Монастырь Херувимов. 20-23 мая

Часть 11. Серия очерков о жизни православных христиан в Сирии

Цветные революции 
0
885
Время на чтение 14 минут

Источник: Прихожанин

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

5 часть

6 часть

7 часть

8 часть

9 часть

10 часть

Для начала могу сказать, что ни разу в своей жизни мне не приходилось слышать о том, что где-либо, кроме Сирии, существует монастырь с подобным названием - Херувимский. Одно уже это делало его в моих глазах особенным!

Слово «херувим» в православной энциклопедии интерпретируется как «высший ангельский чин, творение, принадлежащее силам небесным». Шестикрылые и многоочитые, в Эдемском саду они несли послушание: Богом им было заповедано охранять находящееся в восточной части сада Древо жизни, не давая людям приблизиться к нему, а пророк Иезекииль описывает Бога восседающим на херувимах, как на троне, или как на колеснице. В Энциклопедии Антиохийского Патриарха утверждается, что слово «cherubim» происходит от арамейского слова «cherub», то есть «ангел». А еврейская энциклопедия содержит свидетельства о том, что херувим уподобляется человекоподобному творению, прекрасному юноше: в те давние времена люди верили, что если священники живут и служат в храме Божием, то они уподобляются ангелам, и это могло быть одной из причин, по которой монастырь был назван Херувимским.

 

 ... С болью и любовью о родном монастыре

В Шерубим, именно так здесь называют монастырь Херувимов, я попала вместе с группой русских офицеров, прибывших с особой миссией в Сайднаю: они фиксировали на камеру свидетельства очевидцев военных действий, а также снимали разрушения, которые в ходе войны были причинены культовым сооружениям. Уже издалека я признала в иностранных паломниках «земляков». Русские сильно отличались от арабов своей особой, чисто национальной серьезностью. Даже если русский молчит, нас легко вычислить по глазам: пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, устремленность в бесконечность и то, о чем у нас принято говорить «печаль моя светла», - вот что укажет на настоящего великоросса в пестрой толпе иностранцев. Конечно же, я не говорю сейчас про тех без роду и племени на европейский манер «унисекс-особей», в достаточно пугающем количестве расплодившихся в наше время в России, по внешнему облику которых невозможно понять не только, мальчик «оно» или девочка, но совершенно неясно, русский это человек или, быть может, папуас с острова Бугенвиль (при всем уважении к добрейшим папуасам). Уму непостижимо, как же можно было так скоро и с такою бездумной расточительностью потерять свою идентичность, то бесценное и Богом данное, чем отличались и чем в веках запомнились всему человечеству наши предки - кстати, не самые плохие в мире люди. Загадка. Но не будем о грустном.


 

Встретив «родную душу» в столь неожиданном месте и в столь неподходящее для паломничества время, «земляки» сразу же расположились ко мне как-то особенно просто и по-родственному участливо, что, впрочем, на чужбине случается часто. Пользуясь тем, что я уже долго жила в монастыре и успела много чего узнать интересного, «наши» не упустили возможности засыпать меня всевозможными вопросами, а в итоге упросили матушку отпустить с ними в монастырь Херувимов - тот самый, за облаками, на который каждый день я любовалась из окна своей келии.

 

Наши защитники

Расположенный среди горных вершин на самом высоком пике гряды Каламун, Шерубим величественно возвышается над Дамаском и его окрестностями. Рассказывали, что в хорошую погоду отсюда открывается потрясающий вид на площадь радиусом в 100 километров: на Замок Баальбек, Хавранскую долину, дорогу, ведущую в Альтанайа и Алькарьятейн, на деревушки и города Тальфита, Сиднайский Майарат, Бадда, Кубр, Хафир, Хале, Ранкаус, и другие долины. Здесь взгорья и живописные поселения сверкают, как бриллианты, равнины утопают в зелени, а воздух настолько разряжен и полон сладкого жасмина, что с непривычки кружится голова.

Взобравшись на прилегающую к монастырю гору и встав у основания огромного каменного креста, мы увидели извивающуюся вниз по южному склону дорогу с обрамляющими ее столбами, виноградниками и расположенными по обеим сторонам уютными кафе, специально обустроенными для пикников под открытым небом.

На юге красовался католический монастырь святого Фомы в Мар Тума, основанный в честь первого апостола, проповедавшего святое Евангелие в местности Каламун. Он представляет собой элегантное сооружение в римском стиле. Величественное здание позади монастыря - летняя резиденция католического патриарха и главное место ежегодных синодальных заседаний; иногда здесь проводятся конференции Вселенских Соборов - тех самых, о которых так неравнодушно отзывается большая часть православной России.

На другой возвышенности в середине Сайднайской равнины нам показали монастырь святого Христофора, на территории которого в новом здании живут православные священники. Затем церковь Святого Иоанна в Мар Йоханна, до войны это местечко славилось своими зрелыми винами, которые из кружек и бочонков когда-то пили еще наши праотцы.

Высокогорный монастырь Херувимов в Сайднае

Первое, что мы увидели, войдя во врата Херувимского монастыря, был построенный из больших камней и украшенный красивыми колоннами храм. Рядом величественно возвышалась четырехэтажная сводчатая башня, увенчанная каменным крестом. Боевые действия оставили свой разрушительный след на храмовой площади: она сплошь была разбита воронками от снарядов. Войдя внутрь, мы попали в просторный наос с двумя колоннами посередине и рядом специальных деревянных кресел для молящихся, алтарь скрывался за прекрасным каменным иконостасом, стены храма были украшены современными и старинными иконами, с потолка спускались бронзовые с хрусталем паникадила. Справа от алтаря находились раки, слева - ризница.

Шерубим

Сопровождающий сказал, что экскурсию для нас проведет монах - единственный насельник высокогорного Шерубим. Все разбрелись по храму кто куда. И вдруг, точно гром среди ясного неба, раздалось греческое пение Херувимской песни. Акустика в храме, нужно сказать, была просто отличная, а поэтому эффект оказался очень сильным. Все тут же обернулись на голос и увидели монаха Нулю - того самого, которого мы и ждали. Его открытое лицо светилось неземной радостью о Христе! Казалось, что монах всех нас очень давно знает и, сильно тоскуя в долгой разлуке, так возрадовался счастливой встрече, что у него никак не получается взять себя в руки.

- Скажите, святой отец, а правда, что в вашем монастыре можно увидеть херувимов? - спросила отца Нулю статная генеральша из нашей группы, начав знакомство по всем правилам дипломатических канонов.

- Правда, - последовал простой и радостный, без раздумий, ответ.

 Мотор! Начали

- Ну, во-первых, «святые отцы» это у католиков, - обратился к генеральше ее пожилой и, по-видимому, более «продвинутый» в вопросах религии коллега, - а во-вторых, неужели вы не видите, N, что один из «херувимов» стоит сейчас прямо перед вами? - указывая на монаха, добавил он.

При этих словах лицо Нули вспыхнуло, как у юной девушки после первого поцелуя. «Настоящий!» - как молния пронеслось у меня в голове, и с того момента я лишь утверждалась в этом своем первом впечатлении. Монах и вправду был каким-то особенным.

Чтобы узнать больше о монастыре, мы поднялись по каменной лестнице, ведущей к огромному монументу. Здесь на вершине горы Херувимов в октябре 2013 года была установлена бронзовая скульптура Христа «Я пришел спасти мир», созданная по благословению Антиохийского и Московского Патриархов. Высота статуи, которую отливали в Армении, с постаментом - 39 метров, что чуть выше знаменитой скульптуры Христа в Рио-де-Жанейро. Композиция с образом благословляющего Спасителя в центре видна из Ливана, Иордании, Палестины и даже Израиля, она была призвана принести в регион, охваченный пожаром войны, мир, взаимопонимание и надежду на общее спасение. Однако именно ее в самом начале войны и попытались уничтожить террористы.

Отец Нуля увлеченно рассказывал о том, что, когда Константин и Елена нашли в Элии Капитолине древо Честного и Животворящего Креста Господня, то здесь, на горе Шерубим, воины разожгли один из самых огромных сигнальных костров, чтобы известить о священной находке всему христианскому миру. С тех самых пор и вплоть до наших дней в Сирии существует традиция: на праздник Креста возжигать на горах костры, да и вообще всяческие иллюминации, подсветки и салюты в православной Сирии - явления типичные и всеми любимые.

Сайднайя считается миниатюрной копией православной Сирии, объяснял отец Нуля, а на территории Шерубим сосредоточена вся ее древняя, дохристианская история: здесь в горах много пещер, в которых жили еще солнцепоклонники.

Последние раскопки, проходившие в Шерубим в середине прошлого века, обнаружили прорубленные в скалах к северу и востоку от главного монастырского храма древнейшие пещеры. Странным оказалось то, что каждая из них образует нечто вроде созвездия: большая центральная пещера, с каждой стороны которой прорублены маленькие. Некоторые из пещер оборудованы среднего размера углублением в центре, возможно, для того, чтобы давить виноград и настаивать вино.

- В любом случае исследователями доказано, - продолжал оказавшийся прекрасно образованным и отлично ориентирующимся в истории древней Сирии отец Нуля, - что наши предки жили группами в этих и других пещерах.

Монах рассказал, что монастырь Херувимов строился, скорее всего, в различные эпохи: первые его постройки относятся ко времени гонений на христиан, когда храмы вырубались в скалах. Затем, между IV и VII веками были возведены наружные постройки. Строительство монастыря было, в основном, завершено в 527-565 годах, во время правления императора Юстиниана. В этот же самый период было завершено и возведение Сайднайского монастыря Пресвятой Богородицы. В те времена священники жили в наземных постройках, а отшельники и монахи - в пещерах и гротах вокруг монастыря.

В книге «Удивительные открытия, которые изменили древнюю историю Дамаска» исследователь Ахмад Хасан Сабано пишет, что на разных этапах истории решающим фактором для поселений в районе Дамаска был доступ к пресной воде. На первом этапе (10000-5000 до нашей эры) люди селились в горах на высоте 2000 метров над уровнем моря в районе Йабруда. Второй этап начался в Маалюле и прилегающей местности, затем в Сайднае (7000 до нашей эры). Четвертый этап стал свидетелем сельскохозяйственной революции, произошедшей в расположенных к востоку от Дамаска долинах, известных теперь как Баб Тума и Баб Шарки: сюда переместились люди, оставившие свои жилища в скалах. Пятый этап начался с иммиграции аморитов и ханаанитов, которые и построили ханаанейский Дамаск.

Сабано пришел к выводу, что пещеры Херувимского монастыря могли служить жилищем доисторических людей. Эту догадку косвенно подтверждали изделия из базальта, в большом количестве найденные здесь и использовавшиеся в быту самых ранних человеческих общин.

 Монах Нуля в кафоликоне монастыря Шерубим

С распространением христианства в Сирии в первом веке нашей эры и с принятием христианства жителями Каламуна, пещеры стали использоваться первыми исповедниками, подобными апостолу Фоме или святой Фекле, которые укрывались в них от преследовавших их иудеев и языческих Римских властей.

Пещеры служили христианам убежищами вплоть до победы императора Юстиниана над его соперником Максимом: став императором, в 313 году, Юстиниан издал Миланский указ, который легализовал христианство. Начиная с середины IV века, христиане начали возводить церкви и монастыри уже на поверхности земли. Таким образом, историки допускают, что Херувимский монастырь и другие монастыри Сайднаи были построены именно в тот период.

В книге исследователя древности Асада Рустама отец Нуля прочитал, что священники жили в Херувимском монастыре до середины XVIII века. Двое или трое из них, достигнув преклонного возраста, ушли доживать свой век в Сайднайский монастырь Пресвятой Богородицы. Шерубим пришел в запустение: время и набеги грабителей превратили его в руины. До сих пор так и неизвестны причины, по которым насельники покинули свой монастырь, после чего он пал жертвой контрабандистов и охотников за артефактами, которые вывезли из него все, включая камни.

- Отдадим должное реставраторам монастыря, - говорил отец Нуля, - которые воссоздали восточную пещеру Шерубим, место молитвы и богослужения наших предков. Сейчас у пещеры именно тот вид, в каком она была сооружена много веков назад, в ней можно почувствовать торжественную обстановку древнего священнодействия.

По словам монаха, эта древняя гробница, источающая Божественную благодать, самая главная святыня Шерубим. К живой летописи подвижнической жизни монастыря мы спустились по крутой цементной лестнице. Свежеоштукатуренные стены были украшены иконами, в центре - большая купель, железные врата вели на восток в вырубленную в скале древнюю пещеру. Здесь нас попросили снять обувь, и мы ступили в освещенное свечами, наполненное тайнами истории пространство, вдохнули аромат благодати и, забыв о внешнем мире, погрузились в мир благоговейной святости.

Монастырь нуждался в восстановлении, и многие люди откликнулись на призыв

 Шерубим

Настоятелем монастыря Херувимов в наши дни является архимандрит Иоанн Аль Телли (с которым мне ещё предстоит познакомиться), он же - настоятель монастыря святого Георгия в Сайднае: добросердечный, набожный, образованный человек, прекрасный администратор, который смог за десятилетия превратить монастырь из всеми забытой пустыни в место паломничества многих христиан и туристов. Однако изначально Шерубим был причислен к Сайднайскому женскому монастырю и считался его скитом. Поэтому первая финансовая помощь от жертвователей пришла, благодаря ходатайству настоятельницы Сайднайского монастыря матушки Екатерины Абу Хайдар, которая приложила немало усилий ради восстановления высокогорной обители.

В 1945 году после посещения Шерубим она сказала: «Я видела построенные из больших камней стены, мозаичный потолок и линию колонн, украшенных рельефами виноградной лозы с гроздьями. Постепенно, то немногое, что осталось от монастыря, начало стремительно ветшать и разрушаться, буквально на глазах. Помню, там был огромный камень с изображенными на нем четырьмя херувимами дивной работы. Позже он исчез. Затем исчезли и большие барельефы с высеченными латинскими текстами. Мы теряли Шерубим! И вот тогда Господь сообщил мне Его святую волю, что пора положить конец разграблению святыни и начать восстановление монастыря. Мы преступили к работе, представлявшейся на тот момент невозможной».

Как говорит известная арабская пословица, тысячемильное путешествие начинается с первого шага. Но когда, как и откуда начинать движение? Об этом знает лишь Бог.

- В нашей истории мечта воплотилась в жизнь, благодаря одному мимолетному взгляду! - продолжал свой рассказ отец Нуля. - Но могут ли мечты, подобные этой, сбываться так быстро? Сколько нужно духовных усилий и средств на их воплощение, если эти мечты призваны создать не просто копии, бездушные музейные экспонаты, но живое пространство, точный слепок с реальной жизни наших далеких предков? Монастырь нуждался в восстановлении, и на то была Божия воля - многие люди со всего мира откликнулись на призыв о помощи.

Пещеры и гроты нужно было освободить от залежей грунта - выкопать их снова. Камни, украденные или разбросанные на огромной площади, следовало собрать, придать им былую форму и вновь поместить на их прежние места. Но главное, нужно было так много и так усердно молиться.

Проблемой оказался и архитектурный проект - не было четкой идеи о форме монастыря. Ситуацию спасли изыскания филологов, которые обнаружили, что древний историк Букок в одной из своих книг коротко замечал, что дер Шерубим «...выглядит, как церковь в Мар Тома». Элементы головоломки встали на свои места: церковь Мар Тома находится недалеко от Херувимского монастыря и сохранилась неповрежденной.

Но как поставлять материалы для восстановления и вывозить грунт из раскопов? Монастырь находится высоко в горах, далеко от дорожных инфраструктур - добраться до него можно лишь по горной грунтовой дороге. Сама земля подобна камню, сухая и безжизненная, - как ее копать? Пересох даже источник пресной воды, некогда становившийся бурным потоком в сезон дождей. Реставраторы день и ночь ломали головы в поисках решений. Наконец, в 1981-1982 годах исследования были завершены, планы согласованы и архитектор Маконс начал долгожданное восстановление.

Уже осенью 1984 года в храме состоялась первая служба: он был освящен его Святейшеством архиепископом Игнатием II Хазимом при большом стечении жителей Сайднаи и гостей.

Храм был восстановлен чудесным образом и в кратчайшие сроки, но все еще не было артерии, которая вдохнула бы в него жизнь и свет: монастырь нуждался в дороге, которая связала бы его с миром. С помощью местных властей и при непосредственной поддержке Муниципалитета по делам провинции, от монастыря Пресвятой Богородицы до Херувимского была построена семикилометровая дорога с линией электропередачи, которая была торжественно открыта осенью 1986 года.

Но на этом работы не остановились. Началось благоустройство прилегающих территорий и сада. Почва вокруг монастыря была удобрена и засажена различными видами деревьев, была пробурена 350-метровая скважина, и в монастыре вновь зажурчала вода, наполняя два маленьких резервуара и двигаясь дальше по ирригационным системам, чтобы напитать некогда бесплодную почву и превратить ее в зеленый оазис.

Позже был построен прекрасный гостевой дом, который сейчас оказался сильно поврежден снарядами. Пятиэтажная главная часть паломнического корпуса выполнена в форме пирамиды из огромных древних камней. Здесь размещались прекрасно оборудованные номера с балконами, ресторан, гостиная, комнаты для монашествующих, на двух этажах в пристройках были предусмотрены большие комнаты для приема молодежных православных организаций. Отец Нуля рассказывал, что до войны к ним приезжали тысячи паломников со всего мира.

Чтобы оценить масштабы постигших монастырь военных разрушений, монах предложили нам подняться на крышу гостевого дома, и его улыбающиеся глаза в ту же секунду наполнились слезами...

Продолжение следует

Прихожанин 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Андреевна Мономенова
Олег вещий!
Сегодня Олегу Ивановичу Фомину 85 лет
30.06.2025
Вселенский Феникс
Косвенные признаки объединения масонов на открытии Нотр-Дам в Париже
31.12.2024
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Пора перенимать опыт Александра Первого и Сталина
26.12.2024
Когда Катехон молчит
Осталось всего пять месяцев до запрета православия на Украине
19.12.2024
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Почему бы русским не предложить миру модель «христианского глобализма»?
13.12.2024
Все статьи Мария Андреевна Мономенова
Цветные революции
«В первичном протестном бульоне закипает революция»
Сербские протесты: романтики, фанатики, проходимцы
29.01.2025
Лекала государственного переворота, или Как
хотят утопить «Грузинскую мечту»
07.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от р.Б.Алексий
06.07.2025 21:02
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Константин В.
06.07.2025 19:28
Зачем нужен Ленин в Мавзолее, а «железный Феликс» на Лубянке?
Новый комментарий от Константин В.
06.07.2025 18:02
Опасное шоу вокруг мавзолея на Красной площади
Новый комментарий от наталья чистякова
06.07.2025 17:53
Фильм «Мумия» и страсти по Мавзолею
Новый комментарий от Алексей Ощепков
06.07.2025 17:26
Как повысить демографию в стране?
Новый комментарий от Vladislav
06.07.2025 17:12