Праздник мар Джориус. 6 мая

10 часть. Серия очерков о жизни православных христиан в Сирии

Источник: Прихожанин

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

5 часть

6 часть

7 часть

8 часть

9 часть

«Прихожанин» продолжает публиковать цикл очерков Марии Мономеновой о пребывании в Сирии. На этот раз рассказ автора посвящен праздничному крестному ходу, который русской паломнице благословили наблюдать из полевого бинокля с монастырской крыши.«Совершенно неожиданно в современной и стоящей на краю необратимой катастрофы Сирии, в этих священных пределах библейского Антиливана, сознание верующих вдруг оказалось наполненным звуками грохочущих оркестров древних богослужений. Не чудо ли? Гусли, тимпаны, десятиструнные псалтири, кимвалы и трубы: "Всякое дыхание да хвалит Господа!" Ветхозаветные праотцы древнего Израиля, мир Вам, возлюбившим Творца и сослужившим Ему на путях Правды! Жива традиция, значит, жив народ».

К празднику святого Георгия Победоносца, или, как его здесь называют, мар Джориус, готовились заранее. Обещали что-то грандиозное! Вообще в Сайднае есть два сугубо «сайднайских» дня: это 6 мая, день памяти Георгия Победоносца, и 8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы, когда в городок стекаются чуть ли не вся православная Сирия и весь православный Ливан. Так, во всяком случае, было до войны - фотографии праздников, действительно, впечатляли, но то, что мне предстояло увидеть в военное время, поверьте, впечатлило еще больше.

Предвкушая долгожданное событие, обещавшее вдохнуть дух бодрости и веселья в провинциальный размеренный образ жизни, сайднайцы дружно мыли монастырь св. Георгия с шампунем, убирали и украшали улицы, по которым пройдет крестный ход, и почти неделю разучивали новый марш, усердно дудя в трубы и отчаянно грохоча в барабаны. Вся Сайдная вместе с прибывшими гостями должна была проследовать традиционным маршрутом от мужского монастыря Георгия Победоносца к нашему, Рождества Пресвятой Богородицы. На тот момент я еще ни разу не выходила в город, а поэтому мне особенно хотелось принять участие в крестном ходе, но матушка запретила, сказав, что «для «русской это может быть опасно». «Какая-то ерунда, - подумалось мне, - разве может быть опасным крестный ход?» Конечно же, в своем воображении я представляла совсем не сайднайский, а наш русский благоговейный чинный мирный крестный ход. На тот момент я и предположить не могла, что крестные ходы могут быть такими... совсем «нерусскими»!


Одним словом, в день долгожданного праздника мне был вручен полевой бинокль с благословением матушки наблюдать за всем происходящим с монастырской крыши. Как бы ни было обидно, но делать нечего - пришлось послушаться. Заняв самую выгодную и уже давно облюбованную точку, я настроила бинокль. И вот началось!

Отслужив Литургию в Свято-Георгиевском монастыре, богомольцы начали неспешно собираться на площади возле храма. Основная масса людей, стекаясь ручейками с малюсеньких улочек, подходила непосредственно к началу крестного хода. Погружаясь во всё усиливающийся приятный гул, православный городок на глазах оживал. Вот зазвучали традиционные барабаны - звонкие и отрывистые дэрбаке с пронизывающими энергией национальными ритмами. То там, то тут раздается «ли-ли-лишь» - возглас, очень похожий на позывной клич индейцев; исполнитель этого пронзительного звука имеет особый статус на всех сирийских праздниках и называется «зелгута». Вот толпа запестрила хоругвеносцами в красном, заблестела крестами, водруженными на высокие древки, молодые мужчины в военном выносят огромный плакат с изображением убитых на войне сайднайцев.

Выходят священники в парадном, клиросные певчие в черных балахонах с красной отделкой. В толпе - модная молодежь, интеллигентные люди среднего возраста, прекрасные арабские бабушки в черном и дедушки в белых хитонах-галябия и платках-«арафатках», поверх которых надета «галь» - черная тряпичная повязка. Но что происходит? Сначала в нескольких местах, потом словно по чьей-то команде огромная толпа начинает сплетаться «змейками». Конечно же, это традиционная сирийская дабка! Какое зрелище! Ни один праздник в Сирии не обходится без веселой дабки: взявшись за руки, сотни людей дружно отстукивают ногами единый ритм. Змейки скручиваются в круги, раскручиваются, сливаются с другими змейками. Голосистый запевала умелыми выкриками и улюлюканьем еще больше заводит танцующих. Но о чем он поет? В своей песне он радостно прославляет святого Георгия!

Это чистая импровизация: певец рассказывает житие святого, поет о его роли в жизни Сирии, потом обращается к Сайднае, поет о местных монастырях, смелых сайднайцах, затем переходит на личности, прославляет мэра, местного владыку, руководство, настоятелей монастырей - всех, кто устроил им этот праздник. Подобные песни, которые называются «атаба», или «мияна», традиция сирийских христиан, идущая из глубины веков. Как рассказывали местные, еще совсем недавно в каждой православной деревне обязательно жило несколько певцов, между которыми в дни церковных праздников устраивались певческие бои. Побеждал тот, кто смог перепеть соперника. Один из таких певцов, пожилой мужчина из Маалюли, рассказывал, что в молодости мог без перерыва петь и два, и три часа подряд, и не было ему равных. Он объяснял, что такое пение - это род молитвы, что он и сам не знает, как у него так получается; вероятно, Господь в этот момент вкладывает в уста слова импровизированной молитвы: похвалы, плача, благодарения, прошения, славления. Звание главного певца деревни было особо почетным в православной Сирии, ведь такой человек считался Божиим избранником. Певец и вся его семья могли безбедно жить за счет односельчан.

Но вот показалась «тяжелая артиллерия» - на площадь входит знаменитый сайднайский духовой оркестр. Музыканты деловито выстраиваются в ряды, за оркестром - почетные гости, руководство, клир, миряне. Во главу колонны становятся двое с огромным портретом Президента Асада, за ними идут несущие иконы, четверо поднимают двухметровую скульптуру Георгия Победоносца из папье-маше. Песни и танцы затихают, звучит «трубный глас», обозначающий «готовность номер один», и крестный ход трогается с места. Начинается страшная пальба! Очереди из автоматов, отдельные выстрелы, крики... Вот что-то взрывается в небе, и белый дым покрывает тысячную толпу верующих. «Теракт!» - ужас пронзает сердце. Но дым рассеивается, выстрелы продолжаются, оркестр во всю трубит, гремит и бодро шагает вперед. Радостные сайднайцы ликуют! «Нет, не теракт...» - проанализировав ситуацию, выдохнула я.

Целый час огромное шествие подходило к нашему монастырю, и можно было с удовольствием разглядывать счастливые лица людей. Зайти в Сайднайский монастырь все, конечно же, не смогли, поэтому часть осталась на площади у подножья. Людей очень много, они заполняют все этажи, амфитеатры и балконы монастырской крепости. Веселье продолжается уже непосредственно в монастырском дворике возле храма Пресвятой Богородицы!


Со своего балкона празднующих приветствует мать Феврония, она подбадривает юношей «атаба», хлопая в ладоши. Раздается звонкая дробь барабанчика-дэрбаке, и вдохновенный певец, упав на колени и воздев руки к небу, затягивает первую особенно длинную и по-арабски узористую ноту своей богодухновенной песни, посвященной хозяйке монастыря Шагуре! Игумении подносят полную конфет корзину, и матушка благословляет густую толпу, бросая в нее горсти сладостей. Начинаются танцы! Танцуют исключительно мужчины.

Синхронно двигаясь и синхронно отбивая ногами единый ритм, православные пляшут буквально до упаду, некоторые заваливаются на каменные лавки, чтобы немного отдышаться, и снова встают в цепочку танцующих. Чего они только ни вытворяли, ведь каждому следующему «солисту» нужно было переплясать предыдущего. И вот кульминация - до такого, пожалуй, никто не смог бы додуматься: один парень залезает на плечи другому, кто-то подкидывает ему древко с водруженным на него золотым крестом и развевающейся от него алой лентой, под крики всеобщего одобрения сидящий на плечах друга «крестоносец» начинает песнь о силе «ас салиб» - силе православного креста! Автоматы палят в воздух, высоко в небе разрываются салютные снаряды, и празднующие в этот момент похожи то ли на разбойников, то ли на штурмующих Зимний дворец матросов Балтийского флота. Взвивается оркестровая труба, упитанный барабанщик ударяет в бас-барабан, и на крошечное замкнутое пространство монастырского дворика обрушивается оглушающий звук оркестра из сорока инструментальных «орудий». Задрожали пол и стены, каждая жилочка напряглась от силы напирающего звука. Но что они играют? Вы не поверите - это было «Прощание славянки»!

Под хоругви мы встанем все смело,
Крестным ходом с молитвой пойдем,
За российское правое дело
Кровь мы русскую честно прольем.
Встань за веру, Русская земля!

Признаться, увиденное мною в тот день представлялось настолько странным и непривычным русскому православному глазу, что просто отключало мозги, и я не знала, как к этому относиться. Но почему-то на душе царили мир и покой. Послушайте, а не так ли было на самой заре христианства? Помните хорошо известное из Псалтири: «Хвалите Его во гласе трубнем...»? Священники употребляли трубы в воспоминание тех труб, которые слышны были на горе Синай. «Хвалите Его в тимпане и лице», - под «ликом» разумели песнь, которую пели хором, и это был род мелодии, производимый без музыкального сопровождения. Музыкальные инструменты были введены в церковный чин еще царем Давидом и предназначались для восполнения силы голоса священников-певцов, ведь тогда, в те далекие века, церковное пение непременно отличалось особым громогласием - «играли пред Богом из всей силы», чтобы «громко возвещать глас радования» (1 Пар. 13:8; 15:16). И вот совершенно неожиданно в современной и стоящей на краю необратимой катастрофы Сирии, в этих священных пределах библейского Антиливана, сознание верующих вдруг оказалось наполненным звуками грохочущих оркестров древних богослужений. Не чудо ли? Гусли, тимпаны, десятиструнные псалтири, кимвалы и трубы: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Ветхозаветные праотцы древнего Израиля, мир Вам, возлюбившим Творца и сослужившим Ему на путях Правды! Жива традиция, значит, жив народ.

Сегодня Сайдная гудела весь день и всю ночь... Вот так помолились!

Прихожанин

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Мария Мономенова:
«Прилепин – это толстолягий Дудь»
Как за пять дней до смерти Лимонов Захара «привинтил»
01.04.2020
«Господин Пальмира» и ангелы Апокалипсиса
Серия очерков о жизни православных христиан в Сирии. Глава 21
28.03.2020
Черногорская православная революция
О ситуации на Балканах, восставших из пепла черногорцах, единстве славянских народов и поэзии – размышления русского человека с имперским сознанием
24.03.2020
Рожденные от Евангелия
Памяти писателя Валентина Григорьевича Распутина
18.03.2020
Души детей сжигают в пепел
А кто-нибудь знает, что творится в соцсетях, типа Инстаграмм?
17.03.2020
Все статьи автора
"События в Сирии, Ливии, Ираке и цветные революции на Ближнем Востоке"
Все статьи темы
Последние комментарии
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от диакон
07.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.04.2019
«Надеемся на милость Божию»
Новый комментарий от диакон
07.04.2019
Храмы не могут стать источниками распространения инфекции
Новый комментарий от Серёга Чудиса
07.04.2019
Мой друг Сергей Юкин
Новый комментарий от Григорий Иванович
07.04.2019
Маловерие
Новый комментарий от _Ольга_
07.04.2019