официально не принадлежал ни к одному из монастырей и называл себя просто: «странствующий отшельник».

Думаю, от такого излишне мобильного «подвижника» многие бы с опаской отмахнулись, сказав стандартное «в прелести», или «раскольник», но я не спешила с выводами, ибо судьба этого человека представлялась мне очень интересной и уж точно не лишённой Божьего промысла, да и картина православной Сирии без отца Иосифа оказалась бы не полной: не случайно же Господь благословил мне его на путях моего сирийского странствия. А поэтому уверенно посвящаю сирийскому «страннику» целую главу, которая да не окажется ни для кого смутительной.

Осведомлённость отца Иосифа о мировом экуменическом сообществе была поистине поразительной. Мне, конечно, не удастся передать всё, о чём схимник дерзал рассуждать, называя десятки имён и мест для меня абсолютно ни о чем не говорящих, но становилось очевидным, что батюшка буквально одержим этой одной из самых злободневных тем современности, и в вопросе «маскуние» - именно так экуменизм называют в Сирии - был настоящим асом.

- Три центра догматического синкретизма шагают в светлое экуменическое будущее, - говорил он решительным тоном и со знанием дела углублялся в проблему, - Рим решает, Женева рукоплещет, Константинополь подписывает. Почему нам запрещают говорить о торжестве Ватиканской дипломатии в Ливане и Сирии? Разве мы ошибаемся, когда видим осуществление в Баламанде мечты Второго Ватиканского собора? Преувеличиваем, когда считаем совещания в Ливане второй Фераро-Флоренцией? Грешим, когда говорим, что «Баламандская уния»* - это единение униатского типа, или называем некоторых афонских «консервативных» новостильников соучастниками в падении православных экуменистов? - задавал риторические вопросы мой собеседник и продолжал свой монолог. - Экуменизм есть некий род вселенской религии, а по сути, глобальный проект антихриста: не случайно именно со стороны богословов из третьего мира прилагаются колоссальные усилия расширить значение Всемирного Совета Церквей вовлечением других религий. Но именно здесь, на Ближнем Востоке, в самом пёстром этно-религиозном регионе мира, происходят сейчас самые главные события в истории человечества, и мы находимся в эпицентре.

Из всего множества информации, которую отец Иосиф обрушил на мою не осквернённую вопросами церковного модернизма голову, мне, в первую очередь, запомнилось, конечно же, то, что касалось непосредственно нас, русских. Ну, например, что в 1993 году на ежегодной «Встрече всех религий» в Милане, которая продолжала работу первого совещания во главе с Папой Римским о «мире во всём мире», главным докладчиком как вы думаете был кто? - правильно, Горбачёв! Но ещё более удивительной оказалась следующая история.

Как выяснилось, экуменизм явление не такое уж и молодое: его основы были заложены протестантскими общинами в конце девятнадцатого века на так называемой Конференции 194-х епископов в Ламберте, где были сформулированы базовые принципы унии «христианских» церквей. Далее, в 1948 году на первой Генеральной Ассамблее в Амстердаме был учреждён этот самый Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) с его главным центром в Женеве. Однако, как утверждал отец Иосиф, мало кто знает, что учреждение ВСЦ в 1948 году на самом деле было противозаконно, поскольку на заседании присутствовали представители всего лишь трёх православных церквей: Вселенской патриархии, Кипрской и Элладской церквей. Здесь возникает закономерный вопрос: где же были остальные?

Незадолго до рокового съезда в Амстердаме, не где-то, а в Советской России, в Москве, было выражено сильное противление Женеве и зарождающейся ереси экуменизма, которое прозвучало почти на всеправославном уровне!

Оказывается, в 1948 году «безбожным» политическим руководством СССР и Русской Православной Церковью было созвано Всеправославное Совещание, приуроченное к празднованию 500-летия фактической самостийности РПЦ. Изначально Сталиным даже планировалось проведение в Москве целого Вселенского собора для решения амбициозного вопроса «о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской», но замыслу не суждено было воплотиться: Константинопольский и другие греческие патриархи, по-видимому, те, что присутствовавшие на амстердамской ассамблее, по известным соображениям на торжества не прибыли.

Среди обсуждавшихся на Московском совещании вопросов были: отношение к экуменическому движению (все Православные церкви участницы Совещания посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии и календарный вопрос.

Участники Всеправославного Совещания единогласно осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического ВСЦ, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; высказались за сохранение Александрийской пасхалии.

Рассказывая эту историю, отец Иосиф живо сокрушался о том, почему же Сталину, подобно идеологам ВСЦ архиепископу Темплу и Джону Даллесу - кстати, родному брату того самого Аллена Даллеса - не хватило политической наглости объявить Вселенский Собор в Москве состоявшимся, пусть и незаконно. «В мире, где оказались попраны нормы международного права, честность лишь усугубляет кризис», - сетовал отец Иосиф, а у меня никак не умещалось в голове подобное «экзотическое» сочетание: схимник, араб и сталинист... Чего только в мире не бывает!

Однако уже при Хрущёве, в 1959 году ситуация стала стремительно меняться: представители РПЦ впервые появились в числе делегатов ВСЦ на острове Родос, а в 1961 году Московская Патриархия стала официальным членом ВСЦ. Плотина была прорвана.

История о советском противостоянии ереси экуменизма на заре её формирования, о выступлении Сталина - кровавого-то богоборца - в роли чуть ли не Российского «самодержца», инициировавшего идею о Вселенском статусе Русской Церкви - всё это представлялось мне каким-то буквально откровением, какой-то несуразной фантастикой. А ещё было неловко и даже стыдно за то, что сириец оказывался более осведомлённым в истории моей страны, чем я сама. Одним словом, сомнения в истинности исторических сведений, о которых рассказывал отец Иосиф, не покидали меня до самого возвращения в Россию, когда я, наконец, смогла вникнуть в суть данного исторического факта, который, да простит мне мою неграмотность читатель, оказался абсолютно достоверным. Выходило, что с недавних пор церковь вовлечена в чужую политику, и поведение Сталина, таким образом, имело свою вполне здравую и сугубо политическую логику: отец народов пытался оградить Россию от экспансии западных ценностей, противостоять заговору англосаксонских элит. Конечно же, Сталин не был религиозным человеком, но грамотным и дальновидным политиком он, бесспорно, был. Подумать только, страна советов на защите исконно православных ценностей - головокружительный виток в истории нашего отечества. Воистину, человек предполагает, а Бог располагает. Ну, а теперь имеем, что имеем...

- Экуменисты утверждают, что Бог один, - продолжал свои размышления схимник. - Что же, Он действительно один, но как из этого вывести, что любые человеческие представления о Боге одинаково истинны? Закон гравитации тоже один для всех, однако из этого не следует, что не важно, как и на чём летать. Как думаешь, можно прыгать с горы со штангой вместо парашюта? Ну, теоретически, конечно, можно... А ещё они часто используют сравнение с лежащим на солнце разбитым зеркалом. Каждый из кусочков отражает солнечные лучи, хотя зеркало и разбито. Так и каждая «церковь», говорят они, обладает полнотой истины, хотя их видимое единство и отсутствует. Неплохая метафора, правда, Мария? Вот что бы ты сказала убеждённому экуменисту, если бы пришлось парировать? - вдруг обратился с хитрым вопросом отец Иосиф, но я не растерялась и сказала, что если это действительно Божие зеркало, то оно вообще не может разбиться, а всё, что бьётся, то просто человеческое, а никакое не божественное вовсе.

- Экая умная, - причмокнув от удовольствия, воскликнул схимник, - молоде-е-е-ц!

Вообще-то после первого посещения Сирии, которое случилось ровно пять лет назад, вопрос межрелигиозного общения встал передо мной, что называется, самым острым образом. А всё потому, что именно тогда мне довелось познакомиться и даже подружиться с первым мусульманином Сирии, главой местных суннитов, верховным муфтием, доктором Ахмадом Хасуном.

О, что это был за человек! В нём гармонично сочетались духовная и душевная красота, широта натуры, честь, природное благородство, блестящая образованность, а ещё, что представляется уж совершенно невероятным для Востока, доктор Хасун был абсолютным бессребреником - просто «праведник» какой-то, а не мусульманин. Признаться, на тот момент я не знала, что мусульмане могут быть такими, а точнее, я вообще не думала про мусульман: что про них думать, если все вокруг православные.

По возвращении на Родину я тогда попыталась разрешить для себя вопрос о «праведном мусульманине» и попросила духовника растолковать позицию Церкви в отношении инаковерующих, которые, как выяснялось, в нравственном и чисто человеческом своём содержании могут даже превосходить современных православных. Наконец, мне было трудно представить, что добрейший доктор Хасун может гореть в аду из-за того, что был мусульманином, как он сам объяснял, по смирению перед волей аллаха, который произвёл его на свет в семье, исповедующей ислам. «Будь я рождён в православной России, - рассуждал премудрый Ахмад, - я бы с радостью был православным, но любовь моя к Богу оставалась бы прежней, я бы любил его также, как люблю сейчас», - и поспорить с ним было сложно.

- Господь милостив и Он Любовь, - отвечал духовный отец на мой вопрос, - и я не сомневаюсь, что Бог любит и открывает Себя всякому ищущему и стремящемуся к Нему человеку. Бог, конечно же, открыл Себя и этому мусульманину, о котором ты мне сейчас рассказываешь и жизнь которого, я верю тебе, действительно достойна всяческой похвалы и даже восхищения. Бог дышит, где хочет и являет Себя каждому человеку в той мере, в которой тот может вместить: Он приоткрывает Себя католикам и маронитам, мусульманам и иудеям - богооставленностью отмечены, пожалуй, лишь атеисты и те, кто сознательно присягнули под знамёна сатаны, все остальные ведают Бога и не должны вызывать у нас ненависть лишь из-за того, что они другие. Нет, Бог их тоже любит и заботится о них также как о нас, а быть может ещё и больше. Поэтому, мы как дети Христовы должны помогать тем, кто лишь только ищет Его. Апостолы шли к язычникам и благовествовали о Христе, да и Сам Христос в язычниках иной раз находили больше веры, чем в иудеях. Вспомни хотя бы притчу о хананеянке! Гляди, какая вера была у этой женщины! А ведь язычники из Ханаана считались особенно жестокими среди собратьев, известно, что их жены занимались богомерзким жертвоприношением: огромное число обугленных детских скелетов было обнаружено археологами повсюду на территории древнего Ханаана. Под основаниями хананейских домов находят замурованные в сосуды в виде амфоры скелеты младенцев. А ещё хананеи культивировали все виды развращений, их «богослужения» были поставлены на службу воспалённой эротике - так называемой «священной проституции». Смотри, но Иисус не гнушается хананеянки, напротив, Он признаёт «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15; 21-28) и исцеляет её бесновавшуюся дочь. Такую же веру Господь находит и в сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике, у которого был при смерти любимый слуга, исцелённый Господом по просьбе и великой вере сотника, в похвалу его Господь сказал: «Я и в Израиле такой веры не нашёл» (Мф. 8, 10). Так и мы, подобно Христу, должны поступать, когда встречаем на своём пути тех, кто не такие как мы.

Я пересказала отцу Иосифу слова духовника, добавив от себя о дискуссионном понимании экуменизма, который в некоторых случаях не так-то уж и плох, помогает понять, что мир христианства не исчерпывается собственной конфессией, что он шире. Не случайно же в православном богословии есть даже такой термин, как «благодать призывающая» - единственный вид благодати, который действует вне церкви и служит для того, чтобы приводить в Церковь тех, кто находится вне её лона, а это значит, что благодатный опыт доступен всем людям без исключения. К тому же, экуменизм в смысле сотрудничества христиан - да и не только христиан - в областях жизни не религиозных, а, скажем, социальных представляется явлением более чем полезным. Что плохого в том, если голодных будут вместе кормить христиане и мусульмане? А уж в условиях войны и межрелигиозной ненависти, которые во всём ближневосточном регионе изо всех сил насаждаются внешними силами - подобный межрелигиозный диалог представляется не только разумным, но жизненно необходимым.

Размышляя, я пыталась найти здоровое зерно в учении экуменизма, поскольку всякое огульное отрицание меня всегда пугало. «Однако, превращать межрелигиозные диалоги в единую «религию диалога» преступно, - закончила я свой длинный монолог, который, нужно отдать должное отцу Иосифу, он мужественно выслушал не перебивая, - и преступно не только по отношению к православию, но ко всем мировым религиям без исключения. И в этом смысле экуменизм - это действительно какой-то чудовищный и крайне опасный заговор».

Узнав, что верховный муфтий Сирии - мой друг, отец Иосиф поменялся в лице, да и вообще чувствовалось, что всё, о чём я говорила, сильно его раздражало. Для схимника он был, конечно, слишком темпераментным.

- Ну, во-первых, верховный муфтий экуменист, - отрезал мой непримиримый оппонент, - и правоверные мусульмане его не любят так же, как мы не любим Франциска. Один раз, когда он со словами: «брат мой!» протянул мне руку, я сказал: «если Вы мой брат, то сегодня же, согласно Номоканону и 85 правилам Святых апостол, я буду должен вас покрестить, вы готовы?» - он испугался и, как ошпаренный, отдёрнул руку. А во-вторых, скажи, ну как можно быть лояльным и идти навстречу тем, кто отнюдь не наивные деточки, блуждающие в поисках Солнца правды Иисуса Христа, но «звери иного порядка» жаждущие поглотить, растворить, уничтожить. Solo aequandum est, Мария, - это грозит нам уничтожением. Не стоит протягивать руки геенне. И потом, нужно уметь читать Евангелие, Иисус не уговаривал хананеянку уверовать в Него, отнюдь, она сама к Нему пришла и пришла с осознанным пониманием того, что Он Сын Давидов: тот факт, что она называет Его «Господь», свидетельствует о зрелом понимании Его Божественности, власти и силы, а называя Его «Сыном Давида», она исповедует Его Мессией. Таким образом, хананеянка пришла ко Христу готовой христианкой, глубоко верующим человеком и, конечно же, Он ее принял. О «зверях не иного порядка» Он говорит совершенно иное: «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6), «се оставляется дом ваш пуст» (Лк. 13: 34).

Я отчаянно выдохнула: в голове, в которой только что царил экклесиологический порядок, рухнула системная база.

- Нет-нет, подождите, не запутывайте меня, пожалуйста, отец Иосиф! Поймите, я не хочу никого ненавидеть, даже этих «геенн». Моё сердце не вынесет ненависти, я стану злой и Диавол, таким образом, одержит во мне победу. Поймите же, в Боге не может быть места злому чувству, а мы его дети, значит должны быть как Он. Ну вот, например, зачем далеко ходить, мне говорили, что отец Иоанн, настоятель вашего Сайднайского монастыря, каждый день молится Богу о спасении душ безумных головорезов, творящих в Сирии бесчинства, которых не знало и дремучее средневековье. Разве это не высота? Разве не поступок? Вы, конечно же, можете обвинить меня в «беззубости», вспомнив знаменитого русского еретика Льва Толстого с его бредовой теорией «непротивления злу силой», но я отнюдь не рассматриваю тот случай, когда реально буду вынуждена защищаться - у русских говорят: кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет, и если я не дам в лоб обидчикам веры и Отечества, то вскорости просто-напросто умру от муки совести, вот и всё! Это у нас у всех такая встроенная «программа», «made in Russia», понимаете. А потом, чем все эти ваши «геенны» отличаются от гонителя христиан Савла, которому было суждено стать апостолом Павлом - всё это дело Божьего промысла.

Наш разговор был настолько горячим, что со стороны, наверное, казалось, что мы ссоримся: родители батюшки, пожимая плечами, то и дело тревожно на нас поглядывали и, похоже, готовились разливать водой. Но о ссоре не могло быть и речи. Боже милостивый, какая же это была необычная встреча! Как интересно и как неожиданно было говорить с человеком, не только широко и разносторонне образованным, но главное - имеющим такое неравнодушное и такое горячее сердце, какое скрывалось под ветхой мантией схимонаха Иосифа. Да, это был нетипичный монах, идущий каким-то своим, особым путём, о котором я не дерзаю даже судить, ибо каждая судьба человека - великая и неизъяснимая тайна.

- Мария, Мария, не путай категории! В данном случае ты имеешь ввиду личную позицию, путь души к её Создателю, а я говорю о позиции Церкви. Тут не о чувствах речь: любить, или ненавидеть. Богом заповедано любить, а заповеди Главнокомандующего не обсуждаются. Вопрос совсем не в этом. Но в том, чтобы не осквернить Святыни! «Церковь воинствующая», слышала про такое? «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». Понимаешь каково это? А ты понимай, понимай! Пора умудряться, Мария!

Нужно сказать, что схимник был убеждён в том, что духовными причинами происходящих сегодня в Сирии трагических событий является именно вероотступничество христиан и предательство местных иерархов. От отца Иосифа я, например, узнала, что знаменитая Маалюля пала из-за того, что настоятельница монастыря вступила в сговор с вооружённой оппозицией. Местные жители настолько злы на неё, что до сих пор не могут простить содеянного и готовы буквально растерзать. А ещё оказалось, что в нашем Сайднайском монастыре вот уже почти как десять лет нет таинства исповеди, её просто отменили за ненадобностью, упразднили по образу католических приходов. И действительно, так оно и оказалось. Позже я даже разговаривала с матушкой на эту тему, но ее объяснения о причинах, по которым в ее монастыре нет исповеди, показались, мягко говоря, неубедительными. Отец Иосиф также рассказал, что, пользуясь ситуацией военной неопределённости и хаоса, протестантские общины, а это самая богатая из христианских церквей, что называется «под шумок», скупают земли православных, за кусок хлеба переманивают верующих в свои общины, те охотно идут на любой контакт, правда потом столь же просто возвращаются и обратно. Люди не понимают, что предательство ими уже совершено.

- Старец Адриан Синайский говорил, - продолжал отец Иосиф, - что, конечно же, хорошо, если человек живёт в безмолвии, однако, когда наступают такие трудные времена, как нынешние, и когда духовный корабль Церкви принимает смертельные удары последних времён, то отсутствие исповедания веры словом и делом лишаются оправдания. Бездействовать и молчать, думая при этом, что ты таким образом смиряешься, сейчас неполезно. Существует тонкая грань, когда терпение превращается в банальное предательство. Есть «вредное» согласие и «полезное» разногласие.

- Допустим, ну и как вы лично, словом и делом исповедуете Христа? - задала я вопрос, что называется, в лоб.

- Я хулиганю, - последовал быстрый и неожиданный ответ. - С отцом М. мы проникаем на экуменические сборища и устраиваем там православный «фейерверк». Правда, сейчас нам запрещён въезд в большинство стран Европы, Америку и естественно в Израиль, - долго прицеливаясь, отец Иосиф вдруг шлёпнул себя по щеке, наверное, убил комара. - Слушай, Мария, а у тебя нет случайно знакомых, кто смог бы сделать нам с отцом М. паспорта с новыми именами? Признаться, не терпится продолжить начатое, - сказал он, посмотрев на меня учащённо хлопающими и девственно-чистыми глазами, а потом весело рассмеялся.

- Не обижайтесь только, пожалуйста, отец Иосиф, а вы точно схимник, или разыгрываете меня? - я была в шоке от всего услышанного, всё-таки схимники в моём представлении были совсем другими, как например в Оптиной пустыни, молчаливые и углублённые в себя, взрослые и серьёзные, но никак не «хулиганы». Мне было сложно быстро сориентироваться, чтобы верно оценить ситуацию - ни хватала ни опыта, ни времени всё взвесить - и только позже я поняла, что в некоторых случаях, монах юродствовал, не хотел раскрывать тайны своего внутреннего мира.

- Точно схимник, самый настоящий, - и не думая обижаться ответил монах, доставая, словно паспорт, из-за пазухи параманный крест и огромный, как камень на шее, мощевик, какого я никогда в жизни не видела и вряд ли ещё когда увижу. Каких святынь в нём только не было! Была даже частица мощей игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, которую, по утверждению монаха, ему преподобный прислал самолично. Увидев восторг в моих глазах, батюшка незамедлительно отыскал в старинном секретере крошечную шкатулку, и, со словами «это Иосиф Исихаст, пусть научит тебя молитве», протянул бесценный дар, о котором я не смела и мечтать. И это было первое для меня потрясение. Второе не заставило долго ждать. Похлопывая себя по груди, на которой, под монашеским облачением - о чём я уже знала достоверно, - как на престоле покоились мощи святых, отец Иосиф торжественно сообщил, что со святыми отцами он сидел даже в израильской тюрьме, в обмен на десять политзаключённых Сирии был недавно освобождён и вот теперь не знает, куда бы ему податься. Наступила тишина, или как это принято называть в традициях художественной литературы, «немая сцена». В принципе, можно было аплодировать и давать занавес!

Между тем «русскую» потеряли и с фонариками, поскольку уже прилично стемнело, разыскивали по всей Сайднае. Увлёкшись разговором со столь нетипичным собеседником, я совсем забыла о том, что в монастыре не знали, куда и с кем я ушла «выпить чашечку кофе». Конечно же, мне потом здорово попало от матушки, но наша встреча с отцом Иосифом того стоила, и я была готова мужественно терпеть любые наказания, тем более, что действительно была виновата.

Расставаясь со схимником, я надеялась, что это была наша не последняя встреча и что у меня ещё появится возможность более подробно расспросить его о странствиях, об афонских подвижниках, об отце Ефреме Катунакском, Адриане Синайском, о том, как же именно они с отцом М. «шалили» на экуменических форумах и каким, в конце концов, образом он очутился в израильской тюрьме. Но Господь не благословил. Это была наша первая и, увы, единственная встреча.

На пороге я спросила отца Иосифа, можно ли будет написать о нём в книге и обо всём ли, о чем он говорил, я могу упоминуть... словом, не опасается ли он чего-нибудь. А ещё спросила, оставить ли его настоящее имя.

- Пиши всё, как есть, - твёрдо ответил отец Иосиф. - И запомни, ничего не стоит бояться в этой жизни кроме собственных грехов.

Удалившись в комнату, схимник вынес частицу мощей святителя Нектария Эгинского, ещё один бесценный дар:

- Вот держи, это тоже тебе, пусть «путешествующий епископ» научит тебя смирению...

И мы расстались.

Вечером я не удержалась и перечитала житие святителя Нектария - оболганного, всю жизнь гонимого, жестоко преданного самыми близкими учениками... свои письма он подписывал не иначе как «странствующий епископ». Сразу же вспомнилось «я странствующий отшельник» отца Иосифа, и тонкие параллели возникли сами собой. На фоне жития святого схимник стал для меня как-то более понятен, обнаружился неожиданный масштаб и драматизм его личности. Не знаю, но почему-то стало до боли жалко эту мятущуюся и столь щедро одарённую Богом душу, страшно за его будущее. Признаюсь, но почему-то я решила всё-таки скрыть настоящее имя этого человека, так мне подсказывает интуиция. Нет, звали его не отец Иосиф...

А ещё мне кажется, что в один прекрасный день мы с ним обязательно увидимся. И представляется мне, что произойдёт это неожиданно и, почему-то, непременно в одном из русских монастырей. Ведь не случайно душа «странствующего отшельника» в момент нашей с ним встречи рвалась именно в Россию.

«Мне часто приходится слышать, вот мы немощные, мы стали не те, - как живой вспоминается отрезвляющий голос схимника, - но это от лукавого... человек всё то же, а поэтому спрашивать с нас будут строго. Бдите!».

* Епископ Артемий Рашско-Презренский. На голосовании Священного Синода 15 апреля 2011 года 22 архиерея Сербской Церкви проголосовали за отлучение бывшего епископа от Церкви, а 12 архиереев - против

* «Баламандская уния» - так называемое Баламандское соглашении 1993 года. 17 июля 1997 года Священный Синод русской православной церкви постановил: «Считать необходимым проведение специального всеправославного обсуждения Баламандского документа» и «Рекомендовать представленный Синодальной богословской комиссией комментарий к тексту Баламандского документа к публикации в церковной печати». По словам Патриарха Алексия II, Баламандскому соглашению «никогда не придавалось догматического значения»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мономенова
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Третий храм против Третьего Рима
Об иудеях, машиахе и апокалипсисе: немного методологии
21.03.2024
Ледяные джунгли Тобольска
По следам путешествия в Сибирь
29.02.2024
Куда делась головная колонна РПЦ с хоругвью?
Русская Православная Церковь имеет все шансы стать флагманом для консервативных христиан во всем мире
31.01.2024
Все статьи Мария Мономенова
Бывший СССР
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Цветные революции
Зачем гнобят Церковь на Украине и
отбирают Лавру в Киеве? Кому по вкусу незалежность?
23.10.2023
Пятая колонна на марше. Что происходит
с Россией?! Возможно ли сохранить нашу независимость?!
23.11.2022
Жестокие «дети» Украины
Наукой установлено: мозг взрослого шимпанзе развит на уровне 5-го дитя
21.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02